Политическое образование
Политическое образование
знакомит с основными принципами современного производства, вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни.
ОБРАЗОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ
система обучающего воздействия на сознание и поведение членов сообщества с целью формирования отношения к государственной, партийной политике, участию в политической жизни. О политическом образовании (ПО) можно говорить в значениях: субъективированном и объективированном. 1. В субъективированном значении ПО — процесс и результат усвоения и систематизации индивидуальным и групповым сознанием информации о государстве, опыта участия в политической жизни, опосредующей взаимодействие жизненных сфер и государственной власти. ПО формирует политическое сознание определённой направленности, сочетающее символизм, ценностную нормативность и прагматизм, универсализм и культурный контекстуализм. У Аристотеля такое сознание представлялось как добродетель, связанная с этикой, эстетикой, правом. В «Никомаховой этике» он говорил об этике как способе осмысления политических отношений; чтобы хорошо жить в обществе, следует воспитать в своем характере любовь к прекрасному, а это воспитание — дело политическое; правильные законы обеспечивают здоровое воспитание и развивают в человеке привычку и желание действовать добродетельно. ПО ведёт к рационализации представлений, критическому осмыслению социальной обстановки, осознанию целей партий и движений, и в то же время к эмоциональному приобщению к вере в идеалы. 2. В объективированном значении ПО — система, соединяющая знания, технологии их трансляции (усвоения, применения), институциональные и неинституциональные регуляторы (ценности, нормы, традиции, символы), организации, включённые в процесс передачи политической информации и опыта, обеспечивающие формирование политической культуры, поддержание легитимации политической власти. ПО показывает пути соединения интересов людей в обществе «усредненной» справедливости в соответствии со спецификой той или иной страны. Аристотель приводил понятие «общей» («политической») справедливости, другими словами справедливости, установленной законом. Это, в его представлении, безусловная добродетель в наших отношениях с другими, состоящая в полном исполнении закона, если сам закон установлен правильно. Закон — форма справедливости, которую установить правильно сложнее всего; закон по форме уравнителен, но включаемая в его содержание справедливость с трудом вмещается в эту форму. В организационном плане можно говорить об академическом ПО (подготовка политологов), профпереподготовке (госслужащих, активистов партий и движений), политическом просвещении (воспитании) населения. Последнее влияет на социализацию граждан путём индокринации (внедрения) в сознание людей (личности, группы, класса и т.д.) политических идей, образов, символов, адекватных интересам элит или государства в целом. Системность и эффективность ПО обеспечивается преемственностью передачи знаний и других социализационных усилий, взаимодействием институтов (семьи, школы, СМИ, рекламы, политических партий, общественных объединений, государственных органов) и оценивается через способность государства противостоять «крамоле» (термин Дж. Мэдисона), т.е. антисистемным влияниям разных субкультур, государств и недовольных групп. ПО в разных обществах осуществляется в том или ином контексте. В моноидеологичных обществах (социалистические страны, монотеистические государства) ПО находилось под давлением определенной теории, этического или религиозного учения, что обеспечивало высокую степень системности и связности усилий разных институтов. В обществах с плюралистическим подходом к политическим ценностям, тем не менее, создаются механизмы ПО тем или иным способом оказывающие влияние на сознание граждан с целью обеспечить легитимацию власти, интеграцию и консолидацию граждан, поддержку патриотических настроений, трансляцию политических ценностей. Пример — система политического просвещения в ФРГ.
Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.