Модель подготовки и проведения педагогического совета в форме творческой лаборатории

Найдено 1 определение
Модель подготовки и проведения педагогического совета в форме творческой лаборатории
Основными компонентами, определяющими состав М., являются виды деятельности педагогов, объединенные в систему на основе взаимосвязей между ними и общей цели подготовки и проведения педсовета. Основу выделения элементов М. составляют способы взаимодействия руководителей школы и учителей; заведующих научно-методических кафедр и членов кафедры; членов межкафедральных творческих групп и т.п. Деятельность педколлектива выступает в диалектическом единстве с одновременным сохранением руководящей роли директора школы и активного, самостоятельного, творческого участия каждого учителя в данном процессе. Эта деятельность носит рефлексивный, программный, теоретический, исследовательский, аналитический, проектировочный, организационно-управленческий, продуктивно-творческий и корректировочный характер. В структуре обобщенной «модели» эта деятельность представлена следующими блоками. Рефлексивный. Он направлен на исследование, критику своих возможностей и моделирование собственных действий по подготовке и проведению педсовета. Программный. Руководители школы формируют творческую группу учителей, которая определяет цели и задачи педсовета; содержание и план деятельности педагогического коллектива по подготовке и проведению педсовета; способы сбора информации, ее обработки и анализа. Исследовательский. Философы, педагоги, психологи читают цикл лекций. Творческие группы педагогов: 1) делают обзор психолого-педагогической и методической литературы, нормативных документов по проблеме педсовета; 2) вырабатывают единый словарь терминов по проблеме; 3) проводят теоретические семинары; 4) обосновывают актуальность педсовета; 5) изучают и демонстрируют опыт коллег; 6) изучают школьную документацию, наблюдают за деятельностью учителя и учащихся на уроке; 7) проводят беседы с учителями и учащимися; 8) организуют анкетный опрос учителей, учащихся и родителей. Аналитический. Обобщается и анализируется информация (сравниваются данные, полученные в ходе опроса и анкетирования). Выявляются решенные и нерешенные проблемы, устанавливаются причины существования нерешенных проблем. Результаты анализа сводятся в аналитическую таблицу, могут быть представлены в виде графиков, схем, диаграмм. Проектировочный. Творческие группы учителей вырабатывают основные направления, определяют формы и методы решения проблемы. Организационно-управленческий. Руководители школы формируют межкафедральные творческие группы. Задача групп: систематизировать информацию; создать библиографию, картотеку; определить дискуссионные вопросы, содержание информационно-аналитического материала, форму проведения педсовета. Продуктивно-творческий. Ответственный за проведение педагогического совета организует коллективную мыследеятельность по проблеме. Сообщения, доклады, экспресс-информация, авторские программы, результаты исследования анализируются экспертами, оппонентами. Итогом педсовета является защита научно-методическими кафедрами магистральных направлений деятельности педколлектива по проблеме. Корректировочный. Творческая группа по реализации педсовета вносит изменения в деятельность педколлектива, проводит индивидуальные консультации по устранению ошибок, недочетов в деятельности учителя. Выделение каждого блока условно, но вместе с тем – необходимо. Это позволяет проследить развитие взаимодействия процессов. Такая М. предоставляет условия для взаимодействия процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя. Общие из них: демократия, диалог, дискуссия в поисках объективного решения. Частные: овладение механизмом творческой деятельности, вариативность решения проблемы, отсутствие неодобрительных оценок, возможность творческого выхода, свобода выбора приложения сил и методов достижения цели, стимулирование самостоятельности, инициативы, оригинальности. Первой особенностью определяемой М. является диалектическое единство подготовки и проведения педагогического совета, связывающее и взаимообусловливающее протекание обоих этих процессов, оптимально влияющих на взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя. Вторую особенность М. подготовки и проведения педсовета, индивидуализацию и дифференциацию характеризует возможность охвата творческой деятельностью педагогов, разных по возрасту, уровню профессиональной готовности, с различным объемом психолого-педагогических знаний по проблеме, с различными потребностями в разрешении проблемы и осмыслении ее практической значимости. Рассматриваемая М. обеспечивает каждому учителю необходимый минимум теоретических знаний и практических умений, создавая одновременно творческим учителям возможности для существенного превышения этого минимума и самовыражения, реализации творческого потенциала. Третья особенность описываемой М. подготовки и проведения педсовета касается ее методической и организационной гибкости. В целях ее реализации предлагается использовать различные методы и организационные формы подготовки и проведения педсовета, подбираемые, однако, каждый раз в соответствии с содержанием тех задач, которые должны быть решены.

Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь