Эпистемология

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
теория познания, занимающаяся границами и объемом человеческого познания, его истинностью.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Эпистемология
отгреч. epist?m? - знание) - то же, что теория познания; гносеология -раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
(от др.-гр. πιστήμη – научное знание, наука, достоверное знание и λόγος – слово, речь). С точки зрения того, какие проблемы находятся в фокусе внимания при исследовании, различают классическую и неклассическую эпистемологию. К особенностям классической эпистемологии относят: критицизм, фундаментализм и нормативизм, субъектоцентризм, наукоцентризм. Поскольку эпистемология в ее классическом виде сложилась в связи с формированием науки Нового времени и выступала в качестве средства ее легитимации, большинство концепций в рамках этой дисциплины рассматривали в качестве высшей формы знания именно научное знание, признавая реальность определенных предметов или явлений исходя из позиции науки по этому вопросу.
- В конце XX века начала формироваться так называемая неклассическая эпистемология, довольно радикально отличающаяся от классической. Глобальные изменения в современной культуре предписывают новое понимание знания и познания вместе с иным отношением эпистемологии к другим наукам; соответственно, меняются проблематика и методы, используемые в исследованиях. Неклассическая эпистемология характеризуется следующими особенностями: пост-критицизм, отказ от фундаментализма, отказ от субъектоцентризма, отказ от наукоцентризма. Хотя наука представляет собой наиболее важный способ познания действительности, он, однако, не является единственным и не может окончательно заменить собой все прочие. Альтернативные формы и виды знания также подлежат изучению.
- В современной философии эпистемология разбивается на два течения. В одном из них делается акцент на иррациональных способах познания, в частности на интуиции и понимании. В условиях кризиса классической рациональности особое внимание уделяется поиску критерия научности, которая видится в консенсусе научных сообществ (концепция интерсубъективности), а также в разоблачении логоцентризма с помощью деконструкции. В другом основном направлении современной эпистемологии делается акцент на абстрактную структуру знания и на социальные предпосылки создания и функционирования знания. Основное направление эпистемологии, изучающей структуру знания джастификационизм, исходит из существования определения знания как истинного и обоснованного мнения (true justified belief) и структурируется и функционирует как научная дисциплина со своими подразделами. Направление эпистемологии, изучающей социальные предпосылки создания знания (социальная эпистемология, социология знания) также структурируется как научная дисциплина. Наибольшее влияние на эпистемологию в данной области оказала социология, методы case studies (Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. – 2-е издание. – М. : Либроком, 2010. – 168 с.; Касавин И.Т. Эпистемология. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М. : «Канон+», 2009.; Розов М. А. Теория познания как эмпирическая наука // Эпистемология. Перспективы развития. – М., 2012. – С. 90–123). Е. Ю. Усик

Источник: Глоссарий современного образования.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Образовательная эпистемология и трансформация знаний

Карпов Александр Олегович
Образовательная эпистемология опирается сегодня на концепцию генеративного обучения, которая нацелена на развитие мышления, способного к созданию нового. Организация такого обучения использует идею трансформации знаний.
Читать PDF
0.00 байт

Генетическая эпистемология Жана Пиаже в контексте антропологических исследований: доводы против педа

Шкаев Д. Г.
Читать PDF
0.00 байт

Педагогическая эпистемология: от структурализма к деконструктивизму

Быкасова Лариса Владимировна
С позиций системного подхода в статье предпринята попытка рефлексии использования механизмов познания, рассматриваемого как синтез когнитивных практик, и объяснения поиска нового понятийного аппарата, отвечающего современному экзи
Читать PDF
0.00 байт

Поиск механизма взаимодействия эпистемологических единиц в описании учебного процесса

Вискова Татьяна Анатольевна, Лебедев Яков Дмитриевич
Работа направлена на выявление механизма вычленения элементов учебного процесса как целого, Для этого необходим поиск инструментальных средств системных описаний, что позволит рассмотреть объект исследования как систему, выявить е
Читать PDF
0.00 байт

Новое осмысление учения о педагогических формациях на основе эпистемологии Я. А. Коменского

Марчукова Светлана Марковна
В статье обоснована возможность использования эпистемологии Я. А. Коменского для нового осмысления теории П. Г.
Читать PDF
0.00 байт

Общегуманитарный базис образования: эпистемологические компоненты

Елканова Тамара Михайловна
Рассмотрены сущность и структура интеракционно-гностического компонента концептуально-теоретической модели общегуманитарного базиса образования, позволяющего осмысливать систему «человек-мир» на разных уровнях ее функционирования
Читать PDF
0.00 байт

Эпистемологические основы самоопределения личности младшего школьника в обучении русскому (родному)

Никитина Елена Юрьевна, Кохичко Андрей Николаевич
В статье рассматриваются эпистемологические основы начального обучения русскому (родному) языку в аспекте двухстороннего процесса социализации (самореализации и самоопределения) младших школьников средствами русского (родного) язы
Читать PDF
0.00 байт

Эпистемологические дискурсы профессиональной культуры личности

Фурса Ирина Анатольевна
Статья посвящена теоретико методологическим аспектам изучения феномена профессиональной культуры личности. Выделены и раскрыты семантический и трансдисциплинарный дискурсы.
Читать PDF
0.00 байт

Энциклопедизм как эпистемологический феномен: история идеи

Артемьева Т.
Исследование поддержано РФФИ, грант № 03-06-80090.
Читать PDF
0.00 байт

Отказ от фундаментализма и наукоцентризма как эпистемологическая проблема исследования воспитания в

Карпова Ольга Сергеевна
Раскрываются эпистемологические проблемы обоснованности и истинности научного знания в сфере воспитания, обусловленные отказом от фундаментализма и наукоцентризма.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о роли эпистемологии в формировании современных концепций непрерывного образования

Рябова Т. В.
Читать PDF
0.00 байт

Педагогическая технология формирования художественно-эпистемологического опыта будущего учителя музы

Довгань О.З.
Рассмотрена теоретическая модель педагогической технологии формирования художественно-эпистемологического опыта как фактора личностно-профессионального развития будущего учителя музыки.
Читать PDF
0.00 байт

Эпистемологические ракурсы проектной деятельности студентов университета

Каргапольцев Сергей Михайлович, Чарикова Ирина Николаевна
Главной задачей современного высшего образования выступает общественно-востребованная необходимость формирования и развития не просто профессионала, но и человека высокой интеллектуальной, духовной культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Социально-гуманитарная статья: эпистемологический и культурно-исторический ракурс (часть 2)

The round table discussion of the journal Vysshee obrazovanie v Rossii (Higher Education in Russia) took place on March 14, 2017 within the framework of Humanities Readings at Russian State University for the Humanities.
Читать PDF
0.00 байт

Социально-гуманитарная статья: эпистемологический и культурно-исторический ракурс (часть 1)

The round table discussion of the journal Vysshee obrazovanie v Rossii (Higher Education in Russia) took place on March 14, 2017 within the framework of Humanities Readings at Russian State University for the Humanities.

Похожие термины:

  • Генетическая эпистемология

    вариант биогенетической концепции, в центре которого стоит исследование психологических механизмов, обусловливающих структуру и развитие знания. Сделана попытка объединить данные, полученные в
  • Вопросы обучения эпистемологические

    (от гр. episteme – «достоверное знание») – вопросы, связанные с определением содержания образования, определением основного круга знаний, которые являются качественной основой образовательного проц