ОЦЕНКА в лингвистике

Найдено 1 определение
ОЦЕНКА в лингвистике
это универсальная языковая категория, выражающая положительное или отрицательное отношение говорящего к объекту действительности. Понятие О. связано с философским понятием ценности как моментом значимости какого-л. явления, события, процесса для жизнедеятельности субъекта. О. является определяющим фактором, способствующим реализации важнейших функций языка: апеллятивной (функции языкового воздействия) и экспрессивной (эмотивной). Оценочный компонент значения можно рассматривать как часть коннотативной семантики слова, дополняющий его денотативную семантику.
Впервые О. как языковую стилистическую категорию стал изучать Ш. Балли, который писал, что «наша мысль <...> постоянно и непреднамеренно добавляет к малейшему восприятию элемент оценки» [Балли 2001: 183]. Категория О. изучалась в логическом (Н.Д. Арутюнова, А. Вежбицка, А.А. Ивин), функционально-семантическом (Е.М. Вольф, Н.С. Ковалёв), субъективно-модальном (Н.Ю. Шведова), коннотативном (Ю.Д. Апресян, В.Н. Телия, Л.А. Новиков), грамматическом (Г.А. Золотова, А.Н. Шрамм) и др. аспектах.
О. является одним из типов прагматического значения, приобретаемого словом или высказыванием в ситуации речи в результате отражения коммуникативных намерений говорящего. Выражая отношение говорящего к предмету речи, О. представляет собой особый тип модальности, постоянно присутствующий в языковом сознании говорящего.
Компонентами О. являются субъект, приписывающий ценность или антиценность предмету, явлению, событию, а также объект, которому приписываются ценности/антиценности. На основании различия субъективной и объективной О. различают общеоценочную (хороший, плохой, чудесный, отвратительный и др.) и частнооценочную или коннотативную модальность, дифференцируемые по критерию преобладания объективного или субъективного фактора в оценке.
Общеоценочная модальность — это связь, устанавливаемая между ценностной ориентацией адресанта и адресата речи и обозначаемым свойством реалии, оцениваемым положительно или отрицательно по какому-л. основанию в соответствии со «стандартом» бытия вещей в некоторой картине мира, лежащим в основе норм оценки [Телия 1986: 23]. Субъект О. соотносит объект О. (предмет, ситуацию, факт действительности) с имеющимся у него в сознании эталоном. В результате этого процесса объект О. «размещается» на некоторой шкале между «плюсом и минусом», т.е. между «очень хорошо» и «очень плохо». Позицию в системе ценностей может занимать признак как таковой, который в самой своей семантике имеет О., напр.: грязный — грязнуля, или же многие поведенческие признаки человека: распутный -распутница и т.п.
Частнооценочные значения делят на следующие категории: сенсорно-вкусовые (приятный — неприятный, вкусный — невкусный),психологические оценки (глубокий — банальный, захватывающий — скучный), эстетические (красивый — некрасивый, прекрасный — безобразный),этические (добродетельный — порочный),утилитарные (полезный — вредный),нормативные (правильный — неправильный, нормальный — аномальный), телеологические оценки (удачный — неудачный, эффективный — неэффективный) [Арутюнова 1998: 198-199].
На основе учёта объективных свойств предметов О. выделяют вещественные (предметные) и невещественные (непредметные) объекты. К непредметным объектам относятся свойства, качества, поступки, действия, процессы, изменения, события, факты, проявляющие связи и отношения между объектами реального мира, представляющие окружающее как всеобщую систему, отдельные элементы которой также подвергаются изучению и оценке.
Непредметные объекты (процессы и факты), представляющие собой событийную и ментальную стороны жизни, по количеству превосходят предметные, т.к. обладают большой вероятностью возникновения и высоким потенциалом трансформации и взаимодействия. Предметные объекты делятся на «живые» и «неживые». К «живым» принадлежит человек и одушевлённые представители природы. «Неживые» — это существующие независимо от человека («природные») и созданные человеком [Арутюнова 1985].
Оценочные слова и словосочетания занимают важное место в речевой деятельности, характеризуются большой употребительностью и структурным многообразием. О. может выражаться как на лексическом (сладостный, красавица, ведьма)и словообразовательном (,головушка, волчонок, дурашка) уровнях языка, так и в семантике высказывания в целом (Твоя жизнь — восход, моя жизнь — закат). В выражении категории О. используются тропы и фигуры, напр., метафоры: Мой письменный вьючный мул! / Спасибо, что ног не гнул / Под ношей, поклажу грёз — / Спасибо — что нёс и нёс (М. Цветаева), сравнения: А когда ночью светит месяц, / когда светит... черт знает как! / Я иду головою свесясь, / Переулком в знакомый кабак (С. Есенин) и др., способствующие передаче наиболее точного и яркого эмоционально-оценочного отношения к объекту О., усилению экспрессивности.
Слова с аксиологической О. асимметричны: в разговорной речи лексики с отрицательным компонентом значения почти в четыре раза больше, чем лексики с положительной коннотацией [Скляревская 1997:173].
Оценочная лексика (оценочное высказывание) — единица одновременно языка и культуры, фиксатор некоторой компрессивной текстовой информации, обладающей «прецедентностью», способной выполнять функцию символа, вызывающего некоторое фоновое знание, скрытое от восприятия инофона (напр., хлеб всему голова; спортсменка, активистка, комсомолка, студентка, просто красавица).
Лит.: Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М., 1988; Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1998; Балли Ш. Французская стилистика. М., 2001; Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М., 1985; Ковалёв Н.С. Древнерусский литературный текст: Проблемы исследования смысловой структуры и эволюции в аспекте категории оценки. Волгоград, 1997; Никитина Л.Б. Семантика и прагматика оценочных высказываний об интеллекте (к проблеме образа человека в современном русском языке): АКД. Барнаул, 1996; Скляревская Г.Н. Категория оценки: основные понятия, термины, функции (на материале русского языка) // Оценка в современном русском языке: сб. научных статей. Studia slavica Finlandensia, t. XIV. Hirn, Helsinki, 1997; Телия B.H. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. М., 1986.
С.Ю. Камышева

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.