УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич
1823 — 1870) — великий русский педагог, один из основоположников пед. науки и народной школы в России. Основные работы: «Человек как предмет воспитания», «Родное слово», «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы», «Детский мир» и др. Основой пед. системы У. стали требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. В дидактике утвердил идею воспитывающего обучения, разработал принципы содержания учебного материала и методы обучения применительно к особенностям умственного развития ребенка. Поддерживал и развивал основы классно-урочной системы обучения. Ввел звуковой метод обучения грамоте, к-рый значительно облегчил обучение детей чтению и письму. Одним из первых разрабатывал основы пед. антропологии.

Источник: Педагогический словарь

УШИНСКИЙ КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ
(1824–1871),
педагог. Основоположник научной педагогики в России. Окончил юридический факультет Московского университета (1844). С 1854 г. – преподаватель русской словесности, географии и юридических предметов Гатчинского сиротского института. В 1859 г. назначен инспектором Смольного института, где осуществил ряд преобразований: ввел новый учебный план, внедрил педагогически рациональные методы обучения, организовал проведение предметных уроков и опытов по дисциплинам естественно-научного цикла. После политического доноса вынужден был оставить работу, с 1862 по 1867 г. жил преимущественно в Швейцарии, изучая там школьное дело. Основная идея в теории – идея народности воспитания – признание творческой силы народа в историческом процессе и его права на полноценное образование. Предметом воспитания является человек. Цель воспитания – формирование активной и творческой личности, что предполагает и подготовку к труду, умственному и физическому, как высшей форме человеческой деятельности. Основные работы: “Детский мир и хрестоматия” (1861), “Родное слово” (1864), “Собрание сочинений. Т. 1–11” (1948–1952).

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич (1824-1870)
педагог, основоположник научной педагогики в России. Окончил юридический факультет Московского университета (1844). В 1846-49 профессор Демидовского лицея в Ярославле. В 1850-54 служил в канцелярии департамента иностранных дел. Сотрудничал в журналах "Современник", "Библиотека для чтения". Преподавал в Гатчинском сиротском институте. С 1859 инспектор Смольного института; провел в нем реорганизацию и осуществил ряд преобразований: ввел новый учебный план, рациональные методы обучения, организовал проведение предметных уроков и опытов по дисциплинам естественно-научного цикла. В 1862 из-за доноса вынужден был оставить институт. В 1862-67 жил в Швейцарии, где изучал постановку школьного дела и женского образования. В педагогической теории У. основополагающей стала идея народности воспитания - признание творческой силы народа в историческом процессе и его права на полноценное образование. Идея народности У. предполагала развитие инициативы общественности в организации и управлении школьным делом. С этих же позиций У. выступал за всеобщее обязательное обучение детей обоего пола на родном языке. Воспитание У. рассматривал как "создание истории". Предметом воспитания является человек, и если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. Педагогика, организуя процесс целенаправленного ("преднамеренного") воспитания, использует достижения наук о человеке, которые У. называл "антропологическими", - философии, политэкономии, истории, литературы, психологии, анатомии, физиологии и др. Антропологическая позиция У. позволила ему решать на высоком научном уровне фундаментальные педагогические проблемы, особенно в области дидактики. Связи с педагогикой наук, в которых изучается природа человека, наиболее полно раскрыты им в труде "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (1868-69). В развитии человека решающую роль У. отводил исторической преемственности человеческих поколений. Воспитание, утверждал он, помогает новым поколениям идти по дороге в будущее, действуя заодно с другими общественными силами. Цель воспитания - формирование активной и творческой личности, что предполагает и подготовку к труду, умственному и физическому, как высшей форме человеческой деятельности. В понимании У. нравственности и нравственного воспитания также отразилась идея народности. Считая роль религии в формировании общественной морали положительной, он в то же время выступал за автономность науки и школы. В нравственном воспитании У. отводил одно из гл. мест патриотизму. Его система нравственного воспитания исключала авторитарность, строилась на силе положительного примера, на "разумной деятельности ребенка", требовала развития активной любви к человеку. У. разработал цельную дидактическую систему. В ней раскрыты принципиальные вопросы отбора содержания образования, его приспособления к особенностям детского возраста. У. дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, путей их учета и развития в процессе обучения. Дидактика У. является теорией организации учителем познавательной деятельности детей, в которой первостепенное внимание уделяется развитию трудолюбия, интереса к науке и физическому труду, возбуждению активности и самостоятельности детей в процессе сознательного учения. У. ставил перед педагогом задачу "учить учиться" и помочь воспитаннику найти свое место в жизни. В содержании общего образования У. отводил большое место естественно- научному образованию, а в постановке преподавания гуманитарных предметов в средней школе выступал против односторонней классической его ориентации. Значительное внимание У. уделял родному языку в школе. В книги для первоначального классного чтения "Детский мир и хрестоматия" (1861) и "Родное слово" (1864) он, кроме отрывков из художественных произведений родной литературы и устного народного творчества, включил т.н. деловые статьи, дававшие сведения по природоведению, географии и истории страны. У. утвердил в русской дидактике принцип единства обучения и воспитания. Ведущая роль в этом принадлежит учителю, в формировании личности которого У. возлагал надежды на педагогическую литературу и специальную систему подготовки.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич
19.2(2.3).1824, Тула, - 22.12.1870(3.1.1871), Одесса; похоронен в Киеве], педагог, основоположник науч. педагогики в России. Окончил юрид. ф-т Моск. ун-та (1844). В 1846-49 проф. кафедры энциклопедии законоведения, гос. права и науки финансов Демидовского лицея в Ярославле, к-рый вынужден был оставить после обвинений в неблагонадежности. В 1850—54 служил в канцелярии департамента иностр. дел. Сотрудничал в журн. «Современник» (1852—54). и «Библиотека для чтения» (1854—55). С 1854 преподаватель рус. словесности, географии и юрид. предметов Гатчинского сиротского ин-та, в 1855—59 инспектор (зав. уч. частью). В 1859 назначен инспектором Смольного ин-та, где приступил к реформе этого уч. заведения. К преподавательской деятельности в ин-те привлек педагогов Д. Д. Семенова, Д. Н. Модзалевского, В. И. Водовозова и др., осуществил ряд преобразований: ввел новый уч. план, внедрил педагогически рациональные методы обучения, организовал проведение предметных уроков и опытов по дисциплинам естеств.-науч. цикла. В кон. 1861 был отстранен от должности редактора «Журнала Министерства нар. просвещения» (занимал ее с 1860), а после полит. доноса вынужден был в 1862 оставить и Смольный ин-т. В 1862—67 жил за границей, гл. обр. в Швейцарии, изучая постановку шк. дела и жен. образования.
Деятельность У. протекала в период подъема обществ.-пед. движения. В обществ, взглядах У. нашло отражение признание деятельной сущности человека и труда как важнейшего фактора его жизни. В пед. теории У. основополагающей стала идея народности воспитания - признание творческой силы народа в ист. процессе и его права на полноценное образование.
Идея народности У. свободна от нац. ограниченности. Признавая правомерность использования достижений др. народов, У. подчеркивал, что оно оказывается полезным только тогда, когда основания общественного образования твердо положены самим народом. Идея народности У. предполагала развитие инициативы общественности в организации и управлении шк. делом. С этих же позиций У. выступал за всеобщее обязательное обучение детей обоего пола на родном языке.
Воспитание У. рассматривал как «создание истории». Предметом воспитания является человек, и если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. Это означало изучение физич. и психич. особенностей человека, влияний «непреднамеренного воспитания» - обществ, среды, «духа времени», его культуры и обществ, идеалов. Педагогика, организуя процесс целенаправленного («преднамеренного»). воспитания, использует достижения наук о человеке, к-рые У. называл «антропологическими», - философии, политэкономии, истории, лит-ры, психологии, анатомии, физиологии и др. Антропологич. позиция У. в осмыслении физиол. и психич. процессов позволила ему решать на высоком науч. уровне фундам. пед. проблемы, особенно в области дидактики. Связи с педагогикой наук, в к-рых изучается природа человека, наиболее полно раскрыты им в капитальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868—69).
В развитии человека решающую роль У. отводил ист. преемственности человеческих поколений. Воспитание, утверждал он, помогает новым поколениям идти по дороге в будущее, действуя заодно с другими обществ, силами. Оно, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных. Цель воспитания - формирование активной и творческой личности, что предполагает.н. подготовку к труду, умственному и физическому, как высш. форме человеческой деятельности. Труд учащихся в школе в различных его формах У. рассматривал в качестве важнейшего фактора воспитания и образования. Учение У. о творческом труде как факторе жизни и воспитания явилось крупным достижением рус. пед. мысли и получило развитие в отеч. науке.
В понимании У. нравственности и нравств. воспитания также отразилась идея народности. Считая роль религии в формировании обществ, морали положительной, он в то же время выступал за автономность науки и школы. Проблемы нравственного развития человека представлены у У. как обществ.-исторические. В нравств. воспитании он отводил одно из главных мест патриотизму. Истинный патриот, подчеркивал У., исключает шовинизм, требует воспитания гражд. долга «высказать смелое слово истины» против насилия, к-рое не исчезло в России с отменой крепостного права. Его система нравств. воспитания рабенка исключала авторитарность, строилась на силе положительного примера, нравств. влияния учителя, на «разумной деятельности ребенка», требовала развития активной любви к человеку.
У. разработал цельную дидактич. систему. В ней раскрыты принципиальные вопросы отбора содержания образования, его приспособления к особенностям дет. возраста. У. дал анализ психол. механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, путей их учета и развития в процессе обучения. Осн. закон дет. природы У. видел в том, что «..дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью», и делал вывод: чем моложе возраст, тем более требует он разнообразия деятельности. Дидактика У. является теорией организации учителем познавательной деятельности детей, в к-рой первостепенное внимание уделяется развитию трудолюбия, интереса к науке и физич. труду, возбуждению активности и самостоятельности детей в процессе сознательного учения. У. ставил перед педагогом задачу «учить учиться» и помочь воспитаннику найти свое место в жизни. Он исходил из того, что следует передать ученику не только те или другие познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания.
В содержании общего образования У. отводил большое место естеств.-науч. знаниям, а в постановке преподавания гуманитарных предметов в ср. школе выступал против односторонней классицистической его ориентации. У. высоко оценивал учение Ч. Дарвина, к-рое, писал он, придает живой смысл всему естествознанию и может сделать его самым могучим образовательным предметом для детства и юности.
Большое внимание У. уделял родному языку в школе, в к-ром «..одухотворяется весь народ и вся его родина». В книги для первоначального классного чтения «Детский мир и хрестоматия» (1861). и «Родное слово» (1864). он кроме отрывков из худож. произведений родной лит-ры и устного нар. творчества включил т. н. деловые статьи, дававшие материал по природоведению, географии и истории страны. Научность знаний здесь сочеталась с доступностью и яркостью изложения, служила задачам нравств. и эстетич. воспитания. В них дан содержательный материал для наблюдений, разработана система логич. упражнений. В метод, руководствах для учителей У. рассмотрел основы методики нач. обучения. Огромны его заслуги во внедрении в школу нового, аналитико-синтетич. звукового метода обучения грамоте, к-рый применяется и в совр. отеч. школе.
У. утвердил в рус. дидактике принцип единства обучения и воспитания. «..Воспитание, - учил он, - должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека» (Архив У., т. 4, 1962, с. 592). Ведущая роль в этом принадлежит учителю, являющемуся «..живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра,.. его дело, скромное по наружности, - одно из величайших дел истории..» В формировании личности нар. учителя У. возлагал надежды на пед. лит-ру и спец. систему его подготовки.
У. оказал огромное влияние на развитие педагогики народов России и мн. славянских стран.
Соч.: Собр. соч., т. 1—11, М. - Л.,1948- 1952; Архив К. Д. Ушинского, т. 1—4, М., 1959—62; Избр. пед. соч., т. 1—2, М., 1974.
Лит.- Лордкипанидзе Д. О., Пед. учение К. Д. Ушинского, M., 19543; Данилов М. А., Дидактика К. Д. Ушинского, М. - Л., 1948; Струминский В. Я., Основы и система дидактики К. Д. Ушинского, М., 1957; его же, Очерки жизни и пед. деятельности К. Д. Ушинского, М., 1960; Гончаров Н. К., Пед. система К. Д. Ушинского, М., 1974; СП, 1974, № 2 (номер посвящен Ушинскому); Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. Вторая половина 19 в., под ред. А. И. Пискунова, М., 1976, гл. 12; К Д. Ушинский и рус. школа. Беседы о великом педагоге, под ред. Е. П. Белозерцева, М., 1994. Э. Д. Днепров.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Константин Дмитриевич Ушинский
1823-1870) сын небогатого дворянина. Высшее . образование получил в Московском университете (1840-1844), с блеском окончив юридический факультет. За отличные успехи удостоен степени кандидата наук. В 1846 году двадцатидвухлетний Ушинский назначен исполняющим обязанности профессора Ярославского Демидовского лицея - одного из старейших высших учебных заведений, однако в 1849 году был негласно уволен за свои прогрессивные убеждения. В 1854 году Ушинскому удалось получить назначение учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания. Во второй половине 50-х годов он публикует ряд статей («О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы»), которые сделали его известным. В 1859 году Ушинский назначается инспектором классов в Смольный институт благородных девиц. Он произвел существенные преобразования в этом полумонастырском учебном заведении. Был введен новый учебный план, согласно которому большое место отводилось изучению русского языка, литературы. В обучении широко использовались наглядность, методы преподавания, развивающие познавательную активность девочек. Большое место отводилось самостоятельной работе. В 1860-1861 годах он редактировал «Журнал Министерства народного просвещения», где поместил ряд своих программных статей: «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Родное слово», «Проект учительской семинарии». На основании доносов, обвинявших инспектора в безбожии, свободомыслии и политической неблагонадежности, его уволили из Смольного института летом 1862 года. Для того чтобы как-то замаскировать отставку выдающегося педагога, правительство командирует его за границу для изучения постановки женского образования. За пять лет, проведенных в европейских странах, Ушинский написал главный труд своей жизни - «Человек как предмет воспитания», а также книгу для чтения «Родное слово» и методическое руководство к ней. В 1870 году на 47 году жизни Ушинского не стало. Ушинский составил две учебные книги: «Родное слово», «Детский мир». Первая предназначалась для первоначального обучения. Главное внимание здесь обращено на русский язык в связи с развитием мышления и расширением запаса знаний об окружающей жизни. «Детский мир» предназначен для учащихся 3-4 классов и содержит сведения об естествознании, географии. Кроме тщательно подобранных стихотворений, басен, сказок, Ушинский включил в учебники свои статьи о деревьях, животных, реках, городах и небольшие рассказы нравственного содержания. Педагогическая система Ушинского В педагогическом наследии Ушинского условно можно выделить несколько важнейших проблем, первой из которых является разработка педагогической антропологии. Основная идея проблемы высказывалась еще в первых его статьях, а получила свое завершение в капитальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». В предисловии автор пишет: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях». В круг антропологических наук Ушинский включал анатомию, физиологию, психологию, историю, статистику, географию и т. д. , то есть сеть наук, позволяющих обнаружить свойство предмета воспитания - человека. Сам автор в предисловии определил содержание «Опыта педагогической антропологии». В первом томе даны физиологические основы процесса «сознавания», начиная «с первичных ощущений и доходя до сложного рассудочного процесса». Во втором томе излагаются процессы душевных чувств и духовные особенности человека. В третьем (незавершенном) томе, Ушинский предполагал изложить «в системе. . . те педагогические меры, правила, которые сами собой вытекают. . . из явлений человеческого организма и человеческой души». Вторая проблема, лежащая в основе педагогической системы Ушинского, — идея народности воспитания. «Есть одна только, общая для всех, прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью». Под народностью он понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими и природными условиями. Реализация принципа народности. предполагала: а) создание широкой сети народных школ, обеспечивающих обязательность обучения всех детей - делом воспитания должен руководить сам народ; б) воспитание должно давать детям реальное образование, развивать их умственные способности с тем, чтобы они могли быть использованы в интересах народа; в) центральное место в формировании человека должен занимать родной язык - «сокровищница духа народа»; г) воспитание должно формировать человека, для которого труд является первой потребностью, формировать патриота с твердой волей и характером; д) женщинам должно быть обеспечено образование, равное с мужчинами; е) недопустимо слепое заимствование и внедрение в практику иноземных систем, не соответствующих духу русской народности. Идею народности Ушинский тесно связывает с религиозно-нравственными устоями православия, считая, что воспитание должно способствовать внедрению в души детей «истин христианства». Третья проблема педагогической системы Ушинского - воспитание нравственных чувств. Среди различных сторон воспитания он ставил на первое место нравственное воспитание: «Мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума. . . ». Воспитание должно развивать, по мнению Ушинского, в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, формировать твердый характер и волю, чувство долга. Средствами нравственного воспитания, по Ушинскому, являются нравственное просвещение, личный пример учителя, убеждение, которому он придавал большое значение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрения и наказания. Большое значение в воспитании, по мнению Ушинского, принадлежит семье, которая закладывает основы формирования личности. Семью как воспитательный институт не могут заменить никакие общественные воспитательные учреждения. Важнейшим условием эффективного семейного воспитания являются: доброжелательная атмосфера во взаимоотношениях всех членов семьи, единство требований родителей, постоянное участие детей в различных видах трудовой деятельности. Дидактические взгляды Ушинский - сторонник реального образования, говорил об огромном образовательном и воспитательном значении естествознания. Указывая на необходимость учета возрастных психологических особенностей детей, он дал ряд конкретных методических рекомендаций по развитию внимания, памяти учащихся. Учитывая, что «дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще. . . », Ушинский считал наглядность одним из важнейших принципов обучения, ибо единственным источником наших знаний может быть «опыт, сообщаемый нам через посредство внешних чувств». Считал, что детей надо знакомить со всеми сторонами предмета или явления, что знания должны складываться в определенную систему. Много внимания уделял сознательности и прочности усвоения детьми учебного материала. В области общей дидактики педагогом были сформулированы следующие десять требований успешного обучения: своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, отсутствие чрезмерной* напряженности и чрезмерной легкости, нравственность, полезность. Им глубоко раскрыта сущность каждого из требований. В своей дидактической системе великий педагог много места уделил уроку как основной форме организации учебного процесса, сформулировал ряд требований к нему: целенаправленности, законченности, разнообразия используемых методов и т. п. Ушинский предъявляет высокие требования к учителю. Прежде всего, это должен быть убежденный человек. Учителю необходимо овладеть педагогической теорией на основе широкого общего образования. Он должен быть высоконравственным человеком, любящим свою Родину, народ, детей. Педагог обязан хорошо знать cbovix воспитанников, изучать их, быть тактичным, находчивым, умело определять меры педагогического воздействия на детей. В статье «Проект учительской семинарии» (1861) Ушинский подробно разработал план подготовки учителей для начальной школы. Существенное место в подготовке учителей занимала педагогическая практика в школах. Ушинский высказал мысль об открытии педагогических факультетов в университетах. Его личность, статьи и книги оказали огромное влияние на современников, они актуальны и сегодня.

Источник: История образования и педагогической мысли