Домашнее образование
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
В России на протяжении XVIII–XIX вв. практика Д.о. имела важное значение для формирования системы общего образования. Со времени возникновения университетов, гимназий и других учебных заведений оно являлось обязательным этапом для желающихпродолжать обучение или поступить на воинскую службу, так как давало необходимую подготовку для успешного участия в предварительных испытаниях (от программы начальной школы до полного гимназического курса).
Д.о. получило распространение в губерниях, где родители не имели возможности определить детей в гимназию по своему выбору, а также среди поместного дворянства. Наиболее родовитые и богатые дворяне в Москве и Петербурге также предпочитали дать ребенку Д.о., особенно в случае нежелания определить его по воинской части.
Незаконнорожденным дворянским детям Д.о. позволяло поступить в университет с дальнейшим получением чина, возвращающего в круг дворянского сословия. Для девочек из малообеспеченных дворянских семей, для сирот оно открывало возможности домашнего учительства (в основном преподавание новых языков). Одним из видов Д.о. в XIX в. можно считать экстернатуру, т.е. практику домашнего обучения с последующей аттестацией на гимназических экзаменах.
До учреждения Московского университета (1755) функции домашних педагогов выполняли в основном приходские священники, дьячки, наемные учителя из немцев, русские семинаристы. В середине XVIII в. к Д.о. привлекали университетских профессоров, кандидатов, закончивших курс, и студентов. С конца XVIII в. стало популярным приглашать учителей-иностранцев (французов, англичан). В 30–40-х гг. XIX в. оформилась система Д.о. (домашние наставники и домашние учителя, а также гимназические преподаватели). Каждой должности соответствовал образовательный ценз, права и привилегии, круг обязанностей, пособия от МНП (Положение о домашних наставниках и учителях, 1834). Было запрещено допускать к частному преподаванию иностранцев, не получивших от русских университетов аттестатов на учительские и наставнические звания. Сведения о домашнем преподавании подавались в ежегодных отчетах по МНП. Постановления МНП 1853, 1868 в области Д.о. имели целью повысить престиж профессии домашнего педагога, привлечь к частному преподаванию лиц из среды отечественной интеллигенции и таким образом снизить сохранявшуюся потребность в иностранных учителях. С 1868 г. звание домашнего учителя присваивалось лицам со средним образованием, выдержавшим специальные испытания; домашним наставником можно было стать по окончании высшего учебного заведения.
Как правило, видное место в системе Д.о. занимали новые языки (французский, немецкий, английский), отечественная и иностранная словесность, история, география. Математика, физика, естественная история преподавались в объеме, определявшимся возможностями и желанием ученика или родителей. Содержание курса словесности и философии находилось в непосредственной зависимости от состава домашней библиотеки. Непременным элементом Д.о. являлся закон Божий, часто – церковно-славянский язык. В целом Д.о. строилось на поощрении самостоятельного чтения и развивало у ученика творческое мышление, свободное от школьных схем и зубрежки.
Особое место в сфере Д.о. отводилось образованию и воспитанию наследника престола и детей императорской фамилии; это была продуманная система подготовки будущего монарха. В допетровскую эпоху их обучение велось в основном священнослужителями. С XVIII в. стали приглашаться учителя – ведущие отечественные и зарубежные специалисты в своих областях; давались юридические знания, общее представление о науках, военная подготовка. В ряде случаев для наследника специально составлялись учебники.
После 1917 г. Д.о. как система прекратило существование. С начала 60-х гг. получили распространение специфические формы Д.о., призванные компенсировать недостатки государственной системы среднего образования, – частные уроки, семейные семинары, репетиторство и т.п., имеющие перед собой как сугубо прагматические (поступление в вуз), так и чисто образовательные задачи. В контексте педагогических поисков второй половины 80-х – начала 90-х гг. развитие некоторых форм Д.о. рассматривается как один из вариантов, способствующих укреплению преемственных связей в семье, индивидуализации образования, рациональному соотношению домашней и школьной подготовки. Законом Российской Федерации об образовании (1992) предусматривается возможность получения общего (начального и среднего) образования в семье с правом на государственную аттестацию.
Лит.: Шевырев С.П. Об отношении семейного воспитания к государственному. – М., 1842; Манасеина М.М. Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончанияуниверситетского образования. – СПб., 1894–1896; Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности МНП. – СПб., 1902; Педагогическая академия в очерках и монографиях (Воспитание в семье и школе) / Под ред. А.П. Нечаева. – М., [1909– 1914].
Н.В. Кеворкова
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.