ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
(от лат. expertus – опытный). Исследование, предпринимаемое специалистамиязыковедами с целью разрешения спорных вопросов и разногласий, связанных с интерпретацией (пониманием, толкованием) и атрибуцией (установлением той или иной принадлежности) текстов различного содержания. Учение о Л. э. составляет раздел прикладной лингвистики, в котором формулируются теоретические основы Л. э. и разрабатываются методы ее проведения. В 2001 г. создана Гильдия лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам (ГЛЭДИС), в которую вошли ведущие российские лингвисты (Цена слова..., 2002).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
в традиционном значении — процедура поиска на лингвистическом материале улик и доказательств при расследовании разных преступлений (см. [КРРЭСС. М., 2003]). В новом и узком значении, в отличие от других видов экспертизы, Л.э. раскрывается как исследование письменного или устного текста в целях его смыслового понимания, когда совершаются речевые преступления против личности (клевета, оскорбление, диффамация), общества и государства (словесный экстремизм); когда нарушаются законы, регулирующие журналистику, рекламу и функционирование товарных знаков, предвыборную агитацию. Corpus delicti этих правонарушений заключён в самом тексте; других источников доказательства по делам этой категории не существует. Л.э. в узком значении выявляет в тексте объективные признаки судимого деяния, предусмотренные правовой нормой для конкретных нарушений, — словесные конструкции и смысловые единицы, инкриминируемые в исковом заявлении. Как любая экспертиза, она регулируется законодательно и выполняется в специальных экспертных центрах МВД и Минюста, в независимых организациях (напр., ГЛЭДИС, Москва; АЛЭП «Лексис», Барнаул — Кемерово), в академических институтах и филологических вузах. С 2006 г. Л.э. — в официальном Перечне родов (видов) экспертиз. Лингвистов-экспертов готовят отделения лингвокриминалистики филфаков и юридические вузы. Пропедевтической дисциплиной их специализации является Лингвоконфликтология (см.).
Л.э. воплощается в заключении экспертов, если выполнена по определению суда; заказанная одной из тяжущихся сторон — в заключении специалистов. Оформляется как развёрнутые ответы на вопросы судьи или стороны процесса и имеет определённую композицию, в которой отражены её научные основы, библиография, реквизиты экспертной организации и др. Лингвисты-эксперты предоставляют суду наблюдения и выводы в особой терминосистеме, тогда как судебное решение выносится судьями в правовых понятиях. Гигантский (по сравнению с советской эпохой) рост исков по речевым преступлениям в журналистике и в политической коммуникации выявил нерешённые проблемы, поставив перед учёными задачу создания теоретических основ, понятийной системы и алгоритмов анализа. Фундаментом Л.э. стала когнитивно-коммуникативная парадигма. Пионерская работа — монография «Понятия чести, достоинства...» (1997). С тех пор разработаны такие направления, как юрислингвистика (ее основатель и организатор АЛЭП «Лексис» — Н.Д. Голев) и судебное речеведение (Е.И. Галяшина — одна из основоположниц ГЛЭДИС, наряду с проф. М.В. Горбаневским), выпущены монографии (проф. А.Н.Барановым, М.А. Осадчим), подготовлена первая докторская диссертация (К.И. Бриневым). Сложился аппарат описания диффамации — распространения порочащих сведений, чей результат — унижение чести, достоинства и деловой репутации (ст. 150-152 ГК РФ); здесь ключевой момент — различение фактологической и негативнооценочной информации, которое коррелирует с правовой дихотомией фактов и мнений. Оскорбление как негативная оценка личности в неприличной форме (ст. 130 и 319 УК РФ) рассмотрено в новой парадигме через понятие инвективы (сквернословия). Описаны призывы как основной показатель словесного экстремизма в его националистическом и политическом вариантах.
Л.э. диагностирует упадок речевой культуры в российском обществе; она может служить средством предупреждения речевой агрессии. К сожалению, Л.э. сама конфликтегенна: с одной стороны, недостаточно развита, с другой — политизирована (заказные экспертизы под административным давлением); некачественные экспертизы провоцируют неправосудные решения.
Лит.: Базылев В.Н., Бельчиков Ю.А., Леонтьев А.А., Сорокин Ю.А. Понятия чести, достоинства, оскорбления и ненормативности в текстах права и массовой информации. М., 1997; Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста. М., 2007; Бринев К.И. Теоретическая лингвистика и судебная лингвистическая экспертиза. Барнаул, 2009; Галяшина Е.И. Основы судебного речеведения; Галяшина Е.И. Лингвистика vs экстремизм. М., 2003; Голев Н.Д. Юрислингвистика: на стыке языка и права // Юрислингвистика-1: Проблемы и перспективы: межвуз. сб. науч. тр. Барнаул, 1999; Жельвис В.И. Слово и дело: юридический аспект сквернословия // Юрислингвистика-2: русский язык в его естественном и юридическом бытии: межвуз. сб. науч. тр. Барнаул, 2000; Иванов Л.Ю. Лингвистическая экспертиза // КРРЭСС. М., 2003; Кара-Мурза Е.С. Лингвистическая экспертиза как направление политической лингвистики // Политическая лингвистика. 2009 № 27; Осадчий М.А. Правовой самоконтроль оратора. М., 2007; ГЛЭДИС: URL: www.rusexpert.ru.
Е.С. Кара-Мурза

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
317.24 кб

НАУЧНАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Мединаева Акерке Амановна
В Республике Казахстан законопроекты и проекты международных до-говоров разрабатываются государственными органами-разработчиками на официальном русском языке, после чего ведется работа по обеспечению их перевода на государственный
Читать PDF
362.11 кб

Психолого-лингвистическая экспертиза образовательных практик

Маланчук И.Г., Денисова А.Г., Замкина Т.Ю., Кудряшова Ю.А., Шлетгауэр Т.В.
В статье обосновывается значимость психолого-лингвистической экспертизы образования с точки зрения обеспечения социально-психологических результатов образования в соответствии с ФГОС ВПО (ВО) и Профессиональным стандартом педагога
Читать PDF
199.82 кб

Русское Лото 18 из 1488: опыт комплексной психолого-лингвистической экспертизы

Ворошилова Мария Борисовна, Злоказов Кирилл Викторович
В статье представлен опыт комплексного психолого-лингвистического исследования креолизованного текста (видеотекста) с целью его идентификации как текста экстремистского.