ПЕРВОЕ слово…

Найдено 1 определение
"ПЕРВОЕ слово…"
словесные формулы, начинающиеся с этих слов, применяются в детской среде с 1960-х по 1990-е годы.
О середине 1980-х гг.: «Девичьи дразнилки:… “Первое слово дороже второго. Второе слово съела корова”» (534).
О нач. 1990-х гг.: «В детстве, в споре между 2–3 девочками, если не устраивала точка зрения одной, и нужно было заканчивать спор, одна девочка говорила: “Первое слово дороже второго”; если эта точка зрения была не выгодной или не устраивала остальных, в ответ говорили: “Первое слово съела корова”. И первый вывод отклонялся» (008).
О мальчике в с. Половинном Половинского р-на в 1993–1996 гг.: «“Первое слово дороже второго” – говорил, когда был в начальных классах. Употреблялось обычно в спорах или когда кто-то что-то кому-то доказывал. Например: “Я первый сказал”. “Нет, я первый сказал”. “Так нечестно, я был быстрее”. “Ну и что”. “А первое слово дороже второго” “А первое слово съела корова, а второе оставила на обед, значит, я был быстрее”. Часто употреблялось в диалогах» (016).
О Шадринске в перв. пол. 1990-х гг.: «В случае если человек сказал что-то, то есть пообещал, а потом отказался, мы говорили: “Первое слово дороже второго”. Если ему было выгодно, он говорил: “Первое слово съела корова”. Чтобы не остаться в проигрыше, мы говорили, что корову хозяин на мясо зарезал» (026).
О 1995 годе: «Мне было лет 10, а моей сестре Свете – 11. Она приехала ко мне в гости на летние каникулы. Когда я говорила ей: “Первое слово дороже второго”, – она отвечала: “Второе слово съела корова, а корова дёрнет, и тебя накормит”» (068).
О девочках 9–13 лет в Шадринске в 1996–2000 гг.: «У нас во дворе, когда нужно было ответить на вопрос (например загадки) и если сразу ответ был правильный, а потом – нет, то говорили: “Первое слово дороже второго”, а если наоборот, то: “Первое слово съела корова, второе слово взял человек”. Таким образом, применение того или иного выражения позволяло считать ответ правильным в любом случае» (012).
О девочке 10–11 лет в с. Погорелка Шадринского р-на в 1997–1998 гг.: «В школе мы обычно решали, чем будем заниматься после уроков. Если мы договаривались, что пойдем ко мне в гости, а Юлька в последний момент говорила, что она идет к Иринке, я, обиженная, говорила: “Первое слово дороже второго”. А она мне отвечала: “Первое слово съела корова”. А я ей: “Второе словечко проглотила овечка”» (021).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
4.25 мб

Слово о первом ректоре (к 35-летию университета)

В. Н. Куклин
Читать PDF
41.11 кб

Последний и первый могиканин психологии. Слово о Владимире Петровиче Зинченко

Кудрявцев Владимир Товиевич
Читать PDF
1.42 мб

Методический проект первого урока русского языка по разделу «Морфология. Словообразование»

Гусарова Владимировна Гусарова
Основным содержанием работы является ход урока по теме «Понятие о морфеме». Статья включает в себя подробную технологическую карту урока с указанием целей, видов деятельности и методических приемов.