Я-КОНЦЕПЦИЯ

Найдено 21 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Я-КОНЦЕПЦИЯ
одна из центральных концепций гуманистической психологии, уделяющая особое внимание изучению механизма отражения личности своего “Я”.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Я-концепция
система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе [33, с. 171].

Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014

Я-концепция
осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

“Я-КОНЦЕПЦИЯ”
система осознаваемых и неосознаваемых представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение [24, c. 171; 26, c. 406; 67, c. 475; 82, c. 911].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

"Я"-КОНЦЕПЦИЯ
(self-concept) – совокупность всех представлений индивида о себе, полученных в результате взгляда на себя, свои поступки, образ жизни и т.п. (Волков Б.С. Психология юности и молодости: учеб

Источник: Детские и молодежные объединения. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.

Яконцепция
динамичное психологическое образование, представляющее собой обобщенное представление о самом себе, систему установок относительно собственной личности («теорию самого себя»). ?? ?? ?? ??

Источник: Общие основы педагогики

Я-концепция
относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свои отношения и взаимодействия с другими людьми и относится к себе самому.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

«Я-концепция»
относительно устойчивая, достаточно осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о самом себе как субъекте своей жизни и деятельности, на основе которой он строит взаимодействия с другими, относится к себе, осуществляет деятельность и поведение.

Источник: Педагогическая психология

Я - концепция
относительно устойчивая и осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Формирование адекватной Я - концепции, и, прежде всего самосознания - одно из важных условий воспитания сознательного члена общества.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Я-концепция
устойчивая система представлений индивида о самом себе, возникающая в ходе самопознания, сравнения себя с другими людьми, саморефлексии, самооценки, самоотношения; внутренний образ собственного Я, адекватность которого свидетельствует о развитии самосознания личности. Я-концепция является ядром личностного образа ребенка, способствует его становлению и позитивному самоизменению.

Источник: Глоссарий по педагогике.

Я-КОНЦЕПЦИЯ
динамическая система представлений человека о самом себе, итоговый продукт самосознания, формирующийся под влиянием воспитания в семье, жизненного опыта, социальных условий. Понимается по-разному: как осознание своих физических, психических, интеллектуальных и др. свойств, как содержание представлений о себе, социальной идентичности, как знание о себе в сравнении с другими людьми, как система ценностных ориентаций личности и т.п. Возникла в русле феноменалистической (гуманистической) психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Я – концепция
система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с др. людьми и относится к себе. Критерии Я – концепции творческого саморазвития личности: * «индивидуальность», то есть она должна учитывать ваши индивидуальные способности; * «целостность», то есть она должна целостно, в системе охватывать все интересующие вас сферы деятельности; * «перспективность», то есть в какой степени то, что вы выстраиваете в качестве приоритетов, является для вас перспективным.

Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь

Я-КОНЦЕПЦИЯ
относительно устойчивая, осознанная система представлений личности о самой себе. Это целостный, хотя и не лишенный противоречий, образ собственного «Я», выступающий как установка по отношению к самому себе и включающий когнитивный, эмоциональный, оценочно-волевой компоненты. «Я-концепция» – важный структурный элемент психологического облика личности, складывающийся в общении и деятельности, идеальная представленность индивида в себе, как в другом. Формирование адекватной «Я-концепции» – одно из важных условий воспитания сознательного члена общества.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Я-концепция
система представлений человека о самом себе, более полная и подробная, чем представления, составляющие самосознание и самооценку. Я-концепция включает в себя различные составляющие: физическую – схему собственного тела; социальную половую, этническую, гражданскую, ролевую социальную интеграцию, экзистенциальную – оценку себя в аспекте переживаемого бытия. Формирование Я-концепций нуждается в педагогическом руководстве. Оно сводится к накоплению опыта решения задач при адекватной оценке их родителями и учителями. Эти оценки интериоризируются детьми и составляют ядро Я-концепции.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

Я-КОНЦЕПЦИЯ
(англ. self-concept). Развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, социальных и других свойств; б) самооценку отдельных сторон своей личности, деятельности; в) субъективное восприятие внешних факторов. Понятие Я.-к. возникло в 1950-е гг. в русле гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), которые в отличие от представителей бихевиоризма стремились к рассмотрению целостного человеческого «Я» как фундаментального фактора поведения и развития личности. Я.-к. стремится дать представление человека о себе настолько полно и глубоко, насколько это доступно человеку в его самопознании.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Я-концепция
совокупность представлений человека о самом себе, на основе чего формируется внутренняя установка на отношения и поведение человека в обществе и уровень притязаний, ожиданий от него. Я-концепция характеризует внутренний мир человека – его самосознание, самооценку, самомнение, самоуважение, самолюбие, самоуверенность, самостоятельность и т.д. Она сильно переживается человеком как самоценное связующее звено внутреннего и внешнего мира, как средство гармонизации их отношений. От конкретного содержания Я-концепция зависит – будет ли человек счастлив, удачлив; как будут развиваться его способности. Задача родителей и учителя прежде всего в том, чтобы убедить ребенка в его самоценности. Я-концепция формируется с первых дней жизни маленького человека. Он должен быть твердо убежден, что его принимают и положительно воспринимают другие люди, что он способен к тому или иному виду деятельности и труду. Формула самооценки условно равна дроби, где делимое – это достигнутый успех, а делитель – уровень притязания.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Я-КОНЦЕПЦИЯ
система представлений человека о самом себе, более полная и подробная, чем представления, составляющие самосознание и самооценку. "Я"-к. включает в себя различные составляющие: физическую - схему собственного тела; социальную - половую, этническую, гражданскую, ролевую социальную интеграцию; экзистенциальную - оценку себя в аспекте переживаемого бытия. Формирование "Я"-к. нуждается в педагогическом руководстве. Оно сводится к накоплению опыта решения задач при адекватной оценке их родителями и учителями. Эти оценки интериоризируются детьми и составляют ядро "Я"-к. — новое педагогическое понятие; устойчивая, осознанная систеиа представлений о себе; образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости; стремление повысит самооценку, завоевать уважение окружающих; идеальная представленность индивида в себе, как в другом. (Савва Л.И., Пономарев Т.А. Словарь-самоучитель по педагогике межличностного познания. - Магнитогорск, 2003. , 81) — относительно устойчивая и осознанная система представлений индивида о себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. (Колычева З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма. - СПб., 2004. ) См. также Деонтология, Подростковый возраст

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Я-КОНЦЕПЦИЯ
совокупность представлений человека о себе как о биосоциальном существе. Основными составляющими Я-концепции являются: физическое Я (совокупность представлений о себе как индивидуальности, характерологических особенностях) и социальное Я (совокупность представлений о себе как партнере по общению, о своей принадлежности к определенной микрогруппе, социальной и возрастной страте). Отдельные составляющие Я-концепции начинают формироваться еще в детстве. Однако окончательное превращение Я-концепции в систему происходит в подростковом возрасте и завершаются в юношеском. Наиболее сложным является формирование социального Я, без которого невозможно существование целостной адаптированной личности. Для лиц с отклоняющимся поведением характерны следующие черты Я-концепции: рассогласованность ее основных частей, прежде всего неразвитость личностного и социального Я; совмещение взаимоисключающих друг друга норм; отсутствие целого ряда важнейших элементов представления о себе. По этим причинам у большинства из них возникает чувство неуверенности в себе, незафиксированность в окружающем мире. Неполноценность Я-концепции сильно отражается на самооценке, приводя ее к колебаниям. Для формирования целостной Я-концепции прежде всего необходимо предоставление личности полноты информации по всем интересующим ее проблемам в доступной для ней форме. Кроме того, воспитатель должен стремиться максимально гомогенизировать воздействия со стороны разных средовых воздействий.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

Я-концепция
осознаваемая система представлений индивида о самом себе как основа взаимодействия его с другими людьми и отношения к самому себе. Я-к. – образ собственного Я, включающий когнитивный, эмоциональный и оценочно-волевой компоненты. Я.-к. включает реальное Я и идеальное Я. В связи с этим понятие Я-к. широко используется в педагогической акмеологии, где реальное (действительное) и идеальное (возможное) рассматриваются в качестве сущностных измерений человека (как индивида, личности, индивидуальности), необходимых для проектирования процесса его совершенствования. Становление Я-к. происходит в процессе становления человека как индивидуальности. Как индивида и как личность человек осознает себя, реализуя когнитивные и чувственные механизмы самосознания. Человеку легко представить себя как личность, ибо в этом качестве он являет собой тип, категорию людей данной культуры. Осознавать себя в качестве индивидуальности, где человек неповторим не как единичное (индивид), но как индивидуальность, переработавшая в себе личность и подчинившая ее себе, человеку весьма трудно. Такое осознание, однако, приходит к человеку в результате того, что он действует, совершает поступки на основе свойств, характеризующих его как индивидуальность, а не на основе запрограммированных культурой обязанностей для него как личности. Действуя как индивидуальность, человек становится созерцателем, видящим ситуацию всегда в совершенно неожиданном контексте. Именно поэтому такой человек – индивидуальность.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Я-КОНЦЕПЦИЯ
одна из центральных концепций гуманистической психологии и педагогики, уделяющая особое внимание изучению механизма отражения личности своего «Я». Я-к. относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свои взаимоотношения с другими людьми и относится к себе. Согласно этой концепции «Я» выступает как системообразующий и субъективный мир личности, оно возникает на основе взаимодействия с социальной средой, является системой самовосприятий, наиболее важной детерминантой ответных реакций индивида, на основе интернализации позитивного отношения к себе со стороны других. «Я» является центральным понятием гуманистической психологии и выступает как важнейший фактор адаптации. Я-к. – целостный, хотя не лишенный внутренних противоречий образ собственного «Я», выступающий, как установка по отношению к самому себе и включающий компоненты: когнитивный – образ качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д., эмоциональный – самоуважение, оценочно-волевой – стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т. д. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я». Ряд других понятий «Я – концепции»: самоактуализация, самоанализ, самовоспитание, самонаблюдение, самообладание, самоопределение, самообразование, самоконтроль, самокритика саморегуляция, самооценка, самопознание, самосознание самовоспитание, самосовершенствование, самореализация, самоорганизация и т. д. Литература: [2, 20].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

Я-КОНЦЕПЦИЯ
это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как осознание особенностей своих физических, интеллектуальных, личностных и других качеств, так и притязания (на что я способен, чего достоин и т.д.) и входящая в них самооценка, а также избирательное восприятие и интерпретация влияющих на данную личность внешних обстоятельств. Эти представления делятся на «Я» реальное– каким я вижу себя в настоящий момент; «Я динамическое – оценка своих способностей, мотивации достижения, темпов развития и «Я» идеальное – то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на моральные нормы (или хочет стать). Некоторые авторы включают в «Я-концепцию» «Я» экзистенциональное. Это образ собственного «Я» (см. Я), включающий компоненты: телесный, когнитивный (образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости); эмоциональный (самоуважение, себялюбие, самоунижение, гордость и др.); оценочно-волевой (стремление повысить активность, самооценку и уверенность), компонент самовыражения и самореализации (завоевать уважение, самореализоваться в своей профессии). Я-к. как обобщенная совокупность указанных представлений возникает благодаря самосознанию человека и его рефлексии. Последняя способствует осмыслению и обобщению опыта человека и дает возможность концептуализации его личности, индивидуальности, жизненной позиции.
Применительно к профессиональной деятельности профессиональное «Я» это выстраиваемое личностью обобщение из совокупности оценок своих профессиональных качеств, мотивов и ценностных ориентаций, стиля и эффективности своей работы и профессиональных, карьеры, способов взаимодействия с партнерами, а также собственно профессионального опыта, анализа и обобщения ошибок и трудностей, и, одновременно – видения своей профессиональной перспективы развития.
Я-к. объединяет представления человека о самом себе, о своей личности. В зависимости от жизненного пути складывается более аморфная или конструктивная, гармоничная или противоречивая Я-к, побуждая личностное самосознание и рефлексию к разрешению этих противоречий, или при их неразвитости или отсутствии (рефлексии) оставляя личность в неопределенности. Тогда можно говорить не о концепции, а лишь мнении представлении о себе.
Положительная Я-к. определяется тремя факторами: твердой убежденностью в импонировании другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственного достоинства.
??
??
??
??
12

Источник: Акмеологический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Концепция подготовки педагогов-исследователей на основе компетентностного подхода

Востриков А. А., Дудина Е. Н.
Представлена авторская концепция подготовки педагогов-исследователей на основе компетентностного подхода. Предложены условия организации учебного процесса, определены направления работы по реализации концепции.
Читать PDF
0.00 байт

Концепция учебно-методического раздела web-сайта кафедры

Калашникова Т. Г.
Читать PDF
0.00 байт

Концепция управления социальным качеством университетского образования

Асадулина Ирина Гарифзяновна
В статье раскрываются основные положения концепции управления социальным качеством образования, которое формируется в результате взаимодействия системы высшего образования и подсистем регионального социума.
Читать PDF
0.00 байт

Концепция обучающей учебной литературы нового поколения

Папикянц Л. А.
Читать PDF
0.00 байт

"Музыка как педагогическое средство": концепция художественного образования в Учительской семинарии

Татьяна Вадимовна Букина
Читать PDF
0.00 байт

Модернизация, образовательный дискурс и управляющая концепция

Валицкая Алиса Петровна
«Модернизация» понятие, означающее процедуры радикального обновления, сегодня применяется для именования процессов глобального характера, происходящих в сферах межгосударственных отношений, экономики и финансов, управления и промы
Читать PDF
0.00 байт

Концепция формирования сетевого взаимодействия сельских школ для решения задач модернизации образова

Сартакова Елена Евгеньевна
В предложенной работе исследуются общие историко-педагогические тенденции развития муниципальных образовательных систем России, специфика сельских систем образования, тенденции реализации идей доступности, качества и эффективности
Читать PDF
0.00 байт

Концепция многоуровневой системы обеспечения практикумов в Открытом образовании

Шишкин А. А.
Читать PDF
0.00 байт

Концепция преподавания основ философии в среднем специальном учебном заведении

Куликов Сергей Борисович
В статье отстаивается тезис о том, что модернизация преподавания основ философии имеет характер одного из приоритетных направлений развития российского образования в контексте Болонского процесса.
Читать PDF
0.00 байт

Педагогическая концепция информационного сопровождения образовательного процесса в сфере физической

Дмитренко О. А.
Читать PDF
0.00 байт

Концепция дополнительного урока физкультуры и первый опыт ее реализации

Мутко В. Л., Паршикова Н. В., Чистяков В. А.
Читать PDF
0.00 байт

Центр ядерно-технического образования в поселении зато: идея, концепция, модель

Жиганов А. Н., Карпов А. С., Куровский В. Н.
In the article the experience of practical realization of the project of Multilevel Continuous Education System (MCES) in closed settlement of the nuclear industry of Siberian Chemical Plant in Seversk. Tomsk region is analyzed.
Читать PDF
0.00 байт

Нормативные знания: концепция, структура, проблемы диагностики

Любимова Ольга Вячеславовна, Черепанов Вячеслав Сергеевич
Читать PDF
0.00 байт

Концепция формирования региональных и территориальных многоуровневых образовательных структур по био

Захаревич В. Г., Заграй Н. П., Каркищенко А. Н., Тимошенко В. И.
Читать PDF
0.00 байт

Концепция учебно-методического раздела web-сайта кафедры

Калашникова Т. Г.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ)

    система социальных, педагогических и учебно-организационных исходных позиций, которыми руководствуются при организации обучения и воспитания на одной из ступеней системы образования. Концепция
  • АССОЦИАТИВНО-РЕФЛЕКТОРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

    педагогическая технология, основанная на ассоциативно-рефлекторной теории, считающей, что усвоение знаний, формирование навыков и умений есть процесс образования в сознании человека различных а
  • КОНЦЕПЦИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

    предполагает, что процесс усвоения знаний и формирования соответствующих навыков и умений протекает в ходе овладения определенной деятельностью (выполняю действия – получаю нужные знания о них)
  • Концепция проблемно-деятельностного обучения

    означает, что в процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых обучающийся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживает и осмысливает профессиональную (учеб
  • Концепция дидактического энциклопедизма

    провозглашает основную цель образования, заключающуюся в передаче обучающимся предельно большого объема научных знаний и опыта жизнедеятельности.
  • Концепция дидактического формализма

    рассматривает обучение как средство развития способностей и познавательных интересов обучающихся.
  • Концепция дидактического прагматизма

    трактует обучение как непрерывный процесс «реконструкции» опыта обучающегося.
  • Концепция функционального материализма

    обращает внимание на интегральную связь познания с действительностью, критериями построения которой является ряд «ведущих идей», которые имеют мировоззренческое значение.
  • ИМПЛИЦИТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ

    стереотипы воспитания, складывающиеся в народных традициях и опыте, но не имеющие теоретического оформления.
  • Я-концепция профессиональная педагога

    (Я-профессиональное) – обобщенное представление учителя о себе как о профессионале.
  • Я-КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

    та часть концепции личности учителя, к-рая складывается из того, как себя видит и оценивает учитель в настоящее время («актуальное Я»); того, каким учитель видит себя и оценивает по отношению к нача
  • Кибернетическая концепция обучения

    рассматривает обучение как процесс передачи и переработки информации.
  • Программно-ролевая концепция научного коллектива

    теория коллективной научной деятельности, рассматриваемой в трех взаимосвязанных аспектах: предметно-логическом, научно-социальном и личностно-психологиче-ском (М.Я. Ярошевский). Единицей анализ
  • Концепция

    система основных взглядов; определенный способ понимания.
  • Научная концепция

    первый и важнейший этап проектирования, раскрывающий экспозиционный замысел и дающий общее представление о будущей экспозиции. В научной концепции выбирается и обосновывается тема и главная иде
  • КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    современная альтернативная система взглядов на развитие образовательной практики; провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составную часть его образа жизни
  • КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

    система взглядов на содержание и продолжительность изучения базовых учебных дисциплин в различных типах учебных заведений, определенным способом понимание целей, задач, организации образовател
  • КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

    конкретный документ, являющийся основой проектирования содержания образования по основным предметным областям, определяющий организационные формы развития системы образования. В документе сфо
  • ТРАДИЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

    система взглядов, согласно которой образовательный процесс завершается к моменту вступления человека в самостоятельную взрослую жизнь. Предполагается, что к этому времени заканчивается процесс
  • Концепция программированного обучения

    имеет в своей основе управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (компьютера, программированного учебника, тренажера и др.). Программированный уче