Домашнее образование

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское]

ДОМАШНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
форма общеобразовательной подготовки в условиях семьи.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Домашнее образование
образование, даваемое ребенку в условиях семьи, дома в соответствии с государственными учебными программами и под контролем школы. Согласно Закона об образовании родителям предоставляется право самим учить детей по согласованным со школой программам и авторским программам родителей, залицензированным органами управления. Домашнее образование применяется при обучении детей с проблемами – инвалидов, больных, с ослабленным здоровьем, с задержкой психического развития, плохо адаптируемых в школьных коллективах. К нему прибегают родители, желающие по-своему образовывать и воспитывать ребенка и не доверяющие государственной школе. Домашнее образование всегда личностно ориентированное и осуществляется по технологии индивидуального ученичества. Домашнее образование контролируется учителями школы, куда прикреплен ребенок, с выставлением итоговых отметок в журнале и других документах. Труд родителей по образованию собственного ребенка оплачивается.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ДОМАШНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
форма общеобразовательной подготовки в условиях семьи. До становления систем образования (преимущественно в древности и средневековье) играло существенную роль в обеспечении сословно-профессиональной преемственности; в обществах с развитыми образовательными структурами могло сохранять свое значение как форма индивидуализации и оптимизации обучения. Элементарным типом Д.о. можно считать передачу от родителей к детям основ мировоззрения (в том числе религиозное воспитание), знаний, профессионального опыта. Однако как институт образования оно не ограничивалось семейным, родовым опытом и в принципе содержало весь предусмотренный общественными нормами образовательный комплекс; по характеру преподавания Д.о. было типологически сходным с утвердившимися институтами общего образования. Особенности и направления развития Д.о. определялись социальной ролью семьи, господствующими в обществе национально-культурными традициями. От Д.о. следует отличать различные формы обучения на дому, практикуемые при регулярных учебных заведениях.
В России на протяжении XVIII–XIX вв. практика Д.о. имела важное значение для формирования системы общего образования. Со времени возникновения университетов, гимназий и других учебных заведений оно являлось обязательным этапом для желающихпродолжать обучение или поступить на воинскую службу, так как давало необходимую подготовку для успешного участия в предварительных испытаниях (от программы начальной школы до полного гимназического курса).
Д.о. получило распространение в губерниях, где родители не имели возможности определить детей в гимназию по своему выбору, а также среди поместного дворянства. Наиболее родовитые и богатые дворяне в Москве и Петербурге также предпочитали дать ребенку Д.о., особенно в случае нежелания определить его по воинской части.
Незаконнорожденным дворянским детям Д.о. позволяло поступить в университет с дальнейшим получением чина, возвращающего в круг дворянского сословия. Для девочек из малообеспеченных дворянских семей, для сирот оно открывало возможности домашнего учительства (в основном преподавание новых языков). Одним из видов Д.о. в XIX в. можно считать экстернатуру, т.е. практику домашнего обучения с последующей аттестацией на гимназических экзаменах.
До учреждения Московского университета (1755) функции домашних педагогов выполняли в основном приходские священники, дьячки, наемные учителя из немцев, русские семинаристы. В середине XVIII в. к Д.о. привлекали университетских профессоров, кандидатов, закончивших курс, и студентов. С конца XVIII в. стало популярным приглашать учителей-иностранцев (французов, англичан). В 30–40-х гг. XIX в. оформилась система Д.о. (домашние наставники и домашние учителя, а также гимназические преподаватели). Каждой должности соответствовал образовательный ценз, права и привилегии, круг обязанностей, пособия от МНП (Положение о домашних наставниках и учителях, 1834). Было запрещено допускать к частному преподаванию иностранцев, не получивших от русских университетов аттестатов на учительские и наставнические звания. Сведения о домашнем преподавании подавались в ежегодных отчетах по МНП. Постановления МНП 1853, 1868 в области Д.о. имели целью повысить престиж профессии домашнего педагога, привлечь к частному преподаванию лиц из среды отечественной интеллигенции и таким образом снизить сохранявшуюся потребность в иностранных учителях. С 1868 г. звание домашнего учителя присваивалось лицам со средним образованием, выдержавшим специальные испытания; домашним наставником можно было стать по окончании высшего учебного заведения.
Как правило, видное место в системе Д.о. занимали новые языки (французский, немецкий, английский), отечественная и иностранная словесность, история, география. Математика, физика, естественная история преподавались в объеме, определявшимся возможностями и желанием ученика или родителей. Содержание курса словесности и философии находилось в непосредственной зависимости от состава домашней библиотеки. Непременным элементом Д.о. являлся закон Божий, часто – церковно-славянский язык. В целом Д.о. строилось на поощрении самостоятельного чтения и развивало у ученика творческое мышление, свободное от школьных схем и зубрежки.
Особое место в сфере Д.о. отводилось образованию и воспитанию наследника престола и детей императорской фамилии; это была продуманная система подготовки будущего монарха. В допетровскую эпоху их обучение велось в основном священнослужителями. С XVIII в. стали приглашаться учителя – ведущие отечественные и зарубежные специалисты в своих областях; давались юридические знания, общее представление о науках, военная подготовка. В ряде случаев для наследника специально составлялись учебники.
После 1917 г. Д.о. как система прекратило существование. С начала 60-х гг. получили распространение специфические формы Д.о., призванные компенсировать недостатки государственной системы среднего образования, – частные уроки, семейные семинары, репетиторство и т.п., имеющие перед собой как сугубо прагматические (поступление в вуз), так и чисто образовательные задачи. В контексте педагогических поисков второй половины 80-х – начала 90-х гг. развитие некоторых форм Д.о. рассматривается как один из вариантов, способствующих укреплению преемственных связей в семье, индивидуализации образования, рациональному соотношению домашней и школьной подготовки. Законом Российской Федерации об образовании (1992) предусматривается возможность получения общего (начального и среднего) образования в семье с правом на государственную аттестацию.
Лит.: Шевырев С.П. Об отношении семейного воспитания к государственному. – М., 1842; Манасеина М.М. Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончанияуниверситетского образования. – СПб., 1894–1896; Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности МНП. – СПб., 1902; Педагогическая академия в очерках и монографиях (Воспитание в семье и школе) / Под ред. А.П. Нечаева. – М., [1909– 1914].
Н.В. Кеворкова

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
98.68 кб

Домашнее образование в середине XIX века

Колосова Екатерина Матвеевна
Представление об образовании, об образованном человеке в разные периоды истории России постоянно менялось. В соответствии с изменениями понимания ценности образования происходила смена типов и видов учебных заведений.
Читать PDF
1.71 мб

Развитие системы домашнего образования в современных условиях

Л. В. Пасечник
Читать PDF
660.71 кб

Домашнее задание как важный компонент непрерывного образования

Гачин Александр Николаевич
Статья посвящена вопросу повышения качества образования через увеличение связности – полноценное включение в образовательный процесс домашнего задания.
Читать PDF
270.24 кб

Семейное и домашнее образование в США: историкосоциальный аспект

Якунина Анастасия Николаевна
В статье рассмотрены сущность и содержание семейного образования в США. Приведены статистические данные о количестве «домашних» школьников в США, а также показатели качества семейного образования
Читать PDF
502.33 кб

Развитие домашнего образования в Иркутске в первой половине xix века

Кузнецова Марина Валерьевна
В статье рассматриваются вопросы становления иразвития частного обучения в первой половине XIX века в Иркутске крупном губернском городе на востоке России.
Читать PDF
107.22 кб

Роль педагога домашнего образования в развитии речи детей дошкольного возраста

Чепурина Л.В.
Целью статьи является обращение особого внимания на важность создания условий речевой среды для развития речи ребенка, получающего дошкольное образование в условиях семьи с помощью педагога домашнего образования.
Читать PDF
305.66 кб

О роли образования в рационализации потребительской деятельности домашних хозяйств

Новиков В. А., Артамонова Ю. С.
В данной статье анализируется роль образовательных процессов в современной потребительской деятельности домашних хозяйств, организованной на научной основе.
Читать PDF
295.24 кб

Влияние фактора образования на гендерное распределение домашнего труда в городской семье

Евстифеева Галина Геннадьевна
Анализируется влияние фактора образования на гендерное распределение домашнего труда в семье.
Читать PDF
2.44 мб

ПУТИ ОБРАЗОВАНИЯ И МОРФОЛОГИЯ ИСТОЧНИКОВ АРТЕРИАЛЬНОГО КРОВОСНАБЖЕНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА КОШКИ ДОМАШНЕЙ

Прусаков Алексей Викторович, Зеленевский Николай Вячеславович
В качестве материала для исследования использовали трупы десяти кошек разных пород. Исследование проводили с применением методики вазорентгенографии.
Читать PDF
102.26 кб

Педагогическая культура специалиста домашнего образования во взаимодействии с детьми дошкольного воз

Малиновская И.В.
Целью статьи является определение доминантных положений, без которых невозможно эффективное осуществление педагогической деятельности специалистов домашнего образования по обучению и воспитанию детей младшего возраста в условиях д