ПОНИМАНИЕ
ПОНИМАНИЕ
способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат.
Понимание
мыслительный процесс, направленный на выявление существенных свойств предметов и явлений действительности, познаваемых в чувственном и теоретическом опыте человека.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
ПОНИМАНИЕ
психический процесс включения информации о чем-либо в пережитый опыт, в усвоенные ранее знания и постижение на этой основе смысла и значения события, факта, содержания воздействия.
Источник: Cловарь музейно-педагогических терминов
ПОНИМАНИЕ
психологическое состояние, выражающее собой правильность принятого решения и сопровождаемое чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта.
Понимание
мысленное воспроизведение объективного процесса, формулирование предмета целенаправленной деятельности и мышления. Понимание раскрывает цели, содержание обращенного к нему действия другого человека.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
ПОНИМАНИЕ
процесс установления связи неизвестного, нового с уже известным; составление о чем-либо правильного понятия. Понятие в педагогике рассматривается как вторая ступень усвоения знаний учащимися после восприятия в процессе обучения.
Понимание
это умственное, символическое овладение, возможность ясно видеть объект в его взаимосвязях с другими, «держать его в руках», поворачивать, рассматривать отдельные его аспекты; способность осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-нибудь.
ПОНИМАНИЕ
уровень познания, при котором учащийся способен постичь смысл и значение изучаемого материала, может изложить и объяснить материал, высказать предположение о дальнейшем ходе событий. Этот уровень превосходит простое узнавание и запоминание учебного материала.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Понимание
1) способность осмыслять, постигать смысл и значение чегол., а также результат этого постижения; 2) состояние сознания человека, для которого характерна уверенность в точности и адекватности представлений о предметах, явлениях и их сущности; 3) та или иная точка зрения на что-л., то или иное толкование, объяснение чего-л.
ПОНИМАНИЕ
способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат. В качестве показателя понимания может выступать интерпретация материала учащимся (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Понимание
1) процедура осмысления, т.е. выявления и реконструкции смысла, а также смыслообразования (С.С.Гусев, Г.Л.Тульчинский); 2) в педагогическом процессе — многоракурсная рефлексия по поводу содержания, ценностных характеристик, логики, систем но-структурных отношений педагогического знания и педагогического процесса, соответствующих ему образов культуры и искусства на основе самопознания и личного жизненного опыта субъекта понимания.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
ПОНИМАНИЕ
в самом общем определении сущность понимания сводится к формуле М. Хайдеггера: быть – это значит понимать. То есть понимание в философском смысле – это способ бытия человека в мире. Применительно к педагогической герменевтике понимание человека это: – обнаружение, раскрытие, прочтение, интерпретация смысла проявлений его жизни (слов, речи, поступков...). При этом важно, что интерпретация, истолкование поступка, иного проявления жизни происходит исходя из этого поступка, проявления жизни; – оправдание, или подведение проявления жизни под ценность; – это деятельность по связыванию фактов в целостность путем обнаружения у них единого связующего смысла (в отдельных случаях придания им единого смысла).
ПОНИМАНИЕ
Термин, имеющий несколько значений. 1. Способность личности осмысливать, постигать содержание, смысл, значение чего-л. В этом смысле О. Мандельштам дал свои оценки трем поэтам: «Пастернак – человек понимания. Я – человек исключительного понимания. Гете – человек всепонимания». 2. Когнитивный процесс постижения содержания, смысла. Этот процесс может быть успешным / безуспешным, самостоятельным / несамостоятельным, быстрым / медленным, осознанным / интуитивным. 3. Продукт процесса П. – само толкование события, факта, объекта и т. п. В этом смысле возможно П. правильное / неправильное, полное / неполное, глубинное / поверхностное. 4. П. как одна из целей познания и обучения. Мысленное воспроизведение процесса возникновения и формирования целенаправленной деятельности и мышления. П. представляет собой необходимое условие и вместе с тем продукт общения людей. Путем П. раскрываются мотивы, цели и содержание действия другого человека. Весь процесс обучения психологически базируется на формировании П., его углублении и уточнении. Без П. учащимися целей, задач обучения невозможна активная учебная деятельность. П. того, что и как надо делать, должно предшествовать практической работе. П. на занятиях по языку способствует опора на принцип сознательности в обучении.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
ПОНИМАНИЕ
(Understanding) – теоретический (концептуальный) уровень овладения знаниями, который дает возможность не только фактически знать, что, где и когда происходит, но и объяснить, почему и как осуществляется то или другое явление. Понимание – универсальная операция мышления, связанная с усвоением нового содержания, включением его в систему устоявшихся идей и представлений. Понимание обеспечивает установление связи раскрываемых новых свойств объекта познания с уже известными субъекту, формирование операционального смысла новых свойств объекта и определение их места и роли в структуре мыслительной деятельности. Понимание наделяет смыслом объекты социально-культурной и природной реальности и вводит их тем самым в привычный и связный мир человека. Оно всегда обусловлено социальноисторическими и культурными предпосылками. Наряду с объяснением понимание является одной из основных функций научного познания. Определенный интерес представляет концепция, утверждающая, что понимание есть оценка на основе некоторого образца, стандарта, нормы или принципа. Пониматься может все, для чего существует такой общий образец, начиная с явлений неживой природы и кончая поступками, индивидуальными психическими состояниями и текстами (Глосарій (термінологія) Болонського процесу [Електронний ресурс]. – URL: www.mon.gov.ua/main.php?query=education/higher/bolon/8; Знаков В. В. Понимание в познании и общении. М. : ИП РАН, 1994. – 235 с.; Ивин А. А. Словарь по логике / А. А. Ивин, А. Л. Никифоров. – М. : Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1997 . – 384 с.). Е. Ю. Усик
Источник: Глоссарий современного образования.
ПОНИМАНИЕ
мыслительный процесс, направленный на выявление существенных свойств предметов и явлений действительности, познаваемых в чувственном и теоретическом опыте человека. Формы проявления П.: отнесение предмета или явления к определенной категории; подведение частного случая под общее понятие; выяснение причин явления, его происхождения и развития, и т.д. Различаются три версии П.: 1. как непосредственное усмотрение "внутренним взором" реальности человеческой жизни; 2. как познание-переживание другого в собственном внутреннем опыте через данные извне знаки; 3. как развертывание самопонимания через расширение жизненного контекста и его постоянное переистолкование. Особое место занимает П. речи как необходимое условие общения людей, их совместной деятельности. П. достигается только на базе знаний и умений, уже добытых в предшествующем опыте. Вместе с тем предметом П. является не только уже отраженное в опыте человека, но и еще непознанное, новое. В зависимости от того, насколько существенны отношения, которые устанавливаются между элементами изучаемого явления, выделяются качественно различные элементы - уровни П. Они зависят не только от возрастной стадии умственного развития, но в большей мере от организации процесса обучения. П. - активный процесс. Воспринимая правило, закон, понятие, описательный текст и пр., ученик должен произвести самостоятельную работу по осмыслению материала: разобраться в структуре его элементов, уяснить их связь и последовательность и т.п. В развитии П. важную роль играет проверка его правильности. Для этого используются несколько критериев: умение характеризовать словами то, что осмысливалось (при этом важна постановка разнообразных вопросов); умение пересказывать текст своими словами; переконструировать текст, передать его в более сжатом или развернутом виде и т.д. Словесное выражение осмысливаемого материала и практические действия с ним служат не только критерием П., но и способствуют П.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ПОНИМАНИЕ
мыслительный процесс, направленный на выявление существенных свойств предметов и явлений действительности, познаваемых в чувственном и теоретич. опыте человека. Формы проявления П. различны: отнесение предмета или явления к определенной категории; подведение частного случая под общее понятие; выяснение того, как устроена вещь (напр., П. конструкции к.-л. механизма, прибора); выяснение причин явления, его происхождения и развития, его последствий; установление логич. оснований, из к-рых следует то, что нужно понять (напр., П. матем. теорем, доказательств и т. п.). Особое место занимает П. речи как необходимое условие общения людей, их совместной трудовой деятельности, усвоения обществ. опыта.
П. не следует отождествлять со знанием, поскольку возможно знание без П. и П. без знания («непосредств. усмотрение»). Для П. характерно ощущение ясной внутр. связанности, организованности рассматриваемых явлений. Это может быть логич. упорядоченность, ясное «видение» причинно-следственных связей, когда ранее механически перечисляемые факты объединяются в единую логич. систему (П. доказательства матем. теоремы, П. формулы, закона естествознания и т. д.). Возможно ясное ощущение субъектом связности и осмысленности явлений и без усмотрения их логич. каркаса. Человек понимает поведение др. человека, его мысли, мотивы и т. д.; на этой же основе может происходить «П.» поведения животных и явлений природы, связанное с приписыванием им аналогий с поведением людей. Возможно П. на основе сопереживания (П. эмоций человека; нерасчленимое «П. человека»; П. этич. и эстетич. явлений и т. д.).
П. достигается только на базе знаний и умений, уже добытых в предшествующем опыте. Вместе с тем предметом П. является не только уже отраженное в опыте человека, но и еще непознанное, новое. В основе П. лежит сложная анали-тико-синтетич. деятельность мозга. Как и все мыслит, процессы, П. выражается в словесной форме.
П. — процесс субъективный, внутренний и в конечной форме не опирающийся на к.-л. внешним образом протекающие действия человека. Однако такую форму П. приобретает не сразу. Первоначально это развернутый процесс по ознакомлению с вещами и явлениями. Факты онто-генетич. развития ребенка показывают, что только путем многократных практич. предметных действий с вещами, при постоянном общении с людьми ребенок достигает П. свойств вещей. Эти действия существенно изменяются и постоянно совершенствуются в течение жизни, особенно в раннем и дошк. возрастах, становясь важнейшей основой П. особенностей вещей и явлений, всего разнообразия их связей и взаимоотношений.
Высокие требования к П. выдвигает шк. обучение в связи с задачей овладения учащимися уч. материалом. Решение матем., физ., хим. задач, раскрытие смысла словесных описаний, образного лит. текста предполагает П. причинно-следственных и пространственно-временных отношений, функциональной зависимостей между отд. компонентами изучаемого целого. П. хорошо знакомых слов, явлений, поступков и т. п. происходит сразу, мгновенно. Однако нередко П. представляет собой процесс, развертывающийся во времени и проходящий ряд этапов от первоначального смутного, недифференцированного П. ко все более четкому, ясному и дифференцированному. При этом в одних случаях сначала осмысливаются отд. элементы того, что нужно понять, и только после этого достигается П. целого; в др. случаях осмысливается сразу целое, но П. носит еще смутный, неопределенный характер и требуется значительная аналитич. работа, чтобы достигнуть ясного П., при к-ром каждая часть целого заняла бы определенное место. В зависимости от того, насколько существенны отношения, к-рые устанавливаются между элементами изучаемого явления, выделяются качественно разл. элементы — уровни П. Они зависят не только от возрастной стадии умственного развития, но в большей мере от организации процесса обучения. П. — активный процесс. Недостаточно одного восприятия правила, закона, понятия, описательного текста и их иллюстрации примерами. Получая разъяснения учителя, учащимся необходимо произвести самостоят. работу по осмыслению материала: разобраться в структуре его элементов, уяснить их связь и последовательность, функцию каждого в целостной структуре и т. п. Целесообразно, чтобы учитель помог учащимся спланировать эту работу, определить четкий состав и порядок операций, последовательное выполнение к-рых приводит к П. того или иного содержания.
П. в значительной степени определяется предварительными знаниями и умениями. Напр., в нач. классах пониманию условий арифметич. задачи способствует правильное прочтение ее текста, четкое выделение того, что известно, и поставленного в ней вопроса. Если же ребенок плохо владеет навыком чтения, ему трудно проделать такой анализ и именно поэтому трудно понять задачу.
В развитии П. важную роль играет проверка его правильности. П. обнаруживается при словесном воспроизведении изученного материала, в действии, в форме применения знаний к новым заданиям и т. п. Однако каждая из этих форм проявления П. в отдельности еще не обязательно означает и правильность П. Для проверки П. обычно используется не один, а неск. разл. критериев. Умение характеризовать словами то, что осмысливалось, часто свидетельствует о правильности П. Словесное воспроизведение материала может быть сделано и без достаточного П. Иногда, как это известно из пед. практики, достаточно несколько по-другому поставить вопрос. — и ученик затрудняется при ответе. Поэтому важна постановка разнообразных вопросов, по ответам на к-рые только и можно судить о П. Хорошим критерием П. словесного материала является умение пересказывать его своими словами, изменять формулировку мыслей, переконструировать текст, передать его в более сжатом или развернутом виде, указать идею текста, а также правильные практич. действия, выполняемые в соответствии с П. Напр., о П. физ. закона свидетельствует не только умение пересказать его содержание, но и выполнить лабораторную работу, решить задачу на этот закон, применить его для объяснения соответствующих жизненных явлений.
Словесное выражение осмысливаемого материала и практич. действия с ним служат не только критерием П., но и способствуют П. Изложение к.-л. материала, ответ на вопрос, попытки применить словесно выраженный принцип на практике ведут к лучшему П. этого материала. Напр., решая задачи, применяя на практике орфографич. правила, учащийся лучше осмысливает их. Большую роль в развитии П. играет сочетание слова с наглядными образами, примеры, иллюстрирующие общие положения. Особенно важно самостоятельное придумывание примеров учащимися. Такие приемы, как составление плана текста, выделение последовательности его частей и т. п. также способствуют П.
Более или менее развернутый процесс П. объективного содержания изучаемого материала составляет важнейшее звено в усвоении. П. сообщает знаниям и умениям осмысленный характер, чем отличает их от знаний, опирающихся на «ме-ханич. заучивание».
Лит. см. при ст. Мышление.
П. не следует отождествлять со знанием, поскольку возможно знание без П. и П. без знания («непосредств. усмотрение»). Для П. характерно ощущение ясной внутр. связанности, организованности рассматриваемых явлений. Это может быть логич. упорядоченность, ясное «видение» причинно-следственных связей, когда ранее механически перечисляемые факты объединяются в единую логич. систему (П. доказательства матем. теоремы, П. формулы, закона естествознания и т. д.). Возможно ясное ощущение субъектом связности и осмысленности явлений и без усмотрения их логич. каркаса. Человек понимает поведение др. человека, его мысли, мотивы и т. д.; на этой же основе может происходить «П.» поведения животных и явлений природы, связанное с приписыванием им аналогий с поведением людей. Возможно П. на основе сопереживания (П. эмоций человека; нерасчленимое «П. человека»; П. этич. и эстетич. явлений и т. д.).
П. достигается только на базе знаний и умений, уже добытых в предшествующем опыте. Вместе с тем предметом П. является не только уже отраженное в опыте человека, но и еще непознанное, новое. В основе П. лежит сложная анали-тико-синтетич. деятельность мозга. Как и все мыслит, процессы, П. выражается в словесной форме.
П. — процесс субъективный, внутренний и в конечной форме не опирающийся на к.-л. внешним образом протекающие действия человека. Однако такую форму П. приобретает не сразу. Первоначально это развернутый процесс по ознакомлению с вещами и явлениями. Факты онто-генетич. развития ребенка показывают, что только путем многократных практич. предметных действий с вещами, при постоянном общении с людьми ребенок достигает П. свойств вещей. Эти действия существенно изменяются и постоянно совершенствуются в течение жизни, особенно в раннем и дошк. возрастах, становясь важнейшей основой П. особенностей вещей и явлений, всего разнообразия их связей и взаимоотношений.
Высокие требования к П. выдвигает шк. обучение в связи с задачей овладения учащимися уч. материалом. Решение матем., физ., хим. задач, раскрытие смысла словесных описаний, образного лит. текста предполагает П. причинно-следственных и пространственно-временных отношений, функциональной зависимостей между отд. компонентами изучаемого целого. П. хорошо знакомых слов, явлений, поступков и т. п. происходит сразу, мгновенно. Однако нередко П. представляет собой процесс, развертывающийся во времени и проходящий ряд этапов от первоначального смутного, недифференцированного П. ко все более четкому, ясному и дифференцированному. При этом в одних случаях сначала осмысливаются отд. элементы того, что нужно понять, и только после этого достигается П. целого; в др. случаях осмысливается сразу целое, но П. носит еще смутный, неопределенный характер и требуется значительная аналитич. работа, чтобы достигнуть ясного П., при к-ром каждая часть целого заняла бы определенное место. В зависимости от того, насколько существенны отношения, к-рые устанавливаются между элементами изучаемого явления, выделяются качественно разл. элементы — уровни П. Они зависят не только от возрастной стадии умственного развития, но в большей мере от организации процесса обучения. П. — активный процесс. Недостаточно одного восприятия правила, закона, понятия, описательного текста и их иллюстрации примерами. Получая разъяснения учителя, учащимся необходимо произвести самостоят. работу по осмыслению материала: разобраться в структуре его элементов, уяснить их связь и последовательность, функцию каждого в целостной структуре и т. п. Целесообразно, чтобы учитель помог учащимся спланировать эту работу, определить четкий состав и порядок операций, последовательное выполнение к-рых приводит к П. того или иного содержания.
П. в значительной степени определяется предварительными знаниями и умениями. Напр., в нач. классах пониманию условий арифметич. задачи способствует правильное прочтение ее текста, четкое выделение того, что известно, и поставленного в ней вопроса. Если же ребенок плохо владеет навыком чтения, ему трудно проделать такой анализ и именно поэтому трудно понять задачу.
В развитии П. важную роль играет проверка его правильности. П. обнаруживается при словесном воспроизведении изученного материала, в действии, в форме применения знаний к новым заданиям и т. п. Однако каждая из этих форм проявления П. в отдельности еще не обязательно означает и правильность П. Для проверки П. обычно используется не один, а неск. разл. критериев. Умение характеризовать словами то, что осмысливалось, часто свидетельствует о правильности П. Словесное воспроизведение материала может быть сделано и без достаточного П. Иногда, как это известно из пед. практики, достаточно несколько по-другому поставить вопрос. — и ученик затрудняется при ответе. Поэтому важна постановка разнообразных вопросов, по ответам на к-рые только и можно судить о П. Хорошим критерием П. словесного материала является умение пересказывать его своими словами, изменять формулировку мыслей, переконструировать текст, передать его в более сжатом или развернутом виде, указать идею текста, а также правильные практич. действия, выполняемые в соответствии с П. Напр., о П. физ. закона свидетельствует не только умение пересказать его содержание, но и выполнить лабораторную работу, решить задачу на этот закон, применить его для объяснения соответствующих жизненных явлений.
Словесное выражение осмысливаемого материала и практич. действия с ним служат не только критерием П., но и способствуют П. Изложение к.-л. материала, ответ на вопрос, попытки применить словесно выраженный принцип на практике ведут к лучшему П. этого материала. Напр., решая задачи, применяя на практике орфографич. правила, учащийся лучше осмысливает их. Большую роль в развитии П. играет сочетание слова с наглядными образами, примеры, иллюстрирующие общие положения. Особенно важно самостоятельное придумывание примеров учащимися. Такие приемы, как составление плана текста, выделение последовательности его частей и т. п. также способствуют П.
Более или менее развернутый процесс П. объективного содержания изучаемого материала составляет важнейшее звено в усвоении. П. сообщает знаниям и умениям осмысленный характер, чем отличает их от знаний, опирающихся на «ме-ханич. заучивание».
Лит. см. при ст. Мышление.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия