ЛОКК ДЖОН

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЛОКК Джон
(1632–1704) – английский философ, психолог, педагог. Основные работы: «Опыт о человеческом разуме», «Мысли о воспитании». Создал фундамент эмпирической психологии сознания, отстаивал положение о происхождении всех идей из опыта (душа – «чистая доска», на которой лишь опыт пишет свои письмена). Сложные идеи образуются двумя путями. Наиболее частый путь – с помощью особой деятельности разума. В результате таких операций ума, как сравнение, абстрагирование и обобщение, формируются понятия. Второй, более редкий путь – образование сложных идей посредством ассоциаций (авторство термина «ассоциация» принадлежит Локку); этим путем образуются достаточно случайные, произвольные объединения идей (например, предрассудки).

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ЛОКК ДЖОН
(1632–1704), английский философ, педагог, политический деятель. Окончил Оксфордский университет. Разработал эмпирическую теорию познания, исходным пунктом которой является принципиальный отказ от концепции существования врожденных идей и обоснование опытного происхождения человеческого знания. Душа человека – “белая бумага. Без всяких знаков и идей”, заполнить которую надлежит воспитанием. Педагогическая система ориентирована на воспитание “делового человека”, “джентельмена”. Система сочетает в себе три аспекта – физическое воспитание, нравственное воспитание (воспитание души), умственное воспитание. Основные работы: “Опыт о человеческом разуме” (1690), “Некоторые мысли о воспитании” (1693), “Записки о рабочих школах” (1696).

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ЛОКК Джон
1632—1704) — англ. философ и педагог. Основные труды: «Опыт о человеческом разуме», «Мысли о воспитании». Считал, что душа человека при рождении представляет собой чистую доску: добрыми или злыми, полезными или нет люди становятся благодаря воспитанию. Целью воспитания, по Л., является формирование добропорядочного делового человека — «джентльмена», предприимчивого, настойчивого в достижении своих интересов, но считающегося с интересами др. Поэтому основное место Л. отводил нравственному воспитанию, главной задачей к-рого является дисциплинирование характера, развитие таких качеств, как воля, благоразумие, искренность, храбрость. Был противником физических наказаний, но допускал их в случае упорного нежелания ребенка проявить послушание. Программу образования Л. строил на основе знаний, имеющих практико-ориентированный характер: родной язык, география, арифметика, геометрия, астрономия, история и законоведение, бухгалтерия, ремесла (столярное, токарное, плотничное, парфюмерное дело, лакирование и гравирование). Л. включал физический труд в систему образования юного буржуя для того, чтобы заложить основы понимания производства и как средство предупреждения праздности. Л. разрабатывал и методические вопросы, призывал не превращать учение в скучную обязанность, писал о поощрении детской любознательности и развитии логического мышления. Мысли Л. оказали большое влияние на развитие педагогики XVIII—XIX вв.

Источник: Педагогический словарь

ЛОКК (Locke) ДЖОН (1632-1704)
английский философ, политический мыслитель и педагог. С 1668 член Лондонского королевского общества. В осн. философском труде ("Опыт о человеческом разуме", 1690; рус. пер. 1898) Л. разработал эмпирическую теорию познания, исходным пунктом которой является принципиальный отказ от концепции существования врожденных идей и обоснование опытного происхождения человеческого знания. Педагогическая система Л., изложенная в трактатах "Некоторые мысли о воспитании" (1693), "О пользовании разумом" (издано в 1706) и других, ориентирована на воспитание "делового человека", "джентльмена" и органически сочетает в себе три аспекта - физическое воспитание, воспитание души (или нравственное воспитание) и образование. Основу нравственного воспитания видел в выработке правильного представления о добродетели. Задачам нравственного воспитания подчинена и образовательная программа Л., цель которой заключается в развитии у учащихся способностей к самостоятельным суждениям и умозаключениям, а также сообщение начальных сведений по различным дисциплинам, что позволило бы им со временем более основательно заняться любой областью знаний по собственному выбору. Разрабатывая методы воспитания и образования, Л. подчеркивал необходимость постепенного и последовательного формирования у воспитанника устойчивых положительных привычек, отводя при этом решающую роль примеру самого наставника и других людей. Отвергая схоластическую систему образования, Л. стремился придать обучению практический характер. Помимо чтения и письма на родном языке он считал необходимым для джентльмена изучение французского языка и латыни, а также арифметики, географии, хронологии, истории, геометрии, астрономии, законоведения, натурфилософии. Наряду со светским воспитанием (танцы, верховая езда) воспитанник должен усвоить несколько ремесел. В "Записке о рабочих школах" (1696) Л. предлагал создать для детей из бедных семей сеть приютов, где бы они обучались ремеслу.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Джон Локк
1632-1704) английский философ, просветитель, государственный деятель; в своих философ-ско-педагогических воззрениях отразил эпоху революционно-демократических преобразований в Англии и интересы нового формирующегося класса буржуазии. Ф. Энгельс назвал Локка «сыном классового компромисса 1688 г. ». Он отстаивает социальные теории «естественного права» и договорную теорию происхождения государства. Воспитание джентльмена ("Мысли о воспитании" -1693) - необходимая программа для обоснования права нового человека управлять государством. Критика теории врожденных идей (Р. Декарта, Г. В. Лейбница) привела к созданию теории «чистой доски» («Опыт о человеческом разуме» - 1690): душа ребенка от рождения подобна чистой доске и формируется под влиянием внешних факторов, окружающей среды. Дети от рождения изначально равны. От воспитания и обстоятельств жизни зависит все развитие человека. Разница в результатах воспитания обусловлена также неравенством индивидуальных способностей, разной степенью прилежания. Это приводит к естественному имущественному и социальному неравенству. Главные средства воспитания: пример, среда, окружение ребенка, выработка привычек. Основа познания - чувственное восприятие (сенсуалистский взгляд). Кроме внешнего опыта существует и внутренний (рефлексия), обретаемый в акте мышления. Локк не отрицал естественных склонностей и индивидуальных особенностей детей, но считал, что девять десятых всех людей таковы, каковы они есть, только благодаря воспитанию. Цель воспитания: становление гражданина, формирование нравственного характера. Необходима не только подготовка к успешному ведению дел, но и осознание воспитанником гражданской ответственности, возможности приносить пользу стране, вести добродетельную жизнь. С актуальной для того времени идеей правового государства связана цель нравственного воспитания. Мораль выводится Локком из принципа пользы и интересов личности. Поведение человека должно быть разумным (регулятором поведения выступает здравый смысл), подчинено общественным интересам, однако во взаимодействии личности и общества приоритетное значение отдается индивидуальному началу. Моральные нормы должны быть не внешними регулятивами, а внутренними качествами личности. Содержание образования более широкое, чем было до того принято, направлено на то, чтобы готовить к жизни, приносить воспитаннику практическую пользу (утилитаризм). Роль воспитателя огромна, его задача - правильно регулировать каналы чувственного восприятия и формировать нужные знания, волевые устремления и мотивационные побуждения, развивать любознательность. Искусство воспитания в создании ситуаций, закрепляющих нужные привычки, в наблюдении за ребенком и подборе соответствующих его «страстям и господствующим наклонностям» методов. Семья — среда, в которой воспитывается ребенок, ограждающая его от дурных внешних влияний. Воспитание дома осуществляется под руководством специально подобранного воспитателя (гувернера), являющегося наставником, примером. Труд на свежем воздухе, занятия ремеслом полезны для здоровья, отвлекают от вредной праздности, дают закалку. Самостоятельное чтение совершенствует разум. Локк определяет круг самостоятельно изучаемой литературы («Мысли о том, что читать и изучать джентльмену») Локк предложил создавать обязательные для детей бедных (3-14 лет) рабочие школы, где дети бы обучались грамоте и основам ремесла, окупая издержки на свое образование («Рабочие школы»). В теории Д. Локка выражен социоцентристский, формирующий подход к воспитанию. Соблазн создания «нового человека» на основании теории «чистой доски» (дальнейшее развитие теория получила в работах Гельвеция) проявился в социоцентристском подходе советской педагогики.

Источник: История образования и педагогической мысли

ЛОКК Джон
29.8.1632, Ринг-тон, — 28.10.1704, Отс), англ. философ, полит. мыслитель и педагог. Род. в пуританской семье. Окончил Оксфордский ун-т. С 1668 чл. Лондонского королевского об-ва. Активно участвовал в полит. борьбе периода Реставрации. В 1683 эмигрировал в Голландию; после гос. переворота 1688—89 в Англии (т. н. Славная революция) вернулся на родину.
В осн. филос. труде («Опыт о человеческом разуме», 1690; рус. пер. 1898) Л. разработал эмпирич. теорию познания, исходным пунктом к-рой является принципиальный отказ от концепции существования врожденных идей и обоснование опытного происхождения человеческого знания. По существу, именно отрицание врожденных идей и апелляция к опыту делали возможной постановку вопроса о решающей роли воспитания в формировании человеческой личности и о значении среды в процессе воспитания. При этом Л. не отрицал врожденной предрасположенности отд. индивидов к тому или иному кругу способностей, более того, в ряде случаев расширительно толковал сферу проявления такой предрасположенности. Вместе с тем он был убежден, что от рождения большинство людей одинаково стремятся к счастью и питают отвращение к несчастью, одинаково наделены разумом и способностями, а последующие различия между ними определяются по преимуществу различием жизненных условий и воспитания. Душа человека — белая бумага, «без всяких знаков и идей», заполнить к-рую надлежит воспитанием.
Пед. система Л., изложенная в трактатах «Нек-рые мысли о воспитании» (1693), «О пользовании разумом» (изд. в 1706) и др., ориентирована на воспитание «делового человека», «джентльмена». Она органически сочетает в себе три аспекта — физич. воспитание, воспитание души (или нравственное воспитание) и образование. Поскольку, по Л., цель жизни, а следовательно, и воспитания заключается в обеспечении счастья индивида, т.е. такого состояния, к-рое может быть выражено формулой «здоровый дух в здоровом теле», то нач. предпосылкой формирования личности, становления воли и характера является забота об укреплении здоровья ребенка. Л. дает практич. рекомендации по закаливанию и выработке выносливости, умеренности.
Основу нравств. воспитания Л. видел в выработке правильного представления о добродетели. Нравств. воспитание теснейшим образом сопрягается с воспитанием разума, высшей инстанции, к к-рой прибегает человек, определяя свое поведение. Соединенная с разумной мудростью добродетель ассоциируется у Л. с полезностью; ее отличает умелое и предупредит, ведение дел, способность сочетать стремление к личному счастью и благополучию с аналогичными стремлениями др. индивидов, умение в необходимых случаях отказаться от удовлетворения своих желаний и страстей и, следуя велению разума, действовать наперекор им. Утилитарная и индивидуалистич. трактовка добродетели заставляла Л. искать критерии ее истинности в Боге, представление о к-ром (ввиду отсутствия врожденной идеи Бога) Л. считал необходимым запечатлеть в душе ребенка в самом раннем детстве.
Задачам нравств. воспитания подчинена и образоват. программа Л., цель к-рой заключается в развитии у учащихся способностей к самостоят. суждениям и умозаключениям, а также сообщении нач. сведений по разл. дисциплинам, что позволило бы им со временем более основательно заняться любой областью знаний по собств. выбору. В представлении Л. добродетельный, разумный и искусный в ведении своих дел человек гораздо предпочтительнее, чем великий ученый, лишенный таких качеств.
Разрабатывая методы воспитания и образования, Л. подчеркивал необходимость постепенного и последоват. формирования у воспитанника устойчивых положит. привычек, отводя при этом решающую роль (в сравнении со словесными наставлениями) примеру самого наставника и др. людей. По мнению Л., в процессе воспитания следует избегать как физич. наказаний, так и особых поощрений и наград. В первом случае достигается рабское послушание, к-рое постепенно формирует рабский характер, во втором — поощряется влечение воспитанника к наградам, а не к тому, за что они даются. Честь и позор — вот те могущественнейшие стимулы души, на к-рые следует опираться в процессе воспитания. Вместе с тем Л. допускал физич. наказание в исключит. случаях, когда необходимо сломить упрямство и открытое неповиновение авторитету учителя. Л. обращал внимание на важность индивидуального подхода к учащимся с учетом их психол. склада, наклонностей, возраста и уровня развития, подчеркивал роль игры в процессе обучения (особенно в мл. возрасте), необходимость строить уч. процесс в расчете на любознательность учащихся и пробуждение интереса к изучаемому предмету, постепенное восхождение от простого к сложному.
Отвергая схоластич. систему образования, Л. стремился придать обучению практич. характер. Помимо чтения и письма на родном языке он считал необходимым для джентльмена изучение франц. яз. в латыни, а также арифметики, географии, хронологии, истории, геометрии, астрономии, законоведения, натурфилософии (к-рой должно предшествовать чтение библейских текстов). Наряду со светским воспитанием (танцами и верховой ездой) будущий джентльмен должен усвоить неск. ремесел, особенно тех, к-рые связаны с ручным трудом на открытом воздухе, получить навыки в стенографии и счетоводстве, необходимые для ведения хоз. дел. Своеобразная программа «трудового воспитания» джентльмена учитывала потребности бурж. общества в деловых, инициативных людях.
Л. полагал, что «истинный джентльмен» должен быть воспитан дома, с привлечением добропорядочных и компетентных наставников и учителей. Семейное воспитание, по его мнению, исключало возможность дурного влияния среды, случайных товарищей, плохих учителей и позволяло создать упорядоченную, «нравств.» среду, в к-рую помимо учителей могли быть включены др. «талантливые и благовоспитанные» люди. Эта идея являла собой своеобразную утопию, сводящую проблему совершенствования общества к проблеме воспитания «нравств.» индивидов, к-рые в сумме и могут составить идеальное «нравств.» общество.
В «Записке о рабочих школах» (1696) Л. предлагал создать для детей из бедных семей спец. сеть приютов, где они обучались бы к.-л. практич. ремеслу.
Пед. теория Л., как и все его мировоззрение, оказали плодотворное воздействие на филос. и воспитат. идеи деятелей Просвещения. В России Л. стал известен в сер. 18 в. прежде всего как педагог, учение к-рого позволило М. В. Ломоносову назвать его в числе «премудрых человечества учителей».
Соч.: Works, v. 1 — 10, L., 1801; Educa-tional writings, ed. by J. W. Adomson, Camb., 1922; в рус. пер.: Избр. филос. произв., т. 1—2, М., 1960; Пед. соч., М., 1939; Соч., т. 1—3, М., 1985—88.
Лит. Э Нарский И. С., Философия Дж. Локка, М., 1960; Заиченко Г. А., Джон Локк, M. (библ.). В. М. Карев.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF

Апология свободы совести в трудах Джона Локка

Белкина Тамара Леонидовна, Комаров Антон Станиславович
Изложены основные взгляды Локка на веротерпимость, приведены аргументы ее апологии. Показана актуальность взглядов Локка на реализацию принципов свободы совести и необходимость толерантности в современном обществе
Читать PDF

Политико-правовое учение Джона Локка в зеркале времени

Абукарова Мейрам Узеровна
Джон Локк - видный политический деятель своего времени. В своих социально-политических взглядах Локк исходил из концепции естественного права.
Читать PDF

Учение Джона Локка о государстве и праве как классическое выражение революционной идеологии

Максименко Юрий Андреевич
В статье анализируются учения Дж. Локка о государстве и праве
Читать PDF

Английское законодательство конца XVII - начала XVIII В. И политическая доктрина Джона Локка

Ковалев Андрей Владимирович
Рассмотрены идеи известного английского мыслителя Джона Локка, анализируется связь между законодательством конца XVII начала XVIII в., формировавшим систему конституционной монархии в Англии, и политической концепцией Д. Локка.