СЕТЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Найдено 1 определение
СЕТЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(сетевая организация образования) — современная педагогическая парадигма и форма организации и самоорганизации образования, перспективное направление кооперации в образовательной практике.
Ключевые характеристики сетевого образования: - образование не вертикальная, иерархически организованная система, а горизонтальная самоорганизующаяся сеть;
- в сети нет организаций и «организованностей» в традиционном
смысле, первичной клеточкой объединения выступает общность, сообщество;
- узлы сети — не унифицированные образовательные учреждения или стандартизированные программы, а оригинальные модели, авторские школы, вариативные курсы;
- сеть строится не на похожести образовательных инициатив, а на
возможности их вклада в разрешение определенной социокультурной проблемы («неключевые компетентности»);
- в сети несравнимо быстрее, чем в традиционной системе, распространяются инновации;
- сеть помогает вскрыть закономерности и спроектировать формы и механизмы развития обычной массовой школы.
Основные характеристики сетевого управления — децентрализация и отсутствие единого центра принятия решения; частичное лидерство при ответственности за удержание общего пространства смыслов и деятельности; широкая специализация, предполагающая решение «пограничных проблем»; сочетание профессионального и неформального, клубного характера отношений членов сети. Образовательная сеть конкретизирует понятие общественно-государственной системы образования и переводит разговоры об образовательной политике в инструментарий практики.
Выделяется ряд типов и видов сетевой организации образования (сеть — совокупность учреждений, выполняющих определенную социально-образовательную функцию; сеть — структура обеспечения связи между разнообразными образовательными программами и школами; сеть — пространство общения, обеспечивающее встречу уникальных участников сетевого взаимодействия).
Современная сетевая организация образования включает несколько десятков разных моделей, в их числе — так называемое «простое товарищество», сообщество «именных школ», «траекторносетевая организация образования в сельской местности», «модульная организация образования в районе», различные образовательные ассоциации, сеть ФЭП, «сетевой университет», региональные и межрегиональные инновационные сети и др.
Сетевая организация образования позволяет на практике решать неразрешимые иным способом (сверху) проблемы государственного реформирования и модернизации образования (например, реструктуризации сельской школы, развития профильного обучения в провинции, распространения педагогических инноваций и др.).
Становление независимых образовательных сетей есть признак самоорганизации и саморазвития сферы образования, условие для возникновения содержательного диалога и образовательного договора между обществом и государством как одного из механизмов становления гражданского общества.
А.М.Цирульников

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005