Наука

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Наука
сфера деятельности, реализующая познавательную функцию в рамках идеи "сущностного знания" и ценности достижения "истины".

Источник: Методологический словарь для стратегов

Наука
сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Источник: Военная педагогика

НАУКА
область познания, основанная на доказательствах; она объективна, способна к самоотрицанию и стремится к созданию единого общенаучного языка терминов.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

Наука
сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; форма общественного сознания.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Наука
в целом под наукой понимается сфера деятельности, основная функция которой - выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможно построение образа мира - научная картина мира, и способов взаимодействия с миром - научно обоснованная практика.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

Наука
есть такая форма общественного сознания, в которой отражаются и накапливаются знания о сущности, связях и зависимостях, объективных законах развития природы, общества и мышления Научные знания являются одним из важнейших компонентов содержания воспитания как общественного явления.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

НАУКА
сфера человеческой деятельности, направленная на получение и теоретическое обобщение объективных законов природы и общества, описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых законов; получение новых знаний, формирующих научную картину мира.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Наука
сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания,

Источник: Исследовательская деятельность

НАУКА
сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Говоря о науке, необходимо иметь в виду, по крайней мере, ее три аспекта: — наука как социальный институт (совокупность научных учреждений, содружество ученых); — наука как процесс (научная деятельность); — наука как результат (научные знания) [80, c. 331; 82, c. 481; 89, c. 16; 91, c. 403].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

НАУКА
Сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. Самостоятельной наука считается, если у нее имеется свой объект, предмет исследования и своя терминология. Методика рассматривается как самостоятельная наука в рамках дидактики (частная дидактика), поскольку она обрела свой объект исследования, предмет исследования и терминологию (например, языковые упражнения, аудиовизуальный метод и др.).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Наука
гр.) – сфера человеческой деятельности, задачей которой является познание действительности, выявление законов развития природы и общества. Наука всегда технологична, объективна, рациональна. детерминирована, доказательна. Наука, как по своей технологии, в смысле средств получения знаний, так и по своему содержанию, т.е. добытому знанию, является венцом мыслительной работы человеческого рассудка. Наука является отраслью культуры, созданной впервые греками. Она строится на исследованиях и их результатах и служит средством рациональной реконструкции мира. Все науки делятся на естественные и гуманитарные. Наступает время сближения науки и религии как двух различных взаимодополняющих измерений человеческого бытия.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

НАУКА
сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные и технические. Прогресс науки заключается в том, что она играет все возрастающую роль в развитии производства, совершенствовании отношений в обществе, духовном развитии общества.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

НАУКА
сфера человеческой деятельности, функцией которой является разработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Научное знание отражает объективно существующие закономерности окружающей действительности. Оно представляет собой духовно-теоретическое знание, выполняющее описательную, объяснительную, прогностическую и другие функции. В ходе исторического развития наука превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт. Понятие Н. включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности – сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира (Блейк Р., Моунтон Дж. Научные методы управления: пер. с англ. – К., 1990; Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование. – М.: Наука, 1987; Гершунский Б. С. Философия образования для ХХ1 века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). – М.: ИнтерДиалект+, 1997; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура». – М.: ГУ-Высшая школа экономики, 2000). Е. А. Подольская

Источник: Глоссарий современного образования.

НАУКА
область человеческой деятельности, цель которой - изучение явлений и процессов природы, человека и общества, их свойств, отношений и закономерностей. Буквальное значение слова «наука» – знание. Однако далеко не всякое знание может рассматриваться как научное. Например, не относится к науке житейское знание, не идущее дальше простого описания фактов и процессов, выявления чисто внешних сторон. Научное знание начинается тогда, когда за совокупностью фактов выявляется закономерность – всеобщая и необходимая связь между ними, что позволяет объяснить, почему данное явление, процесс протекает именно так, а не иначе и предсказать дальнейшее его развитие. Развитие науки идет от простого собирания фактов, через их изучение и раскрытие отдельных закономерностей к связной, логически стройной научной теории, объясняющей уже известные факты и предсказывающей новые. Истинность научного знания определяется не только его логической непротиворечивостью, доказательностью, но, прежде всего, обязательной проверкой его на практике – в наблюдении и научном эксперименте. Этим научное знание отличается от веры, т. е. беспрекословного признания истинным того или иного положения без какого-либо логического его обоснования и практической проверки. Поэтому в противоположность религии, изображающей действительность в фантастическом виде, наука дает истинную картину мира. Раскрывая объективные законы явлений, наука выражает их в абстрактных понятиях и схемах, которые должны соответствовать действительности. В этом отличие науки от искусства, которое создает художественные образы, допускающие возможность фантазии, вымысла. Возникновение и развитие науки обусловлено потребностями материального производства, потребностями развивающегося общества. Однако наука, в свою очередь, оказывает существенное влияние на развитие производства, открывая новые, ранее неизвестные свойства природы, новые материалы, новые методы их обработки, новые источники энергии, делая возможным появление совершенно немыслимых ранее сфер производства и потребления (вычислительная техника, радиоэлектроника, синтетическая химия, ядерная энергетика, нанотехнологии и т. д.). Наука – одна из девяти форм общественного сознания Литература: [65].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

НАУКА
вид познавательной деятельности, цель которой достижение объективного знания об окружающем человека мире. Вместе с тем, наука — социальный институт, организующий познавательную деятельности. Истоки научного познания коренятся в древних цивилизациях Египта, Вавилона, Китая. В Египте IV века до н.э. вычисляли время по календарю; архитектура египетских пирамид показывает, что уже в то время были значительно развиты математика и геометрия. К тому же времени относятся и изобретение письменности, и первые астрологические представления. Однако наука как особая сфера деятельности начала формироваться в Греции в IV веке до н.э. Античную науку отличают две характерные черты: с одной стороны, нацеленность на познание Космоса, и с другой, — на познание внутреннего мира человека. Подобная ориентация науки была присуща, в сущности, и эпохе Средневековья. Вместе с тем, в объяснении Космоса и внутреннего мира человека в построениях мыслителей Античности и Средневековья доминировал умозрительный подход. Однако в эпоху Возрождения и, особенно в Новое время резко усилилась тенденция опытного изучения природы. Ф. Бэкон провозгласил опыт, эксперимент источником новых знаний. Каждое заключение, чтобы не оказаться софизмом, должно проверяться путем опыта и применения. После Ф. Бэкона, открытий Коперника, Дж. Бруно, Галилея и И. Ньютона, требовавших с помощью эксперимента постичь подлинные причины движения вещей, идея социально-практической ценности науки стала общепризнанной. В целом, именно в Новое время сформировались отличительные черты науки, характеризующие её. Это, прежде всего, признание: определяющей роли опыта, собирания и систематизации эмпирических фактов; рационально-логических построений и методов количественного описания; различий в организации и свойствах материи на микро- и макроуровнях, живой и неживой природы, в содержании наук о природе и обществе и т.д. и т.п. А, главное, новое знание об окружающем мире, приобретенное в Новое время, могло уже претендовать на статус достаточно полной, строгой и четкой системы законов, объясняющих Вселенную, что составляет подлинную задачу и цель науки. Важно учитывать, что если до XVI века наука и техника развивались как две относительно самостоятельные сферы человеческой деятельности, то теперь их взаимодействие становится неразрывным. Три великих открытия, обусловленные насущными нуждами мануфактур, развитием торговли и мореплавания — компас, порох и книгопечатание положили начало органическому единству научно-технического прогресса. И примечательно, что если вплоть до начала XX века ведущая роль в научно-техническом прогрессе общества принадлежала, как правило, все-таки технике, непосредственно выражавшей потребности производства, то в XX веке лидирующая роль уже безоговорочно переходит к науке, к теоретическому знанию. Внедрение науки в производство, её становление непосредственно производительной силой идет по двум направлениям: по пути овеществления знания в орудиях и средствах производства и по пути овладения ими самим человеком. Важной чертой развития науки в современную эпоху является то, что параллельно с процессом дифференциации естественных наук, с одной стороны, и их интеграции, с другой стороны, идет процесс объединения естественных наук с общественными. Как считал великий физик М. Планк, существует неразрывная цепь от физики к химии, через биологию и астрономию к социальным наукам, цепь, которую нельзя произвольно разрывать ни в каком месте. В XXI веке наука будет играть все большую роль в управлении обществом и государством. Сегодня научный (и технологический) потенциал настолько же велик, насколько и опасен. Поэтому эффективность принимаемых решений будет в полной мере определяться тем, насколько к ним будут применяться нравственные ценности. Прежде всего, велика моральная ответственность самих ученых. Прогресс науки не остановит появления новых знаний, в том числе и тех, которые можно использовать во вред людям. Предотвратить прогресс невозможно, но ученые обязаны предупредить о возможных опасных последствиях новых открытий. В принципе, достижения науки — благо для людей. Все зависит от самих людей, от социальных условий, в которых они живут. Прогресс науки создает условия, материальные и технические предпосылки для развития способностей и обогащения духовного мира человека. Новое производство, базирующееся на новейших достижениях науки и техники, приводит к объединению разного рода деятельности на одном рабочем месте и требует от современного работника широкого кругозора: знания основ современной физики, химии, электроники, кибернетики, информатики и т.д., а также знания основ гуманитарных наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики и т.д. Наряду с этим следует отметить несостоятельность так называемого «кнопочного» представления о труде в будущем обществе, согласно которому труд, базирующийся на автоматизации и информатизации, будет легким занятием: все будут делать машины, а человеку останется лишь праздно «потреблять». Автомат, компьютер, какими бы разумными ни были, лишь опосредствуют деятельность человека. Абсолютное преимущество человека перед любой машиной заключается в том, что он обладает способностью воображения. Воображение — это способность к рассуждению, к представлению и предвидению. Конструктивное воображение, творчество — высшая функция мозга человека. Творческий процесс включает в себя не только рационально-логический уровень, но и дологический, подсознательный, иррациональный уровень. Творчество — не только точный расчет, но также эмоциональный порыв, воля, страсть. Никакую машину невозможно «заподозрить» в способности к поной деятельности. Но, в любом случае, нельзя обеспечить потребности человеНаука, несмотря на известную амбивалентность её достижений, способствует нашему пониманию истины, усиливает нашу способность прогнозировать и контролировать ситуацию. Бесспорно, наука — это еще не все в нашей жизни, но без нее все — ничто. Современные люди должны осмысливать действительность с позиций вечных, абсолютных ценностей: Истины, Добра и Красоты, их неразрывного единства. Наука, мораль и гуманизм должны стать ядром современной мировоззренческой культуры. В этой связи важную интегрирующую роль играет философия. Философия должна акцентировать внимание людей на приоритете глобальных, перспективных проблем, раскрывать им сиюминутность прагматического успеха. Она должна помочь разрешить противоречия между научным прогрессом и свооодои человека, научить человека управлять прогрессом. Философия должна воссоздать и закрепить в сознании людей твердое ядро таких моральных ценностей, как справедливость, свобода, равенство, солидарность; через обретение этих высоких моральных ценностей и возникают психологические установки, предопределяющие конкретные действия людей в духе гуманизма. Сегодня очень важно учитывать растущее выравнивание в методологических правах различных (не только научных) принципов освоение мира. Взаимозависимость различных культур и цивилизаций позволяет людям и треоует от них учитывать научный анализ и интуицию, формальную логику и нелинейное мышление, свободомыслие и религиозность, веру в поступательный прогресс и убеждение в колебательных движениях истории (цикл, спираль, зигзаг и т.п). Лишь исследуя в равной мере объективную и субъективную реальность, все стороны жизни — познавательную, моральную, религиозную, эстетическую — можно создать всеобъемлющий и согласованный взгляд на мир как единое целое. Б.Н. Бессонов

Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.50 мб

ВЛАСТЬ И НАУКА (к вопросу о развитии культурно-образовательного потенциала)

Ивашевский Станислав Леонидович
В статье рассматривается проблема развития культурно-образовательного потенциала современного российского общества. В качестве ведущих социальных институтов этого процесса представлены власть и наука.
Читать PDF
92.83 кб

Образование и наука в глобализированном мире: проблемы и задачи

Гонда Владимир
Читать PDF
727.86 кб

Психологическая наука: на пути к целостному образу человека

Ильина И. А.
Читать PDF
415.58 кб

Идеология наука и школа как базовые образовательные институты постиндустриального общества

Штурба Виктор Александрович, Васильев Сергей Сергеевич
Статья посвящена исследованию важнейших социальных институтов постиндустриального общества идеологии, школы и науки. Исследовано их соотношение с исторической реальностью и общественными потребностями современного мира.
Читать PDF
52.27 кб

Десять лет журналу «Экономическая наука современной России»

Мешков А. И.
Читать PDF
81.49 кб

Молодежь, наука, сервис - XXI век: материалы VI-й меж вузовской студенческой научно-практической кон

Читать PDF
444.15 кб

Искусство и наука: о творческой деятельности студентов факультета изобразительного искусства

Васильева Алена Александровна
Читать PDF
369.93 кб

Педагогическое образование и наука: пути развития

Соломин Валерий Павлович
Читать PDF
166.12 кб

Наука в высшей школе

Без высококвалифицированных научно-технических кадров у экономики страны нет будущего
Читать PDF
287.46 кб

Университетская наука Году учителя

Тряпицына Алла Прокофьевна
Объявление 2010 года Годом учителя, несомненно, направлено на повышение престижа профессии учителя в обществе, привлечение в профессию талантливой молодежи.
Читать PDF
210.65 кб

Наука и образование: экспансия экономизма

Семерник Снежана Здиславовна
Рассматривается вопрос об усилении роли экономики и производных от нее феноменов в пространстве современного социума.
Читать PDF
246.77 кб

Высшее образование и Наука в России: проблемы и перспективы

Винокуров Михаил Алексеевич
Рассматриваются направления повышения эффективности всей системы Российского высшего образования. Предлагается схема укрупнения университетов России путем их объединения с научно-исследовательскими институтами.
Читать PDF
0.00 байт

Студенческая Наука как фактор процесса модернизации современного российского образования

Бабаева Полина Андреевна
В данной статье автором рассматриваются основные факторы процесса модернизации высшей школы. Анализируются актуальные проблемы развития современной студенческой науки и перспективы ее развития.
Читать PDF
1.08 мб

Всероссийская научно-практическая конференция «Экология: Наука, образование, воспитание»

Сайпуева Эльвира Бекбулатовна
Читать PDF
435.81 кб

Наука о переводе сегодня (международная конференция по проблемам перевода, 1-3 октября 2007 г. )

Костикова О. И.

Похожие термины:

  • Когнитивная наука

    наука о мышлении, имеющая дело с широкой областью мыслительных структур и процессов, включая восприятие, запоминание, решение задач; цель когнитивной науки — определить природу механизмов, имеющ
  • Постнеклассическая наука

    введенный в эпистемологию академиком В.С. Степиным термин, обозначающий современную науку и отличающий ее от науки классической (от И. Ньютона до начала XXв.) и науки неклассической (с момента утвер
  • НАУКА ВУЗОВСКАЯ

    сфера деятельности, обеспечивающая производство и накопление знания, а также его практическое использование, осуществляемое различными специальными структурными подразделениями высших учебны