ПОНЯТИЕ

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Понятие
мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними.

Источник: Исследовательская деятельность

ПОНЯТИЕ
основное средство человеческого мышления, отражение общих и существенных свойств предметов и явлений действительности.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Понятие
форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

Понятие
есть знание существенных свойств (сторон) предметов и явлений окружающего мира, знание существенных связей и отношений между ними.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ПОНЯТИЕ
форма мышления, отражающая наиболее существенные свойства, связи и отношения предмета и явления, основная функция — выделение общего.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

ПОНЯТИЕ
мысль, которая отражает предметы в их общих существенных признаках, позволяющих отличить предметы, явления от смежных с ними. Является основой создания системы научного познания.

Источник: Cловарь-справочник основных терминов и понятий, используемых при подготовке диссертационного исследования

Понятие
(1) – логически оформленная общая мысль о предмете, какой-либо идеи; (2) – представление, сведение о чем-либо; форма знания, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Понятие
является типом значения, в конструирование которого привлекается логическая форма организации конструирующего мышления. Понятие обладает высоким уровнем абстрактности и содержательно относимо к «идеальному» объекту.

Источник: Методологический словарь для стратегов

ПОНЯТИЕ
1) Форма мышления (отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений), основной функцией которой является выделение общего посредством отвлечения от особенностей, частностей. 2) Мысль, обобщающая и выделяющая предметы и явления некоторого класса по наиболее общим признакам.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

ПОНЯТИЕ
1) мысленное отображение в форме искусственного единства общих существенных признаков предметов; 2) форма мышления, в которой отражаются существенные и отличительные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов; 3) мысль, в которой обобщены в класс и выделены предметы по системе признаков, общей для этих предметов и отличающей их от других предметов; 4) форма мышления, отражающая и фиксирующая существенные на данный момент признаки вещей и явлений объективной реальности.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ПОНЯТИЕ
мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними. Носителем, способом обозначения понятия является термин. Основная функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. Понятия бывают общими и единичными, конкретными и абстрактными [80, c. 420].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Понятие
смысловая категория, форма мышления, отражающая сущность вещей и явлений. Формирование понятий является основной задачей всякого обучения. Реализуется благодаря систематизации приобретаемых знаний, приводящей к образованию понятийных обобщений. Поскольку усвоение понятия предполагает выделение в нем значимых структурных элементов и применение к ним соответствующих приемов познавательной деятельности, то каждая система понятий связана с соответствующей ей системой умственных действий и операций [48]. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

Понятие
форма мышления, отражающая наиболее существенные формы, связи и отношения явления; психическое явление, присущее только человеку как элемент мышления и элементарная форма существования мысли. Основная функция П. – выделение общего, которое достигается посредством выделения всех особенностей отдельных предметов данного класса. П. неразрывно связано со словом. Слова и знаки являются не только выражением понятий, но и средством их образования. П. бывают общими и единичными, конкретными и абстрактными. Одной из задач обучения является формирование П. в рамках изучаемых учебных предметов. Сформированность у обучающегося понятийного словаря свидетельствует о достаточно высоком уровне овладения учебным материалом.

Источник: Словарь-справочник по методике преподавания изобразительного искусства 2004

ПОНЯТИЕ
универсальная единица мышления, способная отражать глубинные, сущностные стороны познаваемых явлений; с его помощью различные предметы, свойства, отношения отражаются в человеческом сознании через их существенные признаки, т. е. понятие есть результат отражения объектов. Содержание понятия—это набор существенных признаков отражаемого объекта, выделенных и зафиксированных в сознании таким образом, чтобы на основании этих признаков данный объект по возможности легко отличался от всех других. Закрепляясь в словах и словосочетаниях, понятия конденсируют и сохраняют знания, накопленные человечеством, делают их достоянием многих поколений. В психологии различают два вида понятий—житейские и научные. Житейские понятия (стол, стул, дерево и т. п.) приобретаются ребенком в практическом опыте; научные понятия приобретаются в процессе обучения. Чтобы усвоение понятий было сознательным, осмысленным, педагог должен позаботиться о мотивации, о содержательности и наглядности материала. Усвоив словесное определение понятия, учащиеся должны иметь возможность упражняться в применении полученных знаний, в решении учебных и жизненных задач в разнообразных условиях.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ПОНЯТИЕ
Одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерный для словесно-логического обобщения. П. имеет абстрактный, не наглядный характер. Содержание П. нельзя себе наглядно представить. Понятийное содержание мышления на родном языке складывается у человека в процессе формирования его личности. При обучении иностранному языку имеет место коррекция объема П. двух языков, выражаемых лексически и грамматически. П. нельзя сводить к представлению или отрывать от него (см. лексика). В П. различают содержание и объем. Содержание П. – это совокупность признаков, по которым предметы обобщаются в П. Объем П. – множество обобщаемых в нем предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию П. В зависимости от объема П. делятся на единичные, собирательные, общие. В форме П. происходит процесс усвоения учащимися системы научных знаний. Для педагогики большое значение имеет различение так называемых житейских и научных П. Житейские П. образуются вне специального обучения, в ходе жизнедеятельности человека, опосредствованной его общением с другими людьми. Научные же П. систематичны, имеют четкие признаки, а их связь с действительностью должна быть специально раскрыта учащимся в процессе обучения.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ПОНЯТИЕ
форма научного и обыденного мышления; результат обобщения свойств предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса отличительных признаков. П. закрепляются в слове. В П. отражаются такие предметы и их свойства, которые невозможно представить в виде наглядного образа. В П. различают содержание и объем. Содержание П. - это совокупность признаков, по которым предметы обобщаются в П. Объем П. - множество (класс) обобщаемых в П. предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию П. В зависимости от объема П. классифицируются на единичные, собирательные и общие. В зависимости от характера представленных в П. предметов различают конкретные и абстрактные П. (хотя четкой границы между ними нет). В зависимости от типа процесса обобщения материала (в науке или школьном обучении) выделяются эмпирическое и теоретическое П. Между П. существуют многообразные отношения, подчиняющиеся законам логики. Установление отношений между П. осуществляется в процессе познания и обучения, производится с помощью определения, обобщения, систематизации, сравнения. Этими мыслительными операциями учащиеся овладевают в процессе решения познавательных задач, в активном оперировании П., в ходе проверки П. с точки зрения истинности или ложности, сопоставления П. с конкретной действительностью. При этом П. включаются в суждения, которые в свою очередь образуют систему умозаключений. В процессе мышления П. выступает и в качестве исходного пункта и как его результат. В форме П. происходит процесс усвоения учащимися системы научных знаний. Для педагогики большую значимость имеет различение т.н. житейских и научных П. Житейские П. образуются вне специального обучения, в ходе жизнедеятельности ребенка, опосредованной общением с другими людьми. Научные П. систематичны, имеют четкие признаки, но они более чем житейские П. абстрагированы от реальности, их связь с действительностью должна быть специально раскрыта учащимся в процессе обучения. Иначе П. будут "книжными", формальными, ограниченными внешней речевой формой. Педагогикой и психологией выявлены особенности развития житейских и научных П., а также связи между ними, что должно учитываться в процессе обучения. Это позволит избежать вербализма научных П.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПОНЯТИЕ
форма научного и обыденного мышления; результат обобщения свойств предметов нек-рого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса отличительных признаков. П. закрепляется в слове. В П. отражаются такие предметы и их свойства, к-рые невозможно представить в виде наглядного образа. Однако П. невозможно без связи с образным строем мышления. В П. различают содержание и объем. Содержание П. — это совокупность признаков, по к-рым предметы обобщаются в П. Объем П. — множество (класс) обобщаемых в П. предметов, каждому из к-рых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию П. Так, в объем П. «река» входит множество, состоящее из отд. рек, называемых Волга, Дон, Днепр и т. п. В зависимости от объема П. классифицируются на единичные, собирательные и общие. Объем единичного П. есть один предмет (напр., автор трагедии «Гамлет»), собирательного — группа однородных предметов, но мыслимых как одно целое (созвездие), общего П. — множество предметов, имеющих известное сходство между собой. В связи с развитием знаний и науч. теорий и в процессе индивидуального развития и обучения человека происходит изменение П. (напр., П. атома в античности и в совр. физике, П. о предметном мире, о др. людях, о самом себе у человека на разных возрастных этапах).
В зависимости от характера представленных в П. предметов различают конкретные и абстрактные П. (хотя четкой границы между ними нет). В конкретном П. мыслятся конкретные объекты (напр., стол, стул), в абстрактном — свойства предметов или отношения между ними (напр., отношения родства между людьми, равенства между числами). В зависимости от типа процесса обобщения материала (в науке или шк. обучении выделяются эмпирич. и теоретич. П. Эмпирич. П. не выходят за пределы чувственного опыта, отражают внеш. общие свойства предметов, выделяемые путем их сравнения и сопоставления, фиксируются в слове-термине. Теоретич. П. являются результатом теоретич. анализа и обобщения, выявляющего существенные свойства совокупности предметов и приводящего к формированию абстрактного мышления. Эмпирич. и теоретич. знания не должны рассматриваться как взаимоисключающиеся. В процессе усвоения знаний, как и в науч. познании, их реальное единство и разумное сочетание полезно и необходимо и должно осуществляться в соответствии с конкретными задачами.
Между П. существуют многообразные отношения, подчиняющиеся законам логики. По содержанию П. делятся на сравнимые, если в них имеются нек-рые общие признаки (треугольник, квадрат, круг), и несравнимые, когда таких общих признаков нет (треугольник, белизна). Сравнимые П. могут быть совместимыми (если их объемы полностью или частично совпадают) и несовместимыми. Совместимые П. могут быть равнозначными, если их объемы совпадают (напр., квадрат и ромб, у к-рого все углы равны); перекрещивающимися, если их объемы частично совпадают (дети, учащиеся); находящимися в отношении логич. подчинения (подчиненные и подчиняющие). Несовместимые П. могут быть противоположными (напр., белый и черный цвета), противоречащими (напр., «это слово изменяется по падежам» и «это слово не изменяется по падежам»), соподчиненными (напр., «животное» и «растение»). Установление отношений между П., осуществляемое в процессе познания и обучения, производится с помощью определения, обобщения, систематизации, сравнения. Этими мыслит, операциями учащиеся овладевают в процессе решения познават. задач, в активном оперировании П., в ходе проверки П. с точки зрения истинности или ложности, сопоставления П. с конкретной действительностью. При этом П. включаются в суждения, к-рые, в свою очередь, образуют систему умозаключений. В процессе мышления П. выступает и в качестве исходного пункта и как его результат.
В форме П. происходит процесс усвоения учащимися системы науч. знаний. Для педагогики большую значимость имеет различение т. н. житейских и науч. П. Житейские П. образуются у ребенка вне спец. обучения в ходе его жизнедеятельности, опосредованной общением с др. людьми. Хотя житейские П. отличаются несистематичностью и безотчетностью, они вместе с допонятийными формами обобщения составляют его личный опыт, на к-рый накладывается понятийное мышление. Науч. П. систематичны, имеют четкие признаки, но они более, чем житейские П., абстрагированы от реальности, их связь с действительностью сложно опосредована и должна быть специально раскрыта учащимся в процессе обучения, иначе П. будут «книжными», не связанными с практикой, формальными, ограниченными внеш. речевой формой, часто оторванной от стоящих за этой формой реальных связей и отношений между вещами, явлениями, процессами. Выявленные в педагогике и психологии особенности развития науч. и житейских П., а также связи между ними должны учитываться в процессе обучения. Это позволит избежать опасности вербализма науч. П. Хотя элементы понятийного мышления обнаруживаются уже у детей 4—5 лет, сисТематич. усвоение науч. П. начинается в шк. обучении. Известны и описаны в психол.пед. лит-ре разл. пути и этапы процесса усвоения П. в рамках дошк. и шк. обучения. Их выбор определяется позицией воспитателя и учителя в отношении понимания процесса учения, методов обучения и т. п. Важнейшим условием успешного усвоения П. является такая организация процесса обучения, при к-рой формирование П. происходит в активной деятельностной форме в процессе выполнения учащимися соответствующих действий в ходе решения уч. задач.
Лит.: Выготский Л. С., Мышление и речь, Собр. соч., т. 2, М., 1982; Рубинштейн С. Л., Бытие и сознание, М., 1957, гл. 2, § 5; Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А., Психология усвоения знаний в школе, М., 1959; Гальперин П. Я, Эльконин Д. Б., К анализу теории Ж. Пиаже о развитии дет. мышления, в кн.: Флейвелл Дж., Генетич. психология Жана Пиаже, М., 1967; Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника, под ред. Н. Н. Под-дъякова и А. Ф. Говорковой, М., 1985, гл. 3; Ильясов И. И., Структура процесса учения, М., 1986, гл. 2; В о и III в и л л о E К., Понятие как форма мышления, М., 1989; Д а-выдов В. В., О понятии развивающего обучения, П., 1995, № 1. А. Н. Ждан.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
355.46 кб

Понятие и принципы формирования языковой образовательной политики университета

Дружинина Мария Вячеславовна
Раскрывается понятие языковой образовательной политики университета, педагогический феномен которой имеет место во всех видах деятельности субъектов университетского сообщества: научной, образовательной, учебно-методической, орган
Читать PDF
382.98 кб

Понятие об осознанной и неосознанной компетентности руководителя в европейских образовательных модел

Родиков Александр Степанович
Автор анализирует европейский инструментарий по оценке того или иного умения человека, выражаемого в осознанной и неосознанной компетентностях.
Читать PDF
648.42 кб

Толерантность младших школьников: понятие, модель формирования

Богданова В. В.
В статье подчёркивается теоретический и практический интерес к явлению толерантности как одному из возможных путей преодоления межэтнической напряжённости. Даётся содержательный анализ феномена «толерантность».
Читать PDF
236.40 кб

Гражданское образование как понятие и педагогическое явление

Морозова Светлана Алексеевна
Читать PDF
10.35 мб

Социальная работа в сфере образования: понятие, теория, практика

Аникеева О. А.
Читать PDF
201.44 кб

Понятие корректности в математике и его реализация в процессе формирования математической деятельнос

Читать PDF
305.15 кб

Понятие академической мобильности в межкультурном аспекте

Анкудинова Дарья Александровна
Читать PDF
544.11 кб

Понятие компетентности и особенности профессионально-ориентированного обучения иностранному языку

Горляков Петр Юрьевич
Объясняется многозначность понятия «компетентность», показано, как особенности компетентностного подхода в образовании связаны с потестарным слоем значений понятия.
Читать PDF
138.93 кб

Понятие ценностей классического университетского образования

Ветошкина Елена Анатольевна
В статье обсуждаются проблемы идеалов и ценностей классического университетского образования в современном социокультурном пространстве, определяются критерии «{лассичности» выявляются изменения в формах и содержании университетск
Читать PDF
0.00 байт

Нравственное воспитание учащихся: понятие, сущность, содержание (теоретические аспекты)

Магомедова Гульназира Магомедалиевна
Статья посвящена одной из «вечных» педагогических проблем нравственному воспитанию учащихся. В ней раскрывается содержание базовых понятий, рассматриваются особенности нравственного воспитания учащихся.
Читать PDF
465.87 кб

Образовательный продукт: понятие и ценность

Журавлева Людмила Витальевна
Рассматривается понятие «образовательный продукт». Образовательный продукт любого учреждения оказывает ключевое влияние на весь образовательный процесс, все его этапы и все аспекты связанной с ним деятельности.
Читать PDF
346.69 кб

Воспитание: явление, институт, понятие

Мудрик А. В.
Читать PDF
2.33 мб

Понятие «Индивидуальный опыт здравотворчества подростка» как педагогическая категория

Ермакова Марина Аркадьевна
Читать PDF
0.00 байт

Информационная компетентность студентов вуза: понятие и пути формирования

Стариков С. А.
Читать PDF
0.00 байт

Понятие и характеристики конкурентоформирующей образовательной среды вуза

Хазова Снежана Александровна
В работе раскрывается понятие образовательной среды вуза, характеризуется понятие конкурентоспособности специалистов, описываются факторы и психолого-педагогические условия конкурентоформирующего влияния на студентов образовательн

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Подчиненное понятие

    понятие, объем содержания которого входит как часть в объем подчиняющего понятия. Процесс подчинения понятий возникает вследствие процедуры расширения ("дополнительность") и уточнения подчиняющ
  • Литературоведческое понятие

    мысль о литературе, выраженная в обобщенной форме. Различают понятия художественного произведения, художественного образа, литературного анализа и т.д. Совокупность литературоведческих понятий
  • ЖИТЕЙСКОЕ ПОНЯТИЕ

    понятие, образующееся у детей при усвоении значения слов вне обучения.
  • Понятизация

    мыслительный процесс, связанный с переходом от смысла, стихийного содержания текста, описывающего событие, объект, а также от первичного значения к такому замещению, которое удовлетворяло бы логи
  • Формирование понятий

    научный метод определения понятий, включающий анализ понятия, его дефиницию и формулировку. Формирование понятий имеет две основные фазы: на первой — человек замечает важные характеристики, а на
  • ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ

    совокупность эмпирических и абстрактных объектов, которым рассматриваемое понятие присуще в качестве свойства.
  • КЛАССИФИКАЦИЯ ПОНЯТИЙ

    параллельное или последовательное деление понятия, при котором для каждого разделения, в случае многократности, неизменным остается основание деления, объемы-части исключают друг друга и исчерп
  • ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ

    сведение самых общих и абстрактных понятий к более конкретным и точным, которые можно включить как индикаторы в разрабатываемый инструментарий. Логический анализ исходных понятий в социологичес
  • СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ

    Содержание методики как науки, приведенное в иерархическую систему. Отражая систему методических явлений, С. м. п. выражается системой методических терминов.
  • СИСТЕМА ПОНЯТИЙ

    совокупность взаимосвязанных понятий, принадлежащих всей педагогике, отдельной ее области или частной методике.
  • СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙ

    выявление структуры системы педагогических понятий, их группировка в соответствии с традиционным членением дисциплины или области знания, а также с необходимостью их распределения по категория
  • ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПЕДАГОГИКИ

    система педагогических терминов, совокупность действительных значений которых представляет собой систему педагогических понятий (тождественна ей).
  • Понятийное поведение

    научная идея, объясняющая связь сознания и действия. Суть идеи заключается в утверждении первичности сознания, которое через заключенные (приобретенные) в нем понятия предопределяет соответству
  • ПОНЯТИЙНЫЕ КАТЕГОРИИ

    (от греч. katēgoria – высказывание; признак). Опосредованный универсальными законами мышления результат человеческого опыта, лежащий в основе семантических структур языка и определяющий языковые ка
  • Понятийные обобщения

    системы предметных и межпредметных понятий, выстроенные в сознании субъекта в результате его аналитико- синтетической деятельности. Образовываются благодаря выделению существенных признаков и
  • ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ

    упорядоченная и строгая совокупность категорий, понятий и терминов, используемых в педагогике.
  • АКМЕОЛОГИИ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

    классифицируются на: - обозначающие высшие стадии, уровни, качества развития и их характеристик: «зрелость», «компетентность», «профессионализм», «мастерство», «культура» и само «акме»; - выражающ
  • Понятия медиаобразования ключевые/основные

    key concepts of media education) – источник медийной информации, медийное агентство (media agency), категория медиа (media category), технология медиа (media technology), медиаязык (media language), аудитория медиа (media audience), медийная репрез
  • ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ

    основные понятия, которыми оперирует соискатель ученой степени при подготовки диссертации.
  • Определение понятия

    раскрытие содержания понятия на основе перечисления совокупности существенных признаков.