Слово

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СЛОВО
основная кратчайшая единица языка, служащая для именования лиц, предметов, процессов, свойств.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

СЛОВО
Основная структурно-семантическая единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, свойств и отношений между ними. В структурном отношении С. состоит из морфем. Объединяя в себе лексическое и грамматическое значения, С. принадлежит к определенной части речи, выражает в своем составе все предопределяемые системой данного языка грамматические значения (например, прилагательные русского языка выражают значения рода, числа, падежа). В С. закрепляются результаты познавательной деятельности людей, без С. невозможны не только выражение и передача понятий и представлений, но и их формирование. Значение С. выступает как обобщенное отражение обозначаемого им объекта. С. образуют в языке определенную систему, которая основывается на грамматических признаках С. (части речи), словообразовательных связях (гнезда слов) и синтаксических отношениях. С. обладает совокупностью признаков: фонетической и грамматической оформленностью, фразеологичностью значения.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

СЛОВО
основная кратчайшая единица языка, служащая для именования лиц, предметов, процессов, свойств. В языкознании слово рассматривается с точки зрения звукового состава, значения, морфологического строения, словообразовательных характеристик, участия в той или иной парадигме, принадлежности к какой-либо части речи, роли в предложении. В слове можно выделить две основные составные части, которые принято обозначать терминами «предметная отнесенность» и «значение». Каждое слово обозначает какой-либо предмет, указывает на него, вызывает у нас образ того или иного предмета. Эта первая основная функция слова и называется предметной отнесенностью. Вторая функция состоит в том, что слово дает возможность анализировать предметы, выделять в них существенные свойства, относить предметы к определенной категории. Являясь средством абстракции и обобщения, оно отражает глубокие связи и отношения, которые стоят за предметом внешнего мира. Эта вторая функция слова обозначается термином «значение слова». Виды слов соответствуют действительности, воспринимаемой нашими чувствами: имена существительные — предметам; имена прилагательные — качеству предметов; предлоги и союзы — связям и отношениям, существующим между предметами; глаголы — процессам, происходящим между предметами.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Слово
ст.слав. – звук, зов) – называние понятия, позволяющее сосредотачивать сознание человека на соответствующем предмете, явлении. Слово обладает своим бытием, ибо вбирает в себя и человеческое внутреннее «я» говорящего. Исчезнувшие тысячелетия сохранились для нас через слово, оно оказалось нетленным и неуязвимым для Времени. От поколения к поколению в необозримое будущее передается устно и письменно история народов. Язык – это код народов, знаки, сохраняющие информацию. Слова многообразны по смыслу и значению. Без слова нельзя свертывать знания, нельзя мыслить, нельзя выразить идею. В русской культуре существует трепетное отношение к слову как к явлению священному, глубоко религиозному. Живое слово есть единственный способ выражения идеи, слово без идеи есть голое, абстрактное словоблудие. Особо высокая вера в слово была в глубокую старину, считалось, что оно обладает особой силой воздействия на природу и человека. Люди считали, что даже простое название явления, предмета дает им власть над ними. Слово, соединенное с музыкой и движением, обладает еще большей силой. Наши неграмотные предки умели находить особую прелесть и смысл в звучании слова. В русской православной культуре Словом называют все христианской учение, услышанное от отца Христом Спасителем («Первым было Слово, это слово было у Бога, это слово было «Бог»). Слово это вверено Церкви и ее служителям, которые обязаны проповедовать его чисто, без примеси чуждых идей.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
143.91 кб

Итоги проведения социально-культурного проекта «Чистое слово»

Романова Наталья Ивановна
Читать PDF
289.36 кб

Свое и чужое: заимствованное слово в современной речи

Козырев Владимир Алексеевич, Черняк Валентина Данииловна
Читать PDF
292.76 кб

Заключительное слово на Педагогической ассамблее

Реморенко Игорь Михайлович
В статье представлен текст выступления директора департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Реморенко И. М. на Педагогической ассамблее, посвященной Году учителя.
Читать PDF
100.47 кб

Слово и словесность в современной школе

Черняк Валентина Данииловна
22 января 2010 г. в рамках Педагогической ассамблеи работала открытая площадка для дискуссии «Слово и словесность в современной школе». Вели дискуссионную площадку профессор кафедры педагогики Т. Г.
Читать PDF
311.82 кб

Всероссийская конференция "Слово. Словарь. Словесность"

Черняк Валентина Данииловна
С 11 по 13 ноября 2009 г. на филологическом факультете РГПУ им. А. И. Герцена проходила традиционная всероссийская конференция «Слово. Словарь. Словесность».
Читать PDF
263.72 кб

Поэтическое слово

Читать PDF
131.19 кб

Приветственное слово главного редактора

Таймазов Владимир А.
Читать PDF
181.46 кб

Форум «Слово о Достоевском», посвященный 190-летию со дня рождения писателя (Ростов-на-Дону, 16 - 17

Черюкина Г. Л.
Читать PDF
273.71 кб

Приветственное слово Ректора Финансовой академии проф. А. Г. Грязновой

Читать PDF
116.90 кб

Вступительное слово ректора финансовой академии при Правительстве РФ, председателя Совета УМО А. Г.

Грязнова А. Г.
Читать PDF
180.04 кб

"Слово о полку Игореве" и его изучение в герценовской школе русской диалектологии

Козырев Владимир Алексеевич
Тесная связь диалектологии и истории русского языка основная традиция герценовской диалектологической школы, заложенная её великими предшественниками.
Читать PDF
261.46 кб

Слово ученого. К 80-летию со дня рождения профессора М.В. Никитина

Сергаева Юлия Владимировна, Щирова Ирина Александровна
20 ноября 2009 г. исполнилось 80 лет со дня рождения заслуженного деятеля науки Российской Федерации, почетного профессора РГПУ им. А. И.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Бранное слово

    ст.-слав. – ругань) – слово, осуждающее, упрекающее, оскорбляющее, ругающее, унижающее, вызывающее или усиливающее «брань», ссору, разлад. Это богопротивное «гнилое» слово. К бранным словам относит
  • Честное слово

    форма заверения собеседника, разновидность клятвы, в правильности, истинности своих слов, обещаний, поступков, отношений. Слова «честное слово» говорят, когда хотят в чем-то убедить или разубедить
  • Ключевое слово

    слово или словосочетание из текста документа или запроса, несущее существенную смысловую нагрузку с точки зрения информационного поиска.
  • ОТВЕТНОЕ СЛОВО

    один из видов публичной речи. В выступлениях этого вида (ответное слово по случаю награждения, присвоения почетного звания, ответное слово юбиляра, выступление в ответ на добрые напутствия по случ
  • Ведущее слово предметной рубрики

    первое слово предметной рубрики, определяющее ее местонахождение в предметном каталоге
  • КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО В ИНФОРМАЦИОННОМ ПОИСКЕ

    слово или словосочетание из текста документа или запроса, которое несет существенную смысловую нагрузку с точки зрения информационного поиска.
  • ПЕРВОЕ слово…

    словесные формулы, начинающиеся с этих слов, применяются в детской среде с 1960-х по 1990-е годы. О середине 1980-х гг.: «Девичьи дразнилки:… “Первое слово дороже второго. Второе слово съела корова”» (534).
  • РОДНОЕ слово

    учебник К.Д. Ушинского. Учебник К.Д.Ушинского «Родное слово», состоящий из трех книг, впервые был издан в 1864 году. «Родное слово» пользовалось такой популярностью, что вплоть до самой революции изда
  • СЛОВО о полку Игореве

    произведение древнерусской литературы; с 1950-х гг. изучается в школе. О девочке 10–13 лет в г. Когалыме в 1997–2000 гг.: «В 5–7 классах примерно изучали “Слово о полку Игореве” на уроках литературы. Учител
  • ВОЛШЕБНОЕ слово

    рассказ В. Осеевой, впервые опубликованный в 1944 г.; сборник рассказов В. Осеевой. О 1960-х гг.: «Кто из наших детей не знает сборника рассказов В.А. Осеевой “Волшебное слово”?... Совершенно справедливо р
  • ЗАДУШЕВНОЕ слово

    детский журнал, основанный в 1877 г. в Санкт-Петербурге М.О. Вольфом. С 1883 года журнал выходит в двух «отделах» – «Задушевное слово для старшего возраста» и «Задушевное слово для младшего возраста» –