ОБРАЗОВАНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ

Найдено 1 определение
ОБРАЗОВАНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ
Экономическая природа образования и вопросы о вкладе образования в экономический рост и о влиянии на величину доходов их обладателей признавались еще классиками политической экономии в рамках трудовой теории стоимости. В. Петти был первым в мировой экономической науке, кто старался дать стоимостную оценку человеческих качеств и их полезных свойств, считал знания и привычки составной частью богатства индивида и всего общества. А. Смит указывал на продуктивную природу образования, говоря о затратах на образование или обучение человека как о капиталовложениях в его способность зарабатывать в будущем, называя человеческим капиталом ценность «приобретенных и полезных способностей всех жителей и членов общества». Д. Рикардо считал затраты на образование составляющей частью затрат на воспроизводство рабочей силы, и поэтому свидетельствовал о зависимости заработной платы рабочих от уровня затрат на образование и обучение, от уровня развития способностей рабочих к труду. Кроме того, он обращал внимание на длительный опыт оценки качества образования: и поэтому покупатель этого товара, как правило, не в состоянии судить о его качествах. К. Маркс отмечал, что для того, чтобы превратить общечеловеческую природу в развитую и специфическую рабочую силу, необходимо, чтобы она получила соответствующее образование или воспитание, что, в свою очередь, стоит той или другой суммы товарных эквивалентов. Эти расходы на образование отличаются в зависимости от квалификации рабочей силы. Э. Дюркгейм определял образование как влияние, оказываемое взрослыми поколениями на тех, кто еще не готов к социальной жизни. Целью данного влияния ставится воспитание определенного набора физических, интеллектуальных и моральных качеств, которые требуют от него как политическая система в целом, так и конкурентная среда, для которой он специально предназначен. А. Маршалл сконцентрировал внимание на проблеме рынка образовательных услуг в связи с инвестированием в человеческий капитал. Он рассматривал образование в качестве знаний, которые выступают как могущественным источником производства. Исследователь обосновал идею о том, что повышение образования работника предопределяет не только рост его собственной производительности труда, но и работников, которые его окружают. Ему принадлежит утверждение, что «самый ценный капитал – это тот, который вложен в человеческие существа». Согласно Дж. М. Кейнсу, чем выше доля инвестиций в экономику, тем выше темпы экономического роста, так как, с одной стороны увеличение инвестиций способствует занятости и, соответственно, приводит к росту ВВП; с другой – рост запаса капитала непосредственно влияет на рост производительности труда, что способствует росту объемов общественного производства. Образование не только повышает производительность реципиента (т.е. человека, который его получил), оно может обеспечить положительный внешний эффект (экстерналию). (Астахова (мл.) Е. В. Образование как социально-экономический рыночный продукт в новых исторических условиях / [Е. В. Астахова (мл.)] // Образовательный потенциал Харьковщины : монография / Нар. укр. акад. ; под общ. ред. Е. В. Астаховой, Е. А. Подольской. – Харьков, 2013. – Разд. 3.1. – С. 282–289). Е. В. Астахова (мл.)

Источник: Глоссарий экономики образования. Нар. укр. Акад. 2017