КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (философские)

Найдено 1 определение
КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (философские)
в узком смысле – система взглядов на содержание и продолжительность базовых учебных дисциплин в средних общеобразовательных учебно-воспитательных учреждениях (напр. концепция непрерывного исторического образования, концепция непрерывного экологического образования, концепция биологического образования, концепция химического образования и т. д.). В широком смысле – философские подходы, которые являются основой выбора задач и ценностей обучения и воспитания, содержания образования. 1. Догматический реализм: задача учебного заведения – воспитать рациональную личность с развитым интеллектом, обеспечить ее знанием неизменных фактов и вечных принципов; объяснения педагогов построены по сократическому методу, эксплицитно передают традиционные ценности; учебный план строится классически – анализ литературы, все предметы обязательны. 2. Академический рационализм задача содействовать интеллектуальному росту личности, развивать ее компетентность; идеал – гражданин, способный к совместному труду с целью достижения социальной эффективности; основное внимание уделяется овладению основополагающими понятиями и принципами академических предметов; педагог стремится дать глубокие, фундаментальные знания; с другой стороны, происходит отбор способных и неспособных их усвоить. 3. Прогрессивистский прагматизм: задача – усовершенствование демократических основ социальной жизни; общественный идеал – личность, способная к самореализации; учебный план сориентирован на интересы обучаемых, отвечает на реальные жизненные вопросы, включая междисциплинарные знания; основное внимание уделяется активному и интересному обучению; считается, что знания способствуют усовершенствованию и развитию личности, что процесс обучения происходит не только в классе, но и в жизни; появляются факультативные предметы, гуманистические методы преподавания, альтернативное и свободное обучение. 4. Социальный реконструкционизм: цель – усовершенствование и преобразование общества, воспитание для трансформаций и социальных реформ; задача – обучать таким навыкам и знаниям, которые позволили бы выявлять проблемы, от которых страдает общество, и решать их; активное обучение направлено на современное и будущее общество; учитель выступает как агент социальных реформ и изменений, как руководитель проектов и лидер исследований, помогает ученикам осмыслить проблемы, которые возникают перед человечеством; в учебном плане большое внимание уделяется общественным наукам и методам социального исследования, тенденциям современного и будущего развития, национальным и международным вопросам; в процесс обучения стремятся воплотить идеалы равенства, культурного плюрализма (Астахова Е. В. Трансформация современных функций высшего образования в современных условиях. – Х., 1999; Журавський В. С. Вища освіта як фактор державотворення і культури України, 2003; Концептуальні засади демократизації та реформування освіти в Україні. – К., 1997; Курс лекций по социологии образования / под ред. В. И. Астаховой. – Х.: Изд-во НУА, 2003; Стратегія реформування освіти в Україні: рекомендації з освітньої політики / за ред. В. Андрющенко. – К.: К.І.С., 2003; Освіта в Україні. Інформаційний бюлетень. Education in Ukraine Information Bulletin / Міністерство освіти України. – К.: Генеза, 1998). Е. А. Подольская

Источник: Глоссарий современного образования.