ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Найдено 1 определение
ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
отрасль высш. пед. образования, система подготовки пед. кадров для уч.-воспитат. работы с аномальными детьми. Осуществляется гл. обр. в пед. ин-тах (иногда в ун-тах). Дает квалификацию олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога, логопеда, профилированную по группам соответствующих специальных (коррекционных) образовательных учреждений и возрасту учащихся.
В дорев. России подготовка кадров для дефектологич. учреждений осуществлялась на краткосрочных курсах при Петерб. уч-ще для глухонемых (руководитель А. Ф. Остроградский), Петерб. психоневрологич. ин-те (руководитель Л. Г. Оршанский), Моск. дет. саде для глухонемых (руководители Н. А. Рау и Ф. А. Рау) и др.
В первые годы сов. власти были организованы курсы дефектологов в Петрограде (1918, руководитель А. С. Грибоедов) и Москве (1919, руководитель В. П. Кащенко). В Петрограде в 1918 открыты ф-т дефектологии при Ин-те дошк. воспитания и Ин-т социального воспитания нормального и дефективного ребенка (впоследствии объединен с ЛГПИ, где в 1924 создано дефектологич. отделение, в 1934 — ф-т).
На 1-м Всерос. съезде по борьбе с дет. дефективностью, беспризорностью и преступностью (1920) принято решение о расширении подготовки педагогов-де-фектологов, в соответствии с к-рым в Москве открыты 2 вуза: при Нарком-здраве — Гос. ин-т дефективного ребенка (1920), при Наркомпросе — Пед. ин-т дет. дефективности (1921). В 1924 они объединены в один ин-т, к-рый в 1925 вошел во 2-й МГУ как дефектологич. отделение пед. ф-та, к-рое с 1934 стало ф-том МГПИ. В 1938 ф-т переименован в ф-т спец. школ; на его базе основан Моск. гос. пед. дефектологич. ин-т (МГПДИ, организатор И. И. Данюшев-ский), в 1942 ин-т вновь стал ф-том МГПИ. С 1920 началась подготовка дефектологов на Украине: открыто меди-ко-пед. отделение при ф-те социального воспитания Киевского ин-та нар. образования. Видную роль в организации Д. о. в СССР сыграли Д. И. Азбукин, А. Н. Граборов, Ф. А. Рау, В. П. Кащенко, Л. В. Занков, Б. И. Коваленко, А. И. Дьячков, А. Р. Лурия.
В системе и содержании высш. Д. о. в РСФСР до 1929 сохранялась обще-дефектологич. направленность. Возрастающие требования к уровню подготовки учителей вызвали необходимость специализации по отд. отраслям дефектологии. В 1939 введен (впервые — в МГПДИ) двойной профиль обучения: выпускники помимо дефектологич. специальности получали право преподавать один из уч. предметов в массовой школе. В послевоен. годы было пересмотрено содержание спец. подготовки дефектологов. В кон. 50-х гг. в уч. планы ин-тов включены новые дисциплины дефектологич. цикла, увеличен срок пед. практики в спец. уч.-воспитат. учреждениях; углублялась психолого-пед. направленность обучения. В 70-е гг. расширена и специализирована подготовка педагогов-дефектологов для дошк. учреждений.
С учетом потребностей спец. учреждений в пед. кадрах Д. о. осуществляется по 4 специальностям (по осн. отраслям дефектологии). Доп. специализация проводится по уч. предметам (родной язык и лит-ра, труд), направлениям пед. работы с аномальными детьми (нач. обучение, дошк. воспитание) и по психологии. Срок обучения на дефектологич. ф-тах и отделениях 5—6 лет; разработана (1985) квалификац. характеристика учителя по специальности «дефектология».
Д. о. Рос. Федерации включает циклы медико-пед. (основы генетики; общая патология человека; анатомия, физиология и патология органов слуха и речи, зрения; психопатология дет. возраста; основы невропатологии; клиника умственной отсталости и др.) и психолого-пед. (в соответствии со специализацией наряду с общей педагогикой и психологией предусмотрены курсы спец. психологии — умственно отсталого ребенка, детей с недостатками слуха, зрения, речи, а также спец. педагогики) дисциплин.
Студенты овладевают спец. методиками обучения родному языку, математике, естествознанию, географии, истории, ручному труду, изобразит, иск-ву. Особое место отводится филол. подготовке, поскольку родной язык имеет важное значение в общеобразоват. и коррекционно-развивающей работе с аномальными детьми, а также методике воспитат. работы в спец. уч.-воспитат. учреждениях. В зависимости от профиля изучаются психолого-пед. диагностика умственной отсталости, методика работы с глубоко умственно отсталыми детьми; мимико-жесто-вая речь и дактилология, методика пред-метно-практич. обучения; техника формирования речи у глухих; сурдотехника; тифлография и тифлотехника; система устранения и предупреждения нарушений устной и письменной речи и др. Изучаются и смежные со специальностью отрасли знания. Студенты проходят практику в спец. учреждениях соответствующего профиля, к-рая спланирована как непрерывная с 1-го по 5-й курс с последоват. усложнением задач и содержания (с 1982 введена медико-пед. практика). С 1961 проводятся межвузовские студенч. науч. конференции по дефектологии.
В нач. 90-х гг. в Рос. Федерации Д. о. осуществлялось в Российском (в ЛГПИ с 1924; здесь и далее год начала подготовки) и Московском (во 2-м МГУ с 1925) ун-тах и в пед. ин-тах: МГЗПИ (1951), Екатеринбургском (1962), Иркутском (1963), Мордовском (1983), Курском (1986), Хабаровском (1987), Самарском (1988), Саратовском (1989) и др. Дефектологич. специализации имелись в пед. ин-тах Украины (Киевском, 1939; Славянском, 1966; Одесском, 1988), Латвии (Лиепайском, 1969), Узбекистана (Ташкентском, 1967), Казахстана (Казахском в Алма-Ате, 1976; Карагандинском, 1984), Киргизии (Киргизском в Бишкеке, 1981), Армении (Ереванском, 1983), Молдовы (Кишиневском, 1970). Подготовка дефектологов ведется (с 1968) также в Тартуском ун-те в Эстонии. На дефектологич. ф-тах и отделениях обучалось ежегодно св. 14 тыс. студентов, в т. ч. на дневных отделениях — св. 6 тыс., на заочных и вечерних-св. 8 тыс.; на 1-й курс прием составлял св. 2,8 тыс. чел.; выпуск — св. 2,5 тыс. чел., в т. ч. с дневных отделений — св. 1 тыс. чел.
В Рос. пед. ун-те (Санкт-Петербург), МГЗПИ, Киевском, Минском, Кишиневском, Екатеринбургском, Ташкентском и нек-рых др. пед. ин-тах ведется подготовка дефектологов в сокращенные сроки (3—4 года); в 1966 при МГПИ (ныне МиТГУ им. Ленина) созданы с этой целью одногодичные заочные курсы (принимаются лица с высш. пед. образованием, имеющие стаж работы в спец. уч.-воспитат. учреждениях). Повышение квалификации дефектологов осуществляется через систему ИУУ.
К нач. 90-х гг. результативность работы мн. дефектологич. ф-тов не отвечала реальным запросам практики спец. уч.-воспитат. учреждений, обеспеченность к-рых специалистами-дефектологами (включая педагогов, прошедших курсовую подготовку) не превышала 14%. Не получили развития специализации студентов для работы с детьми, страдающими задержкой психич. развития, последствиями полиомиелита и дет. церебрального паралича, комбинированными и множественными дефектами развития. Большинство дефектологич. ф-тов не располагало удовлетворит, базой для проф.-трудового обучения студентов. Недостаточно разработанными оставались методики вузовского преподавания отд. дисциплин Д. о., связанных, в частности, с ранней диагностикой аномалий развития, с дошк. воспитанием и обучением аномальных детей.
Дефектологич. ф-ты и кафедры работают в контакте с НИИ коррекционной педагогики РАО. Проводятся конференции преподавателей дефектологич. ф-тов пед. вузов и ун-тов, совещания-семинары зав. кафедрами. На нек-рых дефектологич. ф-тах имеется аспирантура.
Лит.: Развитие спец. обучения и воспитания аномальных детей, под ред. Т. А. Власовой и А. Т. Орлова, Ми973; Вопросы подготовки дефектологич. кадров, Шяуляй, 1975; Сов. дефектология за 60 лет. «Дефектология», 1977, № 5; 3 а м с к и и X. С., История олигофренопедагогики. M.; Формирование личности учителя в системе уч.-воспитат. процесса в пед. ин-те. Метод. рекомендации. Сб, МГПИ им. В. И. Ленина, Ми980, с. 182—204; Совершенствование системы подготовки учителей-дефектологов. Межвузовский сб. науч. трудов, Ми983; Пути совершенствования подготовки будущих учителей-дефектологов. Межвузовский сб. науч. трудов, Ми984; Проблемы совершенствования подготовки дефектологов в свете Основных направлений реформы школы, Шяуляй, 1985. И. А. Грошенков.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
189.49 кб

Из истории высшего дефектологического образования в России

Денисова Рута Робертовна, Никифорова А. В.
В историческом контексте рассматриваются вопросы изменения содержания высшего дефектологического образования в России, профессиональной подготовки кадров для специальных коррекционных учреждений.
Читать PDF
376.65 кб

Социокультурная обусловленность проблем дефектологического образования

Алдошина Марина Ивановна
Данная статья посвящена рассмотрению актуальных проблем подготовки педагогов для работы с детьми с особыми возможностями здоровья.
Читать PDF
397.95 кб

Формы подготовки кадров в системе высшего дефектологического образования

Никифорова Анастасия Владимировна
Рассматривается вопрос развития организационных форм подготовки дефектологических кадров в России, который раскрывается с позиции демонстрации многообразия и вариативности форм подготовки специалистадефектолога в стране.
Читать PDF
111.47 кб

Профориентационная работа в вузе по специальному (дефектологическому) образованию

Алексей Андреевич Дмитриев
Рассматриваются проблемы профориентационной работы по привлечению абитуриентов к поступлению на направление 050700.62 – Специальное (дефектологическое) образование.
Читать PDF
427.47 кб

Дефектологические знания как основа построения системы инклюзивного высшего образования

Медведева Елена Юрьевна, Ольхина Елена Александровна
В статье актуализируются вопросы инклюзивного высшего образования.
Читать PDF
916.61 кб

Специфика подготовки студентов дефектологического факультета в условиях инклюзивного образования

Титова Тамара Александровна
В статье в теоретическом и практическом аспекте рассматриваются современные представления по проблеме подготовки студентов дефектологического факультета в условиях инклюзивного образования.
Читать PDF
127.63 кб

Модульная структура подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образовани

Алмазова Анна Алексеевна, Орлова Ольга Святославна
Раскрывается концепция модульного структурирования лингвистической подготовки студентов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»; рассматриваются задачи, содержание и технологии изучения дисциплин, образующих л
Читать PDF
420.16 кб

Перспективы развития высшего дефектологического образования в связи с переходом на уровневую систему

Никифорова Анастасия Владимировна
Рассматривается вопрос развития высшего дефектологического образования в связи с переходом на уров-невую систему профессиональной подготовки.
Читать PDF
313.32 кб

Модель организации педагогической практики по направлению "специальное (дефектологическое) образован

Разенкова Надежда Ефимовна, Рукавицина Елена Дмитриевна
В статье представлена разработанная система проектирования структуры педагогической практики с позиции системно деятельностного и личностно ориентированного подхода и предлагается разработанная и апробированная модульно рейтингова
Читать PDF
413.08 кб

Становление, развитие и модернизация высшего специального (дефектологического) образования в России:

Зак Г. Г., Зак Д. Я.
В статье рассмотрены периоды становления и развития высшего дефектологического образования в дореволюционной и Советской России.
Читать PDF
429.35 кб

О подготовке бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» к профессиональ

Яхнина Е. З.
В статье рассматриваются актуальные вопросы подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» (профиль «Сурдопедагогика») к профессиональной деятельности в области обучения восприятию и воспроизвед
Читать PDF
970.21 кб

Компетентностная модель бакалавра специального (дефектологического) образования, профиль «Психологич

Зволейко Елена Владимировна
В статье представлена компетентностная модель бакалавра специального (дефектологического) образования, профиль «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии», включающая характеристику области, объектов и
Читать PDF
154.58 кб

Межпрофильная подготовка бакалавров специального (дефектологического) образования к комплексной реаб

Зак Г. Г., Зак Д. Я.
Статья посвящена актуальным проблемам, возникающих у современных специалистов при осуществлении комплексной реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Читать PDF
144.05 кб

Оценка результатов подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование

Борозинец Наталья Михайловна
В статье раскрыта система оценки результатов подготовки бакалавров на основе компетентностного подхода, выделены основные изменения в сравнении с традиционным подходом, определены принципы, субъекты, формы и виды оценивания, фонды
Читать PDF
1.14 мб

О готовности магистрантов специального (дефектологического) образования к овладению диагностической

Логунова Елена Валерьевна
Рассматривается проблема оценки диагностической компетентности магистрантов специального (дефектологического) образования на начальном этапе обучения.