ок. 35 — ок. 96) — древнеримский теоретик ораторского искусства, педагог. Открыл в Риме собственную риторическую школу для юношей, к-рая вскоре стала государственной. К. — первый учитель, получавший жалованье из государственной казны. В своей главной книге «Воспитание оратора» изложил мысли о воспитании детей и подростков. В дошкольном возрасте рекомендовал широко использовать игры и следить за речью детей. Высоко ценил школу, где считал полезным проводить коллективные занятия в небольших группах, соревнования, поддерживать дисциплину, но не прибегать к физическим наказаниям. Верил в силу воспитания и от учителя требовал быть простым, терпеливым, старательным, не раздражительным, но и не потворствующим тем, кто нуждается в исправлении, не скучным, но и нерасточительным на похвалы, испытывать родительские чувства к воспитанникам. Наметил стадии метода обучения: подражание, теоретическое наставление, упражнение — и требовал сочетать заучивание с размышлением.
КВИНТИЛИАН
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
42 г. - ок. 118 г. ) В 12 книгах «О воспитании оратора» обобщает современную ему греческую и римскую философскую и педагогическую литературу, свой опыт как преподавателя школы риторов. Эта работа тесно связана с практикой школы. Высоко оценивал роль воспитания, веру в силы и способности ребенка, много внимания уделял природе ученика («природа и без учения многое может сделать, а одно учение без природы не принесет никакой пользы»), однако отдавал преимущество учению перед природой; Цель воспитания и обучения - подготовка общественного деятеля. Предъявлял требования к учителю: образованность, любовь к детям, осторожный и внимательный подход к ним, изучение ребенка, сдержанность, разумный подход к наградам и наказаниям. Призывал к свободному, творческому, а не догматическому применению рекомендаций учителем. Придавал значение развитию речи ребенка, правильному произношению. Для этого надо окружать ребенка няньками, товарищами, являющими собой положительный пример, обучать музыке и языкам, которые, по его мнению, способствуют развитию правильной речи. Оказал огромное влияние на педагогическую мысль Возрождения. Подчеркивал важность школьного образования, правильно организованных школ. Видел положительные факторы школьного образования в соревновательности, установлении дружеских связей, между учениками, усвоением норм общежития. Считал, что семья должна готовить детей у поступлению в школу.
По К., ребенка следует воспитывать с момента рождения. С особым вниманием нужно выбирать тех людей, с к-рыми постоянно общаются дети (кормилицы, педагоги). Вслед за греч. стоиком Хрисиппом К. рекомендовал начинать обучение ребенка до 7 лет, одновременно формируя его нравственность и вкус, что для К. было основой воспитания оратора. К. предъявлял высокие требования к учителям: их нравственности, пед. способностям. Уделял Значит. внимание индивидуальному подходу к ученику (в зависимости от его ума и способностей). По К., все дети, за редким исключением, наделены способностью учиться. Гл. обязанностью наставника считал привитие любви к учению, в связи с чем предлагал поощрять учеников похвалами, вознаграждениями, большое место отводил игре и отдыху в процессе обучения. Ратовал за обществ. характер обучения, т. к. в школе развивается дух соперничества в овладении знаниями, к-рый оказывается хорошим стимулом в обучении, а шк. воспитание обычно дает лучшие результаты, чем домашнее. Призывая воспитывать в ребенке доброту, резко осуждал телесные наказания в школе. Шк. обучение начинал с изучения греч. яз., знание к-рого обеспечивало знакомство с оригинальной греч. лит-рой по разл. наукам; лат. яз. как родной считался более легким. В основу образоват. программы К. легли взгляды Цицерона, к-рый настаивал на обязат. филос. образовании оратора, знании права и истории. Считал необходимым чтение классич. авторов — Теренция, Цицерона, Саллюстия и Вергилия. Выступал одновременно против архаизирующей тенденции в составлении шк. программ и чрезмерного увлечения в школах новыми авторами: Овидием, Лукианом, Стацием.
Пед. идеи К. приобрели особенную популярность в эпоху Возрождения, после того как итал. гуманистом Дж. Ф. Поджо Браччолини был найден полный текст «Об образовании оратора».
Соч.: Institution oratoire, ed. par J. Cousin, livres 1 — 9, Р., 1975 — 78; в рус. пер. — Двенадцать книг риторич. нагтавлений, пер. А. Никольского, ч. 1 — 2, СПБ, 1834.
Лит.: Яворский А. А., Педагогика Квинтилиана, в кн.: Вопросы педагогики, Мв 1, Варшава, 1912; Жураковский Г. Е., Очерки по истории антич. педагогики, M.; Cousin J., Etudes sur Quintilien, v. 1 — 2, Amst., 1967.
E. Ф. Шичалина.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия