ПОНИМАНИЕ

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПОНИМАНИЕ
способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

Понимание
мыслительный процесс, направленный на выявление существенных свойств предметов и явлений действительности, познаваемых в чувственном и теоретическом опыте человека.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

ПОНИМАНИЕ
психический процесс включения информации о чем-либо в пережитый опыт, в усвоенные ранее знания и постижение на этой основе смысла и значения события, факта, содержания воздействия.

Источник: Cловарь музейно-педагогических терминов

ПОНИМАНИЕ
психологическое состояние, выражающее собой правильность принятого решения и сопровождаемое чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Понимание
мысленное воспроизведение объективного процесса, формулирование предмета целенаправленной деятельности и мышления. Понимание раскрывает цели, содержание обращенного к нему действия другого человека.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ПОНИМАНИЕ
процесс установления связи неизвестного, нового с уже известным; составление о чем-либо правильного понятия. Понятие в педагогике рассматривается как вторая ступень усвоения знаний учащимися после восприятия в процессе обучения.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Понимание
это умственное, символическое овладение, возможность ясно видеть объект в его взаимосвязях с другими, «держать его в руках», поворачивать, рассматривать отдельные его аспекты; способность осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-нибудь.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ПОНИМАНИЕ
уровень познания, при котором учащийся способен постичь смысл и значение изучаемого материала, может изложить и объяснить материал, высказать предположение о дальнейшем ходе событий. Этот уровень превосходит простое узнавание и запоминание учебного материала.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Понимание
1) способность осмыслять, постигать смысл и значение чегол., а также результат этого постижения; 2) состояние сознания человека, для которого характерна уверенность в точности и адекватности представлений о предметах, явлениях и их сущности; 3) та или иная точка зрения на что-л., то или иное толкование, объяснение чего-л.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ПОНИМАНИЕ
способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат. В качестве показателя понимания может выступать интерпретация материала учащимся (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Понимание
1) процедура осмысления, т.е. выявления и реконструкции смысла, а также смыслообразования (С.С.Гусев, Г.Л.Тульчинский); 2) в педагогическом процессе — многоракурсная рефлексия по поводу содержания, ценностных характеристик, логики, систем но-структурных отношений педагогического знания и педагогического процесса, соответствующих ему образов культуры и искусства на основе самопознания и личного жизненного опыта субъекта понимания.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ПОНИМАНИЕ
в самом общем определении сущность понимания сводится к формуле М. Хайдеггера: быть – это значит понимать. То есть понимание в философском смысле – это способ бытия человека в мире. Применительно к педагогической герменевтике понимание человека это: – обнаружение, раскрытие, прочтение, интерпретация смысла проявлений его жизни (слов, речи, поступков...). При этом важно, что интерпретация, истолкование поступка, иного проявления жизни происходит исходя из этого поступка, проявления жизни; – оправдание, или подведение проявления жизни под ценность; – это деятельность по связыванию фактов в целостность путем обнаружения у них единого связующего смысла (в отдельных случаях придания им единого смысла).

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

ПОНИМАНИЕ
Термин, имеющий несколько значений. 1. Способность личности осмысливать, постигать содержание, смысл, значение чего-л. В этом смысле О. Мандельштам дал свои оценки трем поэтам: «Пастернак – человек понимания. Я – человек исключительного понимания. Гете – человек всепонимания». 2. Когнитивный процесс постижения содержания, смысла. Этот процесс может быть успешным / безуспешным, самостоятельным / несамостоятельным, быстрым / медленным, осознанным / интуитивным. 3. Продукт процесса П. – само толкование события, факта, объекта и т. п. В этом смысле возможно П. правильное / неправильное, полное / неполное, глубинное / поверхностное. 4. П. как одна из целей познания и обучения. Мысленное воспроизведение процесса возникновения и формирования целенаправленной деятельности и мышления. П. представляет собой необходимое условие и вместе с тем продукт общения людей. Путем П. раскрываются мотивы, цели и содержание действия другого человека. Весь процесс обучения психологически базируется на формировании П., его углублении и уточнении. Без П. учащимися целей, задач обучения невозможна активная учебная деятельность. П. того, что и как надо делать, должно предшествовать практической работе. П. на занятиях по языку способствует опора на принцип сознательности в обучении.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ПОНИМАНИЕ
(Understanding) – теоретический (концептуальный) уровень овладения знаниями, который дает возможность не только фактически знать, что, где и когда происходит, но и объяснить, почему и как осуществляется то или другое явление. Понимание – универсальная операция мышления, связанная с усвоением нового содержания, включением его в систему устоявшихся идей и представлений. Понимание обеспечивает установление связи раскрываемых новых свойств объекта познания с уже известными субъекту, формирование операционального смысла новых свойств объекта и определение их места и роли в структуре мыслительной деятельности. Понимание наделяет смыслом объекты социально-культурной и природной реальности и вводит их тем самым в привычный и связный мир человека. Оно всегда обусловлено социальноисторическими и культурными предпосылками. Наряду с объяснением понимание является одной из основных функций научного познания. Определенный интерес представляет концепция, утверждающая, что понимание есть оценка на основе некоторого образца, стандарта, нормы или принципа. Пониматься может все, для чего существует такой общий образец, начиная с явлений неживой природы и кончая поступками, индивидуальными психическими состояниями и текстами (Глосарій (термінологія) Болонського процесу [Електронний ресурс]. – URL: www.mon.gov.ua/main.php?query=education/higher/bolon/8; Знаков В. В. Понимание в познании и общении. М. : ИП РАН, 1994. – 235 с.; Ивин А. А. Словарь по логике / А. А. Ивин, А. Л. Никифоров. – М. : Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1997 . – 384 с.). Е. Ю. Усик

Источник: Глоссарий современного образования.

ПОНИМАНИЕ
мыслительный процесс, направленный на выявление существенных свойств предметов и явлений действительности, познаваемых в чувственном и теоретическом опыте человека. Формы проявления П.: отнесение предмета или явления к определенной категории; подведение частного случая под общее понятие; выяснение причин явления, его происхождения и развития, и т.д. Различаются три версии П.: 1. как непосредственное усмотрение "внутренним взором" реальности человеческой жизни; 2. как познание-переживание другого в собственном внутреннем опыте через данные извне знаки; 3. как развертывание самопонимания через расширение жизненного контекста и его постоянное переистолкование. Особое место занимает П. речи как необходимое условие общения людей, их совместной деятельности. П. достигается только на базе знаний и умений, уже добытых в предшествующем опыте. Вместе с тем предметом П. является не только уже отраженное в опыте человека, но и еще непознанное, новое. В зависимости от того, насколько существенны отношения, которые устанавливаются между элементами изучаемого явления, выделяются качественно различные элементы - уровни П. Они зависят не только от возрастной стадии умственного развития, но в большей мере от организации процесса обучения. П. - активный процесс. Воспринимая правило, закон, понятие, описательный текст и пр., ученик должен произвести самостоятельную работу по осмыслению материала: разобраться в структуре его элементов, уяснить их связь и последовательность и т.п. В развитии П. важную роль играет проверка его правильности. Для этого используются несколько критериев: умение характеризовать словами то, что осмысливалось (при этом важна постановка разнообразных вопросов); умение пересказывать текст своими словами; переконструировать текст, передать его в более сжатом или развернутом виде и т.д. Словесное выражение осмысливаемого материала и практические действия с ним служат не только критерием П., но и способствуют П.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПОНИМАНИЕ
мыслительный процесс, направленный на выявление существенных свойств предметов и явлений действительности, познаваемых в чувственном и теоретич. опыте человека. Формы проявления П. различны: отнесение предмета или явления к определенной категории; подведение частного случая под общее понятие; выяснение того, как устроена вещь (напр., П. конструкции к.-л. механизма, прибора); выяснение причин явления, его происхождения и развития, его последствий; установление логич. оснований, из к-рых следует то, что нужно понять (напр., П. матем. теорем, доказательств и т. п.). Особое место занимает П. речи как необходимое условие общения людей, их совместной трудовой деятельности, усвоения обществ. опыта.
П. не следует отождествлять со знанием, поскольку возможно знание без П. и П. без знания («непосредств. усмотрение»). Для П. характерно ощущение ясной внутр. связанности, организованности рассматриваемых явлений. Это может быть логич. упорядоченность, ясное «видение» причинно-следственных связей, когда ранее механически перечисляемые факты объединяются в единую логич. систему (П. доказательства матем. теоремы, П. формулы, закона естествознания и т. д.). Возможно ясное ощущение субъектом связности и осмысленности явлений и без усмотрения их логич. каркаса. Человек понимает поведение др. человека, его мысли, мотивы и т. д.; на этой же основе может происходить «П.» поведения животных и явлений природы, связанное с приписыванием им аналогий с поведением людей. Возможно П. на основе сопереживания (П. эмоций человека; нерасчленимое «П. человека»; П. этич. и эстетич. явлений и т. д.).
П. достигается только на базе знаний и умений, уже добытых в предшествующем опыте. Вместе с тем предметом П. является не только уже отраженное в опыте человека, но и еще непознанное, новое. В основе П. лежит сложная анали-тико-синтетич. деятельность мозга. Как и все мыслит, процессы, П. выражается в словесной форме.
П. — процесс субъективный, внутренний и в конечной форме не опирающийся на к.-л. внешним образом протекающие действия человека. Однако такую форму П. приобретает не сразу. Первоначально это развернутый процесс по ознакомлению с вещами и явлениями. Факты онто-генетич. развития ребенка показывают, что только путем многократных практич. предметных действий с вещами, при постоянном общении с людьми ребенок достигает П. свойств вещей. Эти действия существенно изменяются и постоянно совершенствуются в течение жизни, особенно в раннем и дошк. возрастах, становясь важнейшей основой П. особенностей вещей и явлений, всего разнообразия их связей и взаимоотношений.
Высокие требования к П. выдвигает шк. обучение в связи с задачей овладения учащимися уч. материалом. Решение матем., физ., хим. задач, раскрытие смысла словесных описаний, образного лит. текста предполагает П. причинно-следственных и пространственно-временных отношений, функциональной зависимостей между отд. компонентами изучаемого целого. П. хорошо знакомых слов, явлений, поступков и т. п. происходит сразу, мгновенно. Однако нередко П. представляет собой процесс, развертывающийся во времени и проходящий ряд этапов от первоначального смутного, недифференцированного П. ко все более четкому, ясному и дифференцированному. При этом в одних случаях сначала осмысливаются отд. элементы того, что нужно понять, и только после этого достигается П. целого; в др. случаях осмысливается сразу целое, но П. носит еще смутный, неопределенный характер и требуется значительная аналитич. работа, чтобы достигнуть ясного П., при к-ром каждая часть целого заняла бы определенное место. В зависимости от того, насколько существенны отношения, к-рые устанавливаются между элементами изучаемого явления, выделяются качественно разл. элементы — уровни П. Они зависят не только от возрастной стадии умственного развития, но в большей мере от организации процесса обучения. П. — активный процесс. Недостаточно одного восприятия правила, закона, понятия, описательного текста и их иллюстрации примерами. Получая разъяснения учителя, учащимся необходимо произвести самостоят. работу по осмыслению материала: разобраться в структуре его элементов, уяснить их связь и последовательность, функцию каждого в целостной структуре и т. п. Целесообразно, чтобы учитель помог учащимся спланировать эту работу, определить четкий состав и порядок операций, последовательное выполнение к-рых приводит к П. того или иного содержания.
П. в значительной степени определяется предварительными знаниями и умениями. Напр., в нач. классах пониманию условий арифметич. задачи способствует правильное прочтение ее текста, четкое выделение того, что известно, и поставленного в ней вопроса. Если же ребенок плохо владеет навыком чтения, ему трудно проделать такой анализ и именно поэтому трудно понять задачу.
В развитии П. важную роль играет проверка его правильности. П. обнаруживается при словесном воспроизведении изученного материала, в действии, в форме применения знаний к новым заданиям и т. п. Однако каждая из этих форм проявления П. в отдельности еще не обязательно означает и правильность П. Для проверки П. обычно используется не один, а неск. разл. критериев. Умение характеризовать словами то, что осмысливалось, часто свидетельствует о правильности П. Словесное воспроизведение материала может быть сделано и без достаточного П. Иногда, как это известно из пед. практики, достаточно несколько по-другому поставить вопрос. — и ученик затрудняется при ответе. Поэтому важна постановка разнообразных вопросов, по ответам на к-рые только и можно судить о П. Хорошим критерием П. словесного материала является умение пересказывать его своими словами, изменять формулировку мыслей, переконструировать текст, передать его в более сжатом или развернутом виде, указать идею текста, а также правильные практич. действия, выполняемые в соответствии с П. Напр., о П. физ. закона свидетельствует не только умение пересказать его содержание, но и выполнить лабораторную работу, решить задачу на этот закон, применить его для объяснения соответствующих жизненных явлений.
Словесное выражение осмысливаемого материала и практич. действия с ним служат не только критерием П., но и способствуют П. Изложение к.-л. материала, ответ на вопрос, попытки применить словесно выраженный принцип на практике ведут к лучшему П. этого материала. Напр., решая задачи, применяя на практике орфографич. правила, учащийся лучше осмысливает их. Большую роль в развитии П. играет сочетание слова с наглядными образами, примеры, иллюстрирующие общие положения. Особенно важно самостоятельное придумывание примеров учащимися. Такие приемы, как составление плана текста, выделение последовательности его частей и т. п. также способствуют П.
Более или менее развернутый процесс П. объективного содержания изучаемого материала составляет важнейшее звено в усвоении. П. сообщает знаниям и умениям осмысленный характер, чем отличает их от знаний, опирающихся на «ме-ханич. заучивание».
Лит. см. при ст. Мышление.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
112.23 кб

Понимание как цель образования

Ильинский Игорь Михайлович, Гуревич Павел Семенович
Читать PDF
406.22 кб

Понимание миссии учителя в педагогической антропологии России XIX начала XX вв.

Малякова Наталия Сергеевна
Внимание к вопросам повышения роли участников образовательного процесса в организации жизни школы, выделение их ценностей как педагогически значимых феноменов заставляет ориентироваться на человека во всей полноте и определяет нео
Читать PDF
358.77 кб

Новое понимание качества общего химического образования: сущность и аспекты

Пак Мария Сергеевна, Орлова Ирина Алексеевна
В статье раскрывается сущность нового понимания качества общего химического образования и аспекты профессиональной подготовки студентов к его формированию.
Читать PDF
54.78 кб

Понимание «Субъективно-личностного» смысла как предпосылка обучения иноязычному общению

Лелюшкина Кира Сергеевна, Чупахин Николай Петрович
С позиций междисциплинарного подхода, а именно философских и педагогических изысканий, сделана попытка разрешения проблемы обучения иноязычному общению в связи с «субъективно-личностным» смыслом речевого сообщения.
Читать PDF
156.63 кб

Чтение и понимание текста в интеллектуальном развитии студентов

Иванова В. П.
Тексты являются своего рода «мыслящими структурами», поскольку они удовлетворяют признакам интеллекта. Неумение работать с текстами сказывается на полноценности реализации интеллектуальных возможностей подрастающего поколения.
Читать PDF
85.49 кб

Орнамент. Восприятие, оценка и понимание. Знаковый текст и контекст

Смоляр А. И.
Читать PDF
385.10 кб

Понимание в познавательной деятельности учащихся

Гниломедов Павел Иванович, Пустильник Иосиф Григорьевич
Читать PDF
308.49 кб

Компетенции и понимание

Карякин Юрий Васильевич
Осуществляется категориальный анализ терминов «компетенция» и «компетентность», результаты анализа интерпретируются на образовательную практику.
Читать PDF
282.60 кб

Понимание в профессиональной речевой деятельности преподавателя-филолога

Кобелева Елена Аркадьевна
В статье рассматривается герменевтический аспект профессиональной речи филолога, ориентированной на понимание как важнейшую цель педагогического общения.
Читать PDF
281.60 кб

Понимание как категория смыслоориентированной педагогики

Белякова Евгения Гелиевна
статья посвящена проблеме понимания в образовательном процессе. Анализируется содержание категории «понимание» в гуманитарном знании. Раскрывается механизм смыслоактуализации в процессе понимания.
Читать PDF
865.40 кб

Понимание: процесс и результат

Калугин Ю. Е.
В статье рассмотрен акт понимания как рождение кластера (виртуальной матрицы) смысла в хаосе мыслей. Описаны стадии преобразования кластера в НПМ и доводки НПМ до продуктивного состояния.
Читать PDF
83.16 кб

Историографическое понимание проблемы формирования эмпатии между детьми с тяжелым нарушением слухово

Рязанова Е. В.
Читать PDF
0.00 байт

Международная междисциплинарная научно-практическая конференция «Понимание в коммуникации»

Ярмак Ю. В.
Читать PDF
0.00 байт

Информация, знание и понимание в профессиональном образовании современного учителя

Лифинцева Н. И.
Читать PDF
0.00 байт

Понимание прочитанного школьниками и его предикторы

Григоренко Елена Леонидовна
В статье приводятся результаты двух исследований показателей понимания прочитанного.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Экзистенциальное понимание человека

    экзистенция - существование) - концепция, согласно которой человек является самоценной и неповторимой личностью. Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого
  • ОДНОСТОРОННЕЕ ПОНИМАНИЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    Процесс только или по преимуществу открытой передачи готового общественно необходимого опыта и усвоения этого опыта воспитанниками. Это характерно для регрессивных типов воспитательных отноше
  • НРАВСТВЕННОЕ ПОНИМАНИЕ КАТЕГОРИИ СОВЕСТЬ

    1)Совесть имеет то же самое значение для нравственно-практической деятельности человека, какое логика имеет для мышления, или какое идеи такта, рифмы и т.п. имеют для музыки, поэзии и т.п. 2) Совесть и
  • Вопрос на понимание

    заключается во введении версии результата понимания, рассматриваемое как вероятное воспроизведение точки зрения автора, и предложение автору согласиться или не согласиться с правильностью восп
  • СЕМАНТИЗИРУЮЩЕЕ ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА

    тип понимания текста, использующийся в ситуациях, когда в процессе освоения содержания текста среди «знакомых» слов встречаются «незнакомые» слова, требующие семантизации, как, например, при чте
  • Понимание текста

    состоит, в простейшем случае, в восприятии текста с построением первичного образа смыслового типа, в рефлексивном обнаружении завершенности построения образа и его фиксированности, в рефлексивн
  • ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ПОНИМАНИЕ

    термин, отражающий основной атрибут феномена понимания. Суть его состоит в том, что всякое понимание Другого есть понимание воспитывающее в силу того, что мы, понимая кого-то, воспитываем его самим
  • ПОНИМАНИЕ знания

    важный класс общих познавательных операций. Понимание начинается тогда, когда слушатель (читатель) более или менее отдает себе отчет в том, что же, собственно, ему собственно непонятно? В обыденной
  • ДЕТАЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ

    Уровень понимания текста, при котором достигается понимание не только общего содержания текста, но и его деталей.
  • ГЛОБАЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ

    Один из уровней понимания текста (устного или письменного), при котором через определение значения ряда слов уясняется общее содержание текста, независимо от второстепенных деталей. См. также гло
  • КРИТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ

    Уровень понимания текста, позволяющий понять не только его содержание, но и подтекст, цели, мотивы высказывания.
  • Понимание произведения

    эмоционально-логический процесс, предполагающий мотивированное раскрытие реально существующих внутренних связей между значимыми компонентами текста в его идейно- художественной целостности. Д
  • ПОНИМАНИЕ РЕЧИ

    Перевод информации с естественного языка на внутренний мыслительный код в процессе речевой деятельности. П. р. представляет собой необходимое условие и вместе с тем продукт общения и совместной д
  • Понимание в процессе чтения

    результат смыслового восприятия, завершающийся построением образа прочитанного содержания текста в ходе установления связей раскрываемых новых свойств объекта познания (содержания текста) с уж
  • УРОВЕНЬ ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА

    Один из показателей уровня обученности. Принято различать четыре У. п. т.: уровень фрагментарного понимания, при котором различаются и узнаются отдельные слова и словосочетания; уровень общего пон