СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ ТЕКСТА

Найдено 1 определение
СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ ТЕКСТА
это интенционально обусловленный выбор речевых средств для выражения мировоззренческой позиции адресанта, его ценностных установок, эмоционального отношения к описываемым явлениям или предметам.
Существует три основных типа С.т.т.: тональности негативная (пейоративная), позитивная (мелиоративная) и нейтральная (объективная). Выбор текстовой тональности зависит от ведущей интенции автора (информировать, убеждать, опровергать, развлекать и т.п.), манифестируемой в дискурсе. Нейтральная тональность доминирует в официально-деловом, информационном, научном дискурсах, имеющих информативную интенциональность и стремящихся к констатации фактов, объективированному описанию действительности, что проявляется в максимальной дезавторизации (термин М.А. Кормилицыной) текста, т.е. устранению из текста сигналов авторского отношения к описываемому. В других, воздействующих типах дискурса нейтральная тональность лишь вуалирует интенцию адресанта и входит в стратегию убеждения как особый способ имплицитного воздействия на адресата. Нейтральная тональность несвойственна воздействующим типам дискурса, поскольку они базируются на определённой семантической оппозиции, детерминирующей выбор автором стилистической манеры изложения. Напр., стилистическая тональность полемического дискурса формируется вокруг бинарной оппозиции утверждение/опровержение. Художественный дискурс опирается на аксиологическую оппозицию признаваемое/отвергаемое, включающую эстетическую антиномию прекрасное/безобразное. Для идеологического дискурса универсальный характер имеет шкала ценностей свой/чужой. Автор, пытающийся эксплицировать в своём тексте оппозицию свой/чужой, при этом ставя акцент на чужом, использует пейоративную тональность. При акцентировании в данной семантической оппозиции области своего автор прибегает к речевому одобрению, или мелиоративной тональности. Желание автора быть объективным, неангажированным приводит его к объективной тональности, в которой данная семантическая оппозиция будет выражена имплицитно.
С.т.т. помогает раскрыть отношение автора текста к действительности, его ценностные установки, идеалы и убеждения. Но, помимо ценностной и идеологической позиции автора, С.т.т. раскрывает и психологические установки автора, его волевые и эмоциональные устремления. Всё это передаётся через риторико-композиционные приёмы построения текста (тропы, фигуры, амплификации и т.п.), которые не только вмещают в себя авторское эмоциональное восприятие описываемых событий, но и оказывают мощное воздействие на психо-эмоциональную сферу личности адресата, т.к. являются средствами суггестивного влияния на подсознание читателя. С.т.т. — это воздействие на эмоциональную сферу личности адресата, которое оказывается не менее, а иногда и более сильным, чем убеждение с помощью рассудочных доводов.
Лит.: Валгина Н.С. Теория текста. М., 2003; Клушина Н.И Стилистика публицистического текста. М., 2008; Кормилицына М.А. Средства создания эмоциональной тональности газетного текста // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 5. Саратов, 2005; Матвеева Т.В. Тональность // СЭСРЯ. М., 2003.
Н.И. Клушина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.