КОНЦЕПТ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Концепт
смысловая наполненность понятия, входящего в концептуальную схему.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

КОНЦЕПТ
(от лат. conceptus – понятие, мысль, представление). 1. В логике. Содержание понятия. 2. В культурологии. Национально-маркированный образ культуры, имеющий языковое выражение в виде слова, словосочетания, предложения и передающий некоторое лингвокультурологическое содержание, являющееся существенным для понимания национальных особенностей носителей языка. К. формирует языковую картину мира данного народа. Термин введен в лингвокультурологический обиход Ю. С. Степановым и в содержательном плане является «как бы сгустком культуры в сознании человека. И, с другой стороны, К. – это то, посредством чего человек... сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее» (Степанов, 1997). Понятие К., используемое в качестве единицы культурологического содержания, до конца не определено, и наряду с термином К., в лингвострановедении и культурологии используются и другие равнозначные понятия: логоэпистема, лингвокультурема, концептосфера мифологема, константа языка. В приведенном выше словаре Ю. С. Степанова русская языковая картина мира представлена, например, базовым К. «хлеб». Само же ядро К. включает в себя несколько терминов, обозначающих виды хлеба: ситник, калач, каравай, черный, ржаной, буханка и др. (Прохоров, 2004; Степанова, 2007).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

КОНЦЕПТ
единица ментального мира человека; один из самых популярных и наиболее неоднозначно толкуемых терминов современного языкознания, с ним связывают «весьма различающиеся теоретические построения» [Залевская 2001: 31].
В когнитивной лингвистике К. определяется как «оперативная, содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга (lingua menta- lis), всей картины мира, отражённой в человеческой психике» [Краткий словарь когнитивных терминов 1996: 90].
В лингвокультурологии К. понимается как «сгусток культуры в сознании человека, то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека, тот «пучок» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, который сопровождает слово <...> В отличие от понятий концепты не только мыслятся, они переживаются. Они — предмет эмоций, симпатий и антипатий, а иногда и столкновений» [Степанов 2001].
К., будучи многомерным ментальным образованием, содержит три составляющих: образную, понятийную и ценностную. В.И. Карасик относит к образной стороне К. «зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, воспринимаемые обонянием характеристики предметов, явлений, событий, отражённых в нашей памяти»; к понятийной стороне — «языковую фиксацию концепта, его обозначение, описание, признаковую структуру, дефиницию, сопоставительные характеристики данного концепта по отношению к тому или иному ряду концептов, которые никогда не существуют изолированно»; к ценностной стороне — важность этого психического образования как для индивидуума, так и для коллектива. «Ценностная сторона концепта является определяющей для того, чтобы концепт можно было выделить» [Карасик 2001:8].
В самом широком смысле К. — это «сложившаяся совокупность правил и оценок в организации элементов хаоса картины бытия, детерминированная особенностями деятельности представителей данного лингвокультурного сообщества, закреплённая в их национальной картине мира и транслируемая средствами языка в их общении» [Прохоров 2006: 303].
Интерес лингвистов к К. отражает такие особенности современного языкознания, как антропоцентризм и междисциплинарность: взаимодействие с когнитологией, культурологией, психологией и философией.
Лит.: Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М., 1997; Воркачёв С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // ФН. 2001. №1; Залевская А.А. Текст и его понимание. Тверь, 2001; Карасик В.И. О категориях лингвокультурологии // Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности. Волгоград, 2001; Колесов В.В. Концепт культуры: «образ» — «понятие» — «символ» // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2: История, языкознание, литературоведение. СПб., 1992. Вып. 3; Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина П.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996; Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М., 1997; Нерознак В.П. От концепта к слову: к проблеме филологического концептуализма // Вопросы филологии и преподавания иностранных языков. Омск, 1998; Прохоров Ю.Е. Концепт, текст, дискурс в структуре и содержании коммуникации: ДД. Москва — Екатеринбург, 2006; Слышкин Г.Г. Дискурс и концепт (о лингвокультурном подходе к изучению дискурса) // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Волгоград, 2000; Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. М., 2001.
И.В. Башкова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
886.51 кб

Концепт как универсальная единица формирования знаний в процессе обучения студентов языкового вуза и

Савельева Инна Федоровна
Психолингвистическая и лингвокультурологическая природа концепта такова, что позволяет рассматривать его в качестве универсальной единицы формирования знаний в процессе обучения иностранному языку студентов языковых факультетов: е
Читать PDF
140.85 кб

Концепт «мужчина» в студенческих граффити: разнообразие номинаций и социумно специфичная маркированн

Ларионова Алла Юрьевна
Статья посвящена исследованию особенностей стиля неформального студенческого дискурса, зафиксированного в граффити. Материал исследования составляют номинации мужчины.
Читать PDF
176.31 кб

Концепт различных языковых уровней как условие изучения полисемии младшими школьниками

Пазова Любовь Михайловна
Основное место в статье отведено раскрытию значения слова, сопоставлению многозначных слов и однозначных, многозначности и омонимии; синонимам и антонимам как средству разграничения лексико-семантических вариантов многозначного сл
Читать PDF
267.10 кб

Концепт «Единство в многообразии» в современной философской и педагогической мысли

Золотухина Наталья Федоровна
Читать PDF
1.49 мб

Культурные универсалии и концепт «Дом-семья»

Тихомирова Елена Евгеньевна, Чжао Цзиннань
В статье авторы обращаются к анализу культурной универсалии «дом-семья», делает попытку показать, что это действительно универсалия культуры, имеющая ключевое значение для выживания человека как существа культурного, нравственного
Читать PDF
95.23 кб

Концепт тревоги в работах Лэйнга

Кравцов Иван Сергеевич
В представленной статье разбирается концепция тревоги, представленная в работах Р. Д. Лэйнга. Рассмотрены и проанализированы теории психологии мотиваций в связи с теорией экзистенциальной тревоги.
Читать PDF
1.99 мб

Коренные малочисленные народы Арктики: концепт, современное состояние культуры

Соколова Флёра Харисовна
Раскрываются этимологические корни и сущность понятий «коренной житель», «коренное население», представлена эволюция содержания дефиниций «коренные народы», «коренные малочисленные народы» в международной и российской правовой пра
Читать PDF
296.95 кб

Дополнительное профессионально-педагогическое образование взрослых как структурный компонент концепт

Козлова Наталья Иннокентьевна
Статья посвящена актуальной проблеме постоянного обновления профессиональных компетенций взрослого человека. Автор статьи исследует сущность феномена «Образование на протяжении всей жизни».
Читать PDF
193.93 кб

Детство как концепт культуры: итоги работы семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики» (2

Репина Наталья Ивановна
Статья посвящена итогам работы семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики», который проходит с 2007 г.
Читать PDF
200.67 кб

Концепт знание в парадигме конструктивизма

Сергеев С. Ф.
Исследовано влияние идей конструктивизма на содержание понятия «знание». Показано появление новых свойств в концепте, что ведет к смене парадигмы обучения с классической инструментальной на средоориентированную.
Читать PDF
860.22 кб

Концепт образования в теологии культуры: История, Актуальные аспекты проблемы

Морозова Ирина Николаевна
В статье системным образом представлены работы западных теологов и ученых, изучающих историю христианского образования. Опыт теологической рефлексии рассматривается в контексте кризисных процессов современной культуры.
Читать PDF
185.21 кб

Концепт судьбы и модели воспитания человека

Соловьев Геннадий Егорович
Рассматривается связь воспитания и судьбы человека. Судьба интерпретируется как антропологическая характеристика человеческого существования.
Читать PDF
141.48 кб

Концепт и концепция эстетического воспитания

Киященко Николай Иванович
Эстетическое воспитание является важным предметом научного изучения и непосредственной эмпирической деятельности начиная с античности. В современной России эстетической теории и практике уделяется недостаточное внимание.
Читать PDF
0.00 байт

Педагогический концепт как системное креативное проектирование образовательной ситуации

Литавор Вероника Сергеевна
В статье рассматривается проектирование педагогического концепта как образовательной ситуации. Это и процесс, и практические действия.
Читать PDF
0.00 байт

Еще раз о компетенциях выпускников инженерных программ, или концепт культуры в компетенциях инженеро

Багдасарьян Надежда Гегамовна, Гаврилина Елена Александровна
В статье с опорой на материалы российских и зарубежных общественных организаций, работающих в сфере аккредитации инженерных программ, рассматривается вопрос о компетенциях выпускников инженерных программ, фиксируются основные стру

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • КОНЦЕПТОСФЕРА

    совокупность концептов, некая «аура» языка, обладающая национально-культурной спецификой; одно из ключевых понятий современной когнитивной лингвистики и лингвокультурологии, предложенное Д.С. Л
  • Концептуализация

    (разработка концепции, теоретическое обоснование, построение теоретической модели, теоретической схемы, необходимой для интерпретации практики и дальнейших исследований) воспитания, основанног
  • СОДЕРЖАТЕЛЬНО-КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ТЕКСТА

    информация, в которой получает отражение идея текста; характер этого вида информации в художественном тексте определяется тем, что концепт автора отражается в тексте, как правило, опосредованно,
  • Модель концептуальная

    [см. модель + концепция] – описание сущности конкретной концепции (определенного процесса, явления) на основе общих принципов моделирования.
  • ПОЗИЦИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ИЛИ СУБЪЕКТНОАВТОРСКАЯ

    выраженный авторский «почерк», теоретическая обоснованность действий, целостность воспитательной деятельности. Такая позиция проявляется в индивидуальной стратегии решения воспитательных зад
  • Я-КОНЦЕПЦИЯ

    система представлений человека о самом себе, на основе к-рой он строит свое взаимодействие с др. людьми и относится к себе.
  • Концепция

    система основных взглядов; определенный способ понимания.
  • Концепция читателя

    система взглядов на читателя как носителя читательского сознания и субъекта читательской деятельности и читательского общения, представленная в определенных формулах и моделях (вербально или в
  • КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ АБЗАЦА

    предложение, передающее главную мысль абзаца. Оно может существовать в абзаце наряду с тематическим предложением: «В воскресенье, двадцать второго июня 1941 г., в Москве выдался жаркий, солнечный де
  • ПОВЕДЕНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ

    творческое участие в построении нормативов поведения и форм их реализации; отличается способностью к созданию ярких поведенческих образцов, включая совершение запоминающихся поступков, свидете
  • Концептуальность

    [лат. conceptus – мысль, понятие] – способность организовывать систему собственного мышления и понятий на основе определенной концепции как единого объясняющего действительность в ее противоречивос
  • Метафоры концептуальные

    наиболее значимые в мыслительной и речевой деятельности метафоры, особая роль которых связана с тем, что они способны структурировать мировосприятие людей и в определенной мере детерминировать
  • ИМПЛИЦИТНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ

    совокупность представлений о том, каким должен быть каждый представитель данного этноса. Понятие разрабатывается И. Коном.
  • Концепция чтения

    система взглядов на чтение как систему обучения и учения чтению определенных категорий читателей (и детей, и взрослых), реализуемая на практике в образовании и самообразовании разными социальным
  • Концепция курса

    (лат. concepcio – понятие, взгляд, замысел): в гуманитарном знании концепцией можно считать любую целостную идею, которая может выступать в качестве интеллектуального инструмента для принятия решений,
  • Воспитание Я-концепции

    Актуальность психологического обеспечения Я-концепции определяется многими причинами. Э. Берне показал огромное влияние Я-концепции на успешность процесса обучения в школе. Имеются исследовани
  • КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

    (от лат. conceptio - понимание, восприятие, система) - система взглядов на содержание и продолжительность изучения базовых учебных дисциплин в различных типах учебных заведений, определенный способ пон
  • КОМПЛЕКС МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 Г

    план действия Минобразования России на 2002—004 гг. по реализации Концепции. Включает разработку мер по обеспечению гарантий доступности качественного образования, формирования эффективных эконом
  • КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (философские)

    в узком смысле – система взглядов на содержание и продолжительность базовых учебных дисциплин в средних общеобразовательных учебно-воспитательных учреждениях (напр. концепция непрерывного ист
  • ПРИНЦИПЫ КОНЦЕПЦИИ ПОЖИЗНЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    основные теоретические и практические положения, качественно новые черты, на которые ориентируются современные концепции непрерывного (пожизненного образования): демократизм образовательной с