КОНЦЕПТОСФЕРА

Найдено 1 определение
КОНЦЕПТОСФЕРА
совокупность концептов, некая «аура» языка, обладающая национально-культурной спецификой; одно из ключевых понятий современной когнитивной лингвистики и лингвокультурологии, предложенное Д.С. Лихачёвым в 1993 г. по типу терминов В.И. Вернадского: ноосфера, биосфера и пр. Единицей К. является Концепт (см.).
Исследователи отмечают, что К. носит достаточно упорядоченный характер. «Концепты, образующие концептосферу, по отдельным своим признакам вступают в системные отношения сходства, различия и иерархии с другими концептами <...>
Конкретный характер системных отношений концептов требует исследования, но общий принцип системности, несомненно, на национальную К. распространяется, поскольку само мышление предполагает категоризацию предметов мысли, а категоризация предполагает упорядочение её объектов. Таким образом, концептосфера — это упорядоченная совокупность концептов народа» [Попова, Стернин 2002: 9].
Отдельных вариантов К. национального языка очень много, они по-разному группируются, по-разному себя проявляют. «Одна концептосфера может сочетаться с другой — скажем, концептосфера русского языка в целом, но в ней концептосфера инженера-практика, а в ней концептосфера семьи, а в ней индивидуальная концептосфера. Каждая из последующих концептосфер одновременно сужает предшествующую, но и расширяет её» [Лихачёв 1997: 282].
Особое значение в создании К. принадлежит писателям, особенно поэтам. В настоящее время в лингвистике сложилось целое направление, представители которого исследуют К. отдельных писателей и поэтов. В.А. Маслова, описавшая К. Марины Цветаевой (куда входят концепты «поэт», «любовь», «разлука», «судьба», «радость» и т.д. и концепты пространства: «простор», «Россия», «Москва», «дом» и др.), отмечает, что К. поэта «организована по принципу поля, включающего ядро, приядерную зону и периферию, причём их соотношение в разных произведениях уникально и самобытно» [Маслова 2004: 32].
«Концептосфера русского языка, созданная писателями и фольклором, исключительно богата. Концептосфера языка — это в сущности концептосфера русской культуры» [Лихачев 1997: 284].
А.П. Сковородников пишет о необходимости определения К. национального риторического идеала с учётом культурно-исторической традиции и реальностей современного исторического периода. По его мнению, в структуру русского риторического идеала входит ряд этико-эстетических категорий (напр., выделенные А.К. Михальской категории кротости, смирения, хвалы, безмолвия, умиротворения, правды, ритмичности, мерности и умеренности), категорий традиционной русской ментальности (напр., категория соборности), а также некоторые категории нормативно-языкового, коммуникативно-прагматического и социально-культурного порядка, в частности, такие, как правильность (нормативность) речи, её стилистическая и ситуативная уместность, целесообразность, аргументированность, учёт языковых вкусов и предпочтений адресата и некоторые другие [Сковородников 1999].
К., в которой живет любой национальный язык, постоянно обогащается, изменяется со временем. Богатство языка «определяется не только богатством «словарного запаса» и грамматическими возможностями, но и богатством концептуального мира, концептуальной сферы, носителями которой является язык человека и его нации» [Лихачев 1997: 286].
Лит.: Бабушкин А.П. Картина мира в концептосфере языка // Язык и национальное сознание. Воронеж, 1999. Вып. 2; Лихачёв Д. С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М., 1997; Маслова В.А. Поэт и культура: концептосфера Марины Цветаевой. М., 2004; Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие концептосферы // Язык и национальное сознание. Вопросы теории и методологии. Воронеж, 2002; Прохоров Ю.Е. Концепт, текст, дискурс в структуре и содержании коммуникации: ДД. М. Екатеринбург, 2006; Сковородников А.П. К методологии разработки и представления русского риторического идеала // ФН. 1999. № 5; Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. М., 1997.
И. В. Башкова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
836.80 кб

Концептосфера непрерывного образования: логика и методология изучения

Колесникова Ирина Аполлоновна
Читать PDF
152.60 кб

Поэтапное обучение русскому языку как иностранному на основе педагогических концептосфер как стратег

Ахметова Мария Николаевна, Кузнецова Наталья Сергеевна
В статье рассматриваются особенности моделирования системы транскультурного образования русскому языку как иностранному.
Читать PDF
193.87 кб

Педагогическая картина мира: методологические основы исследования профессиональной концептосферы учи

Ястребова Г. А.
Анализируются понятия «картина мира», «профессиональная картина мира», «информационная картина мира» и др.
Читать PDF
10.32 мб

Проблема формирования концептосферы профессиональной деятельности судоводителя

Севастьянова Ирина Вячеславовна
Проанализированы особенности профессиональной деятельности судоводителя. Выявлено, что судоводитель является представителем профессии человек знаковая система, чья деятельность протекает в экстремальных условиях.