СОЦИОЛИНГВИСТИКА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СОЦИОЛИНГВИСТИКА
(от лат. societas – общество + лингвистика). Смежная для методики обучения языкам наука; отрасль языкознания, занимается вопросами существования и развития языка. Изучает связь между языком и фактами социальной жизни, активные процессы в развитии языка под воздействием экстралингвистических факторов, изменение соотношения между письменной и устной формами языка в связи с распространением радио, телевидения, кино и проникновением особенностей устной речи в письменный язык, задачи и формы проведения языковой политики, проблемы билингвизма и др. С. применяет разнообразные методы социологического изучения языка (анкетирование, устный опрос, использование данных институтов общественного мнения, статистическое обследование населения и т. п.). Для методики обучения языкам важными являются данные о связях между языком (языками) и явлениями общественной жизни, о перспективах в языковой политике, о функциональной нагрузке языка в разных социальных и профессиональных сферах применения.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

СОЦИОЛИНГВИСТИКА
междисциплинарная отрасль языкознания, изучающая различные аспекты взаимодействия языка и общества, а также особенности функционирования языков или форм одного языка в социально-коммуникативных системах, обслуживающих общество. Как автономная отрасль сложилась лишь к сер. XX в., хотя идея социальной обусловленности языка высказывалась намного раньше учёными России, Испании, Франции, Чехии и др. Большой вклад в формирование теоретико-методологических основ социологического направления в языкознании, послужившего базовой площадкой для новой науки, внесли такие учёные XIX — первой пол. XX вв., как И.А. Бодуэн де Куртене, А. Мейе, Ш. Балли, Е.Д. Поливанов, В.М. Жирмунский, A.M. Селищев, Б. Гавранек и некоторые др. С. на всех этапах своего развития характеризуется глубоким проникновением в предметные области других наук: социологии, демографии, социальной психологии, этнографии, культурной антропологии, истории, политологии, юриспруденции. Из лингвистических дисциплин С. наиболее близки диалектология, лексикология, лингвистическая эмотиология (лингвистика эмоций), лингвистическая (функциональная) типология, психолингвистика и различные направления коммуникативной лингвистики. Исследование языка в С. осуществляется чаще всего с помощью методов, заимствованных у социологии (приёмы массовых обследований: анкетирования, устных опросов и интервью). Предмет исследования С. изменчив, задачи многообразны. С. отвечает на вопросы: каков механизм взаимодействия внутренних и внешних законов развития языка, как отражаются в языке изменения в политической, социальной-экономической, культурной жизни общества, может ли человек влиять на языковые процессы, как функционирует язык (языки) в полиэтническом обществе и в малых социальных группах и др. Данная наука рассматривает весь комплекс внешних обстоятельств, в которых функционирует язык: языковую политику страны, различия между носителями языка в возрасте, социальном статусе, месте проживания, уровне образования и культуры, в социальных установках и ценностях, а также в речевом поведении людей в зависимости от ситуации общения и социальной роли. В составе современной С. выделяются более 10 направлений, в числе которых: 1) макросоциолингвистика, которая исследует функционирование языка в больших социальных общностях, языковую ситуацию в стране или регионе, взаимодействие различных языков, проблемы нормализации и кодификации языка и др.; 2) микросоциолингвистика, в задачи которой входит анализ функционирования языка в малых социальных группах (напр., жаргона программистов, байкеров и т.п.), а также речевое поведение человека в зависимости от его социальной роли (директор завода — отец — сосед — автомобилист-любитель и т.п.); 3) диахроническая С., которая исследует языковую ситуацию прошлых веков, а также внешние факторы исторической изменчивости языка; 3) экспериментальная С., которая занимается сбором социально обусловленных языковых данных путём включённого наблюдения, анкетирования, тестирования, интервьюирования большого количества людей (напр., при выяснении числа носителей конкретного языка в многоязычной стране, мотива использования того или иного языка в качестве основного средства общения и др.); 4) практическая С., основной задачей которой является сбор и обработка данных для субъектов языковой политики, а также языковое прогнозирование; 3) теоретическая, или общая, С., которая разрабатывает теоретико-методологическую базу для всех направлений С., исследует её понятийный аппарат, методы, определяет статус и место в системе других наук, а также изучает наиболее общие социально обусловленные закономерности функционирования языка.
Социолингвистические знания имеют большую общественную значимость. Они помогают осознать объективные факторы и реальные границы функционирования конкретного языка и адекватно соотнести их с культурными особенностями народа, предотвратить языковые конфликты в многоязычном социуме; способствуют эффективному решению таких общественных и личных задач, как выбор государственного языка, выбор языка общения, воспитания и творчества, сохранение языков национальных меньшинств, повышение престижа языка за рубежом, в родной стране или регионе.
Лит.: Бондалетов В.А. Социальная лингвистика. М., 2011; Бахтин Н.Б., Головко Е.В. Социолингвистика и социология языка. СПб., 2004; Кручкова Г.Б., Нарумов Б.П. Зарубежная социолингвистика. М., 1991; Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М., 1989; Методы социолингвистических исследований. М., 1995; Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 2007; Словарь социолингвистических терминов / под. ред. В.Ю. Михальченко. М., 2006; Швейцер А.Д., Никольский Л.Б. Введение в социолингвистику. М., 1978.
О.В. Фельде

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
820.48 кб

Образовательный Интернетресурс «Электронная почта» как одно из средств формирования социолингвистиче

Густомясова Татьяна Ильинична, Ломакина Ольга Евгеньевна
Рассматриваются основные характеристики феномена «социолингвистическая компетенция», а также эффективность использования информационно-коммуникационных технологий, в частности электронной почты, для повышения эффективности процесс
Читать PDF
298.09 кб

Социолингвистическая адаптация специалиста российского АПК в иноязычном агрокультурном пространстве

В Олянич А.
Рассмотрены вопросы инокультурной, социокультурной и межкультурной адаптации профессионалов АПК в иноязычном агрокультурном пространстве.
Читать PDF
416.73 кб

Социолингвистические факторы русско - Дагестанского билингвизма

Махмудова Д.С., Гамидова Х.С.
Статья посвящена особенностям функционирования русского языка как средства межнационального общения и доминирующего компонента национально-русского двуязычия.
Читать PDF
95.90 кб

О социолингвистической компетенции студентов

Маргус Т.
Читать PDF
2.34 мб

Интерпретация школы: социолингвистический и историко-педагогический аспекты

Полякова Мария Александровна
Предпринята попытка социолингвистического и историко-педагогического анализа концепта «школа», представлены некоторые взгляды на школу как образовательный институт общества, выявлена этимология термина, охарактеризованы основные п
Читать PDF
1.06 мб

Социолингвистический анализ текстов, формулирующих миссии университетов: аксиологический аспект

Чернобровкина Елена Павловна, Будажапова Сэсэгма Владимировна
Интерес к пониманию университетом своей миссии актуализировался в связи с известными изменениями законодательства о высшей школе в России. Поэтому важно изучение международного опыта.
Читать PDF
1.55 мб

Иноэтничные дети в петербургской школе: мифы и реальность (по материалам социолингвистического иссле

Федорова Капитолина Сергеевна, Панова Екатерина Александровна
Статья посвящена проблемам обучения иноэтничных детей в школах Санкт-Петербурга и отношению к ним учителей.
Читать PDF
471.16 кб

Видеофильм как средство формирования социолингвистической компетенции при обучении иностранному язык

Михалева Любовь Викторовна
Использование видеоматериалов в процессе обучения иностранному языку позволяет наиболее полно реализовать принципы обучения межкультурному общению и способствует эффективному формированию коммуникативной и социолингвистической ком
Читать PDF
216.98 кб

Использование аутентичных видеоматериалов в формировании социолингвистической компетенции студентов

Бобрикова О. С.
Рассмотрены сущность понятия и компонентные характеристики социолингвистической компетенции как одной из основных составляющих коммуникативной компетенции.
Читать PDF
153.94 кб

Технология формирования социолингвистической компетенции студентов на материале аутентичных видеофил

Бобрикова O. C.
Определены критерии отбора аутентичных видеоматериалов. Приведена технология работы с аутентичными видеоматериалами, направленная на формирование социолингвистической компетенции студентов.
Читать PDF
155.09 кб

Система формирования социолингвистической компетентности будущих специалистов в сфере туризма и серв

Пучкова Юлия Леонидовна
Рассматриваются принципы организации процесса формирования социолингвистической компетентности будущих специалистов в сфере туризма и сервиса, определены основные этапы формирования социолингвистической компетентности будущих спец
Читать PDF
272.22 кб

Интерактивные методы формирования социолингвистической компетенции студентов на практических занятия

Бобрикова О. С.
Рассмотрена сущность специфики интерактивных методов обучения в рамках реализации компетентностного подхода и определён их методический потенциал в целях формирования социолингвистической компетенции.
Читать PDF
113.29 кб

Использование речевого упражнения Case Study при формировании социолингвистической компетенции на эт

Овчинникова М. Ф.
Статья посвящена проблеме использования Case Study при формировании социолингвистической компетенции на этапе развития речевых умений.
Читать PDF
209.82 кб

Методика развития умений аудирования в процессе совершенствования социолингвистической компетенции

Синькевич К. М.
В статье раскрываются критерии и показатели сформированности умений аудирования с учетом приоритета социолингвистической компетенции, методические условия, представлены некоторые из упражнений, используемых для развития умений ауд
Читать PDF
258.28 кб

Возможности электронно-почтовых проектов в формировании социолингвистической компетенции студентов в

Густомясова Татьяна Ильинична, Ломакина Ольга Евгеньевна
Рассмотрена роль проектного обучения в формировании компетенций, раскрыта сущность е-mail-проектов, детально представлено описание процесса формирования социолингвистической компетенции студентов средствами электронно-почтовых про

Похожие термины:

  • СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

    Знания и умения, необходимые для эффективного использования языка в социальном контексте. Выражается в нормах вежливости, регистрах общения, лингвистических маркерах социальных отношений, выраж
  • СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕННЫЕ

    термин, обозначающий любые языковые и речевые корреляты стратификационной и ситуативной вариативности. В качестве С. п. могут выступать языковые единицы и их варианты, например окончание -а или -у