ЗНАК
Знак
предмет или явление, служащий представителем другого предмета, явления, процесса. Выделяются несколько видов знаков.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
ЗНАК
минимальный носитель языковой информации. Совокупность знаков образует знаковую систему, или язык [67, c. 175; 82, c.240].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Знак
единица текста, служащая для создания синтагматических структур и последующего соотнесения к тому, что выражается текстом, благодаря чему знак и текст в целом приобретают содержательность.
Источник: Методологический словарь для стратегов
ЗНАК
универсальный способ передачи информации, позволяющий сохранять, передавать и накапливать знания о законах природы, человеке и об окружающем мире. Наиболее важные знаковые системы-письменность, счет, карта-появились около шести тысяч лет назад.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Знак
материальный предмет (явление, событие, символ), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Различают языковые (входящие в некоторую знаковую систему) и неязыковые знаки.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
ЗНАК
В психологии З. рассматривается как компонент деятельности человека, средство его сознательной ориентировки в объектах внешнего мира, управления собственным поведением и поведением других людей. З. выступает в двух планах: в социальном – как продукт истории культуры людей и в психологическом – как орудие психической деятельности конкретного человека. З. человеческой культуры являются язык, письмо, цифры, рисунки, схемы и т. д.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
ЗНАК
предмет (явление), служащий представителем другого предмета, явления, процесса. Наука о знаке — семиотика — непосредственно связана с логикой, лингвистикой, культурологией, социологией и др. Особенно велика и многозначна смысловая роль знака в когнитивной психологии в связи с исходной для нее компьютерной метафорой, т. е. аналогией между строением психики человека и информационно-логическими и вычислительными устройствами, созданными с целью получения, хранения, переработки и передачи знаковой информации.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Знак
любой предмет или явление, способное выполнять функцию означивания, то есть отсылки к наличествующему объекту или объекту, подразумеваемому в пределах контекста и кода, т.е. в пределах смысла сообщения и в пределах системы условных обозначений. В знаке принято выделять две стороны, которые взаимосвязаны: внешнюю форму проявления знака и содержание знака, которое стоит за этой внешней формой. Форма знака (план выражения) - это означающее, содержание знака (план содержания) - означаемое. Знак понимается как движение от означающего к означаемому. Любой объект может выступать знаком, но при этом объект не равен знаку. Кроме непосредственного сознания тождественности знака и объекта (А=А), есть необходимость непосредственного сознания неадекватности этого тождества ( А не есть А). Причиной, по которой существенна эта антиномия, является то, что без противоречия не существует подвижности представлений, подвижности знаков, а связь между представлением и знаком становится автоматической. Активность прекращается и чувство реальности умирает. Лингвист Б.Ю. Норман, анализируя знаки языка, выделяет следующие их свойства двусторонность, изменчивость, конвенциальность (соответствие договоренности), консервативность (стабильность), обусловленность, преднамеренность. Двусторонность знака - наличие в нем плана содержания и плана выражения. Изменчивость, конвенциальность и консерватизм знака связаны с его социальной природой. Для того, чтобы знак был понят, он должен изменяться в оговоренных обществом пределах. Обусловленность знака определяется его принадлежностью к знаковой системе; "содержание знака обусловлено содержанием других знаков, всем устройством данной системы, лежащей в ее основе конвенцией. Преднамеренность знака заключается в том, что он имеет целенаправленную природу, он специально используется для передачи определенного смысла", - пишет Б.Норман. В более широком смысле этого понятия , знак - "объект, выступающий аналогом другого объекта (предмета, свойства, явления, понятия, действия), замещающий его в процессе общения или передачи сообщения. Знак является основным средством культуры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивидуальной и общезначимой информации о человеке и мире в культурных текстах, общение индивидов и социальных групп между собой, совместное целедостижение. Знак тесно связан с такими более сложными формами фиксации культурно-значимой информации как символ, художественный образ, культурный код. Изучением знаков и знаковых систем занимается семиотика. Объект, заместителем которого выступает знак, называется его денотатом - знак является именем этого объекта. Информация, которую сообщает знак, является его значением (содержанием, смыслом). Знак выступает аналогом не только какого-либо объекта, но и общепринятого представления об этом объекте или классе объектов, он может вообще не иметь предметного аналога, выражая абстрактное понятие или объект, в действительности не существующий ("единорог"). В процессе функционирования в человеческом общении знак может получать дополнительные значения (коннотации), зачастую весьма объемные и отвлеченные (так, слово "красный" означает не только цвет, но и определенную политическую принадлежность), носящие ассоциативный характер и локализующиеся в самых разных культурных общностях (этнических, профессиональных, семейных и др.). Помимо предметного и смыслового значения знак может иметь также экспрессивное значение - выражать при употреблении определенные чувства, эмоции, настроения. Структуралисты (К.Леви-Строс, Р.Барт, М.Фуко) рассматривают всю культурную деятельность как знаково-символическую, обусловленную универсальными механизмами реагирования человека на внешнюю среду. Знак-индекс, иконический знак, знак-символ ( от лат. индекс- указатель; гр. эйкон - образ; гр. симболон - половинка монеты, знак принадлежности к "своим") -классификация отношений между означаемым и означающим компонентом знака ( или, иными словами, отношений между планом содержания и планом выражения знака) по двум признакам: смежность/сходство действительность/предписанность. Американский логик Ч.С.Пирс классифицировал отношения между формой и содержанием знака тремя способами. В зависимости от сочетания этих признаков, в знаке можно выделить три полюса: знак-индекс, знак-икона и знак-симовол . В искусстве, в процессе выполнения ритуала, при играх и при некоторых патологических состояниях психики люди пользуются иконическими знаками как знаками-символами, и знаками-символами - не как условными, а как присущими самой природе явлениями. В большинстве знаков присутствуют все три полюса: индексальный, иконический и символический, но есть знаки, в которых один из этих полюсов выражен сильнее других. Такие знаки можно определить как 1) знаки-индексы - они имеют в виду отношения между формой и содержанием, создаваемые на основе их существующей в действительности, фактической смежности; 2) в случае иконических знаков отношение между означаемым и означающим осуществляется за счет фактического сходства; 3) знак-символ образует отношение между означающим и означаемым на основе предписанной, конвенциональной, условной смежности. "Лучший", по мнению Пирса, такой знак, в котором иконическая, индексальная и символическая части "равномерно перемешаны". Приведем примеры знаков, в которых один из полюсов выражен сильнее других, но другие полюсы тоже присутсвуют. Типичный знак-индекс ( он несет также иконическую и символическую часть) - знак в виде нарисованной руки, он как бы "говорит": "Вот! То, что Вы ищите, находится там, куда указывает эта рука". Иконический знак - икона с изображением Спасителя, обращаясь с молитвой к иконе, верующие обращаются к божеству. Изображение на иконе – портретное изображение Спасителя, выполненное, тем не менее, по православным символическим канонам. Пример символического знака - булатный меч как выразитель власти ("Все возьму, сказал булат") в обществе, не употребляющем при реальном установлении власти в качестве оружия булатный меч.
Источник: Педагогическая антропология. Словарь