ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ

Найдено 1 определение
ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ
сведение самых общих и абстрактных понятий к более конкретным и точным, которые можно включить как индикаторы в разрабатываемый инструментарий.
Логический анализ исходных понятий в социологическом исследовании состоит из двух этапов:1. Интерпретация – определение главных сторон предмета исследования путем разложения исходного понятия на более частные понятия и определения, которые наиболее полно выражают его сущность.
2. Операционализация – дальнейшее разложение полученных на первом этапе частных понятий на однозначно понимаемые и очень конкретные термины.
Сначала объект расчленяется на составные элементы, далее при помощи определенных инструментов изучаются все элементы в отдельности, и на основании синтеза полученных о них сведений составляется целостная картина о данном объекте (предмете).
Предмет исследования выражается через совокупность понятий различного уровня абстракции.
В методологии науки принято выделять три уровня абстрактных объектов. Языковые конструкты наиболее высокой абстракции, описывающие социальные явления, называются категориями. Ниже на лестнице познания стоят обычные понятия, которые поддаются структурному разложению на более простые компоненты, т.е. на понятия менее высокого уровня абстракции, или термины. В результате такой последовательности шагов логическое разложение понятий принимает пирамидальный вид: категории разлагаются на понятия, а те в свою очередь – на термины.
Содержательно Л.а.п. включает методологические процедуры, которые называются интерпретацией и операционализацией.
Интерпретация исходных понятий – это процедура теоретического осмысления изучаемых явлений, цель которой дать максимально полное описание основных сторон предмета исследования, уточнить направление последующего анализа. Чтобы достичь этой цели, надо дать трактовку используемых для построения теоретической модели предмета исследования категорий и понятий.
Практический прием – использование общепринятых научных определений понятий, которые можно встретить в справочниках, энциклопедиях, толковых словарях, учебниках или научных монографиях. Например, понятие «политическая информированность» может быть интерпретировано на основе термина «степень осведомленности по вопросам общественно-политической жизни внутри страны и за рубежом». В крайнем случае на помощь может прийти логика здравого смысла и жизненный опыт исследователя.
Когда исходное или исходные (если их несколько) понятия, составляющие теоретическую модель предмета исследования, разложены на более конкретные понятия, наступает очередь поработать и с ними. На этой стадии логического анализа интерпретация уступает место другой процедуре – операционализации.
Операционализация (от слова оперировать) продолжает и детализирует интерпретацию основного понятия. Детализация заключается в расчленении ранее выделенных составляющих на однозначно понимаемые термины. Получаемые при этом еще более простые понятия принято называть операциональными понятиями.
Л.а.п. позволяет социологу получить правильные ответы на вопросы: «О чем спросить? Почему именно об этом, а не о другом? В какой форме? Как связать в инструментарии различные аспекты исследуемой проблемы?», прежде чем он приступает к разработке инструментария. Только получив исчерпывающий ответ, социолог приступает к составлению анкеты.
А.И. Кравченко

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.



Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
366.58 кб

Сущностно-логический анализ мобильности как межнаучного понятия

Игошев Борис Михайлович
Приводится анализ различных видов мобильности и дается ее сущностно-логический анализ.
Читать PDF
1.67 мб

Историко-логический анализ понятия «Образовательная самостоятельность»

Глазова Юлия Владимировна
В статье представлен краткий исторический обзор развития понятия «образовательная самостоятельность» в русской и зарубежной педагогике.
Читать PDF
341.47 кб

Историко-логический анализ становления понятия «Образовательная среда» в научно-педагогической литер

Котова Наталия Александровна
На основе историко-логического подхода представлены основные этапы исследования научно-педагогическим сообществом феномена «образовательная среда».