Семиотика

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СЕМИОТИКА
наука о знаковых системах в природе и обществе (естественный, разговорный язык, языки программирования, физическая и химическая символика и т.п.). Она близка кибернетике, которая исследует процессы связи и управления в живом организме, природе и обществе.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

СЕМИОТИКА
от греч. sema — знак) — наука о знаковых системах в природе и обществе (естественный, разговорный язык, языки программирования, физическая и химическая символика и т. п.). Она близка кибернетике, которая исследует процессы связи и управления в живом организме, природе и обществе. Семиотика близка лингвистике, поскольку последняя изучает самую полную и совершенную из систем связи — человеческий язык.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Семиотика
гр. семиотос - обозначенный) - "наука о знаках и знаковых системах, а также о естественных и искусственных языках как знаковых системах. Основоположником семиотики является американский логик Чарльз Пирс (1839 -1914). Семиотика изучает виды знаков (буквы, слова, графические изображения, сигналы и т.п.), закономерности их сочетания в различных системах".[5] Основные аспекты семиотики - синтактика, семантика и прагматика. Синтактика (гр. синтаксис - составление) изучает синтаксис различных знаковых систем, т.е. структуру сочетаний знаков и правила их образования и преобразования (код) безотносительно к их значениям и каким бы то ни было функциям знаковых систем. Семантика (гр. семантикос - обозначающий) изучает знаковые системы как средства выражения смысла, т.е. правила интерпретации знаков и составленные из них выражения. Прагматика ( гр. прагма - дело, действие) изучает отношение между знаковыми системами и теми, кто ими пользуется.

Источник: Педагогическая антропология. Словарь

СЕМИОТИКА
(от греч. sēmeiōtikē – знак, признак). Научная дисциплина, исследующая свойства знаков и знаковых систем (главным образом естественных и искусственных языков). Основы С. языка и литературы заложены представителями европейского структурализма 20–30-х гг. XX в. (Н. Трубецкой, Р. Якобсон и др.). С. распадается на 3 основные отрасли: а) семантику. Исследует соотношение знака и обозначенного (обозначаемого); б) синтаксис. Изучает закономерности сочетания знаков в сообщении; в) прагматику. Исследует закономерности употребления знаков в конкретной ситуации общения. Существует расширенное и более узкое понимание знака. При расширенном понимании в предмет С. включают все физические явления, выступающие для человека как заместители других явлений: дым как знак пожара, гром как знак надвигающейся грозы и т. п. Более узким является понимание С. как науки только о таких «физических» явлениях, которые специально используются для передачи информации в процессе коммуникации. С. как наука о средствах общения, опосредующих человеческую деятельность, тесно смыкается с психологией, особенно с психологией общения.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
278.14 кб

Семиотика как методологическая основа инфографики

Байганова Мария Владимировна
В статье рассмотрена специфика и значимость знаково-символической деятельности в процессе визуализации данных в контексте введения новых образовательных стандартов, формы реализации семиотического подхода в процессе подготовки про
Читать PDF
420.71 кб

Семиотика и ее педагогические продолжения

Соломоник А. Б.
В статье излагается оригинальная концепция автора для Общей семиотики (науки о знаках и знаковых системах).
Читать PDF
1.30 мб

Семиотика интерфейса системы «Человек-компьютер» и образовательный процесс

Веряев Анатолий Алексеевич
В работе с позиций культурно-исторической психологии и семиотики анализируется процесс обучения информатике в школе и вузе. Показана важность знаково-символической деятельности при освоении персонального компьютера.
Читать PDF
318.48 кб

Семиотика образования или «Ключи» и «Отмычки» к моделированию образовательных систем

Мелик-Гайказян Ирина Вигеновна
Отсутствует соответствие между применяемыми способами измерения образования и сущностью образования. Заменой измерения стало определение цены образования.
Читать PDF
297.05 кб

Семиотика дидактической системы высшего медицинского образования

Иванов С.В.
В системе отечественного высшего медицинского образования (ВМО) негативный тренд последних десятилетий заключается в дисбалансе основных дидактических сем.
Читать PDF
412.55 кб

Дидактические многомерные инструменты как объект семиотики

Штейнберг Валерий Эммануилович, Шурупов Алексей Юрьевич
Читать PDF
314.44 кб

Вопросы невербальной семиотики и их рассмотрение в рамках академических чтений в КемГУКИ

Шунков Александр Викторович
В статье представлен содержательный обзор лекционного курса профессора РГГУ (г. Москва) Г. Е. Крейдлина по невербальной семиотике.
Читать PDF
109.36 кб

Использование принципов эргономической семиотики при проектировании пользовательских интерфейсов в п

Таратухина Ю. В., Алдунин Д. А.
В настоящее время происходит активное внедрение информационных технологий в процесс обучения. Это могут быть как электронные учебные пособия, учебные среды, так и сайты, и сетевые сообщества.
Читать PDF
1.06 мб

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДХОДА СОЦИАЛЬНОЙ СЕМИОТИКИ В МУЛЬТИМОДАЛЬНОМ АНАЛИЗЕ: ИССЛЕДОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛАХ

Беземер Джефф, Диамантопулу София, Джюитт Кэри, Кресс Гюнтер, Маверс Дайан
Цель данной работы состоит в том, чтобы показать, как одно из важных направлений социальных исследований обучение можно изучать с точки зрения мультимодального подхода социальной семиотики.
Читать PDF
170.68 кб

Семиотико-герменевтическое осмысление средневековых дидактических текстов (опыт криптоэвристического

Сокурова Надежда Ивановна
Рассматривается особый способ выявления и интерпретации имплицитного педагогического информативного материала в средневековых дидактических текстах, в частности в энхиридии Михаила Пселла «Обозрение законов».

Найдено книг по теме — 16