СТИЛИСТИЧЕСКАЯ НОРМА

Найдено 1 определение
СТИЛИСТИЧЕСКАЯ НОРМА
совокупность исторически сложившихся и вместе с тем закономерно развивающихся общепринятых реализаций заложенных в языке стилистических возможностей. С.н. подразделяются на экспрессивно-стилистические, связанные с созданием выразительного эффекта высказывания, и функционально-стилистические — типичные для каждой сферы общения реализации принципов отбора и сочетания языковых средств, создающих определённую стилистико-речевую организацию.
Экспрессивно-стилистические нормы предполагают коммуникативно целесообразное употребление средств выразительности.
Функционально-стилистические нормы отражают специфику того или иного функционального стиля. Напр., различные требования существуют в отношении лексических повторов. В публицистической и художественной речи во избежание повторов рекомендуется использовать синонимы, местоимения. Применительно к научному стилю нормативным является повторение терминов, способствующее однозначности выражения. Точность, не допускающая инотолкования, ограничивает возможности синонимических замен и в официально-деловых текстах.
Как и общеязыковые нормы, функционально-стилистические охвачены кодификацией
— отражены в лингвистических описаниях функциональных разновидностей языка, хотя кодификация здесь не столь строгая и всеобъемлющая, т.к. С.н. имеют более свободный характер, чем общелитературные. Правда, свобода эта относительна. Степень допустимости отхода от сложившихся правил организации речи меняется в зависимости от того, какое место — центральное (наиболее близкое к специфике данного стиля) или периферийное, межстилевое
— занимает высказывание, каковы цели и задачи общения.
В традиционной стилистике ресурсов (стилистике языковых единиц) понятие нормы обычно связано с представлением о единстве стиля — недопустимости смешения в тексте средств с контрастными стилистическими маркировками. Для современного речеупотребления такая строгость стиля имеет весьма относительный характер, хотя в качестве общего правила она не утратила своей силы. Напр., известно, что в бытовой речи неуместны канцеляризмы или книжные слова и конструкции (См. стилистически неудачные высказывания: Ввиду мороза я сегодня не пойду гулять; Надень головной убор: на улице холодно).
Применительно к конкретному речевому произведению, речевой ситуации следует, оценивая соответствие или несоответствие высказывания С.н., учитывать фактор коммуникативной целесообразности, обусловливающий возможность взаимодействия контрастных стилевых единиц. Так, намеренное столкновение разностилевых элементов (книжных и разговорных, с высокой и низкой окраской) является эффективным стилистическим приёмом, используемым в публицистике (напр., в фельетоне — для создания комического эффекта), художественной литературе. В сочетаемости стилевых средств большая свобода по сравнению с другими разновидностями языка присуща устно-разговорной речи (как выражение её эмоциональности).
Стилистически нормативным является то, что оказывается уместным для данной сферы общения, функционального стиля, речевого жанра, конкретного текста, высказывания.
Лит.: Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. М., 1980; Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1980; Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка: учебник. М., 2008; Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи: тропы и фигуры. М., 2004; Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. М., 1980; ЭВСРЯ. М., 2009.
Т.Б. Трошева

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.



Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
142.83 кб

Индивидуальный речевой стиль и стилистическая норма в медиатексте

Лисицкая Лариса Григорьевна
Статья посвящена актуальной проблеме современной журналистики: определению стилистической принадлежности современных текстов масс-медиа и их редактированию.
Читать PDF
144.54 кб

Нормативно-стилистическая работа с детьми с нарушением интеллекта на уроках устной речи

Евдокимова Людмила Савельевна
В статье рассматриваются особенности нормативно-стилистической работы на уроках устной речи в школе для детей с нарушением интеллекта.