СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
рассматривается с двух позиций: как процесс или как результат. Каждой из позиций присуще свое направление: результат (процесс) усвоения человеком социального опыта общества, социальной группы, необходимого ему для самореализации как гражданина, члена семьи, специалиста в профессиональной деятельности; результат (процесс) подготовки человека как специалиста социальной сферы.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
ОБРАЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ
теория и практика подготовки (обучения и воспитания) в средних специальных и высших профессиональных учебных заведениях специалистов в области социальной философии, социологии, социальной работы, социальной педагогики, социальной психологии и т.п., компетентных в вопросах теории и технологии формирования социальности как способности человека взаимодействовать с социальным миром в обществе вообще и в различных сферах его жизнедеятельности в особенности. По своему содержанию социальное образование носит синкретичный характер: невозможно подготовить профессионального соционома, игнорируя либо абсолютизируя какой-либо названный выше вид знания и практики. Социальность — сложный продукт развития общества, воплощающий в себе диалектическое единство биологических, психических, экономических, политических и духовных компонентов, теории и практики (технологий) социализации и/или ресоциализации человека на любом этапе его возрастного существования. В структуру социального образования входят социальное обучение и социальное воспитание, основное содержание которых отражено в Государственных образовательных стандартах среднего специального и высшего профессионального образования, определяющих необходимый уровень компетенций, которыми должен владеть будущий соционом независимо от места получения соответствующего диплома и практической деятельности. К основным компетенциям будущего соционома относятся знания и умения, позволяющие создавать конкретную социальную среду, в рамках которой успешно решаются задачи социализации и ресоциализации, обеспечения социальной защищенности каждого члена общества независимо от возраста, пола, экономического и психофизического состояния, его социальной роли и положения. Особое место в социальном образовании занимают вопросы интернализации таких профессиональных этических ценностей, как милосердие, эмпатия, бескорыстное и даже подвижническое служение обществу, толерантность. Основными принципами социального образования являются интегративнокомплексный, деятельностный, личностный, диалогический, многомерно-диалектический и т.п. подходы, выступающие одновременно как цели и технологии подготовки. Различается официальное и неофициальное социальное образование: в первом случае оно осуществляется в государственных и негосударственных (имеющих государственную аккредитацию) учебных заведениях, во втором случае — в процессе непосредственной практики общественной жизни, в процессе практической работы в специализированных социальных учреждениях. В России социальное образование восходит к временам 20-х - 30-х годов прошлого века. В августе 1991 г. решением Комитета высшей школы СССР социальное образование было включено в перечень академических специальностей. В соответствии с этим появились специализированные вузы, среди которых наиболее известны РГСУ, РГУТиС, МосГУ, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, Институты социальной работы и социальной педагогики Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, Кабардинобалкарского государственного университета, Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского и др. Большой вклад в развитие социального образования внесло Учебно-методического объединение вузов по образованию в области социальной работы, функционирующее на базе РГСУ и объединяющее более 200 вузов. Силами входящих в него специалистов — представителей различных вузов страны, разработаны проекты ГОСов ВПО трех поколений. Среди разработчиков этих стандартов следует назвать проф. И.Г.Зайнышева, проф. С.И. Григорьева, доц. А.А. Козлова, доц. В.В. Колкова, доц. Г.П. Медведеву, проф. П.Д. Павленка, проф. Р.М. Куличенко, проф. Н.Б. Шмелеву, проф. Ю.А. Блинкова, проф. А.В. Мартыненко, проф. Ю.Н. Галагузову, проф. Е.Р. Ярскую-Смирнову, проф. Б.Б. Хубиева, проф. Ю.П. Платонова, проф. С.А. Беличеву, проф. Л.В. Топчия, проф. Л.Г. Гуслякову и многих других. Подготовка специалистов в области социальной работы по программам бакалавра и магистра социальной работы в России ведется с 2000/2001 учебного года. Литература: Основы социальной работы / Под ред. П.Д. Павленка. - М., 2006; Никитин В.А. Некоторые проблемы разработки концептуальных основ теории социальной работы. - М., 2008; Никитин В.А. О концептуальных подходах в новом государственном образовательном стандарте подготовке бакалавра социальной работы. В журн. «СОТИС», 2009. - № 1. В.А. Никитин
Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.