СТИЛИСТИКА
СТИЛИСТИКА
Раздел языкознания, в котором исследуются закономерности использования средств языка в процессе коммуникации. В практическом курсе языка занятия по С. сводятся к ознакомлению учащихся с функциональными стилями и особенностями организации языковых единиц в тексте.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
СТИЛИСТИКА
или ЛИНГВОСТИЛИСТИКА, — раздел языкознания, изучающий выразительные средства и возможности языка и закономерности функционирования (использования) последнего в различных сферах общественной деятельности и ситуациях общения; предметом С. является стиль во всех его значениях. Существенной приметой С. является изучение языка в динамике — аспект функционирования языка (речеведческий), поскольку стиль по природе своей — явление функциональное и динамичное. Поэтому развитие С. как науки связано с постепенным формированием и оформлением в языкознании коммуникативно-функционального принципа исследования. С. противопоставлена разделам языкознания, описывающим языковые единицы по уровням языковой системы (фонетика, лексикология, грамматика), но соотносительна с культурой речи и риторикой.
С., как и многие современные лингвистические дисциплины (особенно новые, напр. прагматика), многоаспектна и потому представлена не одним, а целым рядом направлений; в центре внимания каждого из них какой-л. аспект многогранного понятия «стиль».
В современной С. как науке обычно выделяются следующие направления.
Так называемая структурная С., иначе — С. языка (С. ресурсов), занимающаяся изучением и описанием стилистически окрашенных средств и возможностей языка. Предмет её — прежде всего сами стилистически значимые средства, определение их различных окрасок, систематизация стилистически отмеченных средств, т.е. стилистическая сторона языковой системы; отсюда и её название — структурная (в противоположность речевой, функциональной). Однако поскольку стиль — явление в принципе функциональное, то и это направление не является собственно (исключительно) структурным. Кстати, практическая С. как раз даёт рекомендации эффективного употребления в речи стилистических средств языка. Структурная С. изучает стилистические значения и стилистические окраски языковых единиц, стилистические потенции синонимов, антонимов, средства словесной образности, стилистические нормы, систематизируя и описывая эти средства по уровням языковой системы (Лексическая С.; Синтаксическая С. и т.д.).
Центральное направление современной С. — функциональная С., исследующая закономерности функционирования языка в зависимости от коммуникативных задач в различных социально значимых сферах общения и деятельности, соотносительных с формой общественного сознания, специфику и речевую системность функциональных стилей и их частных функц.-стилевых разновидностей: подстилевых, жанровых, ситуативных и т.д., нормы отбора и сочетания в них языковых средств. В отличие от структурной С., предметом её изучения являются не языковые единицы сами по себе, но закономерности их использования, употребления в речи (текстах, типах текстов), обусловленные влиянием на речь базовых и других экстралингвистических стилеобразующих факторов. Функциональная С. рассматривает воздействие на речь общественного сознания, типа мышления, целей и задач общения и вида деятельности, а также тематики и содержания целостного произведения, его жанра. Она определяет принципы отбора, сочетания языковых элементов и организацию речи, её смысловую структуру.
В последнее время особо выделяется С. текста, являющаяся, однако, по существу одним из аспектов функциональной С. Иногда особо выделяют экспрессивную С., которая изучает не столько сами по себе экспрессивно-эмоциональные и выразительные средства языка, сколько приёмы, способы использования этих средств в речи и достигаемый ими эффект.
Более специальные (частные) направления: историческая (диахроническая) С. — малоразработанное, но весьма перспективное направление исследований, призванное изучать развитие стилистических средств ЛЯ и его стилевых разновидностей: прежде всего формирование функц. стилей; сопоставительная С. — предмет изучения которой стилевые системы двух-трёх сравниваемых языков, их различия и возможные сходства (так, функц. стили славянских и — шире — западноевропейских языков имеют многие общие стилевые закономерности); С. художественной речи изучает своеобразие функционирования языка в сфере худож. литературы.
Кроме того, с учётом структуры речевого акта (автор — код (текст) — получатель) и в зависимости от того, на первом или третьем компоненте этой модели сосредоточивается исследовательское внимание, выделяют стилистику от автора, иначе — С. кодирования, и — от читателя — С. декодирования.
Лит.: Бельчиков Ю.А. Лексическая стилистика. М., 1977; Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. М., 2000; Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963; Горшков А.И. Русская стилистика. М., 2001; Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка: учебник. М., 2008; Костомаров В.Г. Наш язык в действии: очерки современной русской стилистики. М., 2005; Крылова О.А. Лингвистическая стилистика. М., 2006; Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: учеб. пособие. М., 1977; РЯЭ. М., 1997; Солганик Г.Я Практическая стилистика русского языка: учеб. пособие. М., 2006.
М.Н. Кожина
С., как и многие современные лингвистические дисциплины (особенно новые, напр. прагматика), многоаспектна и потому представлена не одним, а целым рядом направлений; в центре внимания каждого из них какой-л. аспект многогранного понятия «стиль».
В современной С. как науке обычно выделяются следующие направления.
Так называемая структурная С., иначе — С. языка (С. ресурсов), занимающаяся изучением и описанием стилистически окрашенных средств и возможностей языка. Предмет её — прежде всего сами стилистически значимые средства, определение их различных окрасок, систематизация стилистически отмеченных средств, т.е. стилистическая сторона языковой системы; отсюда и её название — структурная (в противоположность речевой, функциональной). Однако поскольку стиль — явление в принципе функциональное, то и это направление не является собственно (исключительно) структурным. Кстати, практическая С. как раз даёт рекомендации эффективного употребления в речи стилистических средств языка. Структурная С. изучает стилистические значения и стилистические окраски языковых единиц, стилистические потенции синонимов, антонимов, средства словесной образности, стилистические нормы, систематизируя и описывая эти средства по уровням языковой системы (Лексическая С.; Синтаксическая С. и т.д.).
Центральное направление современной С. — функциональная С., исследующая закономерности функционирования языка в зависимости от коммуникативных задач в различных социально значимых сферах общения и деятельности, соотносительных с формой общественного сознания, специфику и речевую системность функциональных стилей и их частных функц.-стилевых разновидностей: подстилевых, жанровых, ситуативных и т.д., нормы отбора и сочетания в них языковых средств. В отличие от структурной С., предметом её изучения являются не языковые единицы сами по себе, но закономерности их использования, употребления в речи (текстах, типах текстов), обусловленные влиянием на речь базовых и других экстралингвистических стилеобразующих факторов. Функциональная С. рассматривает воздействие на речь общественного сознания, типа мышления, целей и задач общения и вида деятельности, а также тематики и содержания целостного произведения, его жанра. Она определяет принципы отбора, сочетания языковых элементов и организацию речи, её смысловую структуру.
В последнее время особо выделяется С. текста, являющаяся, однако, по существу одним из аспектов функциональной С. Иногда особо выделяют экспрессивную С., которая изучает не столько сами по себе экспрессивно-эмоциональные и выразительные средства языка, сколько приёмы, способы использования этих средств в речи и достигаемый ими эффект.
Более специальные (частные) направления: историческая (диахроническая) С. — малоразработанное, но весьма перспективное направление исследований, призванное изучать развитие стилистических средств ЛЯ и его стилевых разновидностей: прежде всего формирование функц. стилей; сопоставительная С. — предмет изучения которой стилевые системы двух-трёх сравниваемых языков, их различия и возможные сходства (так, функц. стили славянских и — шире — западноевропейских языков имеют многие общие стилевые закономерности); С. художественной речи изучает своеобразие функционирования языка в сфере худож. литературы.
Кроме того, с учётом структуры речевого акта (автор — код (текст) — получатель) и в зависимости от того, на первом или третьем компоненте этой модели сосредоточивается исследовательское внимание, выделяют стилистику от автора, иначе — С. кодирования, и — от читателя — С. декодирования.
Лит.: Бельчиков Ю.А. Лексическая стилистика. М., 1977; Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. М., 2000; Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963; Горшков А.И. Русская стилистика. М., 2001; Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка: учебник. М., 2008; Костомаров В.Г. Наш язык в действии: очерки современной русской стилистики. М., 2005; Крылова О.А. Лингвистическая стилистика. М., 2006; Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: учеб. пособие. М., 1977; РЯЭ. М., 1997; Солганик Г.Я Практическая стилистика русского языка: учеб. пособие. М., 2006.
М.Н. Кожина
Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.