СОЦИОЛИНГВИСТИКА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СОЦИОЛИНГВИСТИКА
(от лат. societas – общество + лингвистика). Смежная для методики обучения языкам наука; отрасль языкознания, занимается вопросами существования и развития языка. Изучает связь между языком и фактами социальной жизни, активные процессы в развитии языка под воздействием экстралингвистических факторов, изменение соотношения между письменной и устной формами языка в связи с распространением радио, телевидения, кино и проникновением особенностей устной речи в письменный язык, задачи и формы проведения языковой политики, проблемы билингвизма и др. С. применяет разнообразные методы социологического изучения языка (анкетирование, устный опрос, использование данных институтов общественного мнения, статистическое обследование населения и т. п.). Для методики обучения языкам важными являются данные о связях между языком (языками) и явлениями общественной жизни, о перспективах в языковой политике, о функциональной нагрузке языка в разных социальных и профессиональных сферах применения.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

СОЦИОЛИНГВИСТИКА
междисциплинарная отрасль языкознания, изучающая различные аспекты взаимодействия языка и общества, а также особенности функционирования языков или форм одного языка в социально-коммуникативных системах, обслуживающих общество. Как автономная отрасль сложилась лишь к сер. XX в., хотя идея социальной обусловленности языка высказывалась намного раньше учёными России, Испании, Франции, Чехии и др. Большой вклад в формирование теоретико-методологических основ социологического направления в языкознании, послужившего базовой площадкой для новой науки, внесли такие учёные XIX — первой пол. XX вв., как И.А. Бодуэн де Куртене, А. Мейе, Ш. Балли, Е.Д. Поливанов, В.М. Жирмунский, A.M. Селищев, Б. Гавранек и некоторые др. С. на всех этапах своего развития характеризуется глубоким проникновением в предметные области других наук: социологии, демографии, социальной психологии, этнографии, культурной антропологии, истории, политологии, юриспруденции. Из лингвистических дисциплин С. наиболее близки диалектология, лексикология, лингвистическая эмотиология (лингвистика эмоций), лингвистическая (функциональная) типология, психолингвистика и различные направления коммуникативной лингвистики. Исследование языка в С. осуществляется чаще всего с помощью методов, заимствованных у социологии (приёмы массовых обследований: анкетирования, устных опросов и интервью). Предмет исследования С. изменчив, задачи многообразны. С. отвечает на вопросы: каков механизм взаимодействия внутренних и внешних законов развития языка, как отражаются в языке изменения в политической, социальной-экономической, культурной жизни общества, может ли человек влиять на языковые процессы, как функционирует язык (языки) в полиэтническом обществе и в малых социальных группах и др. Данная наука рассматривает весь комплекс внешних обстоятельств, в которых функционирует язык: языковую политику страны, различия между носителями языка в возрасте, социальном статусе, месте проживания, уровне образования и культуры, в социальных установках и ценностях, а также в речевом поведении людей в зависимости от ситуации общения и социальной роли. В составе современной С. выделяются более 10 направлений, в числе которых: 1) макросоциолингвистика, которая исследует функционирование языка в больших социальных общностях, языковую ситуацию в стране или регионе, взаимодействие различных языков, проблемы нормализации и кодификации языка и др.; 2) микросоциолингвистика, в задачи которой входит анализ функционирования языка в малых социальных группах (напр., жаргона программистов, байкеров и т.п.), а также речевое поведение человека в зависимости от его социальной роли (директор завода — отец — сосед — автомобилист-любитель и т.п.); 3) диахроническая С., которая исследует языковую ситуацию прошлых веков, а также внешние факторы исторической изменчивости языка; 3) экспериментальная С., которая занимается сбором социально обусловленных языковых данных путём включённого наблюдения, анкетирования, тестирования, интервьюирования большого количества людей (напр., при выяснении числа носителей конкретного языка в многоязычной стране, мотива использования того или иного языка в качестве основного средства общения и др.); 4) практическая С., основной задачей которой является сбор и обработка данных для субъектов языковой политики, а также языковое прогнозирование; 3) теоретическая, или общая, С., которая разрабатывает теоретико-методологическую базу для всех направлений С., исследует её понятийный аппарат, методы, определяет статус и место в системе других наук, а также изучает наиболее общие социально обусловленные закономерности функционирования языка.
Социолингвистические знания имеют большую общественную значимость. Они помогают осознать объективные факторы и реальные границы функционирования конкретного языка и адекватно соотнести их с культурными особенностями народа, предотвратить языковые конфликты в многоязычном социуме; способствуют эффективному решению таких общественных и личных задач, как выбор государственного языка, выбор языка общения, воспитания и творчества, сохранение языков национальных меньшинств, повышение престижа языка за рубежом, в родной стране или регионе.
Лит.: Бондалетов В.А. Социальная лингвистика. М., 2011; Бахтин Н.Б., Головко Е.В. Социолингвистика и социология языка. СПб., 2004; Кручкова Г.Б., Нарумов Б.П. Зарубежная социолингвистика. М., 1991; Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М., 1989; Методы социолингвистических исследований. М., 1995; Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 2007; Словарь социолингвистических терминов / под. ред. В.Ю. Михальченко. М., 2006; Швейцер А.Д., Никольский Л.Б. Введение в социолингвистику. М., 1978.
О.В. Фельде

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
416.73 кб

Социолингвистические факторы русско - Дагестанского билингвизма

Махмудова Д.С., Гамидова Х.С.
Статья посвящена особенностям функционирования русского языка как средства межнационального общения и доминирующего компонента национально-русского двуязычия.
Читать PDF
2.34 мб

Интерпретация школы: социолингвистический и историко-педагогический аспекты

Полякова Мария Александровна
Предпринята попытка социолингвистического и историко-педагогического анализа концепта «школа», представлены некоторые взгляды на школу как образовательный институт общества, выявлена этимология термина, охарактеризованы основные п
Читать PDF
95.90 кб

О социолингвистической компетенции студентов

Маргус Т.
Читать PDF
1.06 мб

Социолингвистический анализ текстов, формулирующих миссии университетов: аксиологический аспект

Чернобровкина Елена Павловна, Будажапова Сэсэгма Владимировна
Интерес к пониманию университетом своей миссии актуализировался в связи с известными изменениями законодательства о высшей школе в России. Поэтому важно изучение международного опыта.

Похожие термины:

  • СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

    Знания и умения, необходимые для эффективного использования языка в социальном контексте. Выражается в нормах вежливости, регистрах общения, лингвистических маркерах социальных отношений, выраж
  • СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕННЫЕ

    термин, обозначающий любые языковые и речевые корреляты стратификационной и ситуативной вариативности. В качестве С. п. могут выступать языковые единицы и их варианты, например окончание -а или -у