Я-КОНЦЕПЦИЯ

Найдено 21 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Я-КОНЦЕПЦИЯ
одна из центральных концепций гуманистической психологии, уделяющая особое внимание изучению механизма отражения личности своего “Я”.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Я-концепция
система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе [33, с. 171].

Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014

Я-концепция
осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

“Я-КОНЦЕПЦИЯ”
система осознаваемых и неосознаваемых представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение [24, c. 171; 26, c. 406; 67, c. 475; 82, c. 911].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

"Я"-КОНЦЕПЦИЯ
(self-concept) – совокупность всех представлений индивида о себе, полученных в результате взгляда на себя, свои поступки, образ жизни и т.п. (Волков Б.С. Психология юности и молодости: учеб

Источник: Детские и молодежные объединения. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.

Яконцепция
динамичное психологическое образование, представляющее собой обобщенное представление о самом себе, систему установок относительно собственной личности («теорию самого себя»). ?? ?? ?? ??

Источник: Общие основы педагогики

Я-концепция
относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свои отношения и взаимодействия с другими людьми и относится к себе самому.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

«Я-концепция»
относительно устойчивая, достаточно осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о самом себе как субъекте своей жизни и деятельности, на основе которой он строит взаимодействия с другими, относится к себе, осуществляет деятельность и поведение.

Источник: Педагогическая психология

Я - концепция
относительно устойчивая и осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Формирование адекватной Я - концепции, и, прежде всего самосознания - одно из важных условий воспитания сознательного члена общества.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Я-концепция
устойчивая система представлений индивида о самом себе, возникающая в ходе самопознания, сравнения себя с другими людьми, саморефлексии, самооценки, самоотношения; внутренний образ собственного Я, адекватность которого свидетельствует о развитии самосознания личности. Я-концепция является ядром личностного образа ребенка, способствует его становлению и позитивному самоизменению.

Источник: Глоссарий по педагогике.

Я-КОНЦЕПЦИЯ
динамическая система представлений человека о самом себе, итоговый продукт самосознания, формирующийся под влиянием воспитания в семье, жизненного опыта, социальных условий. Понимается по-разному: как осознание своих физических, психических, интеллектуальных и др. свойств, как содержание представлений о себе, социальной идентичности, как знание о себе в сравнении с другими людьми, как система ценностных ориентаций личности и т.п. Возникла в русле феноменалистической (гуманистической) психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Я – концепция
система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с др. людьми и относится к себе. Критерии Я – концепции творческого саморазвития личности: * «индивидуальность», то есть она должна учитывать ваши индивидуальные способности; * «целостность», то есть она должна целостно, в системе охватывать все интересующие вас сферы деятельности; * «перспективность», то есть в какой степени то, что вы выстраиваете в качестве приоритетов, является для вас перспективным.

Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь

Я-КОНЦЕПЦИЯ
относительно устойчивая, осознанная система представлений личности о самой себе. Это целостный, хотя и не лишенный противоречий, образ собственного «Я», выступающий как установка по отношению к самому себе и включающий когнитивный, эмоциональный, оценочно-волевой компоненты. «Я-концепция» – важный структурный элемент психологического облика личности, складывающийся в общении и деятельности, идеальная представленность индивида в себе, как в другом. Формирование адекватной «Я-концепции» – одно из важных условий воспитания сознательного члена общества.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Я-концепция
система представлений человека о самом себе, более полная и подробная, чем представления, составляющие самосознание и самооценку. Я-концепция включает в себя различные составляющие: физическую – схему собственного тела; социальную половую, этническую, гражданскую, ролевую социальную интеграцию, экзистенциальную – оценку себя в аспекте переживаемого бытия. Формирование Я-концепций нуждается в педагогическом руководстве. Оно сводится к накоплению опыта решения задач при адекватной оценке их родителями и учителями. Эти оценки интериоризируются детьми и составляют ядро Я-концепции.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

Я-КОНЦЕПЦИЯ
(англ. self-concept). Развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, социальных и других свойств; б) самооценку отдельных сторон своей личности, деятельности; в) субъективное восприятие внешних факторов. Понятие Я.-к. возникло в 1950-е гг. в русле гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), которые в отличие от представителей бихевиоризма стремились к рассмотрению целостного человеческого «Я» как фундаментального фактора поведения и развития личности. Я.-к. стремится дать представление человека о себе настолько полно и глубоко, насколько это доступно человеку в его самопознании.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Я-концепция
совокупность представлений человека о самом себе, на основе чего формируется внутренняя установка на отношения и поведение человека в обществе и уровень притязаний, ожиданий от него. Я-концепция характеризует внутренний мир человека – его самосознание, самооценку, самомнение, самоуважение, самолюбие, самоуверенность, самостоятельность и т.д. Она сильно переживается человеком как самоценное связующее звено внутреннего и внешнего мира, как средство гармонизации их отношений. От конкретного содержания Я-концепция зависит – будет ли человек счастлив, удачлив; как будут развиваться его способности. Задача родителей и учителя прежде всего в том, чтобы убедить ребенка в его самоценности. Я-концепция формируется с первых дней жизни маленького человека. Он должен быть твердо убежден, что его принимают и положительно воспринимают другие люди, что он способен к тому или иному виду деятельности и труду. Формула самооценки условно равна дроби, где делимое – это достигнутый успех, а делитель – уровень притязания.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Я-КОНЦЕПЦИЯ
система представлений человека о самом себе, более полная и подробная, чем представления, составляющие самосознание и самооценку. "Я"-к. включает в себя различные составляющие: физическую - схему собственного тела; социальную - половую, этническую, гражданскую, ролевую социальную интеграцию; экзистенциальную - оценку себя в аспекте переживаемого бытия. Формирование "Я"-к. нуждается в педагогическом руководстве. Оно сводится к накоплению опыта решения задач при адекватной оценке их родителями и учителями. Эти оценки интериоризируются детьми и составляют ядро "Я"-к. — новое педагогическое понятие; устойчивая, осознанная систеиа представлений о себе; образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости; стремление повысит самооценку, завоевать уважение окружающих; идеальная представленность индивида в себе, как в другом. (Савва Л.И., Пономарев Т.А. Словарь-самоучитель по педагогике межличностного познания. - Магнитогорск, 2003. , 81) — относительно устойчивая и осознанная система представлений индивида о себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. (Колычева З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма. - СПб., 2004. ) См. также Деонтология, Подростковый возраст

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Я-КОНЦЕПЦИЯ
совокупность представлений человека о себе как о биосоциальном существе. Основными составляющими Я-концепции являются: физическое Я (совокупность представлений о себе как индивидуальности, характерологических особенностях) и социальное Я (совокупность представлений о себе как партнере по общению, о своей принадлежности к определенной микрогруппе, социальной и возрастной страте). Отдельные составляющие Я-концепции начинают формироваться еще в детстве. Однако окончательное превращение Я-концепции в систему происходит в подростковом возрасте и завершаются в юношеском. Наиболее сложным является формирование социального Я, без которого невозможно существование целостной адаптированной личности. Для лиц с отклоняющимся поведением характерны следующие черты Я-концепции: рассогласованность ее основных частей, прежде всего неразвитость личностного и социального Я; совмещение взаимоисключающих друг друга норм; отсутствие целого ряда важнейших элементов представления о себе. По этим причинам у большинства из них возникает чувство неуверенности в себе, незафиксированность в окружающем мире. Неполноценность Я-концепции сильно отражается на самооценке, приводя ее к колебаниям. Для формирования целостной Я-концепции прежде всего необходимо предоставление личности полноты информации по всем интересующим ее проблемам в доступной для ней форме. Кроме того, воспитатель должен стремиться максимально гомогенизировать воздействия со стороны разных средовых воздействий.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

Я-концепция
осознаваемая система представлений индивида о самом себе как основа взаимодействия его с другими людьми и отношения к самому себе. Я-к. – образ собственного Я, включающий когнитивный, эмоциональный и оценочно-волевой компоненты. Я.-к. включает реальное Я и идеальное Я. В связи с этим понятие Я-к. широко используется в педагогической акмеологии, где реальное (действительное) и идеальное (возможное) рассматриваются в качестве сущностных измерений человека (как индивида, личности, индивидуальности), необходимых для проектирования процесса его совершенствования. Становление Я-к. происходит в процессе становления человека как индивидуальности. Как индивида и как личность человек осознает себя, реализуя когнитивные и чувственные механизмы самосознания. Человеку легко представить себя как личность, ибо в этом качестве он являет собой тип, категорию людей данной культуры. Осознавать себя в качестве индивидуальности, где человек неповторим не как единичное (индивид), но как индивидуальность, переработавшая в себе личность и подчинившая ее себе, человеку весьма трудно. Такое осознание, однако, приходит к человеку в результате того, что он действует, совершает поступки на основе свойств, характеризующих его как индивидуальность, а не на основе запрограммированных культурой обязанностей для него как личности. Действуя как индивидуальность, человек становится созерцателем, видящим ситуацию всегда в совершенно неожиданном контексте. Именно поэтому такой человек – индивидуальность.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Я-КОНЦЕПЦИЯ
одна из центральных концепций гуманистической психологии и педагогики, уделяющая особое внимание изучению механизма отражения личности своего «Я». Я-к. относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свои взаимоотношения с другими людьми и относится к себе. Согласно этой концепции «Я» выступает как системообразующий и субъективный мир личности, оно возникает на основе взаимодействия с социальной средой, является системой самовосприятий, наиболее важной детерминантой ответных реакций индивида, на основе интернализации позитивного отношения к себе со стороны других. «Я» является центральным понятием гуманистической психологии и выступает как важнейший фактор адаптации. Я-к. – целостный, хотя не лишенный внутренних противоречий образ собственного «Я», выступающий, как установка по отношению к самому себе и включающий компоненты: когнитивный – образ качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д., эмоциональный – самоуважение, оценочно-волевой – стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т. д. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я». Ряд других понятий «Я – концепции»: самоактуализация, самоанализ, самовоспитание, самонаблюдение, самообладание, самоопределение, самообразование, самоконтроль, самокритика саморегуляция, самооценка, самопознание, самосознание самовоспитание, самосовершенствование, самореализация, самоорганизация и т. д. Литература: [2, 20].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

Я-КОНЦЕПЦИЯ
это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как осознание особенностей своих физических, интеллектуальных, личностных и других качеств, так и притязания (на что я способен, чего достоин и т.д.) и входящая в них самооценка, а также избирательное восприятие и интерпретация влияющих на данную личность внешних обстоятельств. Эти представления делятся на «Я» реальное– каким я вижу себя в настоящий момент; «Я динамическое – оценка своих способностей, мотивации достижения, темпов развития и «Я» идеальное – то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на моральные нормы (или хочет стать). Некоторые авторы включают в «Я-концепцию» «Я» экзистенциональное. Это образ собственного «Я» (см. Я), включающий компоненты: телесный, когнитивный (образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости); эмоциональный (самоуважение, себялюбие, самоунижение, гордость и др.); оценочно-волевой (стремление повысить активность, самооценку и уверенность), компонент самовыражения и самореализации (завоевать уважение, самореализоваться в своей профессии). Я-к. как обобщенная совокупность указанных представлений возникает благодаря самосознанию человека и его рефлексии. Последняя способствует осмыслению и обобщению опыта человека и дает возможность концептуализации его личности, индивидуальности, жизненной позиции.
Применительно к профессиональной деятельности профессиональное «Я» это выстраиваемое личностью обобщение из совокупности оценок своих профессиональных качеств, мотивов и ценностных ориентаций, стиля и эффективности своей работы и профессиональных, карьеры, способов взаимодействия с партнерами, а также собственно профессионального опыта, анализа и обобщения ошибок и трудностей, и, одновременно – видения своей профессиональной перспективы развития.
Я-к. объединяет представления человека о самом себе, о своей личности. В зависимости от жизненного пути складывается более аморфная или конструктивная, гармоничная или противоречивая Я-к, побуждая личностное самосознание и рефлексию к разрешению этих противоречий, или при их неразвитости или отсутствии (рефлексии) оставляя личность в неопределенности. Тогда можно говорить не о концепции, а лишь мнении представлении о себе.
Положительная Я-к. определяется тремя факторами: твердой убежденностью в импонировании другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственного достоинства.
??
??
??
??
12

Источник: Акмеологический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
293.50 кб

Личностная и профессиональная «я - концепция педагога»

Просёлков Ю. В., Селезнёва Е. Ю.
Читать PDF
288.36 кб

Экономическая Я-концепция как важный элемент профессиональной подготовки

Пачиков Виталий Иванович
В статье рассматривается структура и содержание понятия «экономическая Я-концепция», аспекты обусловливающие необходимость формирования экономической Я-концепции будущего специалиста.
Читать PDF
287.76 кб

Экономическая Я-концепция как предмет мультидисциплинарных исследований

Шемятихина Лариса Юрьевна
В статье обосновывается возможность рассмотрения экономической Я-концепции как предмета мультидисциплинарных исследований.
Читать PDF
248.95 кб

Я-концепция в профессиональной самореализации преподавателей вузов МВД России

Туравец Наталья Романовна, Щуров Евгений Андреевич
В статье рассматривается Я-концепция в контексте формирования самореализации начинающего преподавателя высшей школы МВД России. Рассматриваются компоненты данной концепции.
Читать PDF
195.77 кб

Я-концепция педагога учреждений среднего профессионального образования в контексте новых требований

Волкова Эльмира Ильнуровна
В статье рассматриваются современные подходы к подготовке специалистов в системе профессионального образования, связанные с новыми требованиями не только к формированию личности учащихся, но и к личности педагога, к наличию у него
Читать PDF
329.14 кб

Концепция подготовки педагогов-исследователей на основе компетентностного подхода

Востриков А. А., Дудина Е. Н.
Представлена авторская концепция подготовки педагогов-исследователей на основе компетентностного подхода. Предложены условия организации учебного процесса, определены направления работы по реализации концепции.
Читать PDF
131.93 кб

Концепция учебно-методического раздела web-сайта кафедры

Калашникова Т. Г.
Читать PDF
413.26 кб

Концепция управления социальным качеством университетского образования

Асадулина Ирина Гарифзяновна
В статье раскрываются основные положения концепции управления социальным качеством образования, которое формируется в результате взаимодействия системы высшего образования и подсистем регионального социума.
Читать PDF
194.67 кб

Концепция обучающей учебной литературы нового поколения

Папикянц Л. А.
Читать PDF
383.82 кб

"Музыка как педагогическое средство": концепция художественного образования в Учительской семинарии

Татьяна Вадимовна Букина
Читать PDF
109.87 кб

Модернизация, образовательный дискурс и управляющая концепция

Валицкая Алиса Петровна
«Модернизация» понятие, означающее процедуры радикального обновления, сегодня применяется для именования процессов глобального характера, происходящих в сферах межгосударственных отношений, экономики и финансов, управления и промы
Читать PDF
253.15 кб

Концепция многоуровневой системы обеспечения практикумов в Открытом образовании

Шишкин А. А.
Читать PDF
300.39 кб

Педагогическая концепция информационного сопровождения образовательного процесса в сфере физической

Дмитренко О. А.
Читать PDF
346.85 кб

Концепция формирования сетевого взаимодействия сельских школ для решения задач модернизации образова

Сартакова Елена Евгеньевна
В предложенной работе исследуются общие историко-педагогические тенденции развития муниципальных образовательных систем России, специфика сельских систем образования, тенденции реализации идей доступности, качества и эффективности
Читать PDF
328.55 кб

Концепция преподавания основ философии в среднем специальном учебном заведении

Куликов Сергей Борисович
В статье отстаивается тезис о том, что модернизация преподавания основ философии имеет характер одного из приоритетных направлений развития российского образования в контексте Болонского процесса.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Я-концепция профессиональная педагога

    (Я-профессиональное) – обобщенное представление учителя о себе как о профессионале.
  • Я-КОНЦЕПЦИЯ УЧИТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

    та часть концепции личности учителя, к-рая складывается из того, как себя видит и оценивает учитель в настоящее время («актуальное Я»); того, каким учитель видит себя и оценивает по отношению к нача
  • Я-концепция личности

    система осознанных и достаточно устойчивых представлений индивида о самом себе, на основе которой он выстраивает отношения с окружающей действительностью; единство и целостность личности с ее с
  • АССОЦИАТИВНО-РЕФЛЕКТОРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

    педагогическая технология, основанная на ассоциативно-рефлекторной теории, считающей, что усвоение знаний, формирование навыков и умений есть процесс образования в сознании человека различных а
  • КОНЦЕПЦИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

    предполагает, что процесс усвоения знаний и формирования соответствующих навыков и умений протекает в ходе овладения определенной деятельностью (выполняю действия – получаю нужные знания о них)
  • Концепция проблемно-деятельностного обучения

    означает, что в процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых обучающийся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживает и осмысливает профессиональную (учеб
  • Концепция дидактического энциклопедизма

    провозглашает основную цель образования, заключающуюся в передаче обучающимся предельно большого объема научных знаний и опыта жизнедеятельности.
  • Концепция

    система основных взглядов; определенный способ понимания.
  • Концепция читателя

    система взглядов на читателя как носителя читательского сознания и субъекта читательской деятельности и читательского общения, представленная в определенных формулах и моделях (вербально или в
  • Концепция чтения

    система взглядов на чтение как систему обучения и учения чтению определенных категорий читателей (и детей, и взрослых), реализуемая на практике в образовании и самообразовании разными социальным
  • Концепция дидактического формализма

    рассматривает обучение как средство развития способностей и познавательных интересов обучающихся.
  • Концепция дидактического прагматизма

    трактует обучение как непрерывный процесс «реконструкции» опыта обучающегося.
  • Концепция функционального материализма

    обращает внимание на интегральную связь познания с действительностью, критериями построения которой является ряд «ведущих идей», которые имеют мировоззренческое значение.
  • ИМПЛИЦИТНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ

    совокупность представлений о том, каким должен быть каждый представитель данного этноса. Понятие разрабатывается И. Коном.
  • ИМПЛИЦИТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ

    стереотипы воспитания, складывающиеся в народных традициях и опыте, но не имеющие теоретического оформления.
  • Концепция курса

    (лат. concepcio – понятие, взгляд, замысел): в гуманитарном знании концепцией можно считать любую целостную идею, которая может выступать в качестве интеллектуального инструмента для принятия решений,
  • Воспитание Я-концепции

    Актуальность психологического обеспечения Я-концепции определяется многими причинами. Э. Берне показал огромное влияние Я-концепции на успешность процесса обучения в школе. Имеются исследовани
  • Кибернетическая концепция обучения

    рассматривает обучение как процесс передачи и переработки информации.
  • Программно-ролевая концепция научного коллектива

    теория коллективной научной деятельности, рассматриваемой в трех взаимосвязанных аспектах: предметно-логическом, научно-социальном и личностно-психологиче-ском (М.Я. Ярошевский). Единицей анализ
  • КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

    (от лат. conceptio - понимание, восприятие, система) - система взглядов на содержание и продолжительность изучения базовых учебных дисциплин в различных типах учебных заведений, определенный способ пон