ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Найдено 38 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Деятельность
форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека.

Источник: Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине “педагогические технологии”

Деятельность
специфическичеловеческий способ отношения к миру, процесс, в ходе которого человек творчески преобразовывает природу [34, с. 153].

Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
специфическая форма общественноисторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

Деятельность
это активное взаимодействие человека со средой, направленное на познание и преобразование мира, на реализацию сознательно поставленной цели.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
целенаправленное преобразование человеком природной и социальной действительности. В педагогике в качестве основных выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Деятельность
специфически человеческий способ отношения к окружающему миру, содержанием которого является целесообразное его изменение и преобразование. В образовании – средство формирования личности.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Деятельность
активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
динамическая связь субъекта с объектами окружающего мира, специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности, реализация знаний, реализация разума.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Деятельность
это специфически человеческий способ отношения к миру, представляющий собой процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу, становясь тем самым деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы - объектом своей деятельности. (Власова Т.И.)

Источник: Глоссарий по педагогике.

Деятельность
мотивированная активность субъекта, осознающего цели, средства и условия действия. Актуализируется проблема управления умственной деятельностью учащихся, ориентированной на ожидаемый результат педагогической работы. Продуктивна в условиях развивающего обучения. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(по А. Н. Леонтьеву, основная неаддитивная единица жизни человека) – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
форма активного отношения человека к окружающему миру; мотивированная совокупность закономерно связанных между собой поведенческих актов и последовательно совершаемых действий, направленных на выполнение определенных задач, на достижение тех или иных социально значимых целей.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Деятельность
динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе коих происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношенной субъекта в предметной действительности. В деятельности с точки зрения ее структуры принято выделять движения и действия.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
специфическая активная форма взаимодействия человека с окружающей действительностью, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей, включает в себя цель, средства, результат и процесс познания. Основные виды человеческой деятельности-игра, учение, труд.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека; состоит из более мелких единиц – действий, каждому из которых соответствует своя частная цель или задача. Деятельность включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат [66, c. 91; 67, c. 101; 80, c. 123; 82, c. 169; 91, c. 151].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Деятельность
система действий и операций, объединенных общей внутренней мотивацией и направленных на достижение определенных целей. Д. инновационная — процесс создания новых, более эффективных средств и методов получения образовательного продукта, в ряде случаев поиск и обоснование самого характера этого продукта: качеств личности, способов изменения социума.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
активность человека; работа, занятие в какой-либо области. Употребляется в смыслах: 1) деятельность как совокупность результатов и последствий (производство); 2) как процесс преодоления трудностей, как решение проблем, задач, как средство их решения (труд); 3) процесс самоизменения человека в ходе изменения обстоятельств своей жизни (самодеятельность); 4) как способ отношения к условиям своей жизни, как деяние (практика).

Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей деятельности. Деятельность включает в себя потребности, мотивы, цели, способы, средства, действия. Основным видом деятельности человека является его физический и умственный труд. Важный вид деятельности – учение, т.е. познавательная деятельность, направленная на усвоение знаний, умений, навыков, способов мышления и выработку эмоционального отношения к изучаемому предмету.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Деятельность:
(1) – целенаправленная активность человека, отвечающая его потребностям и мотивам, реализующаяся в системе действий и операций; (2) – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей, условия существования общества; деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс; деятельность – органическое единство чувственно-практической и теоретической форм активности.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Деятельность
механизмически осуществляемый процесс реализации нормы, в основе которого лежит преобразование «материала» в «продукт», осуществление которого не может произойти «естественным» образом и предполагает использование соответствующих «средств». В функциональной структуре деятельности разделяются собственно преобразование материала в продукт и его рефлексивное обеспечение. В преобразование, кроме «объектной» части, входит «субъектная» часть, включающая адекватное бытие «деятеля», определяющего оперирование средством и его воздействием на материал в рамках нормы этого процесса.

Источник: Методологический словарь для стратегов

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
важнейшая сфера и источник развития личности человека, активного отношения и взаимодействия с окружающими. Содержанием деятельности человек изменяет окружающий мир и самого себя, достигает реализации своих внутренних сил, решения выбранных задач, сознательно поставленных целей. Деятельность включает в себя структурно цель, средства и результат, имеет свой процесс и цикл осуществления – от начала до завершения в соответствии с выбранной задачей. Реализация деятельности формирует образ мыслей, способы, стиль самостоятельных действий личности, закладывает основы и качества ее поведения в социокультурном пространстве. Основные виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, общение, речь, творчество.

Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003

Деятельность
активное целенаправленное взаимодействие человека с объективным миром, в котором он достигает сознательно поставленных целей, возникших вследствие появления у него определенной осознанной им потребности; совокупность сознательно спланированных действий, объединенных общей целью удовлетворения возникшей у субъекта деятельности и осознанной им потребности. Значение деятельности в жизни человека ярко представлена следующим выражением: «Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого». Составное действие отличается от деятельности тем, что оно направлено на осуществление цели, не вытекающей непосредственно из осознания потребности.

Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы

Деятельность
форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности. Деятельность превращает некоторый исходный материал в продукт; осуществляется субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Всякая деятельность состоит из ряда актов – действий или поступков, основанных на тех или иных побуждениях или мотивах и направленных на определенную цель (С.Л. Рубинштейн). Понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает. Деятельность осуществляется совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели. Роль общей цели выполняет осознанный мотив (А.Н. Леонтьев).

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

Деятельность
активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в ходе которого субъект целенаправленно воздействует на объект и удовлетворяет свои потребности. Д. социальна по своему происхождению и содержанию. Структура Д. включает мотив (предмет потребности), цель (образ результата, на который направлено действие), условия выполнения деятельности, действия (направленные на цель или задачу), операции (из которых выстраивается действие). Исследования А. Н.Леонтьева, С Л . Рубинштейна, П.Я. Гальперина, Д. Б.Эльконина и других ученых показали, что протекание и развитие различных психических процессов существенно зависит от их включенности в Д. и от ее характеристик. На каждом возрастном этапе особое значение для развития познавательных процессов и личности ребенка играет ведущая Д. В процессе обучения происходит интериоризация — формирование внутренних умственных действий на основе внешних материальных путем их последовательных изменений и сокращений.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Деятельность
организационная результативная целенаправленная активность. Категория деятельности определяет базовый уровень социального взаимодействия Соответственно оценка его эффективности вклю- чает в себя оценку эффективности деятельности в качестве ключевой составляющей. Деятельность – философская, социологическая, психологическая, педагогическая категория: явление, изучаемое всеми гуманитарными науками; взаимодействие человека и группы, в процессе которого человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого себя. Деятельность осуществляется по схеме «субъект – объект», причем в качестве субъекта может выступать личность или группа, а в качестве объекта – предмет (тогда это предметная деятельность) или другие субъекты (тогда это общение). По своей сущности деятельность – высшая, свойственная только человеку или группе форма активности. Психологическая динамическая структура деятельности подростка: мотив – цель – интерес – потребность – объект – способы – действия – результат.

Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007

Деятельность
процесс жизненного, активного отношения субъекта к окружающей действительности. Включает в себя мотив, цель, способы, условия, результат. Состоит из действий, каждое из которых имеет свою цель или задачу. По форме различают внешнюю и внутреннюю Д. Внешняя, практическая, Д. в ходе интериоризации приобретает форму внутренней, идеальной. То есть процесс сознания и внешняя деятельность - это две формы Д. Выделяют духовную, психическую, физическую, трудовую, нетрудовую, профессиональную, непрофессиональную, продуктивную (творческую), репродуктивную и др. виды Д. Трудовая Д. может быть профессиональной и непрофессиональной. Военно-профессиональная деятельность офицера, как и любого военнослужащего, представляет собой его целенаправленную активность, процесс реализации им конкретных функций и должностных обязанностей. Совпадение выдвигаемых целей и задач с его личностными позициями и качествами выступает принципом и условием продуктивности действий по их реализации. Для успеха необходимы достаточно сформированные знания, навыки, умения, психологические качества, личностные позиции и акмеологические инварианты.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Деятельность
это активное поведение, проявляющееся во взаимодействии человека с другими людьми и окружающей его действительностью, а также внутри самого себя в виде нервной и психической деятельности. Внутренняя деятельность носит функциональный характер, проявляясь в самых разных аспектах – познавательном, эмоционально-мотивационном и регулятивно-волевом. Внутренняя деятельность есть основание духовного и интеллектуального развития человека. Внешняя деятельность – это деятельность общения и практические действия (процессы и операции) в сфере удовлетворения тех или иных потребностей, интересов и целей – трудовая, производственная, художественная, спортивная и т.д. Совершаемая на базе специальной подготовки, она становится профессиональной, каковой является педагогическая деятельность. Психологи выделяют в деятельности такие характеристики, как предметность, целенаправленность, мотивированность, структурированность, стилевая выраженность. Деятельность является всеобщей формой бытия человека, посредством которой человек биологический становится и человеком социальным, т.е. личностью. В условиях школы различают: внеурочную, внеучебную, учебную, внеклассную, воспитательную, дидактическую и др. виды деятельности.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Философская, социологическая и психологическая категория; явление, изучаемое всеми общественными и гуманитарными науками: взаимодействие человека с окружающей действительностью, в процессе которой человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и себя. Это специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и человека. Д. осуществляется по схеме «субъект – объект», причем в качестве субъекта может выступать и личность, и группа, а в качестве объекта – и предметы (тогда это будет предметная Д.), и другие субъекты (тогда это будет общение). По своей сущности Д. – высшая, свойственная только человеку или группе форма активности. Психологическая структура Д. такова: цель – мотив – способ – результат. Д. складывается из ряда действий. Различают Д. практическую и теоретическую. Основными единицами Д. являются: акт деятельности, действие и операции. Акт деятельности начинается с того момента, когда у человека появляется цель и стремление к ее достижению (мотив), а завершается, когда мотив удовлетворяется, т. е. цель достигнута. На пути к достижению сознательной цели человеку приходится ставить промежуточные цели. Теория деятельности опирается на труды Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
философская, социологическая, психологическая, педагогическая категория: организационная результативная целенаправленная активность. По своей сущности деятельность – высшая, свойственная только человеку или группе форма активности. Деятельность осуществляется по схеме «субъект – объект», причем в качестве субъекта может выступать личность или группа, а в качестве объекта – предмет (тогда это предметная деятельность) или другие субъекты (тогда это общение). Психологическая динамическая структура деятельности: мотив – цель – интерес – потребность – объект – способы – действия – результат.
Деятельность педагогическая — процесс управления и организации деятельностью воспитанников или коллектива, направленный на воспитание и развитие детей. Осуществляется через целеполагание и содержание деятельности педагога. Компоненты педагогической деятельности (по Н.В. Кузьминой): конструктивный; гностический; коммуникативный; организаторский; прикладной; педтехника.
Деятельность социально-педагогическая — разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи индивиду в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.
Самодеятельность — это деятельность, совершаемая по личному почину, во время которой проявляются такие качества человека, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, ответственность, творчество; это деятельность, направленная на реализацию общественно ценных и личностно значимых целей.
Учебная деятельность — процесс приобретения человеком новых ЗУНов или изменения старых; деятельность по решению учебных задач.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

Деятельность
форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Д. состоит из более мелких единиц – действий, каждому из которых соответствует своя частная цель или задача. Д. включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат. Деятельность ведущая – деятельность, под влиянием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, подготавливающие его переход к новой, высшей ступени развития. Термин введен отечественным психологом А.Н. Леонтьевым. Д.Б. Эльконин определил сущностные виды Д. В.: непосредственно- эмоциональное общение, предметно-манипуляционная деятельность, ролевая игра, учебная деятельность, ролевая игра, учебная деятельность, интимно-личное общение, учебно-профессиональная деятельность. Деятельность информационная – совокупность процессов сбора, анализа, преобразования, хранения, поиска и распространения информации. Деятельность организаторская – практическая деятельность по руководству людьми, согласованию их совместных действий и управлению ими. Деятельность педагогическая – профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения. Основная проблема Д.П. – совмещение требований и целей учителя с возможностями, желаниями и целями учеников; успешное осуществление Д.П. обусловливается уровнем профессионального сознания учителя, овладения им пед. технологией, пед. техникой. Три модели Д.П.: педагогика принуждения (авторитарная педагогика), педагогика полной свободы, педагогика сотрудничества.

Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь

Деятельность
1) специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование; в отличие от действий животного Д. человека предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта Д; всякая Д. включает в себя цель, средство, результат и сам процесс Д., и, следовательно, неотъемлемой характеристикой Д. является ее осознанность; однако Д. не является исчерпывающим основанием человеческого существования, которые обуславливаются человеческими ценностями, идеалами, нравственными установками, мировоззренческими принципами, а также межличностыми, субъект-субъектными и объект-объектными отношениями человека с окружающим миром; 2) присущая природе именно человека система взаимодействий его с миром, носящая активный характер и направленная на преобразование как внешней среды, так и самого человека. Для категории Д. характерны два момента: а) положение о единстве психики и деятельности и б) рассмотрение Д. как движущей силы развития психики человека на уровне его индивидных свойств; 3) способ существования действительности как «второй природы», как опредмеченных сущностных сил человека – общественного исторического субъекта деятельности. В этом смысле для категории Д. характерна ее «деперсонализация», и тогда Д. можно назвать социальной деятельностью. При этом следует иметь в виду не коллективную, не гpyпповую деятельность, а такое существование объектов созданной человеком «искусственной природы», которое характеризуется самодвижением в этой «природе». Источник этого движения – сама действительность. Она захватывает каждого человека на свои орбиты и заставляет его вести себя определенным образом. Так, язык, архитектура, музыка и др. овладевают человеком. Д.-2 и Д.-3 образуют диалектическое единство: они противостоят, взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга. В Д.-1 человек развивается как индивид. В совместной (Д.-1 и Д.-2) деятельности он формируется как личность и как субъект деятельности, в Д.-2 человек осуществляется как индивидуальность. Ср. Действие.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Деятельность
активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Основным видом человеческой деятельности, сыгравшим решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека, является труд. С трудом генетически связаны другие виды человеческой деятельности (игра, учение и т.д.). На основе труда в ходе социальноисторического развития возникает труд умственный как особая общественно необходимая теоретическая деятельность.
Анализ структуры как материальной, так и духовной деятельности обнаруживает следующие основные элементы, составляющие её содержание: мотивы, побуждающие к деятельности, цели – результаты, на достижение которых деятельность направлена, средства, с помощью которых деятельность осуществляется. В соответствии с этим в самом процессе взаимодействия субъекта с действительностью выделяются определённым образом мотивированная деятельность в целом, входящие в её состав целенаправленные действия и, наконец, автоматизированные компоненты этих действий – операции. Как показали исследования рос. психологов (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), протекание и развитие различных психических процессов существенно зависят от содержания и структуры деятельности, от её мотивов, целей и средств осуществления.
Вместе с тем проведённые исследования (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.) обнаружили, что на основе внешних материальных действий путём их последовательных изменений и сокращений формируются внутренние, идеальные действия, совершаемые в умственном плане и обеспечивающие человеку всестороннюю ориентировку в окружающем мире. На протяжении детства деятельность меняется в связи с ростом психофизиологических возможностей ребёнка, расширением его жизненного опыта, необходимостью выполнять всё более сложные требования окружающих людей. На каждой ступени возрастного развития определённая деятельностью (например, игра в дошкольном возрасте, учение – в школьном) приобретает ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств личности.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
общественно-организованный способ реализации, социальной и личностной активности, ведущей к удовлетворению жизненных и творческих потребностей. Основными характеристиками Д. является предметность и субъектность. Специфика предметной детерминации Д. состоит в том, что объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь будучи преобразованы в процессе Д. в своей развитой форме предметность свойственна исключительно человеческой Д. Она проявляется в социальной обусловленности Д. человека, ее связи со значениями, фиксированными в закрепленных схемах действия, в понятиях языка, социальных ролях, ценностях, социальных нормах. Субъектность Д. – это обусловленность прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими Д.
При анализе Д. выделяются четыре плана ее рассмотрения.
1. Генетический (исходной формой любой человеческой Д. является социальная совместная Д.).
2. Структурно-функциональный (анализ по единицам связи между ними).
3. Динамический (изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой Д.).
4. Субъект Д., ее инициатор, организатор, регулятор ее событий.
В философии в качестве структуры Д. рассматривается цель, средство и результат; в психологии в эту структуру включаются мотивы, а на личностном уровне – притязания, инициатива и ответственность, а также удовлетворенность-неудовлетворенность как субъективное переживание приемлемости – неприемлемости результата; рассматривается соотношение Д. и ее составляющих. Использование категории Д. в качестве объяснительного принципа привело к изменению способа анализа психики в общей психологии (ринцип единства строения внешней и внутренней Д., превращение внешней Д. во внутреннюю (А.Н.Леонтьев), единства сознания и Д. (С.Л.Рубинштейн).
Акмеология рассматривает проблему совершенствования личности как субъекта Д., оптимизации Д. (прежде всего профессиональной), мастерства, творчества. Введение категории Д. позволяет рассматривать ряд ее существенных механизмов – саморегуляции, самоорганизации, регуляторной роли сознания (С.Л.Рубинштейн), а также исследовать специфику совместной и коллективной Д.
Направлением акмеологии, наиболее интенсивно разработанным в настоящее время, является профессиональная Д., ее оптимизация, профессионализм, личность профессионала, освоение новых видов Д. и т.д.

Источник: Акмеологический словарь

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
специфическая форма отношения к окружающему миру и самому себе, проявляющаяся в целенаправленном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания. Д. человека предусматривает определенное противопоставление субъекта и объекта Д.: человек воспринимает объект Д. как материал, который может приобрести новую форму и свойства, превратиться из материала в предмет и продукт Д. Термин «Д.» имеет два основных значения: 1) вид или виды социальной Д., поведения, например, общества, государства, а также индивидуума; 2) вид или виды индивидуальной социальной Д., которая является не просто результатом биологического рефлекса, а выступает как целенаправленная, содержащая в себе разумное целеполагание. Д. – это процесс, включающий в себя цель, средства и результат, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осмысленность. Д. выступает реальной движущей силой и условием существования общества. Субъектом Д. может быть личность, коллектив, социальная группа, класс, общество в целом. Типы и формы Д. различаются в зависимости от субъекта, объекта, функций и целей (индивидуальная, общественная, производственная, идеологическая, научная, политическая, культурновоспитательная, преобразовательная и творческая). Деятельная сила человека приводится в действие «пусковым механизмом», которым выступает потребность. Именно потребность детерминирует Д. личности, ее ценностные ориентации, волю, эмоции и, в свою очередь, воспринимает обратное влияние со стороны Д. и ее мотивационных факторов. Она определяет характер психических и социальных условий Д., выступает основным фактором в регуляции поведения личности. Д., основываясь на социокультурных началах, предпосылках и теориях, может осуществляться на двух уровнях: 1) Д. по использованию, освоению выработанных в ходе исторического развития способов изменения и преобразования действительности, зафиксированных в определенных установках, нормах, программах, которые задают соответствующую парадигму Д.; 2) Д. по развитию существующих форм культуры и соответствующих форм отношения к действительности. Если первый режим Д. имеет черты адаптированного, приспособительного поведения, то в другом случае предусматривается способность к постоянному пересмотру и усовершенствованию основополагающих программ; люди при этом выступают не просто активными субъектами, а прежде всего – творцами принципиально новых программ действий, новых социокультурных парадигм. Осуществление любой Д. всегда предусматривает кооперацию усилий людей, их сотрудничество, а тем самым и любые формы их общения. При этом именно общение представляет собой определенный вид Д., в которой можно выделить сферу целеполагания, ценностно-смысловые установки, средства, приемы и операции, направленные на достижение целей общения (Деятельность: теории, методологии, проблемы. – М., 1990; Зиммель Г. Как возможно общество? // Зиммель Г. Избранное: В 2 т. – М., 1996. Т. 2.; Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М. Политиздат, 1975; Социо-логос. Вып. 1. Общества и сферы смысла. – М., 1991; Табачковський В. Г. Людина – Екзистенція – Історія. – К., 1996; Франк С. Л. Реальность и человек. – М.: Республика, 1997; Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 1994; Штомпка П. Социология социальных изменений. – М., 1996). Е. А. Подольская

Источник: Глоссарий современного образования.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему миру, к другим людям, к задачам, которые ставит перед ним жизнь (С.Л. Рубинштейн). При этом, как отмечает А.Н. Леонтьев, деятельностью обозначаются только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности. Д. – специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности. Любая Д., осуществляемая ее субъектом, включает сам процесс преобразования и его результат. Единицами человеческой Д. являются действия – процессы, подчиняющиеся сознательным целям, операции, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели. Первичной формой Д. является ее коллективное (совместное) выполнение. На основе совместной деятельности, имеющей коллективного субъекта, возникает индивидуальная Д. многих субъектов. Особенности и закономерности выполнения совместной и индивидуальной Д. различны, хотя их строение имеет некоторые сходные черты. Становление индивидуального стиля Д. осуществляется в результате интериоризации.
В зависимости от предмета деятельность может быть продуктивной, когда индивид производит материальный продукт, познавательной, эстетической и т.п., когда не создается реальный продукт, но имеется практическая ценность для непосредственного участника. Различают и другие виды деятельности (профориентационную, учебную), субъектами которой являются несколько человек, например учитель и учащийся.
Продуктивная Д. – есть индивидуальное действие, которое производит или полезный материал, или нематериальный продукт (услуги) и которое обладает практической ценностью, плодотворной для образования. Включение учащегося в продуктивную Д. активизирует когнитивные, эмоциональные и функциональные процессы. С ее помощью учащийся может создать новое отношение к действительности, преодолеть сложившиеся ранее отношения с окружением, выявить новые возможности. Через продуктивную Д. он включается в сферу нового социального взаимодействия, которое может предложить новые перспективы и ресурсы для формирования своей профессиональной направленности. Самое важное в продуктивной Д., что человек формирует не только себя, но и окружающую среду.
Д. профориентационная – это взаимосвязанная Д. ученика и учителя (педагога, воспитателя) по формированию у школьников адекватного образа «Я», представлений о мире труда, практического опыта в избираемой профессиональной сфере. Реализуется эта деятельность в процессе формирования интересов и склонностей школьников, помощи им в выборе профессии, которая соответствовала бы индивидуальным особенностям и возможностям личности, через определение условий и путей успешного формирования профессионального самоопределения школьников.Д. профориентационная реализует образовательную, воспитательную и развивающую педагогические функции. Образовательная – обеспечивает усвоение учащимися научных знаний об образе «Я»; мире труда и профессий; формирование навыков и умений их применения при выборе профессиональной деятельности. Воспитательная функция реализуется при формировании нравственных, трудовых, экономических, эстетических представлений, взглядов, убеждений, способов соответствующего поведения и деятельности, совокупности качеств личности, необходимых для профессиональной, в том числе и избираемой Д. Воспитательная направленность придает социальную значимость профориентационной Д. Развивающая функция профориентационной Д. связана с включением ученика в активную деятельность по формированию интеллектуальной, волевой, эмоциональной и мотивационной сфер личности (профессиональные пробы, практический опыт профориентационной Д.). Все функции взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Профориентационная Д. реализуется через субъект-субъектные отношения в условиях педагогического сотрудничества учителя и учащегося. При этом сам ученик должен нести ответственность за собственный труд во имя достижения жизненного успеха и преодоления трудностей профессионального самоопределения. Однако ответственность за обеспечение профориентационной Д. как системы образования, воспитания и развития, когда успех был бы делом не только возможным, но и реальным, чтобы дети успешно учились и могли реализовать свои потребности и способности, должно нести общество в лице его социальных институтов (школы, учреждений дополнительного образования, профессиональных учебных учреждений). Профориентационная Д. в школе проводится с I по XI классы с учетом возрастных особенностей школьников, преемственности в содержании, формах и методах работы.
Лит: Каган М.Г. Человеческая деятельность. – М.,1974; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977; Деятельность: теория, методология, проблемы. – М., 1990; Новые ценности образования. Вып. 1. – М., 1996.
А.Я. Журкина

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Основные структурные компоненты деятельности приведены на Рис. 3.

Мотивы обусловливают определение цели как субъективного образа желаемого результата ожидаемой деятельности, действия. Цель занимает особое место в структуре деятельности. Главным является вопрос – кто дает цель? Если цели задаются человеку извне: обучающемуся – учителем, специалисту – начальником и т. д., или же человек изо дня в день выполняет однообразную, рутинную работу, то деятельность носит репродуктивный (исполнительный), нетворческий характер и проблемы целеполагания, то есть построения процесса определения цели, не возникает. В случае же продуктивной деятельности – даже относительно нестандартной, а тем более инновационной, творческой деятельности, каковой, в частности, является инновационная деятельность специалиста-практика (педагога, врача, инженера и т. д.), – цель определяется самим субъектом, и процесс целеполагания становится довольно сложным процессом, имеющим свои собственные стадии и этапы, методы и средства. В категориях проектно-технологического типа организационной культуры, в категориях системного анализа процесс целеполагания определяется как проектирование. Процесс целевыполнения также характеризуется в каждом конкретном случае своим содержанием, своими формами и своими специфическими методами и средствами, своими технологиями. Совершенно особое место в структуре деятельности занимают те компоненты, которые в случае индивидуального субъекта называются саморегуляцией, а в случае коллективного субъекта, коллективной деятельности – управлением. На Рис. 3 отдельно выделены факторы, задаваемые внешней (по отношению к данному субъекту деятельности) средой: это критерии оценки соответствия результата цели; принятые в обществе нормы (правовые, этические, гигиенические и т. п.) и принципы деятельности. Условия деятельности (материально-технические, финансовые, информационные и т. п.) будут относиться и к внешней среде, и в то же время могут входить в состав самой деятельности, учитывая возможности активного влияния субъекта на создание условий своей деятельности. Инвариантным для любой деятельности является следующий набор групп условий: мотивационные, кадровые, материально-технические, научно-методические, финансовые, организационные, нормативно-правовые, информационные условия. Классификации деятельности:
- по характеру ее процесса: целеполагание – целевыполнение (Рис. 4).
- по ее видам (Рис. 4):

- ценностно-ориентировочная деятельность. Этот вид деятельности связан с формированием мотивов, ценностных ориентаций, убеждений личности;
- познавательная деятельность (ее суть понятна из названия);
- преобразовательная деятельность – это ведущий вид человеческой деятельности. Она направлена на преобразование окружающей действительности или самого себя, когда речь идет, например, о самообразовании, самовоспитании, физическом совершенствовании и т. п.
Преобразовательная деятельность может осуществляться в двух аспектах – реально и идеально. В первом случае происходит действительное изменение материального бытия – природного, общественного, человеческого. Такая деятельность называется практической, практикой. Во втором случае объект изменяется лишь в воображении – это деятельность проектирующая (моделирующая). Ее функция – обеспечивать практическую деятельность опережающими и направляющими проектами, планами, образами действий. И в первом, и во втором случаях преобразовательная деятельность может быть творческой или механической, исполнительской (продуктивной или репродуктивной). Причем, необходимо подчеркнуть, что эти две классификации независимы. Так, например, деятельность копировальщицы чертежей в каком-либо конструкторском бюро: она занимается проектирующей, но репродуктивной (исполнительской) деятельностью. коммуникативная деятельность – общение с другими людьми;
- эстетическая деятельность – получение наслаждения (или наоборот – отвращения) от собственной деятельности – в первую очередь! А так же от объектов окружающей действительности, в том числе предметов искусства. Человек живет полноценной жизнью, когда он включен в подлинно человеческую деятельность, где он может раскрыть все свои потенциальные возможности – т. е. в такую деятельность, в которой достаточно полно представлены и целеполагание и целевыполнение, и все перечисленные пять видов деятельности в единстве. Такая деятельность называется интегративной деятельностью (или синкретической). Структурной единицей деятельности является действие. Литература: [20, 33, 53].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека к окружающему миру, другим людям, задачам, которые ставит перед ним жизнь (С. Л. Рубинштейн). В формирование полидисциплинарного понятия «деятельность» в XX в. большой вклад внесли философия, логика, социология, психология, психофизиология, педагогика, культурология. В психологии и педагогике понятие деятельности рассматривалось в трудахЛ. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, немецкого ученого К. Хольцкампа, финского ученого Ю. Энгештрема. Деятельность – специфическая форма общественноисторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности. Любая деятельность, осуществляемая ее субъектом, включает сам процесс преобразования и его результат. В структуре деятельности выделяют мотивы, побуждающие субъект к деятельности; цели как прогнозируемые результаты этой деятельности; операции, с помощью которых деятельность реализуется. Первичная форма деятельности – ее коллективное (совместное) выполнение. На основе совместной деятельности, имеющей коллективного субъекта, возникает индивидуальная деятельность многих субъектов. Особенности и закономерности выполнения совместной и индивидуальной деятельности различны, хотя их строение имеет некоторые сходные черты. Становление индивидуального стиля деятельности осуществляется в результате интериоризации. В зависимости от предмета деятельность может быть продуктивной, когда индивид производит материальный продукт, познавательной, эстетической и т. п., когда не создается реальный продукт, но имеется практическая ценность для непосредственного участника деятельности. Различают и другие виды деятельности (профориентационную, учебную), субъектами которой являются несколько человек, например учитель и учащийся. Деятельность продуктивная есть индивидуальное действие, которое производит полезный материальный или нематериальный продукт (услуги) и обладает практической ценностью, плодотворной для образования. Включение учащегося в продуктивную деятельность активизирует когнитивные, эмоциональные и функциональные процессы. С ее помощью учащийся может сформировать новое отношение к действительности, преодолеть сложившиеся ранее отношения с окружением, выявить новые возможности. Через продуктивную деятельность он включается в сферу нового социального взаимодействия, благодаря чему могут возникнуть новые перспективы и ресурсы для формирования профессиональной направленности.
Самое важное в продуктивной деятельности заключается в том, что человек формирует не только себя, но и окружающую среду. Деятельность профориентационная – это взаимосвязанная деятельность учащихся и учителя (педагога, воспитателя) по формированию у школьников адекватного образа Я, представлений о мире труда, практического опыта в избираемой профессиональной сфере. Реализуется эта деятельность в процессе формирования интересов и склонностей школьников, помощи им в выборе профессии, которая соответствовала бы индивидуальным особенностям и возможностям личности, через определение условий и путей успешного формирования профессионального самоопределения школьников. Профориентационная деятельность реализует образовательную, воспитательную и развивающую педагогические функции. Образовательная функция обеспечивает усвоение учащимися научных знаний об образе Я, мире труда и профессий; формирование навыков и умений их применения при выборе профессиональной деятельности. Воспитательная функция реализуется при формировании нравственных, трудовых, экономических, эстетических представлений, взглядов, убеждений, способов соответствующего поведения и деятельности, совокупности качеств личности, необходимых для профессиональной, в том числе и избираемой, деятельности. Воспитательная направленность придает социальную значимость профориентационной деятельности. Развивающая функция профориентационной деятельности связана с включением учащегося в активную деятельность по формированию интеллектуальной, волевой, эмоциональной и мотивационной сфер личности (профессиональные пробы, практический опыт профориентационной деятельности). Все функции взаимосвязаны и взаимообусловлены. Профориентационная деятельность реализуется через субъектсубъектные отношения в условиях педагогического сотрудничества учителя и учащегося. При этом ученик должен нести ответственность за собственный труд во имя достижения жизненного успеха и преодоления трудностей профессионального самоопределения. Однако ответственность за обеспечение профориентационной деятельности как системы образования, воспитания и развития, позволяющей учащимся реализовать свои потребности и способности, должно нести общество в лице его социальных институтов (школы, учреждений дополнительного образования, профессиональных учебных заведений).
Профориентационная деятельность в школе проводится с 1-го по 11-й класс с учетом возрастных особенностей школьников, преемственности в содержании, формах и методах работы. Деятельность ориентировочная – изучение условий осуществления деятельности в определенной среде. Выделяют, например, педагогическую ориентацию, политическую ориентацию и т. д. Деятельность профессиональная связана с осуществлением какойлибо работы в определенной сфере труда. По-английски «деятельность» звучит как «activity», поэтому так называется любой вид практической или познавательной «энергии» человека. Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности. Этому в большей степени соответствуют немецкие понятия «tatigkeit» и «handlung», которые переводятся как «деятельность» и «действие» или «поступок». Деятельность ведущая – теоретический конструкт, обозначающий деятельность, в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности. Выделяют следующие виды ведущей деятельности: непосредственное общение младенца со взрослыми; предметно-манипулятивную деятельность в раннем детстве; сюжетно-ролевую игру дошкольного возраста; учебную деятельность школьников; профессионально-учебную деятельность в юности. Деятельность нервная высшая – нейрофизиологические процессы, происходящие в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке и обусловливающие осуществление психических функций. В качестве основной теоретической модели для анализа высшей нервной деятельности выступает рефлекс, посредством которого происходит реагирование организма на воздействия окружающего мира. Основными механизмами работы являются нервные процессы возбуждения, за счет которых могут образовываться и функционировать новые временные связи, и торможения, которые могут обусловливать угасание условного рефлекса, если условный раздражитель не подкрепляется безусловным.
Деятельность инновационная – процесс создания принципиально нового продукта, услуги, знания, которые далее предлагаются на рынке, вытесняя старые товары или создавая свой рынок. Инновационная деятельность всегда связана с риском и вложением средств и всегда наталкивается на консерватизм общества. Модернизация к инновационной деятельности не относится. Деятельность маркетинговая – 1) разновидность работы, функций в сфере предпринимательства; 2) деятельность, связанная с осуществлением функций маркетинга (маркетинговые исследования, организация маркетинга, сбыт, ценообразование, товарная политика, разработка стратегий и планов маркетинга, продвижение товара, маркетинговая разведка, бенчмаркинг и т. д.) с целью формирования и воспроизводства спроса и обеспечения прибыли фирмы; 3) всякая деятельность, охватывающая процесс внедрения философии и инструментария маркетинга во все звенья воспроизводственной цепи рыночной экономики и позволяющая ответить на вопросы, что и сколько производить, как и где производить, чтобы товар или услуга удовлетворяли спрос и обеспечивали прибыль. Деятельность оценочная – деятельность, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости (ст. 3 Федерального закона РФ «Об оценочной деятельности в РФ» от 29 июля 1998 г. № 135 – ФЗ). Деятельность предпринимательская – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность (торговля, банковское дело, менеджмент и т. д.), направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке, с целью умножения личного (частного) или коллективного достояния (ст. 2 ГК РФ). Деятельность управленческая – совокупность действий руководителя или работников аппарата управления по отношению кчеловеку или коллективу, являющемуся объектом управления. Она включает в себя постановку цели управления, сбор и переработку информации, подготовку, принятие и реализацию управленческих решений. Деятельность учебная – ведущая деятельность детей младшего школьного возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических понятий. Оценка деятельности – формальная процедура оценки работы сотрудника в основном путем сбора информации о выполнении поставленных задач. Оценка социального аспекта деятельности – оценка социального воздействия деятельности и программ организации с составлением соответствующего отчета.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
специфич. форма обществ.-ист. бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной л социальной действительности. В отличие от законов природы законы общества обнаруживаются только через человеческую Д., к-рая создает новые формы и свойства действительности, превращает нек-рый исходный материал в продукт. Любая Д., осуществляемая ее субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.
Цель Д. возникает у человека как образ предвидимого результата созидания. Преобразующий и целеполагающий характер Д. позволяет ее субъекту выйти за рамки конкретной ситуации, вписывая ее в более широкий контекст обществ.-ист. бытия. Д. не ограничивается преобразованием наличной действительности по уже установившимся культурным нормам, Д. постоянно преодолевает лежащие в ее основе «программы». В »том обнаруживается принципиальная открытость и универсальность Д.; она, т. о., представляет собой форму ист.-культурного творчества.
Понятие Д. с античных времен разрабатывалось преимущественно в идеали-стич. философии, особенно глубоко в нем. классич. философии. И. Кант рассматривал субъекта Д. не как созерцающего действительность, а как созидающего формы предметного мира. В ранг всеобщего основания культуры Д. впервые возвел И. Фихте (его идеи о субъекте, воплощающем самодеятельность, оказали большое влияние на формирование взглядов Ф. Дистервега). наиб. развитую теорию Д. построил Г. Гегель, к-рый описал ее всеобщую схему, обстоятельно проанализировал диалектику ее структуры (в частности, взаимоопределяемость цели и средства), сделал ряд глубоких замечаний о социально-ист. обусловленности Д. и ее форм (гегелевское понимание Д. нашло отражение в дидактико-методич. работах Ф. Фребеля).
В материалистич. диалектике понятие Д. выступило той исходной абстракцией, конкретизация к-рой позволяет создать общую теорию развития обществ. бытия и его отд. сфер. Первичной формой Д. является произ-во материальных орудий, с помощью к-рых люди создают предметы, удовлетворяющие их жизненные потребности. Материальное произ-во (труд) имеет универсальный характер, поскольку в принципе может создавать любые орудия и предметы. Такое произ-во осуществляется людьми только в определенных взаимосвязях и отношениях, совокупность к-рых образует производств. или обществ. отношения людей. В процессе ист. развития материального произ-ва и обществ. отношений возникло и приобрело относит, самостоятельность духовное произ-во. Но и в этой форме труда сохраняются осн. качества материального произ-ва — его универсально-преобразоват. и обществ. характера.
Материальная и духовная Д. людей и соответствующие им типы произ-ва служат основой возникновения и развития обществ. и индивидуального сознания, личности отд. человека (индивида). Сознание является функцией идеальной стороны Д., к-рая обнаруживается в способности индивидов производить реальные предметы, опираясь на слово или модель как продукты обществ.-ист. развития. Идеальное — это бытие реального предмета в фазе его становления в Д. общественного субъекта. Сознание позволяет человеку стать общественным существом благодаря идеальному представительству в индивиде интересов и позиций других людей.
Наряду с диалектико-материалистич. пониманием Д. в кон. 19 — нач. 20 вв. разрабатывались другие представления, касающиеся в основном такой существенной составляющей Д., как действие. Дж. Дьюи в русле философии прагматизма создал теорию действий, рассматривая последние в качестве инструмен-талистского содержания понятий. М. Ве-бер, проанализировав разл. виды индивидуальных социальных действий, выделил в них особое значение ценностных установок и ориентации. Ж. Пиаже на логико-матем. и психол. основе разработал развернутую концепцию действий и операционального интеллекта человека.
Вместе с тем в зап. философии появились тенденции отказа от рассмотрения Д. как сущности человеческого бытия и всеобщего основания культуры. На место целеполагания ставились «порыв» и «переживания» (см. Экзистенциализм); резкой критике подвергались те представления о Д., в к-рых просматривались отрицат. социальные последствия техницистской активности, не подчиненной нравств. началам. В сер. 20 в. в гуманитарных науках стало ослабевать влияние теорий Д. Но в 70—80-е гг. в разных странах оживился интерес к полидисциплинарной теоретич. и эксперим. разработке проблем Д. Создано между-нар. об-во по изучению теории Д., им с 1988 издается журн. «Теория деятельности» (на англ. яз.).
В нашей стране проблемы Д. разрабатывались в разл. гуманитарных дисциплинах, но прежде всего в философии (П. В. Копнин, Э. В. Ильенков, Э. Г. Юдин, М. С. Каган, В. П. Иванов и др.) и психологии (М. Я. Басов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.). В кон. 80-х гг. развернулась дискуссия о статусе понятия Д., о его полидисциплинарном характере и месте среди других гуманитарных понятий («общение», «общественные отношения» и др.), об объяснит, возможностях теории Д. и теорий «не-деятельностного» типа. Нек-рые специа-чисты, считая не вполне адекватными положения той или иной конкретной теории Д., признают вместе с тем эвристич. значение этого понятия или отдельных составляющих Д. (напр., действия) и используют их в своих работах. В результате возникло представление о т. н. дея-тельностном подходе к изучению отд. сторон поведения, сознания и личности человека. Это представление выражает нек-рую общую направленность в подходе к человеку на основе использования разл. моментов в понятии Д.
Классификация видов Д. затруднена тем, что в мировой гуманитарной науке этот термин имеет широкое значение. В англ. яз. рус. слово «деятельность» переводится термином «activity» и лю—бо, i вид практич. или познават. активности человека определяется этим понятием. Однако не все проявления жизненной активности могут быть отнесены к Д. Подлинная Д. всегда связана с преобразованием действительности, чему в большей степени соответствуют нем. термины «Tatigkeit», «Handlung».
В разных отраслях науч. знания существуют разл. основания для классификации видов Д. В социологии принято выделять трудовую, полит., художественную, научную и др. виды Д. В педагогике в качестве основных выделяют игровую, учебную и трудовую Д. В психологии Д. соотносят со мн. психич. процессами (сенсорная, мнемическая, мыслительная и др. виды Д.). Гл. основанием любой классификации является филос. и историко-социологич. подход к Д. Он позволяет рассматривать в качестве основания классификации трудовую Д. во всех ист. формах ее развития, а также вывести из этого основания все многообразие других видов Д., исторически возникающих в обществ. жизни людей. Ист. социология является той науч. дисциплиной, к-рая открывает, изучает и даже проектирует становление всех взаимосвязанных видов и форм Д. Она призвана объяснять место и роль каждой Д. в обеспечении целостной обществ. жизни людей. Другие дисциплины, изучающие Д., опираются на результаты историко-социологич. исследований; в свою очередь, материалы этих дисциплин используются для конкретизации историко-социологич. представлений о Д. С этим связана необходимость полидисциплинарного ее исследования.
Выявление общих закономерностей Д. выступает одной из основных задач психологии. Разработка общепсихол. теории Д. была начата отеч. психологами (среди к-рых важнейшая роль принадлежит А. Н. Леонтьеву и С. Л. Рубинштейну). Разл. варианты такой теории созданы в Германии (К. Хольцкамп), Финляндии (Ю. Энгештрем) и др. странах.
В психологии принято рассмотрение структуры Д., включающей следующие ее составляющие: потребность — мотив — задача — средства (решения задачи) — действия — операции. При этом задача включает единство цели и условий ее достижения, действие соответствует цели, операции — условиям. Целостная Д. в процессе ее осуществления постоянно трансформируется; напр., действие при изменении его цели может стать операцией и т. п.
Человек в своей многогранной жизни осуществляет разные конкретные виды Д., к-рые различаются между собой прежде всего своим предметным содержанием. Каждый вид Д. имеет вполне определенное содержание потребностей, мотивов, задач, средств, действий и операций. Одна из основных проблем исследования состоит в том, чтобы выявить предметное содержание каждого ее вида; лишь после этого то или иное социально-психол. образование, наблюдаемое у человека, можно определить в качестве конкретного вида его Д.
Первичной формой Д. является ее коллективное (совместное) выполнение. На основе совместной Д., имеющей коллективного субъекта, возникает индивидуальная Д. многих субъектов. Особенности и закономерности выполнения совместной и индивидуальной Д. различны, хотя их строение имеет нек-рые сходные черты. Становление индивидуальной Д. осуществляется в результате интериоризации.
Использование понятия Д. в психологии позволяет изучать сознание и личность человека в тесном единстве с исторически развивающейся Д. От уровня ее развития и конкретных особенностей ее предметного содержания зависят состав и функционирование сознания и способностей человека (его восприятия и воображения, мышления и памяти, чувств и воли и т. д.), характер межличностных отношений, черты и качества личности.
Комплексная исследовательская работа специалистов мн. отраслей науч. знания позволяет создавать полидисциплинарную теорию Д., способную оказать Значит. влияние на все сферы обществ. практики.
Лит.: Рубинштейн С. Л., Проблемы общей психологии, М. 1973; Каган М. С., Человеческая деятельность, М., 1974; Леонтьев А. Н., Деятельность. Сознание. Личность, M.; Деятельность: теории, методология, проблемы, М., 1990; Перре-Клермон А., Социальное взаимодействие и когнитивное развитие пер. с франц., М., 1990; H o l z k a m p K., Grundlagen der psychologischen Motivationsforschung. Fr./M.-N. Y., 1983; Engestrom Y., Learning by expanding. An activity-theoretical approach to developmental research, Hels., 1987. В. В. Давыдов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
168.15 кб

Педагогическая деятельность по формированию у молодежи призывного возраста ценностных отношений к во

Андреев Евгений Александрович
Читать PDF
279.31 кб

Воспитательная деятельность офицеров центра специальной и физической подготовки, частей ВВС в услови

Полуян А. В.
Читать PDF
111.75 кб

Самостоятельная учебная деятельность студентов: зарубежный опыт

Погосян Виктория Акоповна
За последние годы в нашем университете действительно очень многое сделано и достигнуто в области организации и оптимизации самостоятельной работы студентов, накоплен большой и разнообразный опыт, который постоянно обобщается и ана
Читать PDF
460.10 кб

Деятельность по формированию критического мышления студентов вуза в целях обеспечения их информацион

Астахова Людмила Викторовна
Обоснована необходимость и структура деятельности по формированию критического мышления студентов вузов в целях обеспечения их информационно-психологической безопасности: ее цели, объекты, субъекты, процессы, средства и результаты
Читать PDF
309.82 кб

академик А.В. Каляев жизнь и деятельность

Читать PDF
67.61 кб

Общественная деятельность спортсменов-футболистов как средство формирования личности

Шевченко В. Ф.
Читать PDF
291.67 кб

Международная деятельность и инновационная образовательная программа

Юдина Татьяна Витальевна
Читать PDF
310.43 кб

Воспитательная деятельность в вузе глазами заместителя декана по воспитательной работе

Соболева Ольга Борисовна
Читать PDF
207.55 кб

Инженерная деятельность как содержание практики студентов

Ульяновский А. З.
Читать PDF
460.10 кб

Деятельность по формированию критического мышления студентов вуза в целях обеспечения их информацион

Астахова Людмила Викторовна
Обоснована необходимость и структура деятельности по формированию критического мышления студентов вузов в целях обеспечения их информационно-психологической безопасности: ее цели, объекты, субъекты, процессы, средства и результаты
Читать PDF
340.37 кб

Научно-методическая исследовательская деятельность студентов педагогических вузов при изучении естес

Файрушина С. М.
Рассматривается проблема формирования научно-методических компетенций у студентов педагогических вузов при изучении естественнонаучных дисциплин.
Читать PDF
292.55 кб

Профсоюзная деятельность в контексте программы развития университета

Бодина Римма Ивановна
Читать PDF
0.00 байт

Международная деятельность как фактор инновационного развития университета

Шилов Сергей Михайлович
Читать PDF
0.00 байт

Оценочная деятельность в решении профессиональных задач сотрудниками ОВД

Веретенникова Анна Евгеньевна
Читать PDF
153.63 кб

Педагогическая деятельность художника-педагога И. С. Горюшкина-Сорокопудова

Швырева Т. А.
В статье рассматривается педагогическая деятельность известного художника-педагога И. С. Горюшкина-Сорокопудова, преподавателя Пензенского художественного училища.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: