КОМЕНСКИЙ ЯН АМОС

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КОМЕНСКИЙ Ян Амос
(1592–1679) – чешский педагог, гуманист. Впервые с педагогической точки зрения рассмотрел взаимосвязь интеллектуального развития ребенка и его поведения; выделил типы детей, отличающихся друг от друга степенью умственного развития и особенностями характера, обосновал их право на обучение. В обучении, по его мнению, заключена большая преобразующая сила социального развития и воспитания таких детей.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

КОМЕНСКИЙ Ян Амос
(1592–1670) – выдающийся чешский мыслитель, педагог. Основные работы: «Великая дидактика», «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», «Законы хорошо организованной школы» и др. Коменский дал научное и теоретическое обоснование дидактическим принципам природосообразности, наглядности, сознательности, систематичности, последовательности, посильности обучения, прочности усвоения учебного материала, а также дидактическим правилам: «от конкретного к абстрактному», «от частного к общему», «от легкого к трудному», «от более известного к менее известному». Разработал научные основы классно-урочной системы организации учебных занятий. По сути, Коменский является основоположником дидактики.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

КОМЕНСКИЙ ЯН АМОС
(1592–1670), чешский педагог, философ, лингвист, историк, основоположник педагогической науки. Первоначальное образование получил в братской школе, затем учился в Герборнской академии, Гейдельбергском университете (1611–1614). Преподавал и был проповедником в Пршерове. Деятельность была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для “достижения лучшей жизни во всем мире”. Написал ряд исторических работ и литературно-философский трактат “Лабиринт света и рай сердца” (1623). Теорию всеобщего универсального образования изложил в “Дидактике” на чешском языке (1628). Образование должно помогать человеку правильно ориентироваться в мире в поисках смысла жизни. Далее, в 1631–1632 гг. этот труд был переработан и назван “Рай церкви или рай чешский”. Переработал и перевел на латинский язык “Дидактику” и назвал ее “Великой дидактикой”. Предпочитал предметный принцип и был автором ряда учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Далее пришел к убеждению о необходимости получения человеком системы знаний о мире и подготовил учебник “Открытая дверь языков” (1631). Цель воспитания видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из которых наиболее важными считал справедливость, мужество, умеренность. Основные работы: “Великая дидактика” (1632), “Преддверие латинского языка” (1643), “Зал латинизма” (1649), “Новейший метод языков” (1649), “Пансофическая школа” (1651), “Школа – игра” (1656), “Мир чувственных вещей в картинках” (1658).

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

КОМЕНСКИЙ Ян Амос
1592—1670) — выдающийся чешский мыслитель, педагог. Основные работы: «Открытая дверь языков и всех наук», «Великая дидактика», «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», «Мир чувственно воспринимаемых вещей в картинках», «Материнская школа», «Законы хорошо организованной школы». Впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке, необходимость создания единой школы, куда принимались бы все дети без сословных, имущественных, половых ограничений. Разработал возрастную периодизацию (детство — до 6 лет, отрочество — до 12 лет, юность — до 18 лет, возмужалость — до 24 лет) и соответствующую ей систему образования, построенную на принципах единства и преемственности (материнская школа, школа родного языка, латинская школа или гимназия и академия). К. дал научное и теоретическое обоснование дидактическим принципам природосообразности, наглядности, сознательности, систематичности, последовательности, посильности обучения, прочности усвоения учебного материала, а также дидактическим правилам: «от конкретного к абстрактному», «от частного к общему», «от легкого к трудному», «от более известного к менее известному». К. разработал научные основы классно-урочной системы организации учебных занятий, к-рая распространилась по всему миру и до сих пор, при всех имеющихся в ней недостатках, остается одной из самых распространенных, признанных форм организации обучения. К. создал первые в мировой практике образцовые учебники «Открытая дверь языков и всех наук» и «Мир чувственно воспринимаемых вещей в картинках», к-рые были переведены на многие языки и использовались не одно столетие. По сути, К. является основоположником дидактики. Пед. система его взглядов выделила педагогику из лона философии как самостоятельную научную отрасль.

Источник: Педагогический словарь

КОМЕНСКИЙ ЯН АМОС (1592-1670)
чешский мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель. Деятельность К. была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для "достижения лучшей жизни во всем мире". Философия К. (пансофия - обучение всех всему), его программа всеобщего воспитания, вера в непрерывность процесса усовершенствования всех и всего посредством творческого труда, стремление к созданию комплексного метода формирования личности и общества представлялись в то время утопическими и заслуженную оценку получили лишь в 20 в. Теорию всеобщего универсального образования К. изложил в "Дидактике" на чешском языке (1628-30, опубликована в 1849). Переработанная, расширенная и переведенная на латинский язык "Дидактика" под названием "Великая дидактика" (1633-38) стала осн. теоретической базой средней ступени образования. Отдавая вначале предпочтение предметному принципу преподавания, К. подготовил ряд предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Затем он пришел к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, общественном устройстве и духовной области стал учебник "Открытая дверь языков" (1631). В 1640-х гг. К. был приглашен в Швецию для проведения реформы шведских школ. Подготовил ряд учебников. С 1650 проводил реформу школ в Венгрии, где в Шарошпатаке пытался частично реализовать свою идею устройства пансофической школы. Научное обоснование ее принципов, учебный план, распорядок дня К. изложил в сочинении "Пансофическая школа" (1651). Подготовил иллюстрированный учебник "Мир чувственных вещей в картинках" (1658) - упрощенный вариант книги "Открытая дверь языков", который стал первой учебной книгой, созданной на основе психологических принципов обучения (в несколько переработанном виде учебник использовался в некоторых странах Европы до 2-й половины 19 в.). Стремясь сделать учение для школьников более интересным, составил учебную книгу "Школа - игра" (1656), которая представляла собой драматизацию "Открытой двери языков" и предназначалась для постановки на сцене школьного театра. С 1654 жил в Амстердаме, где подготовил 4-томное собрание своих латинских педагогических сочинений. Творчество К. оказало огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Рассматривая вопросы воспитания и обучения в неразрывном единстве, К. призывал к широкому (универсальному) образованию на основе родного, а затем и латинского языка - языка науки и культуры того времени. Цель воспитания К. видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из которых наиболее важными считал справедливость, мужество, умеренность.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Ян Амос Коменский
1592-1670) великий чешский мыслитель, общественный деятель и педагог. Участник национально-освободительного движения в Чехии, один из руководителей «Чешских братьев», продолжатель национально-освободительного гуситского движения. Его педагогическая концепция формировалась под непосредственным влиянием плохо сочетавшихся между собой, во многом несовместимых, протестантизма, античной философии и идей Возрождения. Но главным в его мировоззрении был гуманизм. С именем Коменского связано становление педагогики как самостоятельной отрасли знания. Его педагогические труды стали основой для развития педагогической теории и практики XVII и последующих веков, идеи реализуются в школьной практике и сегодня. Для педагогических взглядов Коменского свойственна ориентация на формирующую, знаниевую парадигму. Демократизм и гуманизм взглядов Коменского проявился в идеях обучения всех всему (людей всех сословий, мальчиков и девочек), соответствие воспитания свойствам человеческой природы, соответствие содержания образования природному развитию ребенка, обучение на родном языке, воспитание как развитие духовных сил ребенка, личность как совершенное творение природы. Коменский видел в воспитании предпосылку для дальнейшего прогресса человечества: «Следующий век будет именно таким, какими будут воспитаны для него граждане. В обилии мудрецов - счастье мира». Центральной в педагогической концепции Коменского стала идея пансофии - всеобщей мудрости, под которой он понимает необходимость универсального знания о реальном мире вещей и явлений. Эта идея играет ведущую роль в определении цели воспитания, содержания образования, организации и методов обучения. Цель школы: «стать мастерской для выработки из людей подлинных людей». Школа должна развивать способности, совершенствовать языки, давать реальные знания о реальном мире, воспитывать нравственность, готовить к разумному управлению собой и вещами. Под воспитанием Коменский понимает целенаправленный и организованный процесс формирования ребенка в специально организованной среде под непосредственным руководством воспитателя-учителя. Содержание образования: научное образование (ему соответствует реальное знание, пригодное в жизни, «открывающее двери природы», отобранное и отжатое); добродетель, или нравственность (добродетели: мудрость, умеренность, мужество, справедливость, достоинство, гуманность, привычка к труду, терпение, обуздание страстей), огромную роль отводил дисциплине как сознательному соблюдению школьных законов, норм, своего долга; религиозность, или благочестие. Упоминал также эстетическое, физическое воспитание, подготовку к труду. Принцип природосообразности: человек - часть природы, и его воспитание должно строиться по тем же законам, которые существуют в природе. В такой формулировке принципа природосообразности говорится не об индивидуальной природе каждого человека, а только об общих природных закономерностях развития и воспитания человека. Коменский первым спроектировал образовательный процесс, сформулировал законы организованной школы, создал классно-урочную систему, выдвинул дидактические принципы: наглядности («золотое правило дидактики»), сознательности, систематичности, прочности, посильности, развития познавательной активности и др. Исходя из принципа природосообразности, разработал возрастную периодизацию, которой соответствует система школ (материнская школа - до 6 лет; школа родного языка - до 12; латинская школа - до 18; академия - до 24 лет) и определенное содержание образования на каждом из возрастных этапов. Роль учителя: возвысил учителя, значимость его труда. Учитель - пример, источник знания, организатор учебного процесса. Главное для него - владение методом обучения. В то же время считал метод универсальным средством, применение и успех которого не зависит от личности учителя. Педагогические идеи Коменского не утрачивают своей актуальности по сей день.

Источник: История образования и педагогической мысли

КОМЕНСКИЙ Ян Амос
28.3.1592, Нивнице, ныне близ Угерске-Градиште (Чехия), — 15.11.1670, Амстердам], чеш. мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель. Родился в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил перво-нач. образование в братской школе, в 1608—10 учился в лат. школе, затем в Херборнской академии и Гейдельберг-ском ун-те (1611—14), куда был направлен общиной для подготовки к пропо-веднич. деятельности. В 1614—20 преподавал и был проповедником в Пршерове, затем в Фульнеке (Моравия).
Деятельность К. была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для «достижения лучшей жизни во всем мире».
Филос. взгляды К. сложились под влиянием идей Аристотеля, Платона, Ф. Бэкона, Вивеса. Философия К. (пансофия — обучение всех всему), его программа всеобщего воспитания, вера в непрерывность процесса усовершенствования всех и всего посредством творческого труда, стремление к созданию комплексного метода формирования личности и общества представлялись в то время утопическими и заслуженную оценку получили лишь в 20 в.
В творчестве К. получает развитие предшествующая традиция чеш. реформации и гуманизма, связанная с гуситским движением, а затем с общиной Чещ. братьев (см. в ст. Чехия).
Еще в период учебы К. собрал огромный языковой материал к кн. «Клад чещ. языка» (рукопись сгорела в 1656), пытался создать своего рода универсальную энциклопедию «Театр всевозможного» («Theatrum universitatis rerum»), пробовал себя в духовной поэзии, занимался теорией чеш. стихосложения.
К. — ведущий представитель чеш. реформаторской церкви, в ходе 30-летней войны он вынужден был скрываться в Чехии и Моравии. В этот период К. написал ряд ист. работ и лит.-филос. трактат «Лабиринт света и рай сердца» («La-birint sveta a raj srdce», 1623), в к-ром отразилась обществ.-критич. позиция К. Острая обществ. сатира в «Лабиринте» дополняется оптимистичной картиной гармоничного общества («Рай сердца»).
Под влиянием неоплатонизма К. пришел к убеждению, что устранить недостатки общества можно лишь исходя из общих проблем мироустройства. Один из путей исправления мира К. видел в совершенствовании системы воспитания и образования людей. Теорию всеобщего универсального образования он изложил в «Дидактике» на чеш. языке (1628—30, опубл. 1849), в к-рой частные вопросы образования рассматривал в связи с общими проблемами воспитания и ставил цели и методы воспитания в зависимость от положения человека в обществе, его предназначения. Образование, по К., должно помогать человеку правильно ориентироваться в мире в поисках смысла жизни. Широкая трактовка проблемы и требование образования для всех детей и молодежи обусловили отрицат. отношение к «Дидактике».
В 1631—32 К. переработал «Дидактику», назвав ее «Рай церкви или рай чешский», и сделал составной частью первого проекта реформы образования и воспитания в Чехии. Он предполагал также в дополнение к «Дидактике»создать учебники и метод. лит-ру. Закончил К. лишь «Ин-форматорий материнской школы», ставший первой теорией дошк. воспитания детей до 6 лет. В сочинении раскрывались специфика воспитания на каждом этапе жизни ребенка, соотношение физич. и нравств. воспитания, взаимосвязь активной деятельности детей с нравств. и религ. воспитанием, умственного развития и формирования речи ребенка. Отмечая многообразное значение дет. игр, К. подчеркивал и необходимость систематического, соразмерного с возрастом ребенка, ненасильств. ознакомления детей с самыми простыми знаниями о мире.
В г. Лешно (Польша), занимаясь только пед. деятельностью, К. в 1633—38 переработал, расширил и перевел на лат. яз. «Дидактику». Так возникла «Великая дидактика» («Didactica magna»), ставшая осн. теоретич. базой средней (лат.) ступени образования. К. создал единую систему образования и наметил его структуру — от дошк. воспитания до высш. образования. От рождения до 6 лет дети воспитываются в семье (материнская школа), с 6 до 12 лет обучаются в элементарной школе (родной язык, арифметика, элементы геометрии, географии, природоведения, священное писание). К. считал, что в «школе родного языка» необходимо знакомить детей с ремеслами. На следующей ступени обучения — в лат. школе или гимназии (с 12 до 18 лет) К. вводит наряду с традиц. семью свободными иск-вами естествознание, историю, географию. Высш. образование (с 18 до 24 лет) осуществляется в академии. К. были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания. Вначале К. отдавал предпочтение предметному принципу и был автором ряда предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории. Затем он пришел к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, обществ. устройстве и духовной области является учебник «Открытая дверь языков» («Janua linguarum reserata», 1631). Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиц. догматич. путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира. Содержал 8 тыс. лат. слов, из к-рых были составлены сравнительно простые предложения, сгруппированные в небольшие, постепенно усложняющиеся рассказы-статьи о важнейших явлениях окружающей действительности.
В 1640-х гг. К. по предложению швед, правительства занялся в Эльблонге подготовкой реформы школ для Швеции и разработкой методики преподавания лат. языка. После Вестфальского мира (1648) К. возвратился в Лешно, где по заказу Швеции подготовил учебники: «Преддверие лат. языка» («Vestibulum latinae tinguae»), «Зал латинизма» («Atrium linguae latinae», 1643—49, опубл. 1649), а также «Новейший метод языков» («Linguarum methodus novissima», 1649).
В 1650 К. был приглашен для организации школ в Венгрию, где в Шарошпа-таке пытался частично реализовать свою идею устройства пансофич. школы. Науч. обоснование ее принципов, уч. план, распорядок дня были изложены К. в соч. «Пансофич. школа» (1651). К, предложил также решение проблемы взаимоотношения факторов, участвующих в образоват. процессе (напр., лиц, участвующих в обучении, места, времени, методов обучения). Уделял большое внимание роли воспитателя, учителя (а также родителей), особенно его моральному облику.
Конфликт между планами создания пансофич. школы и реальным положением необразованного большинства народа в Венгрии побуждал К. к дальнейшей разработке проблемы легкого, быстрого, радостного и глубокого учения. Написанный им иллюстриров. учебник «Мир чувственных вещей в картинках» («Orbis sensualium pictus», 1658), упрощенный вариант книги «Открытая дверь языков», был первой успешной попыткой создания уч. книги на основе психол. принципов. Этот учебник в несколько переработанном виде использовался в нек-рых странах Европы до 2-й пол. 19 в. Стремясь сделать учение для школьников более интересным, К. составил уч. кн. «Школа — игра» («Schola — ludus», 1656), к-рая представляла собой драматизацию содержания «Открытой двери языков» и предназначалась для постановки на сцене шк. театра.
В 1654 К. вновь вернулся в Лешно. С 1657 жил в Амстердаме. Здесь он подготовил четырехтомное собрание своих лат. пед. сочинений «Opera didactica omnia», среди к-рых впервые увидела свет и «Великая дидактика». В Амстердаме К. работал также над начатым в 1644 трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» («De rerum humanarum emendatione consultatio catholica»), к-рый явился итогом его филос.-пед. и обществ. планов по исправлению общества. «Всеобщий совет» включает неск. частей. «Всеобщее пробуждение» («Панегерсия») призывает к всесторонней активной деятельности, направленной на исправление людей, «Всеобщее просвещение» («Панав-гия») анализирует осн. методы по исправлению, «Всеобщая мудрость» («Пансофия»), наз. также «Всеобщее устройство» («Пантаксия»), содержит филос. ядро «Всеобщего совета» — собрание общих и конкретных сведений о мире в целом. Опираясь на свою философию природы и развития человека и человечества, К. в рамках неоплатонизма дал концепцию структуры и развития космич. процесса. Гл. место в ней занимает человек — творец, от активности к-рого зависит, в какой мере это развитие будет означать как совершенствование мира, так и материальное и духовное воспроизведение человечества. Для этого всех людей следует обучать и воспитывать. «Всеобщее воспитание» («Панпедия») содержит теорию универсального образования и воспитания всех людей, везде, в течение всей жизни на основе равноправия. К перво-нач. ступеням обучения и воспитания К. присоединяет и др. «школы жизни», к-рые в свою очередь делит на этапы развития- «классы». Т. о., система всеобщего воспитания К. включает «школу рождения», подготовку к супружеству, пренатальный этап (рождение детей), «школу раннего детства» (дошк. воспитание), «школу детства» (элементарное гак. обучение на родном языке), «подростковую школу» (ср. ступень), «школу молодости» (высш. образование). На следующем этапе — в «школе старости» — должны преобладать мудрость, жизненный опыт и пр. Уважение к жизни, забота о ее сохранении и совершенствовании — апофеоз труда К.
Для повышения эффективности всеобщего воспитания, обеспечения мира и сотрудничества между народами К. предлагал создать универсальный язык, на к-ром будет развиваться нац. культура, — «Всеобщий язык» («Панглотия»). «Всеобщее исправление» («Панортосия») завершает проект всеобщего и полного преобразования, в первую очередь главных сфер деятельности человека (философии, политики, религии). При этом К. подчеркивал связь между самоисправлением каждого отд. человека и исправлением гл. социальных институтов (семьи, школы, церкви, гос-ва), требовал соблюдения правильного соотношения между свободой и порядком. Осуществлению всеобщего исправления должны помочь всемирные институты, обеспечивающие сотрудничество и мир между народами: междунар. орг-ция ученых для сотрудничества в области науки и воспитания, междунар. консистория (некий всемирный совет церквей) и междунар. суд для мирного решения спорных полит. вопросов. Заключит. часть «Всеобщего Совета» — «Всеобщее поощрение» («Пан-нутесия») призывает к работе, направленной на универсальное социальное исправление. К. удалось издать лишь вступит, часть своего труда-утопии, ряд глав рукописи не были завершены (в полном объеме издана в 1966 в Праге).
Творчество К. оказало огромное влияние на развитие мировой педагогики и шк. практики. Его труды содержат ряд продуктивных идей: единство общего и особенного, целого и частного, развития и воспитания, обществ. системы образования и естеств. постепенного свободного развития целостной личности, индивидуального и социального развития и т. д. Цель воспитания, по К., — подготовка человека к вечной жизни. Путь к вечному блаженству он видел в познании внеш. мира, в умении владеть вещами и самим собой, в возведении себя к источнику всех вещей-богу. Т. о., К. выделяла составные части воспитания — науч. образование, нравств. воспитание и религ. воспитание. Понимание К. задач воспитания являлось выражением его гумани-стич. стремления к всестороннему развитию личности. Согласно К., человек — дитя природы, и поэтому все пед. средства должны быть природосообразными. Принцип природосообразности воспитания предполагает при этом изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех пед. воздействий. Идея универсального параллелизма, т.е. признания общности гл. принципов, управляющих природой, человеком и его деятельностью, легла в основу сравнит, метода, к-рый использовал К. в своей пед. системе.
Вопросы воспитания и обучения К. рассматривал в неразрывном единстве. Он призывал к широкому (универсальному) образованию на основе родного, а затем и лат. языка -языка науки и культуры того времени. Осн. требования к обучению: раннее начало обучения, соответствие уч. материала возрасту ребенка. К. считал, что разум человека способен охватить все при последовательном и по-степеннчм продвижении вперед, следуя от близкого к далекому, от известного к неизвестному, от целого к частному. При этом сначала у ребенка надо пробудить интерес к учению, используя для этого разл. методы. Признавая 3 источника познания — чувства, разум и веру, гл. значение К. придавал чувственному восприятию, к-рое должно подкрепляться затем разъяснением.
Цель воспитания К. видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из к-рых наиб. важными считал справедливость, мужество, умеренность. Стремление К. выработать интегриров. систему познания, позже развитую Лейбницем и др. мыслителями, наметить осн. линию эволюции человека и общества определило важное направление в развитии европ. культуры.
С о ч. в рус. пер.: Избр. пед. соч., т. 1 — 2, М., 1982.
Д. Чапкова.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
602.40 кб

Ян Амос Коменский: традиции и инновации

Холкина Анна Сергеевна
3 декабря 2013 г. в Московском музее образования состоялся круглый стол, посвящённый величайшему гуманисту XVII века Я.А. Коменскому, идеи которого имеют непреходящее значение для всего человечества.
Читать PDF
242.37 кб

Ян Амос Коменский в изобразительном искусстве

Панкова М.
Данное исследование посвящено истории изображения Я. А. Коменского (1592–1670) в период с 1642 г. по сегодняшний день.
Читать PDF
221.54 кб

«Вечное беспокойное странствие» Яна Амоса Коменского

Попов Лев Владимирович
Статья посвящена изучению творческого наследия Я.А. Коменского и влиянию его идей на развитие современного образования.
Читать PDF
13.51 мб

Ян Амос Коменский и возникновение педагогической науки

Корнетов Григорий Борисович
Ян Амос Коменский (1592-1670) один из величайших мыслителей своего времени. Существует точка зрения, согласно которой Коменский считается основоположником педагогической науки.
Читать PDF
188.48 кб

Учение Яна Амоса Коменского в контексте теологии ХVII века

Шольцова К.
Как известно, Коменский основывал свой природосообразный дидактический метод (artificium docendi) на аристотелевском принципе ars imitatur naturam, который был весьма популярен в его время.
Читать PDF
1.50 мб

Матетика Яна Амоса Коменского: ученичество - наука о познании

Меськов Валерий Сергеевич, Сабанина Наталия Рафаэлевна
Итоги размышлений Коменского о путях познания, которые, в свою очередь, явились сердцевиной всей его философской системы, обрели особую судьбу.
Читать PDF
432.13 кб

420-летию со дня рождения Яна Амоса Коменского (1592-1670 гг. )

Читать PDF
191.82 кб

Педагогическая философия Яна Амоса Коменского и В. Ф. Одоевского

Степанова А. С.
Задача статьи заключается в выявлении общего характера влияния Коменского на философский аспект педагогических построений В. Ф. Одоевского. Автор уточняет также детали посреднического влияния некоторых идей И. Г.
Читать PDF
214.44 кб

Посещение учеными Южного Урала музея Яна Амоса коменского в Праге

Читать PDF
192.76 кб

Ян Амос Коменский и историческая эпистема протестантской учености

Милованов К. Ю., Никитина Е. Е.
Введение. Статья посвящена рассмотрению важнейшей проблемы историко-педагогического осмысления теологического наследия Я. А. Коменского. Конфессиональная составляющая учения Я. А.
Читать PDF
1.23 мб

Педагогические идеи Яна Амоса Коменского и их современное прочтение

О. Г. Грохольская
В статье в контексте продолжения рассмотрения научно-педагогического наследия зарубежных и отечественных педагогов анализируются педагогические идеи Яна Амоса Коменского с позиции их актуализации для решения современных проблем об
Читать PDF
170.29 кб

Предисловие Яна Амоса Коменского к учебнику Vestibulum («Преддверие»)

Рыбаков В. В.
В статье публикуется русский перевод предисловия Яна Амоса Коменского к первой версии его учебника Vestibulum («Преддверие»), вышедшего в 1632 году.
Читать PDF
1.04 мб

СХЕМА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В «ДИДАКТИЧЕСКОЙ МАШИНЕ» ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

Боровских Алексей Владиславович
Производится анализ работы Я. А.
Читать PDF
397.51 кб

Ян Амос Коменский как вдохновитель развития социально-педагогического мышления

Прохазка Мирослав
Статья представляет собой размышления по поводу точки зрения Я.А. Коменского на воспитание и на социальную реформу общества.
Читать PDF
383.80 кб

К вопросуо ранних переводах "Orbis sensualium pictus" Яна Амоса Коменского на русский язык

Безрогов Виталий Григорьевич
Рассмотрено возникновение интереса к учебному пособию «Мир чувственных вещей в картинках» великого моравского педагога Яна Амоса Коменского в российской педагогической культуре.