Дисциплина

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДИСЦИПЛИНА
форма общественных отношений, обеспечивающая соблюдение установленных норм, традиций, обычаев, правил поведения.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Дисциплина
социальные отношения, выражающиеся в обязательном для всех членов общества подчинении установленным правилам и нормам, благодаря которым достигается согласованность действий.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ДИСЦИПЛИНА
от лат. disciplina — учение, наука) — 1) исходный метод организации коллектива — обязательное для всех членов данного коллектива подчинение твердо установленному порядку; обеспечивает формирование культуры взаимоотношений членов коллектива, полезных традиций и привычек поведения; 2) учебный предмет; отрасль науки или нескольких наук.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ДИСЦИПЛИНА
качественная характеристика порядка, организованности в той или иной общности,сфере жизнедеятельности людей, отражающая соответствие их поведения сложившимся в обществе нормам права морали или уставным требованиямкакой-либо организации, обязательное для всех членов данного коллектива подчинение твердо установленному порядку, выдержанность, привычка к строгому порядку.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

ДИСЦИПЛИНА
(лат. disciplina) – существенная составная часть поведения человека; определенный порядок поведения людей, обеспечивающий согласованность действий внутри коллектива, усвоение и выполнение людьми установленных норм и правил. Дисциплина финансовая – порядок осуществления финансовой деятельности, обязательный для всех объединений, предприятий, организаций, должностных лиц.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

Дисциплина
(лат. disciplina – учение, воспитание) – определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. Обязательное для всех членов общности людей подчинение установленному в ней порядку, правилам и нормам поведения. Также дисциплина понимается как выдержанность человека, его привычка к строгому порядку.

Источник: Военная педагогика

ДИСЦИПЛИНА
(от лат. disciplina – учение) – социальные отношения, выражающиеся в обязательном для всех членов общества (общностей, групп) подчинении установленным правилам и нормам, благодаря которым достигается согласованность действия. Различают внутреннюю дисциплину, основанную на интериоризации норм, регулирующих поведение людей, и внешнюю (по принуждению) – опирающуюся на санкции; отдельная отрасль научного знания.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Дисциплина
форма общественной связи между людьми, которая служит средством поддержания и соблюдения порядка, необходимого для совместной деятельности людей. Важное звено Д. — самодисциплина, когда индивид исходит из внутреннего убеждения, личного и общего интересов; качественная характеристика порядка, организованности в той или иной общности, в сфере жизнедеятельности людей, отражающая соответствие их поведения сложившимся в обществе нормам.

Источник: Основные понятия. Педагогические технологии

Дисциплина
определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. Известны различные подходы к дисциплине. В авторитарном воспитании для поддержания дисциплины используют методы тотального контроля, подчинения, насилия и т. п. Гуманистические системы воспитания строят дисциплину на правовых основах и на участии воспитанников в установлении дисциплины. Знание дисциплинарных требований в различных сферах жизни и умение им следовать являются необходимыми условиями социализации подрастающего поколения.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ДИСЦИПЛИНА
(лат. disciplina – обучение, воспитание) – 1) отрасль научного знания; учебный предмет; 2) определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. Известны различные подходы к Д. Например, в авторитарной педагогике для поддержания Д. используют методы тотального контроля, подчинения, насилия и т. п. Гуманистические системы воспитания строят Д. на правовых основах и на участии воспитанников в ее установлении. Знание дисциплинарных требований в различных сферах жизни и умение им следовать являются необходимыми условиями социализации подрастающего поколения. Принципиальное значение для понимания роли Д. в развитии личности имеет выявление соотношения категорий Д. и свободы. Всестороннее развитие личности осуществимо лишь в условиях свободы. Д. – есть та часть свободы, которая обеспечивает условия и возможность каждому быть самостоятельной, творческой личностью, не умаляя при этом интересы свободного развития других. Д. личности должна рассматриваться в контексте ее свободы, т. е. как самодисциплина – субъективная способность личности к самоорганизации для достижения собственных целей исторически выработанными культурными способами. Д. есть, несомненно, и самоограничение, но осуществляемое на основе выбора. Д. оказывает непосредственное влияние на здоровье человека (например, соблюдение режима дня), на отношения с друзьями и т. п. В задачи педагогики входит формирование самодисциплины личности и Д. учебных заведений (соблюдение режима образовательного учреждения, правил взаимоотношений с педагогами и сверстниками). Основные методы формирования Д.: разъяснение правил поведения, моральная и правовая оценка поступков учащихся. Наибольшие трудности вызывает правильное использование мер воздействия на нарушителей Д. Основная ошибка – перенесение законов взрослого сообщества в детскую среду, поскольку большинство детских проступков не носит злонамеренного характера и связано с детской активностью и непосредственностью (Педагогический энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dictionary.fio.ru). В. В. Ильченко

Источник: Глоссарий современного образования.

Дисциплина
лат. – обучение, воспитание) – совокупность показателей духовной, социальной, психологической, политической, этической, нравственной, эстетической зрелости человека, это уровень развития сознания и воли человека. Проявляется она в поведении через упорядоченность действий, соблюдение традиций, обычаев, принятых норм и правил поведения. Различают: трудовую дисциплину как выполнение установленного трудового распорядка дня, регламентирующего режим работы предприятия, цеха, бригады; производственную дисциплину как соблюдение ритмичности работы, выполнение указаний и распоряжений руководителя, бережное отношение к материальным средствам, соблюдение правил охраны труда и техники безопасности, противопожарной охраны; технологическую дисциплину как соблюдение режимов работы оборудования, технических условий, последовательности методов и способов отработки предметов труда. В основе технологической дисциплины лежит выполнение параметров технологических процессов, отступление от которых ведет к браку, ухудшению качества изделий, порче оборудования, к дополнительным затратам труда. Выделяется также учебная дисциплина (школьная дисциплина) как соблюдение правил, норм и требований организации жизнедеятельности школы, училища и коллектива учащихся, направленной на развитие личности учащихся. Дисциплина в условиях учебного заведения есть определенным образом установленный порядок жизни, призванный обеспечивать плодотворный труд учащихся, учителей, инженеров – педагогов, обслуживающего персонала и руководителей. Учебная дисциплина основывается на принципах справедливости, ясных и достижимых стандартах, соответствии возможностям ребят. Цель ее – научить детей различать добро и зло, грех и согрешающего. По православной педагогике дисциплина не должна сломать волю ребенка или подчинять другой воле, а развивать самопожертвование и уважение к ближнему. Она является инструментом в духовном воспитании, ибо «укрощает буйство влечений и хаос импрессионизма... развивает самообладание и создает возможность воплощения в жизнь коренных и основных замыслов, устанавливает правильное отношение между духовным ядром личности и ее активностью, ее поведением» (В. Зеньковский). Педагогически оправдана лишь та дисциплина, которая духовно питательна.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Дисциплина
Дисциплина – это способ воспитания характера и поведения ребенка таким образом, чтобы добиться желаемого результата.
Многое станет ясным, если рассматривать дисциплину просто как процесс обучения. Дети на разных ступенях развития готовы к различным уровням обучения, и наилучшие результаты получаются тогда, когда требования, предъявляемые к детям, находятся в гармонии с тем, что необходимо им самим. Конечно, детям всегда будут необходимы руководство и помощь. Но если знать, что стоит за их поведением, легче понять, что, например, ребенок трех лет, который не способен спокойно, без шума возвратиться домой, заслуживает за это не большего наказания, чем за то, что пока еще не может сам найти дорогу домой. Родителям необходимо понять, что желания ребенка отличны от его потребностей и даже часто конфликтуют. Например, ребенок нуждается в любви родителей, и он хочет разделаться со своим братом-малышом, так как видит в нем преграду для этой полной любви. Или ребенку необходимо спать, и все же ему хочется остаться со взрослыми. В сознании родителей не должно возникать сомнений, что они на стороне его потребностей, а не желаний.
Научиться различать, какое действие или поступок одобряется взрослыми, а какое – нет, для ребенка несложно. Проблема состоит в том, чтобы он захотел поступать правильно. И в этом огромна роль родителей. Ребенка легче приучить к дисциплине, когда его отношения с родителями таковы, что ему хочется доставить им удовольствие. С помощью доверия и любви родители могут отвлечь ребенка от его желаний, если они чреваты опасностью. По мере взросления малыша в нем идет внутренняя борьба детских капризов и взрослых желаний, и родители должны быть на стороне последних. Поэтому им необходимо не объяснять каждый каприз ребенка выражением его потребностей и не чувствовать вину за их неудовлетворение. Любовь между родителями и детьми, усиливая потребность взросления, не исчезнет из-за необходимости соблюдения дисциплины, а укрепится.
Существует много практических путей, как родители могут содействовать выработке дисциплины. Один из них – быть твердым и последовательным в разумных требованиях и правилах. Поскольку родители могут находиться в различном настроении, к сожалению, бывают моменты, когда они нетерпеливы, раздражительны или несправедливы со своими детьми. Но если эти вспышки случаются изредка, они не могут испортить отношений родителей с детьми, являясь частью познавания детьми умения жить среди людей.
Иногда родители осознают, что в их семье один ребенок нуждается в более строгих мерах дисциплины, чем другой. Но как им оценить, что же именно нужно? Это, естественно, должно согласовываться с возрастными возможностями ребенка. Неразумно ожидать, например, что четырехлетний ребенок будет демонстрировать во время еды прекрасные манеры.
Когда малыш враждебно настроен к дисциплинарным мерам, надо постараться определить, не слишком ли они высоки для него. В этом может помочь только знание индивидуальных особенностей детей. Некоторым бывает достаточно только слова или указания, другим нужны более строгие меры.
Ребенку необходимо, чтобы родители, которые знают, «что такое хорошо», и с которыми он считается, помогли ему быть хорошим.
В семье, где соблюдается дисциплина, применяется мало наказаний. Ребенку, воспитанному в таком духе, легче научиться приспосабливаться к нашему сложному миру и ладить с самыми разными людьми. Это ребенок, который не нуждается ни в чьем авторитетном влиянии, чтобы поступить правильно: он самоуправляем, потому что самодисциплинирован. Благодаря прекрасному балансу между свободой и контролем, уступчивостью и твердостью ребенок приобретает умение полностью реализовать в жизни свои способности и стать счастливой, зрелой личностью, какой в идеале должны вырасти все дети.

Источник: Толковый словарь для современных родителей. М. Слово 2010.

ДИСЦИПЛИНА
лат. disciplina — обучение, воспитание), качественная характеристика порядка, организованности в той или иной общности, сфере жизнедеятельности людей, отражающая соответствие их поведения сложившимся в обществе нормам права, морали или уставным требованиям к.-л. организации. Д. как важнейший компонент культуры человека характеризует его обществ. поведение в разл. сферах. Дисциплинированность — качество личности, включающее выдержанность, внутр. организованность, ответственность, готовность и привычку подчиняться собств. целям (самодисциплина) и обществ. установлениям (законам, нормам, принципам). Обществ. Д. придает поведению людей согласованный, упорядоченный характер, обусловливает продуктивность коллективной деятельности, нормальное функционирование социальных институтов и организаций, межличностное общение.
Общечеловеческие нормы поведения и гуманистич. ценности определяют общепланетарную Д., обязательную для всех людей, т. к. обеспечивают биол. и духовное выживание человечества, развитие цивилизации. В столь же широком смысле может рассматриваться Д. граждан того или иного roc-ва, поскольку она направлена на поддержание правопорядка, социальной и нравств. защищенности человека. Существуют и спец. виды Д., обязательные для членов определенных организаций (воинская, партийная) или для лиц определенных профессий (врач, учитель и др.). Знание дисциплинарных требований в разл. сферах жизни и умение им следовать являются необходимыми условиями социализации подрастающего поколения.
В сферу педагогики входит формирование обществ. шк. Д. и самодисциплины личности. Шк. Д. — принятый порядок жизни уч. заведения, соблюдение учащимися правил взаимодействия с учителями и товарищами; поведение, не ущемляющее права других и обеспечивающее успешное осуществление образоват.-воспитат. за-зач. Это одна из форм обществ. Д., отражает их характер и направленность. Движение общества к демократии чревато рецидивами, к-рые отражаются на характере обществ. Д. Для автократии, олигархии, разл. диктаторских режимов характерны тотальные формы социального контроля, отношения господства и подчинения, насилие, директивный стиль управления хоз. жизнью, культурой, образованием. Авторитарные полит. системы порождают и стимулируют авторитарные отношения в гос-ве, семье, школе. Авторитарное воспитание использует соответствующие методы формирования Д. учащихся. Подлинно де-мокр. обществ. устройство предполагает функционирование Д. на фундаменте правового гос-ва, участия масс в установлении социальных норм и в контроле за их выполнением. В условиях демократии Д. рассматривается как необходимое условие обеспечения демокр. свобод граждан.
Принципиальное значение для понимания роли Д. в формировании и развитии личности имеет выявление соотношения категорий дисциплины и свободы.
Гуманистич. идеал — всестороннее развитие личности — осуществим лишь в условиях свободы. Понимание Д. как несвободы, как принудительной, ограничительной силы, мера и разумность к-рой определяются только внешними по отношению к личности средствами, приводит к тому, что члены общества отчуждаются от целей их развития, лишаются творческой инициативы, становятся «винтиками» социальной или производств. системы. Интересы людей отодвигаются на задний план. Д. становится самоцелью, а значит. — преградой для саморазвития человека. Школа, основанная на Д. муштры, наказания, слепого повиновения, не может воспитать личность добрую, жизнерадостную, любознательную.
В то же время Д. неотождествима полностью со свободой. Опираясь на трактовку свободы «как «осознанной необходимости», иногда полагают, что если воспитанник познал необходимость порядка и Д., то это и есть его свобода. Т. о., послушание воспринимается как высшая добродетель, цель воспитания. Такое лицемерное основание приводится обычно представителями авторитарной педагогики. Жизнь учащихся невозможно свести к познанию правил общественно необходимого поведения, к Д. торможения. Дет. и юношеские пристрастия, вспышки интереса и разочарования, стремление и возможность удовлетворить порой резко меняющиеся желания, сопротивление морализированию со стороны старших, тяготение испытать себя, движение к избранной цели методом проб и ошибок — непременные атрибуты свободного развития, к-рые не укладываются в одно лишь русло торможения обществ. необходимостью.
Поэтому Д. (как и необходимость) — не есть вся свобода. Она лишь та ее часть, к-рая обеспечивает условия и возможность каждому быть самостоятельной, самодеятельной, творческой личностью, не умаляя при этом интересы других, интересы свободного развития всех.
Д. личности должна рассматриваться в контексте ее свободы, т.е. как самодисциплина — субъективная способность личности к самоорганизации для реализации принятых намерений, достижения собств. целей исторически выработанными общекультурными способами.
Рассмотрение Д. только как «подчинение общему правилу» ставит личность во вторичное положение по отношению к обществу. Между индивидуальным и обществ. сознанием, личными и обществ. интересами всегда существует определенное противоречие (оно объективно, ибо становление личности, ее сознания происходит и благодаря общению с другими, и вследствие способности к обособлению, к выделению себя, своего «я» из окружающего мира). Если человек сам становится субъектом устранения этого противоречия, сам устанавливает гармонию отношений с др. людьми, с обществом, то можно говорить о возникновении самодисциплины — сознательной Д. свободного человека.
Д., рассматриваемая в аспекте свободного развития личности, есть, несомненно, и самоограничение, но осуществляемое на основе выбора, добровольного отказа от своих желаний, от одной линии поведения. Способность личности выбирать свою линию поведения в разл. обстоятельствах (самоопределение) является предпосылкой возникновения моральной и социальной ответственности за свои поступки. Приобретая способность к самодисциплине, растущий человек получает определенную независимость от случайных внеш. обстоятельств, защищает себя от возможных обществ. санкций и тем самым увеличивает степень своей свободы.
Взгляд на Д. как на условие свободного развития ставит задачу определенного ограничения количества дисциплинарных норм и правил; Д. допустима « лишь в такой постановке, при которой не получилось бы ущерба для развития свободной и самостоятельной личности учащихся» (Крупская Н. К., Пед. соч. в 6 тт., т. 1, с. 150).
Самодисциплина оказывает непо-средств. влияние на здоровье человека (умение установить собств. режим нагрузок, режим дня и подчиняться ему), на продуктивность деятельности (организация труда учащегося), на отношение с товарищами, коллективом и др.
По направленности личностной мотивации различают Д. внутреннюю и внешнюю. Внутр. Д. (собственно самодисциплина) побуждается потребностями самого субъекта. Ее регуляторами выступают интерес, общая (интериоризованная) цель, убеждение, гуманистич. гражд. сознание, чувства долга, вины, стыда и др. В отличие от внутренней внешняя действует до тех пор, пока существуют стимулы, одобряющие тот или иной вид поведения (материальная выгода, карьера, слава, награда) и тормозящие неодобряемое поведение (санкции, ущемляющие права личности, вызывающие нравств. и физич. страдания). Развитию личности способствует внутр. Д., формируемая гуманными средствами, поощряющими положит. активность личности.
Развитие обществ. Д., опирающейся на самодисциплину личности, — обязательное условие нормального функционирования уч.-воспитат. учреждения. «Привести в гармонию интересы отдельных образуемых, учителя и всего школьного общества и тем создать основу для дружной совместной работы всех — вот к чему должна стремиться дисциплина» (К а п-те ре в П. Ф., Избр. пед. соч., М., 1982, с. 611).
Такая Д. — результат не только узконаправленных, специальных влияний на нее. «Дисциплина, — писал А. С. Макаренко, — является продуктом всей суммы воспитательного воздействия, включая сюда и образовательный процесс, и процесс политического образования, и процесс организации характера, и процесс столкновения, конфликтов, и разрешения конфликтов в коллективе, в процессе дружбы, и доверия, и всего решительно воспитательного процесса» (Пед. соч. в 8 тт., т. 4, с. 141).
Первоочередные условия хорошей Д. учащихся — здоровый образ жизни в семье и в школе. Правильный режим дня, нормальные условия учебы, питания и отдыха, отсутствие конфликтов с родителями и учителями создают необходимую базу для здорового настроения, уравновешенного психич. состояния учащихся, а Значит. и ровного поведения.
Исходный пункт формирования Д. — убежденность воспитанников в ее необходимости и для обеспечения успешности общей работы, для физич. и нравств. защищенности каждого. В основе поведенческих установок учащихся должны лежать нормы общечеловеческой морали, основанные на уважении к др. человеку. Именно из этих принципов вырастают чувства достоинства, совести, чести и долга, такие волевые качества, как самообладание, сдержанность, организованность.
Разъяснение правил поведения как наилучших способов достижения общих целей, использование при этом ярких примеров из худож. произведений, этич. беседы и диспуты, обсуждение с учащимися последствий тех или иных происшествий из жизни класса, разыгрывание и анализ ситуаций, представляющих возможность нравств. выбора, — все это помогает воспитанникам освоить общественно одобряемые нормы поведения, убедиться в их разумности, справедливости и необходимости.
Важным средством формирования Д. выступает моральная и правовая оценка поступков (педагогом, родителями, коллективом сверстников), стимулирующая и самооценку. Действенность оценки зависит от авторитетности ее источника (см. Авторитет). Учитель, воспитатель ведут работу по формированию привычек и навыков поведения, опираясь на семью учащегося и ученич. коллектив, его самодеятельность.
Непременным условием зарождения индивидуальной и обществ. самодисциплины является совм. коллективная выработка кодекса правил, законов жизни класса, отряда, школы и заключение своеобразного обществ. договора между учащимися и учителями на их выполнение. «Дисциплина не может быть предписываема, она может быть только вырабатываема всем школьным обществом, т.е. учителем и учащимися; иначе она будет непонятной учащимся, совсем недорогой для них и нравственно необязательной» (Каптерев П. Ф., Избр. пед. соч., М., 1982, с. 612).
Распорядок и нормы жизни уч. заведения устанавливаются не только гос-вом, но и обществ. орг-циями: школьными и т. п. советами, органами ученич. самоуправления. Они берут на себя выработку правил для учащихся и организацию жизнедеятельности школы в соответствии с ними. Коллективный самоанализ жизни коллектива, поступков его членов, выработка обществ. мнения по поводу событий, разрушающих договорный порядок, помогают закреплять положительный опыт отношений, осознавать причины разл. дисциплинарных нарушений.
Одним из гл. стимулов выполнения уч. обязанностей вообще и Д. на занятиях в частности является познават. интерес. Его последоват. развитие формирует самодисциплину учащегося. Д. находится в прямой зависимости от четкости организации всего уч.-воспитат. процесса, мастерства педагога, его умения подготовить учащихся к занятиям и организовать их.
В процессе трудового воспитания, проф. обучения учащиеся должны увидеть связь Д. с результатами труда. Особого внимания педагогов в связи с этим требует воспитание технол. Д., ответственности за качество труда и продукции. В качестве стимуляторов такой Д. выступают чувство проф. гордости, коллективная ответственность, материальное поощрение.
В практике воспитания наиб. трудности вызывает правильное использование мер воздействия на учащихся, нарушающих Д. Осн. ошибка, к-рой следует избегать, это переносить законы взрослого общества в дет. среду. Большинство дисциплинарных нарушений учащихся не носит злонамеренного характера, связано с естественной дет. активностью и отсутствием возможности индивидуального самоутверждения в коллективе, неразвитостью навыков самоорганизации, чувства ответственности и др. Воспитатель не может действовать по стереотипу нарушение — наказание; он стремится понять причины недисциплинированности, использовать все средства нравств. воспитания, методы убеждения, примера, естеств. последствий, пед. поддержки, поощряющей веру ученика в свои силы. Наказание — крайняя мера — не должно быть следствием пед. бессилия; оно допустимо, если вызывает раскаяние, затрагивая нравств. чувства, совесть, не унижая достоинства человека. Решительного вмешательства педагога требуют действия воспитанника, наносящие физич. или моральный ущерб личности др. воспитанника. Недопустимо использовать ученич. коллектив как инструмент, выполняющий карательные функции по отношению к личности. Такой коллектив не создает условий для творческой самореализации растущего человека, держит его в атмосфере страха, разобщает учащихся и тем самым разрушает нравств. основы воспитания.
Проблема Д. решается на демокр., гуманной основе в тех коллективах, где утверждаются сотрудничество, взаимопонимание между воспитателями и воспитанниками, взаимопомощь старших и младших учащихся, увлеченность общей работой, уважение к правам человека, законам и традициям уч. заведения.
Лит: Гмурман В. Е., Дисциплина в школе, М., 1958; Теория и методика коммунистического воспитания в школе, под ред. Г. И. Щукиной, М., 1974; Шамова Т. Н., Нефедова К — А., Воспитание сознательной дисциплины школьников в процессе обучения, М., 1985. О. С. Газман.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
356.22 кб

Спортивная борьба как специальная дисциплина физкультурного вуза: методика формирования и оценки зна

Левицкий А. Г., Михайлова Д. А.
Читать PDF
409.45 кб

История педагогики как науковедческая дисциплина

Вершинина Надежда Александровна
Обосновывается возможность выделения в дисциплинарной организации педагогики науковедческих дисциплин, к числу которых, по мнению автора, может быть отнесена история педагогики.
Читать PDF
306.74 кб

Дисциплина "История художественной культуры" в системе подготовки учителя начальных классов и бакала

Шекалов Владимир Александрович
Читать PDF
337.03 кб

Дисциплина «Элементы вычислительной геометрии» как одна из фундаментальных составляющих предметной о

Долганова Надежда Филипповна
В статье рассматриваются особенности процесса подготовки будущих учителей информатики, математики и специалистов в области информационных систем в педагогическом университете в области вычислительной геометрии.
Читать PDF
74.36 кб

Музейная педагогика как научная дисциплина: к истории становления

Ахунов Валерий Михайлович
Читать PDF
248.18 кб

Теоретическая механика - базовая фундаментальная дисциплина в подготовке инженера

Андронов В. В.
Читать PDF
86.65 кб

Актуальная учебная дисциплина

Лебедев C.
Читать PDF
697.21 кб

Учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" в Пензенской области: становление, проблемы преп

Пономарева О. Н., Филатова О. М., Васина О. Н.
Курс Безопасность жизнедеятельности официально введен в школах России с 1991.
Читать PDF
72.39 кб

«Основы ресурсоэффективности» новая дисциплина в учебных планах ТПУ

Дульзон Альфред Андреевич, Петровская Татьяна Семеновна, Ушаков Василий Яковлевич
Представлен модуль «Ресурсоэффективность» для учебных планов технических, гуманитарных и экономических специальностей, и более подробно дисциплина и учебное пособие «Основы ресурсоэффективности» для всех специальностей и направлен
Читать PDF
323.91 кб

История литературы как учебная дисциплина: проблемы и пути актуализации

Бугрий Елена Павловна
Рассматривается проблематика преподавания истории литературы как общепрофессиональной дисциплины.
Читать PDF
147.80 кб

«Парадигма», «Дисциплина», «Коллекторская программа»

Розов М.
Читать PDF
209.07 кб

Лингвистика детской речи как инновационная научная и учебная дисциплина

Цейтлин С. Н.
Читать PDF
113.20 кб

Дисциплина «Общая биология» в системе профессионального естественнонаучного образования

Кабаян Наталья Владимировна, Кабаян Ольга Сергеевна
В статье обобщается опыт реализации технологии освоения содержательного и процессуального компонентов дисциплины «Общая биология» на основе акмеологического подхода при использовании элементов адаптивной системы обучения, что позв
Читать PDF
0.00 байт

Физическая культура как дисциплина подготовки специалиста по формированию здорового образа жизни шко

Дедловская М. В.
В статье раскрывается значение подготовки будущего учителя общеобразовательной школы к формированию здорового образа жизни школьников.
Читать PDF
0.00 байт

Управление знаниями как научная дисциплина: к подготовке магистров на инженерно-экономическом факуль

Жернова Н. А., Жернов Е. Е.
Для преподавания магистрам научной дисциплины «Управление знаниями» проведено исследование генезиса и места этой науки в структуре методологии науки в целом, выявлено соответствие категорий научной дисциплины общим признакам науки

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Дисциплина по выбору

    elective course, optional course) — учебный предмет, рассматривающий конкретные достаточно узкие проблемы науки, технологии и культуры, знание которых не является обязательным для всех студентов, обучающихся п
  • УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

    система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в образовательном учреждении. По содержанию бывает обще
  • ДИСЦИПЛИНА ТРУДОВАЯ

    закрепленная правом и другими социальными нормами система организационных отношений, направленная на поддержание надлежащего порядка в процессе осуществления трудовой деятельности. Является н
  • СОЗНАТЕЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА

    гражданское качество и результат учебновоспитательного процесса. Характеризуется проявлением активности и инициативы, органическим сочетанием интересов личности и общества, ответственным отн
  • Учебная дисциплина

    subject) — логически завершенный раздел знаний, изучаемый в пределах какой-либо программы обучения в пределах одного периода (семестра, триместра, четверти).
  • Дисциплина воинская

    один из способов достижения необходимого для успеха уровня упорядоченности деятельности. Суть этого способа и его отличие от других - в нормативности, т.е. следовании при решении какой-либо задачи
  • ДИСЦИПЛИНА ШКОЛЬНАЯ

    соблюдение учащимися правил поведения в школе и вне ее, четкое и организованное исполнение ими своих обязанностей в соответствии с уставом школы.
  • ДИСЦИПЛИНА ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ

    четкое соблюдение учащимися основных требований технологии выполнения учебно-производственных работ. Воспитание Д.т. способствует формированию у учащихся культуры труда. Д.т. в значительной сте
  • Дисциплина (учебный предмет)

    педагогически адаптированная система сведений (информации) по конкретному разделу науки или практической деятельности человека.
  • Факультативная дисциплина

    (Optional Course) учебная дисциплина, которую студент может изучать по своему усмотрению. В отличие от дисциплин по выбору в данном случае обязательный выбор не предполагается.
  • Методика преподавания изобразительного искусства как учебная дисциплина

    учебный курс, который преподается в педагогических учебных заведениях и др. учреждениях, соответствующих профилю специальности. Предмет М. – школьный учебный предмет «Изобразительное искусство
  • УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ УЧЕБНЫЙ КУРС УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

    Учебный предмет – педагогически адаптированная (с соответствующими формами и средствами обучения) система знаний и умений (компетенций), выражающая основное содержание той или иной науки и соотв
  • АДАПТАЦИОННАЯ ДИСЦИПЛИНА

    это элемент адаптированной образовательной программы среднего профессионального образования, направленный на индивидуальную коррекцию учебных и коммуникативных умений и способствующий социа
  • Требования к изучению базовых дисциплин

    general education requirement) — свод правил, определяющих перечень базовых дисциплин, которые учащийся должен изучить в обязательном порядке в рамках любой программы подготовки, а также количество учебной ра
  • Блок дисциплин

    это набор дисциплин, одновременно изучаемых в течение одного календарного модуля, в соответствии с логикой основной образовательной программы.
  • Выбор дисциплин для изучения

    concentration) — процесс определения дисциплин для изучения в рамках той или иной программы подготовки.
  • ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ ВЫНУЖДЕННАЯ

    подчинение силе, давлению среды, выполнение требований под воздействием страха наказания, давящей обязательности.
  • Дисциплины группы А

    дисциплины, изучаемые обязательно и строго последовательно во времени.
  • Дисциплины группы В

    дисциплины, изучаемые обязательно, но не последовательно.
  • STEM ДИСЦИПЛИНЫ

    (акроним от S – science, T – technology – E –engineering, М – mathematics) – образование - это ряд или последовательность курсов или программ обучения, готовит учеников к успешному трудоустройству, к образованию после