КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Концепции образования
(от лат. Conceptio - понимание, восприятие, система), система взглядов на содержание и продолжительность изучения базовых учебных дисциплин в различных типах учебных заведений, определенный способ понимания целей, задач, организации образовательных программ [33, с. 65].

Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014

КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
(в современной западной социологии).
1. Функционализм (Э. Дюркгейм, К. Дэвис, В. Мур, Дж. Коулман, Я. Блау, О. Данкен, Е. Хоппер и др.) – рассматривает проблему неравенства возможностей в доступе к получению знаний; учитывает индивидуальные способности учащихся и различия между школами и однотипными учебными заведениями, основанные на объеме знаний; не учитывает факторов и внутренних процессов, влияющих на мобильность молодого поколения.
2. Теория конфликта (С. Боулз, Н. Пуланцас, Г. Гинтис, Р. Коллинз, С. Ароновиц, Х. Жирокс, Л. Альтюссер, Дж. Анион, М. Эппл, А. Грамши, П. Виллис, И. Шор, П. Фрайер ) – фокусирует внимание на противоречиях интересов различных элементов надстройки общества; марксистские концепты: классовые противоречия на основе экономики; противоречия, основанные на неэкономических социальных институтах (культура, политика, религия и т. п.).
3. Структурализм (П. Бурдье, Б. Бернстайн, Ш. Хиф, Казден, Химс и др.) – код знания выступает основополагающим принципом, который формирует различия в мировоззрениях, социальной идентификации и разновидности знаний; институции образования рассматриваются как организации, которые кодируют культуру, а эти коды воссоздают социальные категории.
4. Новая социология образования (К. Маннхейм, Горбут, Карабел, Халси, Янг, Браун, Векслер, Шарп, Жирокс др.) – принцип критического осмысления научного знания; социология знания – это научная ориентация, которая выражает более общее научное и культурное направление; образование – это не только маскировка идеологии групповых интересов в виде объективного знания или учебного плана, это также воспроизводство социальных образцов неравенства, проявляющихся в различиях индивидуальной успеваемости в школе.
5. Критическая социология. (М. Янг и др.) – образование личности – это сложный социокультурный процесс, который не ограничивается системой формального образования; тенденции современного образования: а) коммерциализация и б) акцент в контексте непрерывного образования на знаниях, необходимых базовой профессии, и на обучении, приближенном к жизни, все формы которого берутся институциями формального образования извне (Шаронова С. А. Универсальные константы института образования – механизм воспроизводства общества. – М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 2004; Шаронова С. А. Из истории развития образования за рубежом // Социол. исслед. – 2005. – № 3. – С. 119–126). Е. А. Подольская

Источник: Глоссарий современного образования.