СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Найдено 1 определение
СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ
предназначенность (роль) языковой/речевой единицы в достижении того или иного стилистического задания. Так, напр., в следующем тексте ярко выступает изобразительная функция речевых единиц: Ключ начал полнеть, и не один уже ключ, а два, три, уже грозный поток хлещет из скалы, катит камни, ломает деревья, выворачивает их с корнями, несёт, крутит. Вот-вот он сметёт избушку под горой, смоет завозню и обрушит всё с гор. В небе ударят громы, сверкнут молнии, и от них вспыхнут таинственные цветы папоротника. От цветов зажжётся лес, зажжётся земля, и уже не залить будет этот огонь ни ручьём, ни Енисеем — ничем не остановить страшную бурю! (В. Астафьев).
В приведённом примере в изобразительной функции (с целью создания наглядно-образного представления) используются: метафоры (ключ начал полнеть, вспыхнут цветы, зажжётся лес, зажжётся земля), эпитеты (грозный поток, таинственные цветы, страшную бурю),слово с экспрессивным уменьшительно-ласкательным суффиксом (избушка), восходящая градация (не один ключ, а два, три, уже грозный поток; ни ручьем, ни Енисеем; ломает деревья, выворачивает их с корнем), асиндетон (хлещет, катит, ломает, выворачивает, несёт, крутит), редупликация (вот-вот), изоколон (катит камни, ломает деревья; ударят громы, сверкнут молнии; зажжётся лес, зажжётся земля), анаколуф (повествовательно-восклицательная конструкция в последнем предложении). Читатель воочию видит картину стремительного наводнения, слышит шум воды, грохот камней, гром, чему способствует также аллитерация на [р] в словах три, грозный, деревья, выворачивает, с корнем, крутит, горой, обрушит, с гор, ударят, громы, сверкнут, буря. Эффект стремительности и стихийности происходящего усиливается приёмом аккумуляции.
Наряду со С.ф. употребляется понятие «стилевые функции речевой разновидности», среди которых выделяют функции выразительности, изобразительности, образности, социальной оценки, предписания, констатации, ценностной ориентации, а также функции информативную, эстетическую, агитационно-пропагандистскую, популяризаторскую, рекламную, фактическую и др. [Данилевская 2003: 402]. Одни из перечисленных функций являются непосредственным отображением общеязыковых функций (эстетическая, информативная, фатическая, воздействующая, императивная), другие — их конкретизацией (функции изобразительности, образности, популяризаторская, рекламная, социальной оценки и др.). Т.о., понятия и термины «стилистическая функция» и «стилевая функция» не являются синонимами.
Лит.: Азнаурова Э.С. К вопросу о природе стилистической функции языка // Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. Вып. 73. М., 1973; Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка (Стилистика декодирования). Л., 1981; Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966; Виноградов В.А. Функции языка // ЛЭС. М., 1987; Данилевская И.В. Стилевые функции речевых разновидностей // СЭСРЯ. М., 2003; Ефимов А.И. Стилистика русского языка. М., 1969; Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка: учебник. М., 2008; Копнина Г.А. Об определении понятий «стилистический эффект» и «стилистическая функция» // Речевое общение: специализированный вестник. Вып. 2 (10). Красноярск, 2000; Хованская З.И. Стилистика французского языка: учеб. пособие. М., 1984.
Г.А. Копнина, А.П. Сковородников

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
779.65 кб

Семантико-стилистические функции символов в изображении княжны Мери

Косетова Акбота Амановна
Особенности функционирования языковых единиц в художественном тексте, определяющие стилевую манеру писателя, представляют интерес автора для исследования.
Читать PDF
449.35 кб

Функциональное и жанрово-стилистическое разнообразие изданий образовательной направленности

Фомина Жанна Васильевна, Кулакова Анна Борисовна
Проблема развития научно-издательской деятельности является актуальной для российского образования.
Читать PDF
1.55 мб

Ознакомление младших школьников с образно-стилистической функцией цветовой лексики при изучении пейз

Клиппа А.А.
В статье анализируются методические условия ознакомления младших школьников с образностилистическими функциями цветовой организации поэтической речи при изучении произведений пейзажной лирики поэтов серебряного века на уроках лите
Читать PDF
779.63 кб

Исследование семантико-стилистических функций символов в пейзажных описаниях как инновационный прием

Бедусенко Галина Анатольевна
Автор в данной статье предлагает рассмотреть поисковый метод как разновидность инновационных технологий в современной школе в целях становления критического мышления школьников.