Эпистемология
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
теория познания, занимающаяся границами и объемом человеческого познания, его истинностью.
Эпистемология
отгреч. epist?m? - знание) - то же, что теория познания; гносеология -раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
(от др.-гр. πιστήμη – научное знание, наука, достоверное знание и λόγος – слово, речь). С точки зрения того, какие проблемы находятся в фокусе внимания при исследовании, различают классическую и неклассическую эпистемологию. К особенностям классической эпистемологии относят: критицизм, фундаментализм и нормативизм, субъектоцентризм, наукоцентризм. Поскольку эпистемология в ее классическом виде сложилась в связи с формированием науки Нового времени и выступала в качестве средства ее легитимации, большинство концепций в рамках этой дисциплины рассматривали в качестве высшей формы знания именно научное знание, признавая реальность определенных предметов или явлений исходя из позиции науки по этому вопросу.
- В конце XX века начала формироваться так называемая неклассическая эпистемология, довольно радикально отличающаяся от классической. Глобальные изменения в современной культуре предписывают новое понимание знания и познания вместе с иным отношением эпистемологии к другим наукам; соответственно, меняются проблематика и методы, используемые в исследованиях. Неклассическая эпистемология характеризуется следующими особенностями: пост-критицизм, отказ от фундаментализма, отказ от субъектоцентризма, отказ от наукоцентризма. Хотя наука представляет собой наиболее важный способ познания действительности, он, однако, не является единственным и не может окончательно заменить собой все прочие. Альтернативные формы и виды знания также подлежат изучению.
- В современной философии эпистемология разбивается на два течения. В одном из них делается акцент на иррациональных способах познания, в частности на интуиции и понимании. В условиях кризиса классической рациональности особое внимание уделяется поиску критерия научности, которая видится в консенсусе научных сообществ (концепция интерсубъективности), а также в разоблачении логоцентризма с помощью деконструкции. В другом основном направлении современной эпистемологии делается акцент на абстрактную структуру знания и на социальные предпосылки создания и функционирования знания. Основное направление эпистемологии, изучающей структуру знания джастификационизм, исходит из существования определения знания как истинного и обоснованного мнения (true justified belief) и структурируется и функционирует как научная дисциплина со своими подразделами. Направление эпистемологии, изучающей социальные предпосылки создания знания (социальная эпистемология, социология знания) также структурируется как научная дисциплина. Наибольшее влияние на эпистемологию в данной области оказала социология, методы case studies (Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. – 2-е издание. – М. : Либроком, 2010. – 168 с.; Касавин И.Т. Эпистемология. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М. : «Канон+», 2009.; Розов М. А. Теория познания как эмпирическая наука // Эпистемология. Перспективы развития. – М., 2012. – С. 90–123). Е. Ю. Усик
- В конце XX века начала формироваться так называемая неклассическая эпистемология, довольно радикально отличающаяся от классической. Глобальные изменения в современной культуре предписывают новое понимание знания и познания вместе с иным отношением эпистемологии к другим наукам; соответственно, меняются проблематика и методы, используемые в исследованиях. Неклассическая эпистемология характеризуется следующими особенностями: пост-критицизм, отказ от фундаментализма, отказ от субъектоцентризма, отказ от наукоцентризма. Хотя наука представляет собой наиболее важный способ познания действительности, он, однако, не является единственным и не может окончательно заменить собой все прочие. Альтернативные формы и виды знания также подлежат изучению.
- В современной философии эпистемология разбивается на два течения. В одном из них делается акцент на иррациональных способах познания, в частности на интуиции и понимании. В условиях кризиса классической рациональности особое внимание уделяется поиску критерия научности, которая видится в консенсусе научных сообществ (концепция интерсубъективности), а также в разоблачении логоцентризма с помощью деконструкции. В другом основном направлении современной эпистемологии делается акцент на абстрактную структуру знания и на социальные предпосылки создания и функционирования знания. Основное направление эпистемологии, изучающей структуру знания джастификационизм, исходит из существования определения знания как истинного и обоснованного мнения (true justified belief) и структурируется и функционирует как научная дисциплина со своими подразделами. Направление эпистемологии, изучающей социальные предпосылки создания знания (социальная эпистемология, социология знания) также структурируется как научная дисциплина. Наибольшее влияние на эпистемологию в данной области оказала социология, методы case studies (Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. – 2-е издание. – М. : Либроком, 2010. – 168 с.; Касавин И.Т. Эпистемология. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М. : «Канон+», 2009.; Розов М. А. Теория познания как эмпирическая наука // Эпистемология. Перспективы развития. – М., 2012. – С. 90–123). Е. Ю. Усик
Источник: Глоссарий современного образования.