Эпистемология

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
теория познания, занимающаяся границами и объемом человеческого познания, его истинностью.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Эпистемология
отгреч. epist?m? - знание) - то же, что теория познания; гносеология -раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
(от др.-гр. πιστήμη – научное знание, наука, достоверное знание и λόγος – слово, речь). С точки зрения того, какие проблемы находятся в фокусе внимания при исследовании, различают классическую и неклассическую эпистемологию. К особенностям классической эпистемологии относят: критицизм, фундаментализм и нормативизм, субъектоцентризм, наукоцентризм. Поскольку эпистемология в ее классическом виде сложилась в связи с формированием науки Нового времени и выступала в качестве средства ее легитимации, большинство концепций в рамках этой дисциплины рассматривали в качестве высшей формы знания именно научное знание, признавая реальность определенных предметов или явлений исходя из позиции науки по этому вопросу.
- В конце XX века начала формироваться так называемая неклассическая эпистемология, довольно радикально отличающаяся от классической. Глобальные изменения в современной культуре предписывают новое понимание знания и познания вместе с иным отношением эпистемологии к другим наукам; соответственно, меняются проблематика и методы, используемые в исследованиях. Неклассическая эпистемология характеризуется следующими особенностями: пост-критицизм, отказ от фундаментализма, отказ от субъектоцентризма, отказ от наукоцентризма. Хотя наука представляет собой наиболее важный способ познания действительности, он, однако, не является единственным и не может окончательно заменить собой все прочие. Альтернативные формы и виды знания также подлежат изучению.
- В современной философии эпистемология разбивается на два течения. В одном из них делается акцент на иррациональных способах познания, в частности на интуиции и понимании. В условиях кризиса классической рациональности особое внимание уделяется поиску критерия научности, которая видится в консенсусе научных сообществ (концепция интерсубъективности), а также в разоблачении логоцентризма с помощью деконструкции. В другом основном направлении современной эпистемологии делается акцент на абстрактную структуру знания и на социальные предпосылки создания и функционирования знания. Основное направление эпистемологии, изучающей структуру знания джастификационизм, исходит из существования определения знания как истинного и обоснованного мнения (true justified belief) и структурируется и функционирует как научная дисциплина со своими подразделами. Направление эпистемологии, изучающей социальные предпосылки создания знания (социальная эпистемология, социология знания) также структурируется как научная дисциплина. Наибольшее влияние на эпистемологию в данной области оказала социология, методы case studies (Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. – 2-е издание. – М. : Либроком, 2010. – 168 с.; Касавин И.Т. Эпистемология. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М. : «Канон+», 2009.; Розов М. А. Теория познания как эмпирическая наука // Эпистемология. Перспективы развития. – М., 2012. – С. 90–123). Е. Ю. Усик

Источник: Глоссарий современного образования.



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Образовательная эпистемология и трансформация знаний

Карпов Александр Олегович
Образовательная эпистемология опирается сегодня на концепцию генеративного обучения, которая нацелена на развитие мышления, способного к созданию нового. Организация такого обучения использует идею трансформации знаний.
Читать PDF
0.00 байт

Генетическая эпистемология Жана Пиаже в контексте антропологических исследований: доводы против педа

Шкаев Д. Г.
Читать PDF
0.00 байт

Педагогическая эпистемология: от структурализма к деконструктивизму

Быкасова Лариса Владимировна
С позиций системного подхода в статье предпринята попытка рефлексии использования механизмов познания, рассматриваемого как синтез когнитивных практик, и объяснения поиска нового понятийного аппарата, отвечающего современному экзи
Читать PDF
0.00 байт

Новое осмысление учения о педагогических формациях на основе эпистемологии Я. А. Коменского

Марчукова Светлана Марковна
В статье обоснована возможность использования эпистемологии Я. А. Коменского для нового осмысления теории П. Г.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о роли эпистемологии в формировании современных концепций непрерывного образования

Рябова Т. В.
Читать PDF
0.00 байт

Отказ от фундаментализма и наукоцентризма как эпистемологическая проблема исследования воспитания в

Карпова Ольга Сергеевна
Раскрываются эпистемологические проблемы обоснованности и истинности научного знания в сфере воспитания, обусловленные отказом от фундаментализма и наукоцентризма.
Читать PDF
0.00 байт

Энциклопедизм как эпистемологический феномен: история идеи

Артемьева Т.
Исследование поддержано РФФИ, грант № 03-06-80090.
Читать PDF
0.00 байт

Общегуманитарный базис образования: эпистемологические компоненты

Елканова Тамара Михайловна
Рассмотрены сущность и структура интеракционно-гностического компонента концептуально-теоретической модели общегуманитарного базиса образования, позволяющего осмысливать систему «человек-мир» на разных уровнях ее функционирования
Читать PDF
0.00 байт

Эпистемологические основы самоопределения личности младшего школьника в обучении русскому (родному)

Никитина Елена Юрьевна, Кохичко Андрей Николаевич
В статье рассматриваются эпистемологические основы начального обучения русскому (родному) языку в аспекте двухстороннего процесса социализации (самореализации и самоопределения) младших школьников средствами русского (родного) язы
Читать PDF
0.00 байт

Эпистемологические дискурсы профессиональной культуры личности

Фурса Ирина Анатольевна
Статья посвящена теоретико методологическим аспектам изучения феномена профессиональной культуры личности. Выделены и раскрыты семантический и трансдисциплинарный дискурсы.
Читать PDF
0.00 байт

Эпистемологические ракурсы проектной деятельности студентов университета

Каргапольцев Сергей Михайлович, Чарикова Ирина Николаевна
Главной задачей современного высшего образования выступает общественно-востребованная необходимость формирования и развития не просто профессионала, но и человека высокой интеллектуальной, духовной культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Эпистемологические аспекты педагогической реализации инновационных технологий проектирования в образ

Жаданов Виктор Иванович, Чарикова Ирина Николаевна
Сегодня все возрастающий запрос на инновационные техногии свидетельствует об общественном признании интеллектуальной и производственной деятельности.
Читать PDF
0.00 байт

Социально-гуманитарная статья: эпистемологический и культурно-исторический ракурс (часть 2)

The round table discussion of the journal Vysshee obrazovanie v Rossii (Higher Education in Russia) took place on March 14, 2017 within the framework of Humanities Readings at Russian State University for the Humanities.
Читать PDF
0.00 байт

Социально-гуманитарная статья: эпистемологический и культурно-исторический ракурс (часть 1)

The round table discussion of the journal Vysshee obrazovanie v Rossii (Higher Education in Russia) took place on March 14, 2017 within the framework of Humanities Readings at Russian State University for the Humanities.
Читать PDF
0.00 байт

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ

Сапунов Михаил Борисович, Полонников Александр Андреевич
В статье представлены результаты анализа онтологических, гносеологических и педагогических условий изменений в образовании, и прежде всего статуса учебного предмета.

Похожие термины:

  • Генетическая эпистемология

    вариант биогенетической концепции, в центре которого стоит исследование психологических механизмов, обусловливающих структуру и развитие знания. Сделана попытка объединить данные, полученные в
  • Вопросы обучения эпистемологические

    (от гр. episteme – «достоверное знание») – вопросы, связанные с определением содержания образования, определением основного круга знаний, которые являются качественной основой образовательного проц