СТИЛИСТИЧЕСКАЯ КОНВЕРГЕНЦИЯ

Найдено 1 определение
СТИЛИСТИЧЕСКАЯ КОНВЕРГЕНЦИЯ
(от лат convergere — ‘приближаться, сходиться’) — сложный стилистический приём (в иной трактовке — тип выдвижения), основанный на взаимодействии стилистических средств одного или разных уровней языка в результате выполнения ими единой стилистической функции.
Термин и понятие конвергенции были введены в стилистику М. Риффатером, который понимал конвергенцию как скопление в одном месте нескольких стилистических приёмов. «Каждый из них в отдельности, — писал он, — является экспрессивным. Когда они стоят вместе, один придаёт другому дополнительную экспрессивность. Эффект, производимый конвергенцией этих стилистических приёмов, создает особую, сильную экспрессивность» [Риффатер 1980: 88-89].
В С.к. могут участвовать языковые средства (приёмы) разных уровней (разнородная, или гетерогенная, конвергенция) или языковые средства одного уровня, напр. синтаксического (однородная, или гомогенная, конвергенция). Конвергенция может осуществляться в пределах как одного предложения (сосредоточенная конвергенция), так и нескольких связанных между собой синтаксически и по смыслу предложений (рассредоточенная конвергенция) [Сковородников 1981: 204-205]. Напр.:
Мы едем по сено. Едем, едем, едем...
- Бр-р-рам! — повалился я с воза, подскочил, во что-то головой торонулся, аж искры из глаз брызнули (В. Астафьев) — в рамках одного предложения в функции актуализации значений энергичности и длительности действия взаимодействуют инверсия, асиндетон (ср.: повалился я с воза, подскочил и во что-то головой торонулся)и экспрессивные просторечия (аж, торонулся), т.е. представлена разнородная сосредоточенная С.к.; Бабушка ещё и ещё говорила. В руках у неё крутилось и крутилось веретено. Веки мои склеивались, был я ещё слаб после болезни и всё спал, спал (В.П. Астафьев) — в трёх предложениях в функции худо-жественно-образной конкретизации изображаемого взаимодействуют парные позиционно-лексические повторы, т.е. представлена однородная рассредоточенная С.к.
Взаимодействие стилистических приёмов может осуществляться разными способами, напр., наложением и соединением: Поговаривают, что руководство канала ТНТ решило продлить проект «Дом-2» аж до августа. Непонятно только, кому нужно очередное продолжение этой «Санта-Барбары»? (Комок. 2005. № 17) — конвергенция способом наложения: использование в составе риторического вопроса (второе предложение) прономинации (собственного имени Санта-Барбара в значении нарицательного ‘длительный проект'») в негативно-оценочной функции; Человек, который постоянно пересыпает свою речь иностранными словами или нецензурными выражениями, канцелярскими оборотами или словами-паразитами, засоряет именно свою речь (П. Клубков) — цепочка метафор, позволяющая автору текста не только сделать речь образной, но и выразить своё негативное отношение к поставленной проблеме.
При узком понимании под С.к. понимают только один из способов взаимодействия стилистических приёмов — их последовательное соединение (сцепление), наложение же, как и вставку, относят к другому способу взаимодействия — Стилистической контаминации (см.).
Как видим из примеров, С.к. используется не только в художественных, но и в публицистических и научно-популярных текстах, выполняя разнообразные функции.
Лит.: Античные теории языка и стиля (Антология текстов). СПб., 1996; Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка (Стилистика декодирования). Л., 1981; Астафьева И.М. Стилистическое использование комплексов синтаксических приёмов // Учёные записки МГПИИЯ им. М. Тореза. Т. 42. М., 1968; Гольдман А.А. Типы конвергенции стилистических приёмов // Проблемы лингвистического анализа текста и лингводидактические задачи. Ч. 1. Иркутск, 1983; Копнина Г.А. Конвергенция стилистических фигур в современном русском литературном языке (на материале художественных и газетно-публицистических текстов): АКД. Красноярск, 2001; Лопаткина С. В. Контекстуальное взаимодействие тропов в современном русском литературном языке (на материале художественной и публицистической речи): АКД. Абакан, 2004; Маторина Н.С. Информационный потенциал стилистических конвергенций (на материале англо-американской художественной прозы): АКД. М., 1989; Обнорская М.Е. Синтаксические конвергенции // Стилистика романо-германских языков (Материалы семинара) / Учёные записки ЛГ11И им. А.И. Герцена. Т. 491. Л., 1972; Риффатер М. Критерии стилистического анализа // НЗЛ. Вып. IX. Лингвостилистика. М., 1980; Сковородников А.П. Экспрессивные синтаксические конструкции современного русского литературного языка. Томск, 1981.
Г.А. Копнина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.