Лингвистика

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Лингвистика
лат. лингва - язык) - языкознание; "учение о языке, исследующее закономерности его структуры, функционирования и развития, включающее сравнение отдельных языков с целью выявления генетических и типологических связей между ними. Внешняя лингвистика (экстралингвистика) - лингвистика, изучающая аспекты языка, непосредственно связанные с функционированием говорящего человека в обществе".

Источник: Педагогическая антропология. Словарь

ЛИНГВИСТИКА
(от фр. linguistique; лат. lingua – язык). То же, что языкознание. Базовая для методики преподавания иностранных языков наука об общих законах строения и функционирования человеческого языка. Лингвистическое содержание обучения иностранному языку включает все аспекты языка, структурные единицы и жанры речи. В современной методике лингвистические основы преподавания языка выделяются в самостоятельную дисциплину, которая считается одним из направлений прикладной лингвистики (Баранов, 2001; Борисова, Латышева, 2003).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ЛИНГВИСТИКА
То же, что описательная лингвистика. Направление в языкознании, ответвление современного структурализма. Представители этого направления (Ф. Боас, Э. Сепир, Л. Блумфильд) центральной задачей языкознания считали описание языка, т. е. регистрацию фактов языка, но не их объяснение. Идеи Д. л. оказали большое влияние на развитие методов преподавания языков, способствовали выделению языковых моделей и обоснованию методики обучения по моделям (в первую очередь – в рамках аудиовизуального и аудиолингвального методов обучения). В 70-е гг. наступило известное разочарование в эффективности обучения по моделям, что привело к интенсивной разработке идей коммуникативной лингвистики.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Требования к разработке основной образовательной программы по направлению «Лингвистика» на основе ко

Минакова Людмила Юрьевна
Освещены вопросы создания новой образовательной программы для подготовки специалистов по теории и практике межкультурной коммуникации на факультете иностранных языков.
Читать PDF
0.00 байт

Кейс-метод в развитии межкультурных умений студентов направления подготовки «Лингвистика»

Филонова Виктория Викторовна
Уточняется номенклатура межкультурных умений, необходимых для овладения студентами языкового вуза общекультурными и профессиональными компетенциями.
Читать PDF
0.00 байт

Педагогика и когнитивная лингвистика в междисциплинарном поиске закономерностей процесса формировани

Лукацкий Михаил Абрамович
Статья посвящена описанию теоретических оснований междисциплинарного исследования, проводимого Институтом теории и истории педагогики Российской академии образования.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности формирования социокультурной компетенции бакалавров направления подготовки «Лингвистика»

Розанова Елена Владиславовна
Целью данной статьи является рассмотрение специфики формирования социокультурной компетенции у бакалавров направления подготовки «Лингвистика» в рамках компетентностного подхода к построению образовательной системы.
Читать PDF
0.00 байт

Лингвистика детской речи как инновационная научная и учебная дисциплина

Цейтлин С. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Опыт оптимизации студенческой переводческой практики в рамках направления подготовки «Лингвистика»

Богуславская Елена Львовна
В статье описывается опыт организации переводческой практики студентов-лингвистов.
Читать PDF
0.00 байт

Педагогика и когнитивная лингвистика в междисциплинарном поиске закономерностей процесса формировани

Лукацкий Михаил Абрамович
Статья посвящена описанию теоретических оснований междисциплинарного исследования, проводимого Институтом стратегии развития образования Российской академии образования.
Читать PDF
0.00 байт

Лингвистика текста как интегрирующая филологическая дисциплина

Иргашева Т.Г.
В статье представлен анализ многозначной классификации понятия «текст», а также лингвистики текста новой отрасли языкознания, введенной в учебные программы для среднего и старшего звена общеобразовательной школы.
Читать PDF
0.00 байт

Лингвистика в профессиональной деятельности логопеда

Алмазова Анна Алексеевна
Статья посвящена проблемам взаимодействия лингвистики и логопедии как смежных наук: раскрываются их точки пересечения, рассматривается роль лингвистического анализа в профессиональной деятельности логопеда.
Читать PDF
0.00 байт

Корпусная лингвистика и преподавание иностранных языков

Базарова Б.Б.
Статья посвящена использованию электронных корпусов в обучении английскому языку. Рассматривается методический потенциал корпусной лингвистики.
Читать PDF
0.00 байт

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ЛИНГВИСТИКА" В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Голикова Т.В., Фирсова С.П.
В статье затрагиваюся основные проблемы подготовки магистрантов, обучающихся по программе «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» направления 45.04.
Читать PDF
0.00 байт

Роль иноязычного образования в профессиональной социализации студентов лингвистического вуза

Миронова Ольга Алексеевна
В статье рассматривается понятие профессиональной социализации студентов лингвистического вуза.
Читать PDF
0.00 байт

Формирование лингвистической компетентности старшеклассников в условиях проектной деятельности

Колесина К. Ю.
Читать PDF
0.00 байт

Прагматика профессионального знания в образовательной парадигме высшей технической школы: лингвистич

Шевцова Галина Васильевна
Актуализируется значимость развития вариативных непрофессиональных компетенций современного специалиста технического профиля.
Читать PDF
0.00 байт

Развитие содержания понятия «Языковая компетенция» в истории лингвистики и теории обучения иностранн

Оглуздина Татьяна Петровна
Рассмотрено развитие содержания понятия «языковая компетенция» в истории лингвистики и теории и методики обучения иностранным языкам, дан обзор основных концепций зарубежных и отечественных ученых к трактовке данного термина, пред

Похожие термины:

  • ЛИНГВИСТИКА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ

    от лат. lingua—язык) — наука о человеческом естественном языке и обо всех языках мира как конкретных его представителях, общих законах строения и функционирования человеческого языка.
  • Структурная лингвистика

    Раздел лингвистики, задачами которого являются построение формальных, точных и однозначных лингвистических моделей, выявление взаимных связей в системе и тексте, т. е. парадигматических и синтаг
  • ГЕНДЕРНАЯ ЛИНГВИСТИКА

    Раздел языкознания, в котором исследуются письменное и устное поведение представителей мужского и женского пола, их стратегии и тактики общения. Представители Г. л. также исследуют гендерную доми
  • КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА

    Лингвистическое направление, в центре внимания которого находится язык как когнитивный инструмент, система знаков, определяющая презентацию, кодирование и преобразование информации. К. л. рассма
  • КОММУНИКАТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА

    Направление в современной лингвистике, рассматривающее в качестве единицы коммуникации речевые акты (утверждение, просьба, вопрос и т. д.), коммуникативная значимость структурных элементов котор
  • КОРПУСНАЯ ЛИНГВИСТИКА

    Лингвистические исследования, построенные на основе анализа аутентичных корпусов (баз данных) текстов. Корпусы письменных и устных текстов успешно применяются при обучении иностранному языку и
  • ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА

    Направление в языкознании, изучающее закономерности строения и структуры текста, в том числе правила построения связного текста, содержательные компоненты текста, связанные с обеспечением комму
  • МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА

    Смежная для методики обучения языкам наука; раздел лингвистики, использующий математические методы исследования языка и речи. Данные М. л. применяются для проведения экспериментов в методике.
  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА

    Область языкознания, в которой язык описывается не «в себе и для себя», а с учетом того, что такое описание должно в максимальной степени отвечать потребностям обучения этому языку как средству пе
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА

    лингвистическая дисциплина, исследующая языковую и речевую специфику политического дискурса, использование средств языка и речи в политических процессах, в т.ч. в политической борьбе за власть. С
  • ПРИКЛАДНАЯ ЛИНГВИСТИКА

    (англ. applied linguistics). Направление в языкознании, которое занимается решением практических задач, связанных с использованием языка (машинный перевод, автоматизация лингвистических исследований, авт
  • ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА

    или ЮРИСЛИНГВИСТИКА, — лингвистическая дисциплина, объектом изучения которой является сфера взаимодействия языка, права и конфликта. Язык, взаимодействуя с правом, предстаёт в специфическом фун
  • ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

    комплекс языков, применяемых в АСНПИ, а также средства и методы их создания. В состав лингвистического обеспечения АСНПИ (ЛО АСНПИ) входят: рубрикатор, словарь нормализованной лексики, информацион
  • компетенциЯ лингвистическАЯ

    знания о языке, о его системе, т.е. владение метаязыком лингвистики.
  • МОСКОВСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    осн. в 1930 как Моск. ин-т новых языков (МИНЯ) на базе соотв Высших курсов гос. б-ки иностранной лит-ры. Предшественником высших курсов было частное уч. заведение аналогич. профиля, открытое 3. Л. Степано
  • ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    комплекс языков, применяемых в АСНТИ, а также средства и методы их создания, ведения и использова-ния. К ним относят общероссийские и международные классификации, руб-рикаторы, описания информацио
  • Лингвистическое развитие

    развитие у детей чувства языка, особенно родного, осознания и понимания природы языковых явлений, умения пользоваться языком во всем многообразии его богатства. Лингвистическое развитие протека
  • ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПРАГМАТИКА

    греч. pragma - дело, действие; род. п. pragmatos — дело, действие) — область языкознания, изучающая функционирование языковых знаков в речи в аспекте отношения «знак — пользователь знака». Теоретические ос
  • ГИПОТЕЗА ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ

    Гипотеза американских этнолингвистов Э. Сепира и Б. Уорфа об обусловленности сознания человека (его восприятия, мышления и т. д.) структурами языка. Согласно этой гипотезе, языковые навыки и нормы б
  • ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

    (от лат. expertus – опытный). Исследование, предпринимаемое специалистамиязыковедами с целью разрешения спорных вопросов и разногласий, связанных с интерпретацией (пониманием, толкованием) и атрибуц