Символ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Символ
symbol) – условный знак, обозначающий иной смысл, образ предмета, который имеет несколько значений.

Источник: Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности

Символ
понятие, фиксирующее способность материальных вещей, событий, а также чувственных образов выражать идеальное содержание, отличное от их непосредственного чувственно-телесного бытия.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Символ
тип посредника в коммуникации, структура которого "напоминает" структуру того, что выражается с помощью символа. С, обладает свойствами знака, но его условность ограничена содержательным подобием. Удобства, связанные с "наглядностью" содержательности С., используются в организации мыслительных процессов.

Источник: Методологический словарь для стратегов

Символ
от греч. симболон - знак) - "1. Предмет, действие, служащие условными обозначениями какого-либо образа, значения. 2. То же, что знак. 3. Определенное, социально зафиксированное и передающееся от поколения к поколению содержательное значение вещи, предмета, события (флаг, обручальное кольцо, крест и др.) 4. Любой знак, вызывающий одинаковую социальную реакцию, важное средство социального взаимодействия; 5. В психоанализе и глубинной психологии К.Юнга - действия, слова, представления и мечты, в которых проявляется бессознательное. 6. Опознавательный знак у членов определенных общественых групп, тайного общества. 7. Образ, обладающий многозначностью содержания, замещающий ряд представлений" - многообразные толкования понятия символ, приведенные в "Социологическом словаре" (см. сноску 1), отражают широту его использования в человеческой практике. В различных науках как правило актуализируют и разворачивают какое-либо одно из определений этого понятия. Лингвист Е.Шелестюк пишет: "В широком семиотическом смысле символ есть такой знак, который предполагает использование своего первичного содержания в качестве формы другого, более абстрактного и общего содержания, причем вторичное значение, которое может выражать понятие, не имеющее особого языкового выражения, объединяется с первичным под общим означающим. Отечественный культуролог Ю.М.Лотман дает определение символа, согласно которому символ связан "с идеей некоторого содержания, которое, в свою очередь, служит планом выражения для другого, как правило, культурно более ценного, содержания .

Источник: Педагогическая антропология. Словарь

Символ
гр. – знак, опознавательная примета) – знак, в свернутом виде несущий в себе определенный смысл и наделенный особым значением. Символами могут быть слова, рисунки, знаки, значки, цифры, куски ткани, звуковые инструменты, движения рук и многое другое. С помощью этих вещей и действий народ кодирует свою историю и культуру, воплощая в них глубокие и емкие смыслы, идеи, законы и принципы закладывая память о событиях, напоминая о возможном будущем. Они лаконично выражают идеальное содержание, отличное от их непосредственных, чувственно-телесных форм бытия. Так, сердце в человеческом организме воплощает весь организм и душу, символом православной веры является Троица как триединство Бога, крест – символ христианства, цветы – символ радости и добра, звезда – символ наступательности и т.д. Российское государство в качестве своих символов имеет герб, флаг, гимн. Имеют свои символы политические организации и детские общественные объединения. Символы влияют на подсознательную, глубинную психику человека, вызывая широкие представления, воспоминания, побуждая к идеям и чувствам, подталкивая к вживанию, проживанию и переживанию того, что за ними кроется. Абсолютное большинство символов связаны с мировоззрением, «вероопределением». Символами люди начали пользоваться с глубокой древности; в древней символике сокрыты забытые истины. Символическим было и первое письмо, а ныне таковой является китайская письменность. К символическим относятся язык жестов глухонемых людей. Изучением символов как знаков общения занимается научная дисциплина семиотика (семиология). В некоторых школах ее уже преподают, изощряя детскую сообразительность, побуждая к исследованию. Обращение к символам побуждает человека превзойти самого себя, указывает на ценность всех вещей в мире как носителей духовных идей.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Электронный репетитор «Символ-ВУЗ» и подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Психологические аспекты

Николаева Мария Ивановна, Старова Наталья Андреевна, Шевелев Михаил Юрьевич
С введением единого государственного экзамена возникла необходимость так изменить существующую систему обучения, чтобы учащиеся приобрели устойчивые навыки выполнения заданий, представленных в тестовой форме, и прошли достаточную
Читать PDF
0.00 байт

Символ как средство организации учебной деятельности

Цветков Андрей Владимирович
Изложены результаты анализа сопоставления знакового и символического опосредствования в учебной деятельности на основе теоретических данных и собственных исследований автора.
Читать PDF
0.00 байт

Аналитический обзор определений понятия «Символ»

Михина М.В.
В статье представлен аналитический обзор основных представлений понятия «символ». Проводится сравнительный анализ его определений в научных словарях, изданных в различные периоды времени.
Читать PDF
0.00 байт

Конспект занятия «Символ группы» по изобразительной деятельности в подготовительной группе

Ковко Ирина Сергеевна
Современное общество сейчас предъявляет высокие требования к подрастающему поколению.
Читать PDF
0.00 байт

Древо жизни – главный символ чувашского народа

Храмова Мария Эдуардовна
Читать PDF
0.00 байт

Оружие символа и символ оружия: семиотические границы образования

Горбулёва М. С.
Представлены результаты выполнения гранта РФФИ № 08-06-00109, касающиеся выявления семиотических границ в пространстве реализации образовательных технологий.
Читать PDF
0.00 байт

Государственная символика России и её субъектов: социологический и педагогический аспекты

Терентьева Г. Г.
В данной статье исследована проблема отношения школьников, студентов, педагогов к вопросам, касающимся государственной символики и национальной культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Символика цвета в русском и английском языках

Болотина Марина Александровна, Шабашева Евгения Александровна
Рассмотрена проблема символизма цветонаименований в европейских языках.
Читать PDF
0.00 байт

Интеграция символа, образа и текста в процессе обучения английскому языку

Юрьева Светлана Маратовна
Раскрыта роль интегрального использования символа, образа и текста для активизации процесса освоения английского языка. Показаны способы их применения для решения задачи эффективного обучения английскому языку.
Читать PDF
0.00 байт

Развитие изобразительной и речевой знаково-символических систем в детском возрасте: сопоставительный

Карнаухова Яна Борисовна
Рассматривается сопоставительный аспект развития изобразительной и речевой деятельности как знаковосимволических систем в детском возрасте.
Читать PDF
0.00 байт

Воспитательный потенциал образно-символического мышления

Потанина Лейла Тахировна
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о классификации символических средств воспитания

Манасова Галина Николаевна
В статье рассматриваются различные подходы к классификации символических средств, применяемых в педагогической деятельности, раскрывается воспитательная сущность каждого вида символов и возможности его использования в качестве нос
Читать PDF
0.00 байт

Особенности использования средств знаково-символической наглядности при обучении биологии в условиях

Смирнова Нелли Захаровна, Зорков Иван Александрович
Рассматриваются дидактические особенности знаково-символических средств, анализируются некоторые их аспекты применительно к обучению биологии, приводятся основные принципы проектирования знаковосимволических средств в условиях пер
Читать PDF
0.00 байт

Метафоризация в образовании: символичность бытия реципиента в тексте как следствие изменения парадиг

Ивлева А. Ю.
Статья посвящена проблеме метафоризации мышления на современном этапе развития образования.
Читать PDF
0.00 байт

Роль символического опосредствования в познавательной деятельности младших школьников (на примере ос

Веракса Александр Николаевич
Статья посвящена анализу возможностей применения символа для освоения математического определения функции младшими школьниками.

Похожие термины:

  • Символ веры

    гр. – опознавательный знак) – краткое молитвенное изложение главных догматов (законов и идей), составляющих основу православного вероучения. Христианский Символ веры состоит из 12 частей, называе
  • Знаково-символические универсальные действия

    Обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от
  • Игра символическая

    реальность воспроизводится в виде символов, знаков, а действия выполняются в абстрактной, символической форме.
  • Символическое мировосприятие

    восприятие мира через духовные категории, закодированные в символах, осмысление дня нынешнего через их смыслы, построение будущего через раскрытие их значений. Символическое мировосприятие опир
  • СИМВОЛИКА

    система специально созданных знаков (символов) для обозначения объектов, мыслей, чувств, идей [80, c. 595].
  • РЕЧЬ СИМВОЛИЧЕСКАЯ

    придание словам и выражениям особого, отвлеченного, исключительного (понятного лишь самому больному) смысла, вместо общеупотребительного.
  • СИМВОЛИКА пионерская

    символы Пионерской организации. О перв. пол. 1960-х гг.: «Каждый из принятых в пионерской орг-ции символов – красное знамя дружины, пионерский галстук, отрядный флажок, значок и др. – несёт опред. смыс
  • СИМВОЛЫ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

    (The characters of children’s associations)–предметы, действия, служащие условным обозначением какого-то понятия или идеи, рожденной в детском объединении (Руденко И.В. Введение в педагогику детского движения: Учеб
  • ОПТИЧЕСКОЕ РАСПОЗНАВАНИЕ СИМВОЛОВ

    (англ. optical character recognition, OCR) – ввод в компьютер печатного или рукописного текста путем распознавания его при помощи специального программного обеспечения и использованием оптического читающего ус
  • ЗНАКИ И СИМВОЛЫ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

    предметы, изображения, жесты, слова (словосочетания) и прочие средства коммуникации, закрепляющие в данной социокультурной среде дифференциации молодежи от других социальных групп.