Базовое образование

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Базовое образование
совокупность способностей, установок, знаний и умений, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Базовое образование
определенная заданность содержания, ответ на заказ общества, необходимое не только для жизнедеятельности личности, но и для жизнедеятельности общества.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

Базовое образование
единый государственный муниципальный минимум образования (общего, профессионального), который является основой для дальнейшего, более высокого уровня образования.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
необходимый общественный уровень общеобразовательной подготовки, предусматривающей разностороннее развитие и целостную ориентацию личности, формирование общекультурной основы ее дальнейшего образования, гражданские и профессиональные становления.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Образование базовое
начальное звено в системе профессионального образования; для конкретного учащегося им может быть профтехучилище, колледж, техникум в зависимости от завершенного им общеобразовательного цикла и типа учебного заведения профессионального образования, в которое он поступил учиться.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
единый государственный минимумоптимум общего образования, основа для дальнейшего общего образования более высокого уровня и специального профессионального образования. оно призвано обеспечить решение двух задач: а) дать обучающимся базовые знания об окружающем мире, о себе самом, своих способностях и возможностях; б) сформировать способность и потребность обоснованно строить своих жизненные планы.

Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003

БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
совокупность знаний и умений, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения. Термин употребляется в двух значениях: 1) образование, сориентированное на освоение знаний и умений, минимально необходимых для жизни в обществе; 2) образование, полученное до вступления в сферу оплачиваемого труда и рассматриваемое как исходный пункт для продолжения учебы во взрослом возрасте. Литература: [70].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

Базовое образование
общественно необходимый уровень общеобразовательной подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы ее дальнейшего образования. Базовый уровень общеобразовательной подготовки призван определить и задать нижнюю границу результата общего образования. Б.о. задается в системе государственных стандартов образования, определяющих требования к уровню подготовки выпускников школы. Государство гарантирует получение бесплатного общего образования в основной (9-летней) школе в пределах этих стандартов.

Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь

Базовое образование
обще ственно необходимый уровень общеобр азовательной подготовки, предусмат ривающий разностороннее развитие и ценностно-этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы её дальнейшего образования, гражданского и профессионального становления. Базовый характер школь ной программы по отношению к системе непрерывного образования проявляет ся в том, что общее образование станов ится реальной опорой последующих форм общекультурной и профессио нальной подготовки. Базовый уровень общеобразовательной подготовки при зван определить и задать нижнюю гра ницу результата общего образования, что является важным фактором ликви дации перегрузки школьника

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
система знаний и умений, составляющих основу, базис для их дальнейшего приобретения и приращения. Базовое образование рассматривается, с одной стороны, как образование, направленное на овладение знаниями и умениями, крайне необходимыми для жизни в обществе, которое получает будущий рабочий, специалист до начала своего трудового пути, а с другой – как фундамент для продолжения учебы в дальнейшем. Определение конкретного содержания базового профессионального образования должно осуществляться с учетом преемственности в контексте непрерывного образования и в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, а также потребностями граждан в дополнительном образовании.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

Базовое образование
это тот минимум общеобразовательной подготовки, который узаконен в государстве как всеобщий, обязательный и бесплатный. В настоящее время – это 9-летнее образование, даваемое детям в средней общеобразовательной школе. Базовое образование предусматривает разностороннее развитие личности, формирование ее ценностно-этических ориентаций, общекультурной основы, необходимой для первичного выбора профессии или продолжения образования в школе. Базовое образование играет особую роль в системе непрерывного образования, оно составляет его фундамент, который затем «продолжает» себя в школе, техникуме, профессионально-техническом училище, в дополнительном образовании, но может быть и закончено: после окончания основной 9-летней школы подросток может пойти работать. Продолжительность базового образования определяется экономическими возможностями государства и образовательными потребностями его граждан.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ОБРАЗОВАНИЕ БАЗОВОЕ
совокупность установок, знаний и умений, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения; общественно необходимый уровень общеобразовательной подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы ее дальнейшего образования, гражданского и профессионального становления. Термин употребляется в двух значениях: 1) образование, сориентированное на освоение знаний и умений, минимально необходимых для жизни в обществе; 2) образование, полученное до вступления в сферу оплачиваемого труда и рассматриваемое как исходный пункт для продолжения учебы во взрослом возрасте. В настоящее время все большее распространение получает общее образование, дающее широкую фундаментальную подготовку, способную обеспечить большую мобильность в условиях быстро изменяющихся жизненных реалий (Глоссарий современного образования / под общ. ред. проф., д-ра ист. наук В. И. Астаховой. – Х.: Око, 1998. – С. 131). Л. А. Артеменко

Источник: Глоссарий современного образования.

БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
общественно необходимый уровень общеобразовательной подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы ее дальнейшего образования, гражданского и профессионального становления. Базовый характер школьной программы по отношению к системе непрерывного образования проявляется в том, что общее образование становится реальной опорой последующих форм общекультурной и профессиональной подготовки. Базовый уровень общеобразовательной подготовки призван определить и задать нижнюю границу результата общего образования, что является важным фактором ликвидации перегрузки школьника. — единый государственный минимум-оптимум общего образования более высокого уровня и специального профессионального образования. Оно призвано обеспечить решение двух задач: дать обучающимся базовые знания об окружающем мире, о самом себе, своих способностях и возможностях; иформировать способность и потребность обоснованно строить свои жизненные планы. (Моисеев В.Б. Информационные технологии в системе высшего образования. - Пенза, 2002. )

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
общественно необходимый уровень общеобразоват. подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-этич. ориентацию личности, формирование общекультурной основы ее дальнейшего образования, гражд. и проф. становления.
В условиях научно-технич. революции распространение многообразных форм дополнит, образования, охватывающих и Значит. часть взрослого населения, усиливают приоритетную роль общеобразоват. подготовки. Вместе с тем школа теряет свое значение образоват. института, единственного для большинства населения страны. Это позволяет существенно пересмотреть содержание общего образования, освободив его от спец. вопросов, второстепенных с позиций общей культуры; снять со школы несвойственные ей функции спец. подготовки, реально обеспечиваемые в проф. уч. заведениях. Общекультурная направленность общего Б. о. способна расширить адаптивные возможности выпускников школы в процессе их становления в мире совр. произ-ва, требующего высокого уровня общего образования и развития человека и предполагающего проф. мобильность, необходимость переучивания и смены профессий.
Исторически сложившаяся технократич. ориентация сов. школы привела к заметному разрыву между реальными требованиями жизни и характером получаемого школьниками образования. В его содержании недостаточно и неполно представлены такие гуманитарные компоненты, как этика и психология, экономика и экология, иск-во.
Общекультурная направленность ср. образования требует включения в его содержание осн. областей общечеловеческой культуры с учетом возрастных возможностей учащихся. Это обусловливает определенное структурирование содержания образования, отвечающее необходимости познания окружающего мира как единства человека, природы и общества. Особая роль здесь отводится родному языку и математике как предметам, обеспечивающим возможность усвоения всего программного комплекса. Базовый характер шк. программы по отношению к системе непрерывного образования проявляется в том, что общее образование становится реальной опорой последующих форм общекультурной и проф. подготовки. Это возможно, с одной стороны, лишь при условии га-рантиров. достижения каждым выпускником школы определенного, заранее заданного базового уровня общеобразоват. подготовки, что обеспечивает эквивалентность общего образования, полученного в разных типах школ. По своему замыслу базовый уровень общеобразоват. подготовки призван определить и задать нижнюю границу результата общего образования. Возможность ограничиться этим уровнем при изучении нелюбимых или трудных предметов, обеспечивая достаточные пределы их усвоения, одновременно является важным фактором ликвидации перегрузки школьника. С др. стороны, только освободив ученика от непосильной суммарной уч. нагрузки, можно направить его усилия в область склонностей и интересов, способствуя развитию личности, формированию положит. мотивации учения. Такой подход к формированию уч. требований реализует демокр. способ разрешения дилеммы прав и обязанностей ученика в обучении, но предполагает смену традиц. стереотипов оценки качества образования (достижение школьником базового уровня общеобразоват. подготовки должно расцениваться как явный успех), широкое использование тестов достижения, зачетных форм контроля.
Для реализации развивающей функции обучения наряду с заданием базового уровня общеобразоват. подготовки необходимо зафиксировать уровни повышенной подготовки. Восхождение ученика по своеобразной «лестнице» деятельности от базового к повышенным уровням подготовки способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуально посильном уровне трудности, что оптимизирует развивающую функцию учения. Эффективная реализация такого подхода достигается повышением уровня обучения по сравнению с обязат. требованиями. При этом гласное обозначение базового уровня создает возможности индивидуального выбора содержания образования, превышающего этот уровень, в интересах развития ученика в соответствии со способностями.
Содержание Б. о. раскрывается в гибких программах для предметных областей (словесность, математика, естествознание и пр.). Уровневая дифференциация в программах (предусматривающая, в частности, разделение уровня обучения и базового уровня) осуществляется посредством явного указания желательных целей обучения с одноврем. фиксацией уровня обязат. подготовки. Эти два уровня задаются по отношению к итоговым результатам обучения на разных ступенях школы.
В соответствии с Законом Рос. Федерации об образовании (1922) Б. о. задается в системе гос. стандартов образования (включают федеральный и нац.-регион. компоненты), определяющих требования к уровню подготовки выпускников школы. Гос-во гарантирует получение бесплатного общего образования в основной (9-летней) школе в пределах этих стандартов. В. В. Фирсов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Базовые ценности в образовании

Опрышко Анна Анатольевна
В контексте существовавших традиций российского образования и ныне проводимы масштабных его реконструкциях рассматривается вопрос о возможных ценностных основаниях современного образования.
Читать PDF

Базовые компетентности лидера образования

Гам Владимир Иванович
В статье В.И. Гама представлены результаты научного исследования актуальной для современной системы общего образования проблемы стратегического лидерства школьных управленческих команд.
Читать PDF

Образование как базовая ценность культуры

Филиппова Ирина Юрьевна
В статье рассматривается сущность и специфика образования как базовой ценности современной культуры.The subject matter and specifics of education as the basic value of the contemporary culture are considered in the article.
Читать PDF

БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Блинов Владимир Игоревич, Есенина Екатерина Юрьевна, Сергеев Игорь Станиславович
Статья посвящена проблеме ценностей современного российского профессионального образования.
Читать PDF

Человек - базовая ценность современного образования

Травников Г.Н.
Понимание человека как создателя окружающей действительности. От человека зависит качество ценностных доминант образования. Необходимо постичь тайны педагогического взаимодействия с человеческой индивидуальностью.
Читать PDF

Анатомия человека - базовая наука в медицинском образовании

Сапин М.Р.
Читать PDF

Современный комплекс базового профессионального образования

Хейфец Павел Соломонович
Читать PDF

Онтология и стратегия образования: к вопросу о базовых ценностях

Коротких С. Н.
В статье выявляются проблемы современного образования в свете онтологических оснований образовательной деятельности, обосновывается система ее принципов в контексте христианско-антропологической модели образования, определяется ро
Читать PDF

Базовый уровень знаний как объект нормирования в системе образования

Мартишина Наталья Ивановна
Показано, что одной из проблем современного высшего образования становится исчезновение из нормативных требований фиксированного фундамента знаний, инвариантного по отношению к различным моделям и методикам обучения.
Читать PDF

Информационные технологии как базовый компонент инноваций в образовании

Антонова А.В., Виштак Н.М.
Компьютеризация образования и внедрение новых информационных технологий в вузовский учебный процесс и, соответственно, создание на их основе инновационных программно-педагогических средств, обеспечивающих информационную поддержку
Читать PDF

Базовые категории педагогики: Человек, воспитание, образование, культура

Дерюга В. Е.
В работе предлагается анализ основных категорий педагогики. Самой главной из них, по мнению автора, является Человек! Вокруг него объединяются такие педагогические понятия, как образование, воспитание и культура.
Читать PDF

Информатизация базового математического образования: практический подход

Шастун Т.А.
Для успешного функционирования специалиста в высокотехнологическом обществе необходимо постоянное пополнение багажа знаний, умений и навыков.
Читать PDF

Базовые условия интеграции светского и религиозного образования в регионе

Реутов Н. Н.
В настоящее время сотрудничество государственных и церковных организаций в светской школе является реальным интеграционным процессом, который не имеет своего теоретико-методологического осмысления.
Читать PDF

Учреждения высшего образования как базовый элемент регионального развития

Федоров В.М.
В настоящее время уровень и качество жизни населения регионов и страны в целом в значительной части определяется уровнем образования и культуры, духовным развитием.
Читать PDF

Проблемы подготовки преподавателей без базового педагогического образования

Сопин Виктор Иванович, Варковецкая Галина Николаевна
В статье дан анализ педагогических кадров с разным качеством образования, обоснована необходимость педагогической подготовки преподавателей, не имеющих базового педагогического образования

Похожие термины: