Модель

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Модель
это образ некоторой реальности,в котором выделены существенные для данного вида познания признаки.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

Модель
(фр. model – мера) – образец какого-либо изделия, образцовый экземпляр, схема, макет чего-либо, обычно в уменьшенном виде.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Модель
от фр. modele — мера, образец, норма) — искусственная копия или схема какого-либо объекта, процесса, явления; вспомогательный объект (или система), заменяющий изучаемый объект, представленный в наиболее общем виде.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Модель
воспроизведение предмета, сохраняющее конструктивные принципы и фактуру оригинала и создающееся в тех случаях, когда требуется изменить масштаб предмета, который не может быть представлен в экспозиции из-за своих габаритов.

Источник: Краткий словарь музейных терминов

Модель
любой осмысленный или знаковой образ создаваемой воспитательной системы. В теории воспитательных систем бывает представлена в виде научного описания реальносуществующей системы (модель настоящего) или создаваемой (модель будущего).

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Модель
(фр. от лат. modulus – мера, образец)система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Модели могут представлять собой материальные предметы или математические, информационные (наглядно-образные, логико-символические).

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

МОДЕЛЬ
1) система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала; 2) аналог определенного фрагмента природной или социальной реальности, порождения человеческой культуры, концептуально–теоретического образования и т. п. [26, c. 174].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Модель
некоторая реально существующая или мысленно представляемая система, которая, замещая в познавательных процессах другую систему – оригинал, находится с ней в отношениях сходства (подобия), благодаря чему изучение модели позволяет получить информацию об оригинале [90, с. 18].

Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014

Модель
франц. modele, от лат. modulus - мера, образец) - любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления ("оригинала" данной модели), используемый в качестве его "заместителя", "представителя".

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

МОДЕЛЬ
мысленный или условный образ, аналог какоголибо объекта, процесса или явления, воспроизводящий в символической форме их основные типические черты; формализованная теория, на основе которой может быть сделан ряд предположений; символическое изображение структуры, типа поведения и образцов взаимодействия в социальных процессах; стандарт для измерения отклонений реальных процессов от предполагаемых.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

МОДЕЛЬ
1. Система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала или системы-идеала. Модель упрощает структуру оригинала или проектируемого идеала, отвлекается от несущественного. 2. Материальный объект, система математических зависимостей или программа, имитирующие структуры или функционирование исследуемого объекта; основное требование к модели – ее адекватность объекту.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Модель
теоретическая конструкция, отражающая существенные черты исследуемого объекта (процесса), воплощает его авторское понимание; графическое, схематичное или описательное отражение сложных объектов, позволяющее изучать, объяснять и проектировать педагогические процессы и системы. Различают М. текстовые, схематические, математические (по способам выражения); структурные, описательные, динамические, эвристические (по функциям). М. выступают инструментом познания, прогнозирования и реализации преобразований.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

МОДЕЛЬ
(от фр. modèle, лат. modulus – мера, образец). 1. В широком смысле – упрощенный мысленный или знаковый образ какого-л. объекта или системы объектов, используемый в качестве их «заместителя» и средства оперирования (в том числе и обучения). 2. В лингводидактике иллюстрация употребления конструкции на занятиях по языку, имеющая конкретное лексическое наполнение.; речевой или языковой образец, приводимый с целью облегчить выполнения задания. Использование М. может заменять вербальную формулировку задания.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

МОДЕЛЬ
(фр. modele от ит. modello от лат. modulus – мера, образец) – эталон, стандарт; устройство, воспроизводящее, имитирующее строение, функции, действия какого-либо другого устройства (при испытаниях); образ, аналог, схема некоего фрагмента реальности, объекта культуры или познания – оригинала; интерпретация (в логике, математике). С гносеологической точки зрения модель – заместитель оригинала в познании, практике. Модель используется в случаях, когда требуется в удобной (наглядной) форме представить, изучить свойства исследуемого объекта. При этом учитывается, что модель и оригинал не тождественны, они лишь сходны. Иначе неизбежна абсолютизация, искажающая объективную картину и препятствующая достижению адекватного знания.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

МОДЕЛЬ
система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. В процессе научного познания модель заменяет оригинал: изучение модели дает информацию об оригинале. Наличие отношения частичного подобия (гомоморфизм) позволяет использовать модель в качестве заместителя или представителя изучаемой системы. Модели могут представлять собой материальные предметы или математические, информационные (наглядно-образные, логико-символические) Модель- средство познания, основанное на аналогии. Но аналогия не тождество. Модель воспроизводит структуру оригинала, упрощает ее, отвлекается от несущественного. Она служит обобщенным отражением явления, она не тождественна ему, является результатом абстрактного обобщения практического опыта, а не непосредственным результатом эксперимента.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

МОДЕЛЬ
(франц. modele – образец): Самое общее определение: модель – образ некоторой системы. 2. Другое определение: модель – мысленно представляемая или материально реализованная система, которая отображает или воспроизводит объект (природный или социальный) и способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте. По свойствам М. можно судить не о всех свойствах объекта, а лишь о тех, которые аналогичны и в М., и в объекте; такие свойства называются существенными. Одно из основных требований, предъявляемых к М., – требование адекватности, т. е. ее соответствия реальной действительности, именно по основным, существенным свойствам, параметрам. М. бывает двух видов – символические и вещественные. В гуманитарных, в социальных науках используются чаще всего символические М. Литература: [58, 70].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

Модель
1) специально созданные предмет, устройство, система, идеальный образ, которые в определенном отношении имитируют, воспроизводят реальный предмет, устройство, систему и являются объектом научного исследования. 2) физическая система (устройство, установка) или совокупность математических соотношений, отображающая существенные свойства или характеристики изучаемого объекта, процесса или явления. Представление или исследование моделей в настоящее время осуществляется на базе информационных технологий (с помощью ЭВМ). Построение моделей является частью прикладной математики и современной теории управления. Физическая модель, как правило, реализуется с помощью аналоговых вычислительных устройств и может иметь в своем составе некоторые реальные элементы исследуемой системы (включая человека). Математическая модель реализуется аппаратно-программными средствами ЭВМ.

Источник: Словарь по технологиям обучения

Модель
это рассмотренный с определенной точки зрения упрощенный, структурированный образ объекта, его интерпретационная схема, в которой выделены существенные элементы объекта и определены ключевые связи между ними.
В процессе изучения того или иного объекта исследователь упрощает его, выделяя кажущиеся ему существенные признаки и игнорируя несущественные, создавая тем самым его упрощенное подобие – модель. Однако что именно он сочтет существенным или несущественным, зависит от угла зрения исследователя, который может определяться его научными интересами, его принадлежностью к той или иной научной школе, господствующей в данное время научной парадигмой, культурной принадлежностью исследователя и свойственных данной культуре способов восприятия мира.
То есть исследователь не обнаруживает реальное устройство объекта, но всего лишь гипотетически выстраивает его в своей модели. И существует эта модель только лишь как предположение, как версия реальности, как наброшенная на нее интерпретационная решетка. По меткому выражению У.Эко, поймать реальность можно, выпрямляя ее на модели.
Таким образом, возможно сосуществование различных моделей одного и того же объекта, то есть множество его научных интерпретаций. См. также: Степанов П.В. От инструктивного к конструктивному, вокруг языка, мимо классической концепции истины // Вопросы воспитания, 2014, № 1. – С. 70-76.
Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998.  

Источник: Современная теория воспитания. Словарь-справочник 2016

Модель
[фр. modele < ит. modello < лат. modulus – мера, образец] – 1) схема, изображение или описание какого-л. предмета, явления или процесса в природе и обществе, изучаемые как их аналоги; 2) воспроизведение предмета в уменьшенном или увеличенном виде (то же, что макет); 3) образец какого-л. изделия для серийного производства; 4) тип, марка, образец конструкции чего-л.; 5) предмет изображения в искусстве; натурщик (натурщица), позирующий художнику; 6) устройство (может быть воображаемым, логическим), воспроизводящее (имитирующее) строение и действие (функционирование) какого-то др. (моделируемого) объекта. Наиболее распространены физическая (объемная, действующая или лишь имитирующая форму в виде муляжа), логическая (цепь логических построений, прослеживающая ход процесса), графическая (обычно отраженная в рисунке или чертеже логическая М., напр. М. строения хромосомы, двойной спирали ДНК) и математическая М. Последняя строится как совокупность логически связанных математических соотношений или в виде программы для ЭВМ, описывающей изучаемую систему или явление. Отличают эмпирико-статистические М., основанные на обработке фактической информации (в их фундаменте лежат все методы биометрии, регрессионный анализ, дисперсионный анализ, корреляционный анализ и др. математические процедуры), самоорганизующиеся, или саморегулирующиеся М. (создание путем перебора на ЭВМ различных частных М. по определенным правилам), аналитические М. (в которых оставлены лишь существенные с точки зрения исследователя компоненты и связи, напр, пирамида экологическая, схема строения биогеоценоза с математическим выражением связей) и имитационные М. – программы для ЭВМ, за результатами расчетов по которым наблюдают, задавая различные значения внешних переменных (по принципу: как поведет себя М. при таких-то обстоятельствах; обычно такие М. состоят из блоков, выполняющих роль черных ящиков). Поскольку все М. имеют физическую природу, отличную от реального объекта или явления, их следует считать аналоговыми. Принято тем не менее выделять аналоговые математические М., базирующиеся на теории подобия; 7) система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы – оригинала. Наличие отношений подобия или аналогии позволяет использовать модель в качестве удобного в тех или иных отношениях заместителя изучаемого объекта или явления. В связи с развитием кибернетики в 50-х годах XX века стало возможным М. различных аспектов деятельности. Эта возможность, да и развитие самой кибернетики, были предвосхищены в работах Н.А. Бернштейна и П. К. Анохина. которые создали модели физиологических функциональных систем человека и его действий как прообраз последующих кибернетических моделей поведения. В настоящее время получили широкое распространение математические модели обучения, информационные модели восприятия, внимания. памяти. Перспективным является М. интеллектуальной деятельности, понимание психических процессов по аналогии с компьютерными процессами. Разрабатываются системы искусственного интеллекта, машинного зрения, модели понимания и т.п. М. является основным методом акмеологического проектирования.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Academic skills: сущность, модель, практикаacademic skills: сущность, модель, практика

Лытаева Мария Александровна, Талалакина Екатерина Викторовна
Исследование основано на гипотезе о том, что выстраивание определенной иерархической модели academic skills позволяет систематизировать имеющиеся в западной науке подходы и описать эффективные методы применения модели на практике
Читать PDF
0.00 байт

Экспериментальная модель олимпийского образования в условиях реформирования системы высшего физкульт

Ефременков Константин Николаевич, Силкин Александр Сергеевич, Ковылин Максим Михайлович
В статье рассматривается модель олимпийского образования в сфере высшего физкультурного образования России.
Читать PDF
0.00 байт

Модель воспитательной деятельности студентов педвуза в процессе профессионального обучения

Винниченко Н. Л.
В статье представлена теоретическая модель непрерывной воспитательной деятельности студентов педвуза в процессе профессионального обучения.
Читать PDF
0.00 байт

Тьюторство как ведущая модель подготовки специалиста для малокомплектной школы

Санникова Ирина Геннадьевна
Статья посвящена рассмотрению проблем организации в условиях сельской школы профильного обучения как главного условия доступности и качества образования, а также кадровому обеспечению процесса профилизации моделям тьютеров.
Читать PDF
0.00 байт

Многоуровневая модель профессионально ориентированного обучения иностранным языкам в системе «лицей

Акаева Хамсат Абасовна
Статья посвящена анализу эффективности непрерывного языкового образования в системе «лицей технический вуз».
Читать PDF
0.00 байт

Национальная модель «Сельских воспитательных домов» Германна Литца

Мангасарян М. К.
Начало XXI в. характеризуется интенсивными поисками оптимальной модели школы будущего. На рубеже ХГХ-ХХ вв. в странах Западной Европы появляются «новые школы».
Читать PDF
0.00 байт

Модель развития предпринимательского мышления в процессе обучения менеджеров

Орехов Е. Ф., Михайленко Т. В.
Читать PDF
0.00 байт

Модель формирования готовности к научно-исследовательской деятельности будущих педагогов профессиона

Корчагина Мария Викторовна
Показана модель формирования готовности к научно-исследовательской деятельности студентов младших курсов, раскрыты критерии, показатели и уровни готовности к НИД.
Читать PDF
0.00 байт

Модель высшей школы для горных регионов мира (по представлениям исмаилитов)

Каландаров Тохир Сафарбекович
Читать PDF
0.00 байт

Модель организации индивидуальной образовательной траектории ученика в дистанционном эвристическом о

Кулешова Г. М.
Статья посвящена моделированию индивидуальной образовательной траектории ученика в дистанционном эвристическом обучении. На основе выделенных дидактических принципов описаны элементы и содержание модели.
Читать PDF
0.00 байт

Модель подготовки будущего учителя начальных классов к оценке учебных достижений школьников

Иващенко Е. В., Стручаева Т. М.
Рассматриваются теоретические основы профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов к оценке учебных достижений школьников.
Читать PDF
0.00 байт

Повторение курса физики как обобщающая модель обучения физике

Цатурян Армен Мишаевич
Анализирована и обоснована обобщающая функция повторения учебного материала в процессе обучения физике и показано, что повторение можно рассматривать как обобщающую модель обучения.
Читать PDF
0.00 байт

Новая школа России: культуротворческая модель в контексте задач духовно-нравственного воспитания

Валицкая Алиса Петровна
Необходимость духовно-нравственного воспитания молодого поколения в современной России не вызывает сомнения и обусловлена, с одной стороны, планетарной проблематикой гуманитарного кризиса, противоречиями техногенной, потребительск
Читать PDF
0.00 байт

Социально-педагогическая модель пространства семейного воспитания как генетического и генерирующего

Барболин Михаил Павлович
В статье на основе взаимодействия генетически наследуемой и врожденной программ с использованием принципа динамической иерархии уровней управления и регулирования функционирования элементов и подсистем человеческого организма пред
Читать PDF
0.00 байт

Модель организации здорового образа жизни студентов в творческом вузе

Попов Андрей Александрович
В статье представлено обоснование и описание теоретической модели, реализация которой в вузе способствовала повышению уровню организации ЗОЖ и уровня ЗОЖ студентов (уровень культуры здоровья).

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • АДАПТИВНАЯ МОДЕЛЬ ШКОЛЫ

    разноуровневое и многопрофильное общеобразовательное учреждение с набором всевозможных классов и образовательных услуг, открытое для детей самых разных возможностей и способностей, вне зависи
  • МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЛИЧ­НОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

    две подструктуры: 1) «развитие профессионализма личности»; 2) «развитие профессионализма деятельности» (А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, В.М. Дьячков, А.А.Мироедов). В подструктуру «развитие профессионализма
  • МОДЕЛЬ АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ

    определяется на основе концепции М.Вартофского, выделяющего ее существенные функции. Воссоздание и умножение знаний об оригинале. Конструирование его новых свойств. Управление им и развитие его.
  • АНДРАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ

    организация деятельностей обучающегося и обучающего, при которой: а) обучающийся в силу объективных факторов (сформированность личности, независимое экономическое, юридическое, социальное и пси
  • Психологическая модель боя

    субъективный образ предстоящих боевых действий, создаваемый средствами психологической подготовки. П.м.б. создается с целью вызвать у военнослужащих, в воинских коллективах такие психические со
  • МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    система действий и функций, выполняемых участниками деятельности.
  • МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГО

    система действий и функций, выполняемых обучающим (обучающимся) на каждом из этапов процесса обучения.
  • Модель учебная демонстрационная

    физическая система (устройство, схема, установка, система машин), отображающая существенные свойства какого-либо объекта, процесса или явления.
  • МОДЕЛЬ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА ПО ДЖ. ГИЛФОРДУ

    кубообразная модель, классифицирующая свойства интеллекта по трем измерениям: 1) операции (как мы думаем) – что умеет испытуемый: познание, память, дивергентная продуктивность, ковергентная проду
  • Феноменологическая модель образования

    предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающегося, бережное и уважительное отношение к его интересам и потребностям.
  • Модель подготовки и проведения педагогического совета в форме творческой лаборатории

    Основными компонентами, определяющими состав М., являются виды деятельности педагогов, объединенные в систему на основе взаимосвязей между ними и общей цели подготовки и проведения педсовета. Ос
  • ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ

    включение учащихся в игровое моделирование изучаемых явлений, проживание ими нового опыта в обстановке игры. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ иг
  • МОДЕЛЬ ИМИТАЦИОННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ

    система учебных заданий, в которых знаковая информация выступает в функции средства регуляции будущей профессиональной деятельности обучаемых [21].
  • МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЮ

    модель систематического сбора данных, выдвижения и проверки гипотез. Модель представляет собой не новый способ преподавания, но способ обучения основным познавательным умениям; модель направлен
  • Типовая модель системы качества ОУ

    Sample Model of University Quality Management System) — упорядоченная совокупность рекомендаций, которые могут применяться для общего руководства ОУ с целью гарантии качества и его улучшения в высшем образовании. В дух
  • Модель компетентности

    умения, знания, навыки, качества и ценностные ориентации, необходимые для выполнения той или иной социальной роли.
  • Неинституциональная модель образования

    это организация образования вне социальных институтов, в частности школ и вузов. Это образование на «природе», с помощью интернета, дистантное обучение и т.д.
  • МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ

    схематичное отображение образовательной практики в целом или отдельных ее фрагментов.
  • Рационалистическая модель образования

    ориентация образования на успешную адаптацию обучаемых к условиям жизни современного общества и цивилизации, высокий уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки, готовность к ос
  • Традиционная модель образования

    система академического образования как процесса передачи молодому поколению универсальных элементов культуры, знаний и достижений наук, высоких образцов человеческой деятельности.