СТИЛИСТИКА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СТИЛИСТИКА
Раздел языкознания, в котором исследуются закономерности использования средств языка в процессе коммуникации. В практическом курсе языка занятия по С. сводятся к ознакомлению учащихся с функциональными стилями и особенностями организации языковых единиц в тексте.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

СТИЛИСТИКА
или ЛИНГВОСТИЛИСТИКА, — раздел языкознания, изучающий выразительные средства и возможности языка и закономерности функционирования (использования) последнего в различных сферах общественной деятельности и ситуациях общения; предметом С. является стиль во всех его значениях. Существенной приметой С. является изучение языка в динамике — аспект функционирования языка (речеведческий), поскольку стиль по природе своей — явление функциональное и динамичное. Поэтому развитие С. как науки связано с постепенным формированием и оформлением в языкознании коммуникативно-функционального принципа исследования. С. противопоставлена разделам языкознания, описывающим языковые единицы по уровням языковой системы (фонетика, лексикология, грамматика), но соотносительна с культурой речи и риторикой.
С., как и многие современные лингвистические дисциплины (особенно новые, напр. прагматика), многоаспектна и потому представлена не одним, а целым рядом направлений; в центре внимания каждого из них какой-л. аспект многогранного понятия «стиль».
В современной С. как науке обычно выделяются следующие направления.
Так называемая структурная С., иначе — С. языка (С. ресурсов), занимающаяся изучением и описанием стилистически окрашенных средств и возможностей языка. Предмет её — прежде всего сами стилистически значимые средства, определение их различных окрасок, систематизация стилистически отмеченных средств, т.е. стилистическая сторона языковой системы; отсюда и её название — структурная (в противоположность речевой, функциональной). Однако поскольку стиль — явление в принципе функциональное, то и это направление не является собственно (исключительно) структурным. Кстати, практическая С. как раз даёт рекомендации эффективного употребления в речи стилистических средств языка. Структурная С. изучает стилистические значения и стилистические окраски языковых единиц, стилистические потенции синонимов, антонимов, средства словесной образности, стилистические нормы, систематизируя и описывая эти средства по уровням языковой системы (Лексическая С.; Синтаксическая С. и т.д.).
Центральное направление современной С. — функциональная С., исследующая закономерности функционирования языка в зависимости от коммуникативных задач в различных социально значимых сферах общения и деятельности, соотносительных с формой общественного сознания, специфику и речевую системность функциональных стилей и их частных функц.-стилевых разновидностей: подстилевых, жанровых, ситуативных и т.д., нормы отбора и сочетания в них языковых средств. В отличие от структурной С., предметом её изучения являются не языковые единицы сами по себе, но закономерности их использования, употребления в речи (текстах, типах текстов), обусловленные влиянием на речь базовых и других экстралингвистических стилеобразующих факторов. Функциональная С. рассматривает воздействие на речь общественного сознания, типа мышления, целей и задач общения и вида деятельности, а также тематики и содержания целостного произведения, его жанра. Она определяет принципы отбора, сочетания языковых элементов и организацию речи, её смысловую структуру.
В последнее время особо выделяется С. текста, являющаяся, однако, по существу одним из аспектов функциональной С. Иногда особо выделяют экспрессивную С., которая изучает не столько сами по себе экспрессивно-эмоциональные и выразительные средства языка, сколько приёмы, способы использования этих средств в речи и достигаемый ими эффект.
Более специальные (частные) направления: историческая (диахроническая) С. — малоразработанное, но весьма перспективное направление исследований, призванное изучать развитие стилистических средств ЛЯ и его стилевых разновидностей: прежде всего формирование функц. стилей; сопоставительная С. — предмет изучения которой стилевые системы двух-трёх сравниваемых языков, их различия и возможные сходства (так, функц. стили славянских и — шире — западноевропейских языков имеют многие общие стилевые закономерности); С. художественной речи изучает своеобразие функционирования языка в сфере худож. литературы.
Кроме того, с учётом структуры речевого акта (автор — код (текст) — получатель) и в зависимости от того, на первом или третьем компоненте этой модели сосредоточивается исследовательское внимание, выделяют стилистику от автора, иначе — С. кодирования, и — от читателя — С. декодирования.
Лит.: Бельчиков Ю.А. Лексическая стилистика. М., 1977; Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. М., 2000; Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963; Горшков А.И. Русская стилистика. М., 2001; Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка: учебник. М., 2008; Костомаров В.Г. Наш язык в действии: очерки современной русской стилистики. М., 2005; Крылова О.А. Лингвистическая стилистика. М., 2006; Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: учеб. пособие. М., 1977; РЯЭ. М., 1997; Солганик Г.Я Практическая стилистика русского языка: учеб. пособие. М., 2006.
М.Н. Кожина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
124.24 кб

Стилистика русского языка как учебная дисциплина в неязыковом вузе

Лапшина О. Н.
В статье освещаются основные аспекты курса стилистики русского языка как составной части единой лингвистической подготовки студентов неязыкового вуза, подчеркивается значимость учебной дисциплины, ее роль и место в системе коммуни
Читать PDF
158.74 кб

Учебно-методический комплект дисциплины «Стилистика русского языка и культура речи» в контексте комп

Калачинская Елена Викторовна
В статье рассматриваются вопросы проектирования и учебно-методического обеспечения дисциплины «Стилистика русского языка и культура речи» в условиях внедрения в вузах образовательных стандартов нового поколения.
Читать PDF
279.65 кб

Системообразующие характеристики учебного предмета «Стилистика научной речи»

Миронова Ирина Константиновна
Читать PDF
196.73 кб

Стилистика Juvenis: об оформлении вспомогательных учебно-методических текстов

Пикулева Юлия Борисовна
Автор исследует текстовую составляющую обложек вспомогательных учебно-методических материалов (дневников, тетрадей и блокнотов); фиксирует целевую установку воздействия и развлекательную функцию подобных текстов; рассматривает их
Читать PDF
1.47 мб

IV международная конференция «Стилистика сегодня и завтра» и создание ялтинского дискурсологического

Русакова О.Ф., Синельникова Л.Н.
Читать PDF
112.76 кб

Стилистика и культура русской речи: формирование навыков коррекции речи и речеповеденческая адаптаци

Вань Личжи
Представлена рецензия на вышедшие в издательстве Уральского государственного педагогического университета учебные пособия1 Ю. А. Антоновой, Н. Б. Руженцевой, Ли Минь (2011).
Читать PDF
345.27 кб

Мониторинг индивидуальных образовательных достижений обучающихся специальности «Стилистика и искусст

Демешева И.В., Федотова Ю.С.
И преподавателям, и обучающимся специальности «Стилистика и искусство визажа» важно осознавать, что под индивидуальными образовательными достижениями необходимо понимать не только уровень знаний, умений, навыков и компетенций, но
Читать PDF
373.48 кб

Мониторинг индивидуальных образовательных достижений студентов специальности «Стилистика и искусство

Мачнева И.Ф.
Введение федеральных государственных образовательных стандартов в образовании требует нового взгляда на компоненты процесса, в том числе и на оценку результативности освоения программы обучения.
Читать PDF
214.10 кб

Жанрово-стилистические особенности профессиональной речи педагога дошкольного образовательного учреж

Максимкина Ольга Ивановна
Читать PDF
194.13 кб

О работе над стилистической окраской слова в начальной школе

Шумкина Ольга Николаевна
Читать PDF
160.11 кб

Принципы междисциплинарности в интерактивной модели обучения русскому языку и стилистике разных кате

Созоров Николай Георгиевич, Казарина Светлана Александровна
Целевая ориентация современного образовательного процесса на формирование личностной заинтересованности становится более важной, чем на традиционное накопление знаний.
Читать PDF
368.48 кб

К проблеме обучения иностранных студентов филологов стилистике русской разговорной речи

Подосинникова А. А.
Посвящена разработке методической системы профессионально коммуникативного обучения иностранных студентов-филологов стилистике русской разговорной речи на основе сознательного усвоения языковых особенностей речевых формул реализац
Читать PDF
879.10 кб

Профессионально-ориентированное обучение стилистике русского языка в техническом колледже

Агапова Гаделия Хаснуловна
В статье рассматривается профессионально ориентированное обучение стилистике русского языка как важное условие формирования коммуникативной компетенции будущих механиков.
Читать PDF
144.54 кб

Нормативно-стилистическая работа с детьми с нарушением интеллекта на уроках устной речи

Евдокимова Людмила Савельевна
В статье рассматриваются особенности нормативно-стилистической работы на уроках устной речи в школе для детей с нарушением интеллекта.
Читать PDF
0.00 байт

О понятии «Жанрово-стилистическая идентичность» относительно процесса обучения написанию вторичного

Горбаренко Екатерина Алексеевна
В статье определяется содержание понятия «жанрово-стилистическая идентичность» с точки зрения стилистики и методики преподавания иностранного языка.

Похожие термины:

  • ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА

    или УЧЕНИЕ О ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТИЛЯХ, — одно из центральных направлений стилистики, изучающее закономерности функционирования языка в различных сферах речевого общения, соответствующих тем или и
  • ПРАКТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА

    прикладная учебно-научная дисциплина, изучающая функционирование языковых и речевых средств, использование их с точки зрения нормы, эффективности, целесообразности, выразительности в зависимос
  • СТИЛИСТИКА РЕСУРСОВ

    направление стилистики, изучающее стилистические возможности языковых единиц разных уровней. Во-первых, С. р. изучает и описывает средства словесной образности. Основные средства: эпитет, метафор
  • СТИЛИСТИКА ТЕКСТА

    одно из направлений стилистики, предметом изучения которого является целый текст и его (текстовые) единицы в стилистическом аспекте, а именно закономерности организации текста как содержательно-
  • СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ФИГУРА

    (от лат. figura — ‘очертание, образ, изображение, оборот речи’) — синтагматически типизируемый (относительно формализованный) Стилистический приём (см.). Под формализованным характером фигуры поним
  • СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

    предназначенность (роль) языковой/речевой единицы в достижении того или иного стилистического задания. Так, напр., в следующем тексте ярко выступает изобразительная функция речевых единиц: Ключ н
  • СТИЛИСТИЧЕСКАЯ КОНВЕРГЕНЦИЯ

    (от лат convergere — ‘приближаться, сходиться’) — сложный стилистический приём (в иной трактовке — тип выдвижения), основанный на взаимодействии стилистических средств одного или разных уровней язык
  • СТИЛИСТИЧЕСКАЯ НОРМА

    совокупность исторически сложившихся и вместе с тем закономерно развивающихся общепринятых реализаций заложенных в языке стилистических возможностей. С.н. подразделяются на экспрессивно-стили
  • СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА

    дополнительные стилистические оттенки, которые накладываются на основное, предметно-логическое значение слова и выполняют эмо-ционально-экспрессивную или оценочную функцию, придавая высказыва
  • СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ПОМЕТА

    разновидность Словарной пометы (см.) — лексикографический приём указания на стилистические особенности разъясняемой словарной единицы. Напр.: (книжн.) — ‘книжное’, (разг.) — ‘разговорное’, (прос
  • СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ ТЕКСТА

    это интенционально обусловленный выбор речевых средств для выражения мировоззренческой позиции адресанта, его ценностных установок, эмоционального отношения к описываемым явлениям или предмет
  • СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

    Разновидность речевых ошибок. Являются нарушениями стилистической нормы и связаны с употреблением слов, грамматических форм и синтаксических конструкций без учета их стилистической окраски: фу
  • СТИЛИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ГРАММАТИКИ

    Все ярусы языка обладают ресурсами выразительности (см. Стилистические ресурсы языка/ в т.ч. морфология и синтаксис. По распространённому мнению, восходящему к работам A.M. Пешковского, стилистичес
  • СТИЛИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ЯЗЫКА

    возможности, предоставляемые языком для построения точной, выразительной, стилистически мотивированной речи. В принципе любое языковое средство может в особых условиях контекста стать выразите
  • СТИЛИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ЛЕКСИКИ

    Лексика — один из наиболее богатых выразительными ресурсами уровень языка. Слово — главное средство выражения мысли. Разнообразие лексикона, его состав и качества составляют важнейшее условие д
  • СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

    впечатление, возникающее у адресата речи в результате восприятия того или иного Стилистического приёма (см.) или целого текста. Несмотря на ряд работ, посвящённых проблеме определения С.э., общепри
  • СТИЛИСТИЧЕСКИЙ КОНТРАСТ

    (от фр. contraste — ‘противоположность’) — лингвокогнитивный принцип организации речи и речевого произведения, содержанием которого является резко выраженная противоположность, служащий также общ
  • СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПРИЁМ

    Риторический приём (см.), обладающий стилистической значимостью, т.е. привносящий в текст функционально-стилевые, эмоционально-оценочные коннотации или выполняющий иные стилистические функции. Е
  • СТИЛИСТИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС

    или СИНТАКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА, — научная дисциплина, отрасль лингвистики, изучающая стилистические ресурсы синтаксиса (см. Стилистические ресурсы грамматики). Проблемы синтаксиса и стилистики в
  • НЕУДАЧНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ

    речевой недочет, который заключается в не мотивированном авторским контекстом и стилистическим заданием употреблении стилистических приемов и является следствием непонимания особенностей их п