Образование

Найдено 46 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Образование
процесс и результат обучения, воспитания, развития, а также самообучения и самовоспитания.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Образование
процесс усвоения знаний, обучение, просвещение, а так же совокупность знаний, полученных в результате систематич. обучения.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Образование
специальная сфера социальной жизни, созидающая внешние и внутренние условия для развития индивида в процессе освоения ценностей культуры.

Источник: Педагогический глоссарий

Образование
обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося.

Источник: Справочник методиста. ч. 1

ОБРАЗОВАНИЕ
1. Организованный процесс целенаправленных передачи и приобретения систематизированных знаний, умений, навыков, качеств и нравственных ценностей. 2. Результат осуществленного процесса образования.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

Образование
приобщение к культуре общества, в ходе которого человек овладевает определенной системой научных знаний, приобретает умения и навыки, планомерно изучает и усваивает опыт, накопленный человечеством в той или иной области.

Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии

Образование
целостный процесс становления и развития личности; процесс принятия личностью нравственных ценностей; усвоение профессиональных знаний,умений, навыков, норм поведения; процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

Образование
целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) [30, с. 3].

Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014

ОБРАЗОВАНИЕ
(Еducation) – получение систематизированных знаний и навыков, обучение и просвещение; совокупность знаний, приобретенных в результате обучения; отрасль народного хозяйства (социальной сферы) (Мордовская А.В., Панина С.В., Макаренко Т.А. основы профориентологии: учебное пособие для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – С. 131).

Источник: Гендерные аспекты образования. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.

ОБРАЗОВАНИЕ
процесс и результат усвоения знаний и развития умственных способностей. Образование обращено к интеллекту и дает человеку возможность сформировать систему знаний о мире. В связи с этим важно содержание образования: какие знания должны входить в него; чем руководствоваться при их отборе; как сделать механизм трансляции знаний более эффективным.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

ОБРАЗОВАНИЕ
(как результат) - процесс овладения определенной системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития умственно-познавательной и творческой деятельности личности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Образование
процесс и результат освоения определенных обществом уровней культурного наследия, овладения учащимися системой знаний, навыков и умений, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей; педагогически организованный процесс передачи накопленной людьми культуры и связанный с ним уровень индивидуального развития.

Источник: Военная педагогика

Образование
процесс овладения социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру. Общая переориентация сути образования изменила и понимание образованности как развитости разнообразных способностей системного характера и высокой степени их продуктивности, а не многообразие и объем предметно-профессиональных навыков.

Источник: Словарь-справочник работника системы дополнительного образования детей

Образование
процесс и результат становления «образа» человека, т.е. его личности на базе усвоения культуры и накопленных человечеством опыта, знаний о природе, обществе, человеке и его деятельности в специально организованном педагогическом процессе или самостоятельно (самообразование). Как процесс включает в качестве ведущих компонентов обучение, воспитание, развитие, здоровьесбережение, социальную адаптацию.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ОБРАЗОВАНИЕ
Высшая ступень познавательных функций воспитания, это процесс овладения теоретически обоснованной системой знаний, умений и навыков в специально организуемой учебной деятельности под целенаправленным воздействием со стороны других людей (преподавателей) или самого человека на себя (самообразование). Образование может быть общим и специальным. (ИвановИ.П. Звено в бесконечной цепи.— Рязань, 1994.— c.20)

Источник: Педагогика общей заботы: понятийный аппарат

ОБРАЗОВАНИЕ
целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, что удостоверяется соответствующим документом.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

ОБРАЗОВАНИЕ
1) целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства [50, c. 508]; 2) синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, взросления и социализации; 3) процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей [57; 62].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ОБРАЗОВАНИЕ
специальная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития индивида (ребенка и взрослого в их взаимодействии, а также в автономном режиме) в процессе освоения ценностей культуры. Образование есть поэтому синтез обучения и учения (индивидуальной познавательной деятельности), воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации. Метафорически образование определяемо как творение образа ЧЕЛОВЕКА в индивиде.

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

Образование
процесс и результат обучения и воспитания, характеризующийся усвоением субъектом знаний и умений, нравственно- эстетических категорий и норм, готовностью личности к творческой профессиональной деятельности и ответственной жизни в обществе. Образование – дидактическая и культурологическая категория: осуществляется в процессе достижения частичной и глобальной дидактической цели, с учетом ее основных составляющих: учебной, развивающей и воспитательной, и результатом его является общий культурный уровен ь человека. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

Образование
1) процесс и результат усвоения определенной системы знаний в интересах человека, общества и государства; 2) специально организованная в обществе система условий и учебно-образовательных, методических и научных органов и учреждений, необходимых для развития человека; 3) процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни; 4) многообразная личностно-ориентированная деятельность, обеспечивающая самоопределение, саморазвитие и самореализацию человека, становление, развитие, рост самой личности как таковой.

Источник: Словарь-справочник по методике преподавания изобразительного искусства 2004

Образование
процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Служит необходимым условием подготовки человека к жизни в обществе, к профессиональной и трудовой деятельности. Основной путь получения О. — обучение в учебных заведениях под РУКОВОДСТВОМ педагогов. Кроме того, значимым оказывается самостоятельное совершенствование человека в различных областях знаний (самообразование). Уровень О. обусловливался требованиями производства, общественными отношениями, состоянием науки, техники и культуры.

Источник: Основные понятия. Педагогические технологии

Образование
усвоенная субъектом учения система элементов объективного опыта человечества, необходимая для успешного осуществления деятельности в избранной сфере общественной практики и признаваемая обществом в качестве определенного уровня развития индивида и его подготовки для деятельности в этой сфере. Ключевым словом этого определения является слово «система». Образование предполагает усвоение не простого набора элементов объективного опыта человечества, а такой системы этих элементов, которые в своей совокупности придают субъекту новое качество, не возникающее при усвоении каждого элемента.

Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы

Образование
(education) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Источник: Качество образования словарь для студентов 2 курса отделения социальной педагогики.

Образование
целенаправленный процесс воспитания и обучения человека в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Образование как процесс – освоение в образовательных учреждениях, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений; как результат – достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений; как система – совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007

ОБРАЗОВАНИЕ
1. Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися установленных государством образовательных цензов; в сфере образовательных технологий – система знаний и ценностных отношений, практических навыков и умений, формирующихся в процессе обучения как результаты личностного, социального и профессионального развития; 2. Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Образование
есть относительный результат процесса обучения, выражающийся в формируемой у учащихся системе знаний, умений и навыков, отношений к явлениям жизни. Вместе с тем образование представляет собой и процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного обладания новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим процессом. Образование – не только сумма знаний, но и основа психологической готовности человека к непрерывности в накоплении знаний, их переработке и совершенствованию. Функции обучения – вооружение детей знаниями, умениями и навыками; формирование мировоззрения; функция общего психологического, интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей в процессе обучения; функция по формированию в детской личности основ духовной жизни – духовных потребностей, эмоционально-волевой и действеннопрактической сфер; профориентационная функция обучения.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

ОБРАЗОВАНИЕ
Процесс и результат усвоения знаний, навыков, умений. Основной путь получения О. – обучение в системе различных учебных заведений. Существенную роль в усвоении знаний, умственном развитии человека играют также самообразование, участие в общественнотрудовой деятельности. В зависимости от характера подготовки к жизни и труду различают общее О. (начальное и среднее) – дает знания, навыки, необходимые каждому человеку независимо от будущей специальности, профессии, и специальное О. – дает знания, навыки, умения, необходимые работнику определенной профессии и определенного уровня квалификации. В О. объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие готовность личности к выполнению социальных и профессиональных ролей. В ходе получения О. индивид осваивает систему ценностей, знаний, навыков и умений, соответствующих его интересам и общественным ожиданиям. В современной России утверждается личностно-ориентированная модель О., опирающаяся на национальные и мировые исторические традиции, а также на учет возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ОБРАЗОВАНИЕ
педагогически организованная социализация, осуществляемая в интересах личности и общества. О. объединяет обучение и воспитание, обеспечивающие культурную преемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных и профессиональных ролей. Рассматривается как система, процесс, результат и проявление.
а) как система – совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием;
б) как процесс – освоение человеком в условиях образовательного учреждения, либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений;
в) как результат – характеристика достигнутого уровня человеком в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений;
г) как проявление – характеризует своеобразие человека, проявляющего свою компетенцию (знание, умения, навыки, уровень культуры) в определенной сфере, в том числе и профессиональной.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Образование
это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государственных уровней – цензов (Закон «Об образовании»); процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков в ходе обучения; уровень умственного развития личности и ее профессиональной квалификации; система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый; социокультурный институт, способствующий экономическому, социальному и культурному функционированию и совершенствованию общества посредством специально организуемой целенаправленной социализации и инкультурации отдельных индивидов. Образование рассматривается как процесс, результат и система: как процесс освоение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений; как результат – характеристика достигнутого уровня в освоении знаний, умений,навыков, опыта деятельности и отношений; как система – совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ОБРАЗОВАНИЕ
обретение человеком качественной определённости его бытия, физического, интеллектуального и духовного состояния. Качество образования детерминировано социальными условиями жизни человека, его бытием. Для каждой исторической эпохи характерно своё качество, своё содержание и форма, своя сущность образования. В общенаучных понятиях суть образования можно выразить следующим образом: образование есть обретение человеком осознанной самостоятельности в освоении пространства и времени человеческой жизни, её прошлого, настоящего и будущего. Повышение степени осознанной самостоятельности человека в филогенезе — объективная историческая тенденция образования. Образование осуществляется в процессе труда, учения, активного отдыха, участия в общественной жизни. Различают формальное и неформальное образование человека. Формальное происходит в специально созданных для этой цели учреждениях, неформальное — в свободном от образовательных (дисциплинарных) учреждениях пространстве. Социализация — одна из составляющих неформального образования. Характерной чертой современности является возрастание роли неформального образования и, соответственно, уменьшение значения формального образования в становлении человека существом социальным. Основой дальнейшей классификации видов образования являются его цель, задачи и смысл. В.М. Кондратьев

Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.

ОБРАЗОВАНИЕ
1) процесс и результат усвоения определенной системы знаний в интересах человека, общества и государства, сопровождающиеся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (цензов). О. получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т. е. приобретение системы знаний самостоятельно; 2) специально организованная в обществе система условий и учебно-образовательных, методических и научных органов и учреждений, необходимых для развития человека; 3) процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом; 4) многообразная личностно ориентированная деятельность, обеспечивающая самоопределение, саморазвитие и самореализацию человека в динамичнойсоциокультурной среде; становление, развитие, рост самой личности как таковой; 5) формирование образа мыслей, действий человека в обществе; создание человека в соответствии с его качеством, мерой, сущностью, раскрываемой в каждый конкретный исторический отрезок до определенного уровня (Н. П. Пи-щулин).

Источник: Педагогический словарь

Образование
комплексное педагогическое явление, интегрирующее в себе обучение, воспитание и целенаправленное развитие человека как личности. Существует несколько принципиально различающихся, но взаимодополняющих (классических и новационных) теорий образования. Наибольшую известность среди них получили: дидактика, теория фасилитирующего образования, онтодидактика, эдукология и некоторые другие недидактические теории, которые следует рассматривать не как альтернативные, но дополняющие друг друга (согласно общенаучному принципу дополнительности Н. Бора). В связи с этим актуализируется решение задачи формирования метатеории образования – на основе упреждающей разработки ее метаязыка. На пути разработки такой метатеории находится появившаяся 15 лет назад эдукология, важнейшей задачей которой является устранение неадекватности и даже противостояния «советской педагогики» и педагогики, культивируемой в капиталистических странах. До сих пор даже не идентифицирован их понятийный аппарат, из-за чего возникает немало конфузов при переводах, например, при использовании таких основных понятий педагогики, как обучение, учение, научение, воспитание, образование. Более того, и в самой отечественной педагогике (теории и практике ее) существуют десятки различных толкований этих понятий. Образование как система обозначается в зарубежной педагогике термином education.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Образование
неотъемлемая и в то же время относительно обособленная часть системы образования в целом. Приоритетная задача О. - обеспечить человека комплексом знаний и умений, необходимых для его полноценной жизни в современном динамически изменяющемся обществе. О. призвано помочь человеку адаптироваться к этим изменениям, сохранить и приумножить свои духовные и жизненные силы, свой творческий потенциал О. – это создание условий каждому для выращивания творческого потенциала. О. должно способствовать развитию всех видов творческой деятельности. О. XXI века предполагает устойчивое развитие, развитие в интересах человека. О. неисчерпаемо и незавершаемо. Оно обеспечивает способность человека к самореализации, т.е. действенному участию в созидании окружающего мира, помогает критически оценить себя с точки зрения соответствия общественным требованиям. Одновременно О., обеспечивая наиболее полное многостороннее развитие интеллектуальных и духовных возможностей, в известном смысле творит личность. Развитие и О. ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Всякое образование есть самообразование, оно непрерывно и тем результативнее, чем осознаннее. Развитие творческого потенциала проявляется через осознание необходимости в этом, через формирование убежденности в этом, через упражнение в способности к этому, что и составляет сущность самообразования.

Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь

ОБРАЗОВАНИЕ
целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Ведёт к овладению ценностями культуры и нравственно-эмоционального отношения к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности, сохраняющими и развивающими духовные и материальные достижения человечества. Целью образования является всестороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, развитие ее талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан, способных к сознательному общественному выбору, обогащение на этой основе интеллектуального, творческого, культурного потенциала народа, повышение образовательного уровня народа, обеспечение народного хозяйства квалифицированными специалистами. Образование в соответствии с интересами и способностями личности относится к фундаментальным правам человека. Для удовлетворения образовательных потребностей действуют системы образования – совокупность преемственных образовательных программ и официальных стандартов общего и профессионального образования, реализующих их государственных и частных образовательных учреждений, а также соответствующие органы управления. Образование может быть получено также путём самообразования. (Современная энциклопедия [Электронный ресурс]. – 2000. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ enc1p/33714; Про освіту [Електронний ресурс] : Закон України від 05.09.2017 р. № 2145-VІII // Законодавство України : [сайт]. – Режим доступу: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/2145-19). В. В. Ильченко

Источник: Глоссарий экономики образования. Нар. укр. Акад. 2017

Образование
историко-культурный феномен человеческой жизни, обозначающий способность общества обеспечивать развитие человека в соответствии с его божественной природой. Это путь и средство приведения человека биологического к образу Творца, т.е. его обожение. Образование носит абсолютный характер, абсолютно ценностно, равно ценности человеческой жизни. Государство, давая плохое или ложное образование своим гражданам, деградирует, разрушается. Оно создает дух народа, порождает социальную жизнь, определяет экономическую. Улучшение всех сторон жизни народа возможно только через образование. Такое широкое определение образования включает в себя частные. Образованием называем весь комплекс общественных институтов (детский сад, школа, училище, вуз и др.), предназначенных для передачи опыта духовной и материальной жизни одного поколения другому и воспитания человека как субъекта культурно-исторического процесса. Деятельность образовательных учреждений обеспечивает взаимную адаптацию человека, общества и государства, а также безопасность последнего. Через образование увековечивается духовно-нравственный опыт народа. Образованием также называется непосредственно сам процесс воспитания и развития граждан в соответствии с установленными государством концепциями, моделями, стандартами. Наконец, образование есть и процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений и одновременно его результат, т.е. сформированный личный опыт. В церковном календаре есть праздник «Образов-день» (29 августа по новому стилю). В основе его лежит событие тысячелетней давности о перенесении иконы Нерукотворного образа Иисуса Христа в Константинополь.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ОБРАЗОВАНИЕ
в соответствии с Законом РФ «Об образовании» это — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). По МСКО ЮНЕСКО (Международная стандартная классификация образования) термин «образование» включает в себя все виды целенаправленной и систематической деятельности, осуществляемой в целях удовлетворения образовательных потребностей. Подразумевается, что под образованием понимается организационный и устойчивый процесс коммуникации, порождающий обучение. Итак, образование есть прежде всего относительный результат процесса обучения, выражающийся в формируемой у обучающихся системы знаний, умений и навыков, а также процесс воспитания, самовоспитания, влияния, т. е. процесс формирования облика человека; при этом главным является не объем знаний, а соединение последних с личными качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями. Обычно говорят об общем образовании, которое дается в школе, и о специальном образовании (напр., научном, музыкальном, техническом). Специальные и профессиональные знания могут рассматриваться как образование в подлинном смысле этого слова только в том случае, если они связаны с общим образованием. Цели образования, точно так же как и требуемый им уровень знания, могут быть различными в зависимости от характера культуры, национальных особенностей, географической и социальной среды и претерпевать исторические изменения (дворянское образование, буржуазное образование, утилитарное, гуманитарное, политическое и др.). Образование как защита против сил, обезличивающих человека, в демократическом обществе стало вопросом жизни как для отдельных людей, так и для всего общества в целом. Понимание этого вопроса вызывает развитие движения за народное образование.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ОБРАЗОВАНИЕ
процесс и результат приобщения обучающихся к опыту предыдущих поколений, происходящего посредством усвоения научных знаний – понятий, познавательных умений, ценностных ориентаций. Ведущую роль в осуществлении О. имеют обучение и воспитание. О. предполагает систему учреждений (школа, вуз и т.д.), реализующих задачи общего и профессионального О. и обеспечивающих преемственность его этапов.
Совершенствование О. состоит в переосмыслении с учетом запросов общества целей, требований к процессу и результату (образованности учащихся), в появлении новых типов образовательных учреждений. В современных условиях О. совершенствуется в соответствии с принципами гуманизации, демократизации, вариативности, непрерывности, региональности и др.
Цели и способы О. трансформируются: от простой передачи знаний и умений к обеспечению понимания, целостной картины мира и глобальных законов развития цивилизации, к овладению обобщенными способами учения и самообучения, методами творческого мышления и анализа нестандартных ситуаций, преобразования действительности; от усвоения обучающимся жестких социальных норм и стандартов к учету требований социума при формировании способности человека к самореализации и раскрытию своей уникальности, к усилению активности субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов, общества, семьи). Плюрализм целей О. предполагает создание образовательных учреждений нового типа.
Акмеология как наука изучает и выявляет роль разных этапов и форм О. в достижении человеком профессионализма деятельности и зрелости личности. Акмеология как учебная дисциплина включает разделы, направленные на изучение обучающимся основных характеристик человека как профессионала, личности, а также на формирование обучающегося как субъекта осамобразования, процесса своего развития и достижения вершин профессионального и личностного развития.

Источник: Акмеологический словарь

ОБРАЗОВАНИЕ
один из социальных институтов в системе общественного разделения труда, ориентированный на выполнение двух специфических задач: превратить имеющийся в обществе социально-культурный опыт в достояние всех его членов в той мере, в какой они в нем нуждаются для полноценной и приносящей удовлетворение жизни; сформировать у человека способность к обогащению имеющегося опыта собственным вкладом. Термин О. употребляется в четырех различных значениях: 1) совокупность учреждений, выполняющих определенные части вышеназванных задач и образующие систему образования; 2) передача, освоение и обогащение социально-культурного опыта, воплощенные в образовательном процессе; 3) образованность, воплощенная в установках, знаниях, умениях и понимании, сложившихся в ходе учебной деятельности и рассматриваемых в ракурсе их применения для выполнения познавательных и практических задач; 4) уровень образования, подтверждаемый наличием документа об окончании начального, среднего или высшего учебного заведения. По характеру знаний различают общее О. и профессиональное. В зависимости от объема знаний и умений общее и профессиональное образование бывает разного уровня. В РФ законодательно установлены следующие уровни образования (образовательные цензы): 1) основное общее образование; 2) среднее (полное) общее образование; 3) начальное профессиональное образование; 4) среднее профессиональное образование; 5) высшее профессиональное образование; 6) послевузовское профессиональное образование. Получение гражданином образования (и определенный образовательный ценз) удостоверяется соответствующим документом (аттестатом, дипломом, свидетельством и т.д.). Образование – это образ своего «Я», коллег, окружающего мира, образ Человека, его лик, Личность /д. псих. наук В.П.Зинченко/. Образование взрослых – это процесс целенаправленного воспитательного и учебного воздействия на граждан, формирующий у них компетентность, способность и готовность выступать в качестве субъекта деятельности.

Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи

ОБРАЗОВАНИЕ
специальная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития индивида (ребенка и взрослого в их взаимодействии, а также в автономном режиме) в процессе освоения ценностей культуры. Образование есть поэтому синтез обучения и учения (индивидуальной познавательной деятельности), воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации. Метафорически образование определяемо как творение образа ЧЕЛОВЕКА в индивиде.
Цели образования – развитие индивида, сообщества и в глобальном плане – сохранение и развитие культурных и цивилизованных форм жизни – достигается посредством освоения индивидом различных форм деятельности.
В обучении и самостоятельно осуществляемом учении осваиваются технологические навыки, приобретаются знания. В воспитании и самовоспитании принимаются традиционные и вырабатываются собственные системы ценностей.
Воспитание в широком смысле есть процесс специально организованной передачи из поколения в поколение социально-культурного опыта и создание условий для проявления внутренней мотивации ребенка, В узком же смысле воспитание – это конкретная деятельность взрослого по включению ребенка в конкретные ситуации жизни сообщества, формирование условий для его внутреннего роста.
Все эти процессы неразделимы, именно поэтому в парадигме личностно-ориентированной педагогики образование рассматривается как многоуровневое пространство, как сложные процессы, создающие условия для саморазвития личности, которое является стержнем всех составляющих ОБРАЗОВАНИЯ (становления) ЛИЧНОСТИ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.
В данном контексте собственно обучение не может быть ведущей деятельностью в образовательных процессах (как это было в прежней парадигме), в каждой конкретной образовательной ситуации в зависимости от интересов и целей, которые ставят ее участники, содержательными становятся лишь те или иные составляющие, но при условии, если они развивают личность и индивидуальность и если созданы условия для саморазвития.

Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003

ОБРАЗОВАНИЕ
Определения:
- целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) [Закон РФ об образовании];
- процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков [4];
- процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества [56]. Современное определение с учетом реализации идеи непрерывного образования (образования в течении всей жизни): образование – это развитие жизненного опыта человека5. Как процесс и как результат. Слово «образование» происходит от корня «образ». Образование – это построение и развитие человеком своего образа окружающего мира и образа своего места, своей роли в этом мире. Субъект образования – обучающийся: в детском саду – воспитанник, в школе, в профучилище – учащийся, в колледже, в ВУЗе – студент, на курсах – слушатель, курсант и т. д.; и вообще любой человек любого возраста, занимающийся в учебном заведении, самообразованием и т. д. В соответствии с иерархической структурой личности образование включает в себя три компонента: воспитание, обучение, развитие. Иерархическая структура личности: Верхний этаж – направленность личности: мировоззрение, ценностные ориентации, убеждения, стремления и т. д. Второй этаж – опыт человека: знания, умения (компетенции), навыки, привычки. Третий этаж – психические процессы (или, синоним, высшие психические функции): интеллект (мышление, память, внимание), воля, эмоции, физическая (двигательная) активность. Соответственно, применительно к образованию как к развитию жизненного опыта (филос.) человека (см. Рис. 15):

- развитие направленности личности – это воспитание;
- развитие опыта – это обучение;
- развитие психических процессов – это развитие. Литература: [4, 36, 56].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

Образование
- традиционно под образованием принято понимать процесс и результат овладения человеком определенной системой знаний, умений и навыков, а также способами мышления, необходимыми для его полноценного включения в социальную и культурную жизнь общества и выполнения определенных профессиональных функций. В этом смысле справедливо утверждение, что образование является такой же жизнеобеспечивающей системой, как и общественное производство.
Однако образование нужно человеку не только в его практической, жизнеобеспечивающей функции. Оно необходимо ему для обретения смыслов, для духовной жизни, для творческой самореализации и самодетерминации в горизонте личности. Перефразируя Э. Фромма, можно сказать, что образование необходимо человеку не для того, чтобы иметь, а для того, чтобы быть, состояться как личности и жить достойно. Поэтому традиционное понимание образования как овладения учащимся знаниями, умениями, навыками и подготовки их к жизни в настоящее время переосмысливается и вытесняется более широким взглядом на образование как становление человека, обретение им себя, своего человеческого образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого потенциала. Образовать человека - значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, научить жизнетворчеству.
Образование - часть культуры, его виды и содержание отражают универсум культуры, а главная задача состоит в том, чтобы соединить поколения в общем культурном пространстве i обеспечить культурное самоопределение каждого человека, Образование сохраняет культуру и культурные традиции и выполняет опережающую функцию в социальном развитии, готовя учащихся к жизни в изменяющейся социокультурной среде. В качестве глобальных тенденций мирового образования исследователи отмечают его непрерывность (образование в течение всей жизни человека), массовость, ориентацию на удовлетворение потребностей и запросов личности, личносто-развивающий характер, усиление воспитательной компоненты. В контексте этих тенденций возник новый - личностно-ориентированный тип образования. В самом общем плане этот тип образования может быть охарактеризован как обеспечивающий развитие личности, поддержку ее индивидуальности, полноценное удовлетворение ее образовательных, духовных, культурных, жизненных потребностей и запросов, предоставляющий ей свободу выбора содержания и путей получения образования, а также способов самореализации в культурно-образовательном пространстве.

Источник: Глоссарий по педагогике.

ОБРАЗОВАНИЕ
1) как процесс — освоение системы ЗУНов, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений, в учебных учреждениях и в результате самообразования; 2) как результат — достигнутый уровень в освоении ЗУНов, опыта деятельности и отношений; 3) как система — совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.
Образование общее — образование, включающее три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее (1-4 класс), основное общее (5-9 классов), среднее (полное) общее образование (1011 классов).
Непрерывное образование — 1) целостная совокупность средств, способов, форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости личности; 2) явление образования, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому возможности реализации собственной программы его получения; 3) единая система, включающая общеобразовательную и профессиональную школу, высшие специальные учебные заведения, курсы повышения квалификации, переподготовки кадров, самообразование.
Структура непрерывного образования определяется как вертикальная сквозная и горизонтальная. Вертикальная сквозная структура обеспечивает интеграцию ступеней образования и поступательное развитие личности, а также преемственность ее общего и профессионального образования. Горизонтальная структура предполагает наличие разных образовательных структур: основных, дополнительных, государственных, негосударственных.
Самообразование — 1) процесс сознательного развития индивидом своих психических, физических, творческих сил, нравственных качеств, интеллектуальных и социальных способностей с целью «достроить» себя до идеального образа; движущие силЫ - осознание несовпадения «Я-идеального» и «Я-реального», преодоление недостатков через организацию поведения; 2) активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.
Образовательный ценз — определенный уровень образования, достижение которого удостоверяется соответствующим документом.
Образовательная модель — образовательная система, включающая в себя общие цели и содержание образования, проектирование учебных планов и программ, частные цели руководства деятельностью обучаемых, модели группирования учеников, методы контроля и отчетность, способы оценки процесса обучения.
Образовательная область — набор соответствующих учебных дисциплин и интегративных курсов, которые включены в учебный план общеобразовательной школы.
Образовательные программЫ - документы, определяющие содержание образования определенного уровня и направленности, включающие общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) программы.
Образовательный процесс — совокупность целенаправленного учебновоспитательного и самообразовательного процессов, направленных на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Образовательные учреждения элитарного типа — образовательные учреждения для детей, подростков, обладающих выдающимися способностями, одаренностью и прошедшие специальный отбор в эти учреждения.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

ОБРАЗОВАНИЕ
целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства, результатом которого выступают усвоение индивидом систематизированных знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру, достижение гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Основной путь получения образования — обучение в учебных заведениях, самообразование, культурно-просветительская работа, участие в общественно-трудовой деятельности. Центральная проблема- определение объема понятий "образование" и "воспитание ". Какое из них более широкое и может быть взято за исходное, родовое" По происхождению "образование" означает в первую очередь "знак, сущность" и лишь потом —"отражение, воспроизведение".
Соответственно "образовывать"-значит прежде всего "придавать вещи образ или сущность" и лишь затем –"копировать или воссоздавать первоначальный облик или образ"; "образование " обозначало также "творение", "изготовление ". В середине XVIII в. значение этого слова меняется от обозначения внешнего образа человека (и вообще живого существа) к представлению о "внутреннем образовании человека", самообразовании. Человеческая душа, благодаря воспитанию, поддается образованию как своего рода тело. Педагогическая деятельность внесла новый акцент в определение этого понятия; оно далее трактуется как учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в образовательных учреждениях (институтах) с помощью специальных программ, методов, целей в рамках определенного содержания образования. Рационально-технический, субьектно-обьектный, механический подход к образованию противоречил его классическому определению, в котором главный акцент ставился на самостоятельном развитии, внутреннем напряжении. Практическое решение этой проблемы видели в необходимости давать всем детям начальную общеобразовательную подготовку и только потом обучать какому-либо ремеслу. На деле осуществить такой подход оказалось возможным лишь частично. В результате такого обучения появился узкий слой "высокообразованных" академических профессий и установилась традиция, в рамках которой профессиональному обучению стали отказывать в "общеобразовательном" воздействии. В культурно-антропологическом аспекте понятие "образование" трактуется, с одной стороны, как часть культуры, обеспечивающая ее выживание, с другой стороны-как часть культуры, в которой человек воспитывается и которая оставляет свой отпечаток на его личности.
В обобщенном виде "образование " оценивается в качестве всеобщего, общенародного, отличающегося и от экономически мотивированного профессионального образования, и от элементарного, обязательного. При социологической постановке вопроса "образование" оказывается в близком соседстве с такими понятиями, как "индивидуальное самоуправление" (саморегулирование) или "стабилизирующее поведение". Наконец, в образовательно-экономическом аспекте "образование" становится "квалификацией ", подготовкой индивида к социальной и хозяйственной деятельности. В историческом плане вопрос остается открытым. С точки зрения педагогической политики образование рассматривается как наиболее широкое понятие, включающее цели, содержание, управление и организацию учебно-воспитательного процесса. Воспитание при этом рассматривается как подчиненное понятие, обеспечивающее наиболее эффективный способ получения образования. В связи с реформой образования и введением новых российских государственных образовательных стандартов именно образование стало предметом критики политических установок государства. Речь идет о попытках сформировать человека по некоторому образцу как носителя заданных культурных ценностей, члена общества с гарантированным внутренним механизмом поведения, человека, усилия которого направлены на получение социально выгодной квалификации, профессии, В качестве альтернативы выдвигается дидактическое требование разработки содержания, в значительной степени свободного от планируемых заранее целей. > Введение в школах России учебных стандартов, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников, утверждает необходимость соблюдения баланса между интересами государства и личности. Акцент, мы полагаем, должен быть поставлен на учет интересов личности, движение от федерального компонента стандарта к национально-региональному и школьному. Понятие "образование" имеет несколько аспектов, что нередко затрудняет его сравнение с понятиями "воспитание" и "обучение", которые тоже многоаспектны. В силу этого необходимо указывать реляторы (квалификационные признаки, на основании которых уточняется аспект анализа понятия). См. ОБРАЗОВАНИЕ (ДИДАКТИКА).

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ОБРАЗОВАНИЕ
в узком смысле – совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом в учебном заведении или путем самообразования. В более широком социальном контексте под О. понимают целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, главной целью которого является формирование свободной, образованной, имеющей целостное представление об окружающем материальном и духовном мире, творческой и моральной личности. О. – процесс и результат усвоения систематических знаний, умений и навыков, это синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития, взросления и социализации. Это последовательный, систематический и целенаправленный процесс усвоения содержания обучения, которое составляют обусловленные целями и потребностями общества знания, умения и навыки, профессиональные, мировоззренческие и гражданские качества, которые должны быть сформированы в процессе обучения с учетом перспектив развития общества, науки, техники, технологий, культуры и искусства.
- О. – один из показателей социального статуса индивида и один из факторов изменения и воспроизводства социальной структуры общества; социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщение его к культуре данной общественной системы. О. предопределяет не только знания, умения и навыки человека, но и его личностные качества, мировоззренческие и поведенческие приоритеты. Выделяют четыре основных содержательных аспекта понятия «образование»: как ценность, как система (институт), как процесс, как результат. Ценность образования состоит в единстве личностной, государственной и общественной составляющих. О. как система включает в себя различные по уровню и профилю государственные и негосударственные учебно-воспитательные организации и заведения, дошкольные и внешкольные учреждения, различные формы самообразования и другие звенья социальной системы общества. Основными функциями общества как системы являются: передача подрастающему поколению накопленных человечеством знаний; участие в процессах социализации личности, обеспечение преемственности социального опыта; усвоение ценности человеческой культуры; влияние на социальную мобильность и формирование социально-профессиональной структуры общества. В образовании как процессе передачи и усвоения знаний, умений и навыков и формирования разносторонней личности выделяют два взаимосвязанных структурных компонента: процесс обучения и процесс воспитания. О. как результат оценивается на индивидуально-личностном и общественногосударственном уровнях. На индивидуально-личностном уровне его результат обусловливается достижением обучающимся определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов) и удостоверением этого соответствующим документом.
- Уровни О. – полное всеобщее среднее и высшее, которое завершается присвоением определенной квалификации по результатам аттестации. На государственном уровне результат О. (эффективность функционирования системы образования) оценивается опосредованно на основе экономического, научно-технического и культурного прогресса страны. Различают: начальное, основное, среднее, высшее, общее и специальное (профессиональное) О.; техническое, гуманитарное, естественнонаучное. В условиях становления в Украине гражданского общества, правового государства О. становится важным фактором гуманизации социально-экономических отношений, формирования новых жизненных ориентиров личности. Государственная политика в сфере О. направлена на усиление роли местного самоуправления, активизацию участия родителей, опекунских советов, меценатов, общественных организаций, фондов, средств массовой информации в учебно-воспитательной, научно-методической, экономической деятельности учебных заведений, прогнозировании их развития, оценке качества образовательных услуг.
- В современной Украине утверждается личностно-ориентированная модель О., возвращение к национальным и мировым культурноисторическим традициям. Дошкольное, основное школьное, среднее и высшее О. все более нацеливаются на обеспечение новых поколений широкой общей подготовкой, дающей возможность овладевать различными специальностями, быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, (см. Образование непрерывное, Дифференциация обучения). Развитие системы О. планируется с учетом возможностей, предоставляемых новыми образовательными и информационными технологиями (Астахова Е. В. Трансформация современных функций высшего образования в современных условиях. – Х., 1999; Вища освіта: проблеми та перспективи розвитку. Другі академічні читання. – К., 1995; Журавський В. С. Вища освіта як фактор державотворення і культури України. – К.: Ін Юре, 2003; Освіта в Україні: в період політичної трансформації. – Education in Ukraine in the Time of Transition Discussion Paper. – Kyiv: IRE, 1997; Приватная высшая школа в объективе времени: украинский вариант / под общ. ред. В. И. Астаховой. – Х.: ХГУ «НУА», 2000; Поляков М. В., Савчук В. С. Классический университет. – К.: Генеза, 2004; Сидоренко О. Л. ПСидоренко О. Л. Приватна вища школа: шляхи України у світовому вимірі. – Х.: Основа, 2000). В. И. Астахова, Е. А. Подольская

Источник: Глоссарий современного образования.

ОБРАЗОВАНИЕ
процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества.
В О. объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие культурную преемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных и проф. ролей. В О. индивид осваивает систематизированную совокупность нравств. и культурных ценностей, соответствующих его интересам и обществ. ожиданиям.
О. в соответствии с интересами и способностями личности — одно из фундаментальных прав человека. Общезначимость культуры и нравств. ориентиров деятельности и поведения человека делают О. предметом интереса не только индивида, но также общества и гос-ва, к-рые активно влияют на О., поддерживая те или иные образоват. институты, определенные модели уч.-воспитат. процесса. См. также Система образования.
Особенность культурной преемственности в том, что социально ценные качества личности стихийно не формируются, но целенаправленно воспитываются "и развиваются. Многообразие отраслей и направлений деятельности человека в обществе, интеллектуальная насыщенность совр. квалифициров. труда и сложность осваиваемых пластов культуры требуют соответствующей организации О.
В О. непосредств. бытие человека соединяется с культурой, осмысляется и упорядочивается в системе худож. образов, нравств. категорий и науч. понятий, социально одобряемых образцов поведения и т. п. Развивающаяся личность способна приобретать и перестраивать опыт, знания, навыки деятельности. Классификация видов образоват. практики осуществляется по критериям формируемых и развиваемых в системе О. способностей (общее и специальное или проф. О.) и по уровням и сложности программ (дошкольное, основное школьное, среднее, высшее и др.). Представления об О., его теоретич. осмысление историчны и зависят от ряда целеполагающих аспектов, в т. ч. этич., социально-филос. и педагогических. Соответственно О. выступает как важная категория целого ряда наук. Основополагающее значение имеет эта категория для педагогики.
Цели О. соотносятся с исторически и социально варьируемыми идеалами личности и образованного человека. Цели общества и цели учащихся связаны друг с другом; чем менее образован растущий человек, тем более расходятся его спонтанные цели с общественными и педагогическими. Снятие этого противоречия предполагает постепенное сближение и в конечном счете совпадение личностных смыслов деятельности участвующих в О. сторон.
В совр. пед. науке преодолевается отношение к знаниям, умениям и навыкам как к целям О. Они как важнейшие его средства обеспечивают полноценное развитие личности и включение ее в социально ценную деятельность, предполагающую разл. возможности самообразования.
В О. необходимо соотносить пед. руководство растущим человеком с его активностью и самостоятельностью в преодолении постепенно нарастающих и все-таки посильных трудностей обучения и воспитания. Формирование и поддержание образоват. мотивов личности — одна из осн. задач педагогов и психологов. Недооценка мотивац. факторов, манипулирование межличностными отношениями в О. способны не только замедлить развитие учащихся, нанести вред их физич. здоровью, но и сформировать искаженную картину мира, вызвать отвращение к интеллектуальной деятельности и науке, что неизбежно негативно скажется на поведенческих установках молодежи и нанесет ущерб социально-экон. развитию общества и гос-ва.
Обучение и воспитание — стороны единого процесса О. Обучение предполагает усвоение знаний, умений и навыков, позволяющих тому, кто обучает, и тому, кто обучается, говорить на одном языке объективных значений элементов культуры. Воспитание предполагает усвоение нравств. ценностей и норм обществ. поведения. Но такое усвоение невозможно без обучения. Семиотич. и аксиологич. начала с необходимостью присутствуют во всех образоват. процессах.
Мотивированность учащихся проявляется в их интересах и склонностях, обеспечивающих внимание к содержанию образования и способам его приобретения. Но О. развивает в человеке необходимую способность к самокритике мышления, рефлектирующей проверке и самокорректировке. Эти процессы имеют важное значение для становления творч. установок личности, движущих не только индивидуальное, но и общее культурное развитие.
Отвечая разл. возрастной структуре потребностей и способностей, содержание образования разворачивается от преимущественно эмоционально переживаемых детьми представлений к рефлек-тивно и активно осваиваемой системе знаний о мире и отношений с людьми, к-рая расширяется в уч.-воспитат. процессе концентрически и линейно.
Педагогически обоснованные отбор и представление такого материала проводятся по критериям полноты и системности видов деятельности, необходимых для развития интеллект, — познават., эмо-цион.-ценностных, волевых и физич. качеств личности, и соответствующего этим видам деятельности культурного содержания на разл. уровнях сложности.
В перспективе развития человека содержание О. призвано обеспечить полноценное «проживание» отд. возрастных этапов (детства, отрочества и др.), психологически обоснованную последовательность усвоения компонентов культуры и видов деятельности, а также для развития разл. способностей в целях самоопределения индивидов в мире труда, межличностных и обществ. отношений.
Все содержат, и процессуальные аспекты О. интегрируются в учебном плане. Совр. план отличается вычленением инварианта базового образования, как основы последующей или сопровождающей общее О. специализации. Общее и спец. О. взаимно предполагают друг друга.
Организац. система О. призвана обеспечить доступ к О. всем, способным его усвоить. Дифференцированность О. может иметь своим основанием только разворачиваемые во времени способности личности.
В совр. России утверждается лич-ностно-ориентиров. модель О., отрицающая манипулятивный подход к учащимся. О. ориентируется на демократизацию своих институтов, на гуманизацию образоват. процесса, возвращение к нац. и мировым культурно-ист. традициям.
В канун 21 в. непрерывность и т. н. поликультурность О. становятся осн. принципами образоват. политики. О. не ограничивается стенами уч. заведений, предполагая слияние учебы с трудом и досугом людей. Обучение детей раннего возраста организуется на гибкой основе, с тем, чтобы семья и общественность совместно участвовали в этом и совместно несли необходимые расходы. Обучение в нач. и ср. школе приобретает комплексный характер, все более нацеливается на обеспечение молодежи и взрослых широкой общей подготовкой, дающей возможность овладевать разл. специальностями (см. Непрерывное образование, Дифференциация обучения). Развитие систем О. планируется с учетом возможностей, предоставляемых новыми информац. технологиями (см. Информатизация образования) и техническими средствами обучения.
Б. М. Бим-Бад, А. В. Петровский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

ОБРАЗОВАНИЕ
составная часть и одновременно продукт социализации. О. стоит на фундаменте научения, которое протекает в ходе социализации. Его отличие от процессов спонтанного научения - в целенаправленном и ускоренном развитии тех или иных способностей человека благодаря педагогически организованной передаче накопленной людьми культуры, т.е. правил поведения, мышления, знания и технологий (способов и орудий деятельности), от поколения к поколению. О. служит интересам личности и общества, одновременно сохраняя культуру и развивая способности новых поколений ее совершенствовать. В культуре материализованы знания и опыт, накопленные в процессе развития общества. Искусство, ремесло, мастерство, необходимые для человеческой деятельности по созданию вещей и обслуживанию людских потребностей, перенимаются людьми друг от друга. Методы производства продукции основаны на знании или представлениях о закономерностях вовлеченных в него процессов. Так же, как и операции, навыки, приемы, умения производственного процесса, они усваиваются в ходе О. Социальный и личностный прогресс обусловливает технологический прогресс и, наоборот, только при функционировании успешных систем образования. Цель О. - внести желательные изменения в опыт, понимание (образ мышления) и поведение (образ жизни) учеников. В О. объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие готовность личности к выполнению социальных и профессиональных ролей. В О. индивид осваивает систему ценностей, знаний, умений и навыков, соответствующих его интересам и общественным ожиданиям. В образовательном процессе участвуют ученики и воспитанники, преподаватели и воспитатели, образовательные программы, содержание образования, методы и средства обучения, группа (класс), школа, окружающая среда в целом и, прежде всего, культурная среда. О. возможно потому, что люди обладают способностью обучаться (см.Обучаемость) и воспитываться. Обучаемость включает в себя способности к научению, запоминанию, ассоциации и упражнению. Эти способности развиваются поэтапно. В начале душевного развития ребенка лежит сенсомоторная координация, затем начинается символизация опыта, происходит усвоение знаковых систем и осуществляется игровая деятельность (см. Игра). Передача культуры осуществляется с помощью, прежде всего, языка. Качество и уровень О. поэтому напрямую зависят от степени языкового развития преподавателей и обучающихся (см.Культура речи). На этом базисе развивается логическое мышление, сначала очень конкретное. Мышление, как правило, достигает уровня всестороннего осмысления проблем, охвата их формальных структур и поиска объяснений в подростковом возрасте. В эмоциональной сфере ребенок прогрессирует от непосредственного и неконтролируемого возбуждения до осмотрительных, осторожных и благоразумных выражений чувств. Физическое взросление ребенка сопровождается серьезнейшими физиологическими изменениями. По мере роста увеличивается феноменологический и экзистенциальный опыт ученика - знакомство с действительностью, языковой багаж, опыт преодоления трудностей и противоречий практики. Интеллектуальное и эмоциональное развитие в ходе О. предполагает учет всех этих характеристик роста. Темп О. задается с таким учетом, чтобы оно не отставало от развития учащегося, но и не опережало его намного. Исторически первой и важнейшей формой О., обеспечивающей сохранение и продолжение культурных завоеваний общества, является ученичество. Ученичество создает основу для изобретательства, создания материальных и культурных ценностей. Ученичество обеспечивает базу для сбора, хранения, обработки и передачи информации, рациональной организации всех сфер производственной деятельности, бытового и культурного обслуживания, обеспечения обороноспособности. Без него невозможны изобразительное, театральное, музыкальное и прикладное искусство. Без создания и функционирования научных школ - особого типа ученичества - немыслима наука. Сердцевину ученичества составляет сознательное подражание - гл. способ усвоения новых форм поведения и деятельности. Точное или видоизмененное повторение всегда предполагает некоторый элемент творчества, в репродукции содержится зародыш продуктивного воображения. С подражания начинается умение, мастерство в любой сфере деятельности, как в техническом, так и художественном творчестве. Однако воспроизведения учениками выученного материала недостаточно для качественного О. Необходимо, чтобы учащиеся умели применять полученные знания в решении различных реальных задач, умели делать обобщения и ориентироваться в новых проблемных ситуациях. На продуктивном воображении - выдающейся по значимости способности человека - базируется изобретательская деятельность. Изобретения изменяют образ жизни людей и оказывают влияние на такие стороны человеческого существования, как условия обитания, жилье, питание, одежда, труд, игры, развлечения, искусство и пр. Способность к изобретательству нуждается в тренировке, развитии, как минимум в поощрении, в ходе любого О. Самым действенным фактором О. были и остаются отношения и действия учителя, который определяет собой ту или иную степень успешности О. Все образовательные процессы носят двусторонний характер: каждому действию учителя соответствует та или иная деятельность учеников. Педагоги специально организуют познавательную работу учащихся в соответствии со своими действиями. Так, перед изучением нового материала учитель дает логическое задание классу найти в его сообщении материал для решения определенной задачи. Деятельность учителя по организации творческой активности учеников имеет решающее значение и не может быть отменена или заменена к.-л. другим процессом. Образовательный процесс невозможен также без поддержания учителем интереса, любопытства, любознательности и положительного эмоционального настроя учеников. Устойчивый интерес учеников побуждает их к дальнейшей мыслительной деятельности и реалистической самооценке достижений лучше и с большей пользой, чем мотивы экзаменационного успеха и (или) внешних поощрений. Каждый элемент образовательного процесса сопровождается оценкой его результатов. Объективная оценочная реакция учителя в процессе обучения, оценка сочинений и творческих заданий, экзамены создают предпосылку для дальнейшего хода успешного О. В процессе О. постоянно осуществляется эмоциональное развитие учащихся. Все содержание О. наполнено познавательно-теоретическими, эстетическими, социальными, экономическими, политическими, гедонистическими, религиозными ценностями и отношениями. Их структура изменяется под влиянием О. Во-первых, учащиеся усваивают критерии и пути выбора эмоционально приемлемых для себя ситуаций и проблем. Во-вторых, в диапазон этого выбора включаются все более отдаленные от конкретных и сугубо личных для учеников ситуации и проблемы. В-третьих, по мере развития учащихся их эмоции становятся все менее связанными с физической активностью, менее непосредственными и экспрессивными. Предвидение целей и мотивов учеников лежит в фундаменте образовательного процесса. Он не может начаться до осознания учителем характера и уровня способностей и имеющихся достижений детей, их сильных и слабых сторон, среды их общения и семейной обстановки, интересов и вкусов. Именно с этими характеристиками учеников сообразуются ближайшие и отдаленные цели образовательного акта и всего учебного курса. Диагностика возможностей и способностей учащихся предшествует образовательному процессу и осуществляется на всем его протяжении. О. предполагает искусство учителя (чаще всего как лидера группы) предоставлять ученикам содержание О. в наиболее доступной для них форме и наиболее действенными методами. Содержание О. отвечает целям (потребностям) учащихся, а также социально детерминированным целям. Обе группы целей должны иметь гармонизирующую их общую часть. По основанию способностей, развиваемых О., - общих и специальных, оно делится на общее и специальное. Общее образование дает больше, чем необходимо одномерному человеку, узкому специалисту, - содержание богатой внутренней жизни. Оно обеспечивает человеку широкий кругозор и выводит человека за границы узкой специальности. Багаж универсальных знаний помогает личности адаптироваться к новым ситуациям в науке и практике. Однако чтобы стать личностью, одних знаний недостаточно. Необходимо использовать знания при решении задач, которые ставит перед личностью жизнь. В применении знаний на практике приходится постоянно тренироваться. Упражнение суть основа и содержание тренировки суждения и оценок. Оно предполагает понимание того, что любая проблема имеет некоторое множество ответов. Учащийся благодаря хорошему упражнению оттачивает способность находить оптимальное их объяснение и разработку. Новейшие цели специального или профессионального образования - подготовка к принятию инновационной практики и к участию в новациях; подготовка администраторов и управленцев; развитие специфического собственно профессионального мышления; формирование способности изобретать успешные виды практики или связывать их с данной конкретной ситуацией; ознакомление учащихся с процедурами, методами и техникой практического применения этих методов в зависимости от обстоятельств. Для этого необходимо усвоение теории интерпретации и диагностирования. Среди методов обучения на авансцену выходят изучение типичных и нетипичных ситуаций; моделирование, исследование ситуаций, действий, поступков, деловые игры, тренировка в рефлексии и интерпретации, тренинг психологический, выработка личностных ценностей и отношений к своему труду и к себе. Организационная система О. призвана обеспечить доступ к О. всем, кто способен его усвоить. Дифференцированность О. может базироваться только на способностях личности. В современной России утверждается личностно-ориентированная модель О., возвращение к национальным и мировым культурно-историческим традициям. Дошкольное, основное школьное, среднее и высшее О. все более нацеливаются на обеспечение новых поколений широкой общей подготовкой, дающей возможность овладевать различными специальностями (см.Непрерывное образование, Дифференциация обучения). Развитие системы О. планируется с учетом возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями (см. Информатизация образования) и техническими средствами обучения. — обладающая стратегическим значением и приоритетно развиваемая сфера деятельности, лежащая в основе гармоничного развития граждан, общества и государства; — целенаправленный процесс (и результат) воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). (Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. ) — специальная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития индивида (ребенка и взрослого в их взаимодействии, а также в автономном режиме) в процессе освоения ценностей культуры. Образование есть поэтому синтез обучения и учения (индивидуальной познавательной деятельности), воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации. Метафорически образование определяемо как творение образа Человека в индивиде. Термин "образование" часто употребляется в качестве синонима понятия "система образования". (Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. ) См. также Дифференциация обучения,Игра,Информатизация образования, Культура речи, Народное образование, Непрерывное образование, Обучаемость, Основное общее образование,Просвещение

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
213.30 кб

Окно в европейское образование

Лукьянова Марина , Филиппова Ирина
Процессы объединения, происходящие на континенте, затронули высшее образование и реализовались подписанием министрами образования европейских стран Болонской конвенции.
Читать PDF
126.17 кб

Научное образование школьников как гуманитарная педагогическая система

Ермилин Александр Игоревич, Ермилина Елена Васильевна
В данной статье в качестве одного из основных факторов, определяющих готовность школьников к научной деятельности, рассматривается специально организованное инновационное по содержанию и организации дополнительное научное образова
Читать PDF
372.00 кб

Педагогическое образование в контексте развития современного представления о педагогической професси

Балакирева Эльфрида Викторовна
В статье заострено внимание на ситуации рынка труда, который сложился под влиянием социально-экономических преобразований производства и общества.
Читать PDF
304.81 кб

Инклюзивное образование в России: проблемы и перспективы (телебеседа с Г. А. Бордовским и В. З. Кант

Бордовский Геннадий Алексеевич, Кантор Виталий Зорахович
Читать PDF
196.22 кб

Образование как элемент развития современного общества

Стадникова Елена Сергеевна
В статье подробно рассматривается фундаментальный характер знания и образование в современном обществе.
Читать PDF
114.92 кб

Образование школьников в контексте сельского социума

Горелова Софья Александровна
В данной статье достаточно широко рассматривается проблема села и его влияние на образовательный процесс сельской школы.
Читать PDF
218.31 кб

Интерактивное образование как фактор самовоспитания будущих учителей

Матвиенко Т. И.
В статье выявлены возможности интерактивного образования, как последовательной реализации видов тренинга, в педагогической поддержке всех основных этапов самовоспитания будущих учителей.
Читать PDF
119.09 кб

Образование как фактор социальной сплоченности и политической стабильности общества.

Нестеров Валерий Вениаминович
В статье рассматривается роль образования в укреплении социальной сплоченности российского социума в современных условиях.
Читать PDF
274.55 кб

Программа развития университета и уровневое образование

Эхов Сергей Федорович
Читать PDF
53.79 кб

Дополнительное профессиональное образование в ПАГС: итоги 15 лет

Ракевич Илона Владимировна
Читать PDF
151.83 кб

Образование для науки

Месяц Геннадий Андреевич
Читать PDF
108.88 кб

Кириллов В.В. «История России» М., Высшее образование. 2009. (2-е издание).

Черникова Т. В.
Читать PDF
838.26 кб

Дополнительное образование как направление повышения профессиональной эффективности государственных

Газиева Инна Александровна
В статье на основе результатов социологического исследования определяются потребности государственных гражданских служащих в повышении их квалификации и даются рекомендации по совершенствованию программ их дополнительного образова
Читать PDF
87.65 кб

Негосударственное образование на рынке образовательных услуг: философско-экономический анализ пробле

Петрова Г. И., Хаткевич С. П.
Рассматриваются основные направления современной философии делового мышления в образовании, которое формируется в условиях негосударственных образовательных учреждений.
Читать PDF
0.00 байт

Инновационное образование для Балтийского региона: опыт российско-финляндского трансграничного униве

Худолей Константин Константинович, Новикова Ирина Николаевна, Ланко Дмитрий Александрович
Выделяются особенности инновационного опыта преподавания международных отношений в Балтийском регионе на уровне магистратуры на примере программы двойного диплома «Исследования Балтийских и Северных стран», созданной преподавателя

Похожие термины:

  • АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    совокупность новоутвержденных (негосударственных) образовательных учреждений, работающих по экспериментальным программам, созданным в порядке альтернативы ранее существующим.
  • Образование/обучение аудиовизуальное

    audiovisual education) – процесс развития личности с помощью и на материале аудиовизуальных средств (массовой) коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативны
  • Личностно ориентированное образование, реализованное на базе средств ИКТ

    это образование, которое ориентировано на обучаемого как основную ценность всего образовательного процесса; способствует созданию условий для формирования и проявления личностных качеств обуч
  • Базовое образование в области библиотерапии

    социально-необходимый уровень интеллектуального и общекультурного развития, который подкреплен совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков, позволяющих: 1. научно осмыслить законом
  • БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ

    образование, имеющее целью подготовку человека к карьере в сфере коммерции или промышленного производства.
  • Домашнее образование

    форма общеобразовательной подготовки в условиях семьи.
  • ДИСТАНТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    образование, в котором используются разнообразные традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения и самообразования, основанные на телекоммуникационных, компьютерных, информацио
  • Базовое образование

    совокупность установок, знаний и умений, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения.
  • Базовое профессиональное образование

    необходимое для полноценного вступления в трудовую деятельность профессиональное воспитание и обучение (подготовка) на тех уровнях образования, в отношении которых действуют федеральные госуда
  • Базовое среднее профессиональное образование

    образование, которое осуществляется имеющим соответствующую лицензию образовательным учреждением среднего профессионального образования по основной профессиональной образовательной програм
  • Бессловесное образование

    так образно называют образовательные технологии с минимальным использованием живой речи педагога – его рассказов, объяснений, доказательств. Это и воспитание, построенное на голом упрощенном тр
  • ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ВТОРОГО УРОВНЯ, ВТОРОЙ ЦИКЛ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    среднее образование, обязательные программы обучения которого охватывают образование, продолжающее основные программы первого уровня, но обычно на базе предметно-ориентированной модели с привл
  • ОБЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    первоначальное образование для учащихся без особых образовательных потребностей. Литература: [64].
  • Политическое образование

    знакомит с основными принципами современного производства, вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни.
  • ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    отрасль высш. пед. образования, система подготовки пед. кадров для уч.-воспитат. работы с аномальными детьми. Осуществляется гл. обр. в пед. ин-тах (иногда в ун-тах). Дает квалификацию олигофренопедаг
  • Дополнительное образование детей и молодежи

    вид дополнительного образования, направленный на развитие личности ребенка, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуаль
  • Дополнительное образование детей

    неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его твор
  • Дистанционное образование

    образование, получаемое самостоятельно с использованием современных технических средств при целенаправленном организационно-методическом руководстве учебного заведения.
  • СЕТЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    (сетевая организация образования) — современная педагогическая парадигма и форма организации и самоорганизации образования, перспективное направление кооперации в образовательной практике. Кл
  • СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    рассматривается с двух позиций: как процесс или как результат. Каждой из позиций присуще свое направление: результат (процесс) усвоения человеком социального опыта общества, социальной группы, не