ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Источник: Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине “педагогические технологии”
Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Источник: Глоссарий по педагогике.
Источник: Методика преподавания литературы.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
Источник: Методологический словарь для стратегов
Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007
Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Деятельность педагогическая — процесс управления и организации деятельностью воспитанников или коллектива, направленный на воспитание и развитие детей. Осуществляется через целеполагание и содержание деятельности педагога. Компоненты педагогической деятельности (по Н.В. Кузьминой): конструктивный; гностический; коммуникативный; организаторский; прикладной; педтехника.
Деятельность социально-педагогическая — разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи индивиду в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.
Самодеятельность — это деятельность, совершаемая по личному почину, во время которой проявляются такие качества человека, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, ответственность, творчество; это деятельность, направленная на реализацию общественно ценных и личностно значимых целей.
Учебная деятельность — процесс приобретения человеком новых ЗУНов или изменения старых; деятельность по решению учебных задач.
Анализ структуры как материальной, так и духовной деятельности обнаруживает следующие основные элементы, составляющие её содержание: мотивы, побуждающие к деятельности, цели – результаты, на достижение которых деятельность направлена, средства, с помощью которых деятельность осуществляется. В соответствии с этим в самом процессе взаимодействия субъекта с действительностью выделяются определённым образом мотивированная деятельность в целом, входящие в её состав целенаправленные действия и, наконец, автоматизированные компоненты этих действий – операции. Как показали исследования рос. психологов (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), протекание и развитие различных психических процессов существенно зависят от содержания и структуры деятельности, от её мотивов, целей и средств осуществления.
Вместе с тем проведённые исследования (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.) обнаружили, что на основе внешних материальных действий путём их последовательных изменений и сокращений формируются внутренние, идеальные действия, совершаемые в умственном плане и обеспечивающие человеку всестороннюю ориентировку в окружающем мире. На протяжении детства деятельность меняется в связи с ростом психофизиологических возможностей ребёнка, расширением его жизненного опыта, необходимостью выполнять всё более сложные требования окружающих людей. На каждой ступени возрастного развития определённая деятельностью (например, игра в дошкольном возрасте, учение – в школьном) приобретает ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств личности.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
При анализе Д. выделяются четыре плана ее рассмотрения.
1. Генетический (исходной формой любой человеческой Д. является социальная совместная Д.).
2. Структурно-функциональный (анализ по единицам связи между ними).
3. Динамический (изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой Д.).
4. Субъект Д., ее инициатор, организатор, регулятор ее событий.
В философии в качестве структуры Д. рассматривается цель, средство и результат; в психологии в эту структуру включаются мотивы, а на личностном уровне – притязания, инициатива и ответственность, а также удовлетворенность-неудовлетворенность как субъективное переживание приемлемости – неприемлемости результата; рассматривается соотношение Д. и ее составляющих. Использование категории Д. в качестве объяснительного принципа привело к изменению способа анализа психики в общей психологии (ринцип единства строения внешней и внутренней Д., превращение внешней Д. во внутреннюю (А.Н.Леонтьев), единства сознания и Д. (С.Л.Рубинштейн).
Акмеология рассматривает проблему совершенствования личности как субъекта Д., оптимизации Д. (прежде всего профессиональной), мастерства, творчества. Введение категории Д. позволяет рассматривать ряд ее существенных механизмов – саморегуляции, самоорганизации, регуляторной роли сознания (С.Л.Рубинштейн), а также исследовать специфику совместной и коллективной Д.
Направлением акмеологии, наиболее интенсивно разработанным в настоящее время, является профессиональная Д., ее оптимизация, профессионализм, личность профессионала, освоение новых видов Д. и т.д.
Источник: Акмеологический словарь
Источник: Глоссарий современного образования.
В зависимости от предмета деятельность может быть продуктивной, когда индивид производит материальный продукт, познавательной, эстетической и т.п., когда не создается реальный продукт, но имеется практическая ценность для непосредственного участника. Различают и другие виды деятельности (профориентационную, учебную), субъектами которой являются несколько человек, например учитель и учащийся.
Продуктивная Д. – есть индивидуальное действие, которое производит или полезный материал, или нематериальный продукт (услуги) и которое обладает практической ценностью, плодотворной для образования. Включение учащегося в продуктивную Д. активизирует когнитивные, эмоциональные и функциональные процессы. С ее помощью учащийся может создать новое отношение к действительности, преодолеть сложившиеся ранее отношения с окружением, выявить новые возможности. Через продуктивную Д. он включается в сферу нового социального взаимодействия, которое может предложить новые перспективы и ресурсы для формирования своей профессиональной направленности. Самое важное в продуктивной Д., что человек формирует не только себя, но и окружающую среду.
Д. профориентационная – это взаимосвязанная Д. ученика и учителя (педагога, воспитателя) по формированию у школьников адекватного образа «Я», представлений о мире труда, практического опыта в избираемой профессиональной сфере. Реализуется эта деятельность в процессе формирования интересов и склонностей школьников, помощи им в выборе профессии, которая соответствовала бы индивидуальным особенностям и возможностям личности, через определение условий и путей успешного формирования профессионального самоопределения школьников.Д. профориентационная реализует образовательную, воспитательную и развивающую педагогические функции. Образовательная – обеспечивает усвоение учащимися научных знаний об образе «Я»; мире труда и профессий; формирование навыков и умений их применения при выборе профессиональной деятельности. Воспитательная функция реализуется при формировании нравственных, трудовых, экономических, эстетических представлений, взглядов, убеждений, способов соответствующего поведения и деятельности, совокупности качеств личности, необходимых для профессиональной, в том числе и избираемой Д. Воспитательная направленность придает социальную значимость профориентационной Д. Развивающая функция профориентационной Д. связана с включением ученика в активную деятельность по формированию интеллектуальной, волевой, эмоциональной и мотивационной сфер личности (профессиональные пробы, практический опыт профориентационной Д.). Все функции взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Профориентационная Д. реализуется через субъект-субъектные отношения в условиях педагогического сотрудничества учителя и учащегося. При этом сам ученик должен нести ответственность за собственный труд во имя достижения жизненного успеха и преодоления трудностей профессионального самоопределения. Однако ответственность за обеспечение профориентационной Д. как системы образования, воспитания и развития, когда успех был бы делом не только возможным, но и реальным, чтобы дети успешно учились и могли реализовать свои потребности и способности, должно нести общество в лице его социальных институтов (школы, учреждений дополнительного образования, профессиональных учебных учреждений). Профориентационная Д. в школе проводится с I по XI классы с учетом возрастных особенностей школьников, преемственности в содержании, формах и методах работы.
Лит: Каган М.Г. Человеческая деятельность. – М.,1974; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977; Деятельность: теория, методология, проблемы. – М., 1990; Новые ценности образования. Вып. 1. – М., 1996.
А.Я. Журкина
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Мотивы обусловливают определение цели как субъективного образа желаемого результата ожидаемой деятельности, действия. Цель занимает особое место в структуре деятельности. Главным является вопрос – кто дает цель? Если цели задаются человеку извне: обучающемуся – учителем, специалисту – начальником и т. д., или же человек изо дня в день выполняет однообразную, рутинную работу, то деятельность носит репродуктивный (исполнительный), нетворческий характер и проблемы целеполагания, то есть построения процесса определения цели, не возникает. В случае же продуктивной деятельности – даже относительно нестандартной, а тем более инновационной, творческой деятельности, каковой, в частности, является инновационная деятельность специалиста-практика (педагога, врача, инженера и т. д.), – цель определяется самим субъектом, и процесс целеполагания становится довольно сложным процессом, имеющим свои собственные стадии и этапы, методы и средства. В категориях проектно-технологического типа организационной культуры, в категориях системного анализа процесс целеполагания определяется как проектирование. Процесс целевыполнения также характеризуется в каждом конкретном случае своим содержанием, своими формами и своими специфическими методами и средствами, своими технологиями. Совершенно особое место в структуре деятельности занимают те компоненты, которые в случае индивидуального субъекта называются саморегуляцией, а в случае коллективного субъекта, коллективной деятельности – управлением. На Рис. 3 отдельно выделены факторы, задаваемые внешней (по отношению к данному субъекту деятельности) средой: это критерии оценки соответствия результата цели; принятые в обществе нормы (правовые, этические, гигиенические и т. п.) и принципы деятельности. Условия деятельности (материально-технические, финансовые, информационные и т. п.) будут относиться и к внешней среде, и в то же время могут входить в состав самой деятельности, учитывая возможности активного влияния субъекта на создание условий своей деятельности. Инвариантным для любой деятельности является следующий набор групп условий: мотивационные, кадровые, материально-технические, научно-методические, финансовые, организационные, нормативно-правовые, информационные условия. Классификации деятельности:
- по характеру ее процесса: целеполагание – целевыполнение (Рис. 4).
- по ее видам (Рис. 4):

- ценностно-ориентировочная деятельность. Этот вид деятельности связан с формированием мотивов, ценностных ориентаций, убеждений личности;
- познавательная деятельность (ее суть понятна из названия);
- преобразовательная деятельность – это ведущий вид человеческой деятельности. Она направлена на преобразование окружающей действительности или самого себя, когда речь идет, например, о самообразовании, самовоспитании, физическом совершенствовании и т. п.
Преобразовательная деятельность может осуществляться в двух аспектах – реально и идеально. В первом случае происходит действительное изменение материального бытия – природного, общественного, человеческого. Такая деятельность называется практической, практикой. Во втором случае объект изменяется лишь в воображении – это деятельность проектирующая (моделирующая). Ее функция – обеспечивать практическую деятельность опережающими и направляющими проектами, планами, образами действий. И в первом, и во втором случаях преобразовательная деятельность может быть творческой или механической, исполнительской (продуктивной или репродуктивной). Причем, необходимо подчеркнуть, что эти две классификации независимы. Так, например, деятельность копировальщицы чертежей в каком-либо конструкторском бюро: она занимается проектирующей, но репродуктивной (исполнительской) деятельностью. коммуникативная деятельность – общение с другими людьми;
- эстетическая деятельность – получение наслаждения (или наоборот – отвращения) от собственной деятельности – в первую очередь! А так же от объектов окружающей действительности, в том числе предметов искусства. Человек живет полноценной жизнью, когда он включен в подлинно человеческую деятельность, где он может раскрыть все свои потенциальные возможности – т. е. в такую деятельность, в которой достаточно полно представлены и целеполагание и целевыполнение, и все перечисленные пять видов деятельности в единстве. Такая деятельность называется интегративной деятельностью (или синкретической). Структурной единицей деятельности является действие. Литература: [20, 33, 53].
Самое важное в продуктивной деятельности заключается в том, что человек формирует не только себя, но и окружающую среду. Деятельность профориентационная – это взаимосвязанная деятельность учащихся и учителя (педагога, воспитателя) по формированию у школьников адекватного образа Я, представлений о мире труда, практического опыта в избираемой профессиональной сфере. Реализуется эта деятельность в процессе формирования интересов и склонностей школьников, помощи им в выборе профессии, которая соответствовала бы индивидуальным особенностям и возможностям личности, через определение условий и путей успешного формирования профессионального самоопределения школьников. Профориентационная деятельность реализует образовательную, воспитательную и развивающую педагогические функции. Образовательная функция обеспечивает усвоение учащимися научных знаний об образе Я, мире труда и профессий; формирование навыков и умений их применения при выборе профессиональной деятельности. Воспитательная функция реализуется при формировании нравственных, трудовых, экономических, эстетических представлений, взглядов, убеждений, способов соответствующего поведения и деятельности, совокупности качеств личности, необходимых для профессиональной, в том числе и избираемой, деятельности. Воспитательная направленность придает социальную значимость профориентационной деятельности. Развивающая функция профориентационной деятельности связана с включением учащегося в активную деятельность по формированию интеллектуальной, волевой, эмоциональной и мотивационной сфер личности (профессиональные пробы, практический опыт профориентационной деятельности). Все функции взаимосвязаны и взаимообусловлены. Профориентационная деятельность реализуется через субъектсубъектные отношения в условиях педагогического сотрудничества учителя и учащегося. При этом ученик должен нести ответственность за собственный труд во имя достижения жизненного успеха и преодоления трудностей профессионального самоопределения. Однако ответственность за обеспечение профориентационной деятельности как системы образования, воспитания и развития, позволяющей учащимся реализовать свои потребности и способности, должно нести общество в лице его социальных институтов (школы, учреждений дополнительного образования, профессиональных учебных заведений).
Профориентационная деятельность в школе проводится с 1-го по 11-й класс с учетом возрастных особенностей школьников, преемственности в содержании, формах и методах работы. Деятельность ориентировочная – изучение условий осуществления деятельности в определенной среде. Выделяют, например, педагогическую ориентацию, политическую ориентацию и т. д. Деятельность профессиональная связана с осуществлением какойлибо работы в определенной сфере труда. По-английски «деятельность» звучит как «activity», поэтому так называется любой вид практической или познавательной «энергии» человека. Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием действительности. Этому в большей степени соответствуют немецкие понятия «tatigkeit» и «handlung», которые переводятся как «деятельность» и «действие» или «поступок». Деятельность ведущая – теоретический конструкт, обозначающий деятельность, в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности. Выделяют следующие виды ведущей деятельности: непосредственное общение младенца со взрослыми; предметно-манипулятивную деятельность в раннем детстве; сюжетно-ролевую игру дошкольного возраста; учебную деятельность школьников; профессионально-учебную деятельность в юности. Деятельность нервная высшая – нейрофизиологические процессы, происходящие в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке и обусловливающие осуществление психических функций. В качестве основной теоретической модели для анализа высшей нервной деятельности выступает рефлекс, посредством которого происходит реагирование организма на воздействия окружающего мира. Основными механизмами работы являются нервные процессы возбуждения, за счет которых могут образовываться и функционировать новые временные связи, и торможения, которые могут обусловливать угасание условного рефлекса, если условный раздражитель не подкрепляется безусловным.
Деятельность инновационная – процесс создания принципиально нового продукта, услуги, знания, которые далее предлагаются на рынке, вытесняя старые товары или создавая свой рынок. Инновационная деятельность всегда связана с риском и вложением средств и всегда наталкивается на консерватизм общества. Модернизация к инновационной деятельности не относится. Деятельность маркетинговая – 1) разновидность работы, функций в сфере предпринимательства; 2) деятельность, связанная с осуществлением функций маркетинга (маркетинговые исследования, организация маркетинга, сбыт, ценообразование, товарная политика, разработка стратегий и планов маркетинга, продвижение товара, маркетинговая разведка, бенчмаркинг и т. д.) с целью формирования и воспроизводства спроса и обеспечения прибыли фирмы; 3) всякая деятельность, охватывающая процесс внедрения философии и инструментария маркетинга во все звенья воспроизводственной цепи рыночной экономики и позволяющая ответить на вопросы, что и сколько производить, как и где производить, чтобы товар или услуга удовлетворяли спрос и обеспечивали прибыль. Деятельность оценочная – деятельность, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости (ст. 3 Федерального закона РФ «Об оценочной деятельности в РФ» от 29 июля 1998 г. № 135 – ФЗ). Деятельность предпринимательская – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность (торговля, банковское дело, менеджмент и т. д.), направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке, с целью умножения личного (частного) или коллективного достояния (ст. 2 ГК РФ). Деятельность управленческая – совокупность действий руководителя или работников аппарата управления по отношению кчеловеку или коллективу, являющемуся объектом управления. Она включает в себя постановку цели управления, сбор и переработку информации, подготовку, принятие и реализацию управленческих решений. Деятельность учебная – ведущая деятельность детей младшего школьного возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических понятий. Оценка деятельности – формальная процедура оценки работы сотрудника в основном путем сбора информации о выполнении поставленных задач. Оценка социального аспекта деятельности – оценка социального воздействия деятельности и программ организации с составлением соответствующего отчета.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
Цель Д. возникает у человека как образ предвидимого результата созидания. Преобразующий и целеполагающий характер Д. позволяет ее субъекту выйти за рамки конкретной ситуации, вписывая ее в более широкий контекст обществ.-ист. бытия. Д. не ограничивается преобразованием наличной действительности по уже установившимся культурным нормам, Д. постоянно преодолевает лежащие в ее основе «программы». В »том обнаруживается принципиальная открытость и универсальность Д.; она, т. о., представляет собой форму ист.-культурного творчества.
Понятие Д. с античных времен разрабатывалось преимущественно в идеали-стич. философии, особенно глубоко в нем. классич. философии. И. Кант рассматривал субъекта Д. не как созерцающего действительность, а как созидающего формы предметного мира. В ранг всеобщего основания культуры Д. впервые возвел И. Фихте (его идеи о субъекте, воплощающем самодеятельность, оказали большое влияние на формирование взглядов Ф. Дистервега). наиб. развитую теорию Д. построил Г. Гегель, к-рый описал ее всеобщую схему, обстоятельно проанализировал диалектику ее структуры (в частности, взаимоопределяемость цели и средства), сделал ряд глубоких замечаний о социально-ист. обусловленности Д. и ее форм (гегелевское понимание Д. нашло отражение в дидактико-методич. работах Ф. Фребеля).
В материалистич. диалектике понятие Д. выступило той исходной абстракцией, конкретизация к-рой позволяет создать общую теорию развития обществ. бытия и его отд. сфер. Первичной формой Д. является произ-во материальных орудий, с помощью к-рых люди создают предметы, удовлетворяющие их жизненные потребности. Материальное произ-во (труд) имеет универсальный характер, поскольку в принципе может создавать любые орудия и предметы. Такое произ-во осуществляется людьми только в определенных взаимосвязях и отношениях, совокупность к-рых образует производств. или обществ. отношения людей. В процессе ист. развития материального произ-ва и обществ. отношений возникло и приобрело относит, самостоятельность духовное произ-во. Но и в этой форме труда сохраняются осн. качества материального произ-ва — его универсально-преобразоват. и обществ. характера.
Материальная и духовная Д. людей и соответствующие им типы произ-ва служат основой возникновения и развития обществ. и индивидуального сознания, личности отд. человека (индивида). Сознание является функцией идеальной стороны Д., к-рая обнаруживается в способности индивидов производить реальные предметы, опираясь на слово или модель как продукты обществ.-ист. развития. Идеальное — это бытие реального предмета в фазе его становления в Д. общественного субъекта. Сознание позволяет человеку стать общественным существом благодаря идеальному представительству в индивиде интересов и позиций других людей.
Наряду с диалектико-материалистич. пониманием Д. в кон. 19 — нач. 20 вв. разрабатывались другие представления, касающиеся в основном такой существенной составляющей Д., как действие. Дж. Дьюи в русле философии прагматизма создал теорию действий, рассматривая последние в качестве инструмен-талистского содержания понятий. М. Ве-бер, проанализировав разл. виды индивидуальных социальных действий, выделил в них особое значение ценностных установок и ориентации. Ж. Пиаже на логико-матем. и психол. основе разработал развернутую концепцию действий и операционального интеллекта человека.
Вместе с тем в зап. философии появились тенденции отказа от рассмотрения Д. как сущности человеческого бытия и всеобщего основания культуры. На место целеполагания ставились «порыв» и «переживания» (см. Экзистенциализм); резкой критике подвергались те представления о Д., в к-рых просматривались отрицат. социальные последствия техницистской активности, не подчиненной нравств. началам. В сер. 20 в. в гуманитарных науках стало ослабевать влияние теорий Д. Но в 70—80-е гг. в разных странах оживился интерес к полидисциплинарной теоретич. и эксперим. разработке проблем Д. Создано между-нар. об-во по изучению теории Д., им с 1988 издается журн. «Теория деятельности» (на англ. яз.).
В нашей стране проблемы Д. разрабатывались в разл. гуманитарных дисциплинах, но прежде всего в философии (П. В. Копнин, Э. В. Ильенков, Э. Г. Юдин, М. С. Каган, В. П. Иванов и др.) и психологии (М. Я. Басов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.). В кон. 80-х гг. развернулась дискуссия о статусе понятия Д., о его полидисциплинарном характере и месте среди других гуманитарных понятий («общение», «общественные отношения» и др.), об объяснит, возможностях теории Д. и теорий «не-деятельностного» типа. Нек-рые специа-чисты, считая не вполне адекватными положения той или иной конкретной теории Д., признают вместе с тем эвристич. значение этого понятия или отдельных составляющих Д. (напр., действия) и используют их в своих работах. В результате возникло представление о т. н. дея-тельностном подходе к изучению отд. сторон поведения, сознания и личности человека. Это представление выражает нек-рую общую направленность в подходе к человеку на основе использования разл. моментов в понятии Д.
Классификация видов Д. затруднена тем, что в мировой гуманитарной науке этот термин имеет широкое значение. В англ. яз. рус. слово «деятельность» переводится термином «activity» и лю—бо, i вид практич. или познават. активности человека определяется этим понятием. Однако не все проявления жизненной активности могут быть отнесены к Д. Подлинная Д. всегда связана с преобразованием действительности, чему в большей степени соответствуют нем. термины «Tatigkeit», «Handlung».
В разных отраслях науч. знания существуют разл. основания для классификации видов Д. В социологии принято выделять трудовую, полит., художественную, научную и др. виды Д. В педагогике в качестве основных выделяют игровую, учебную и трудовую Д. В психологии Д. соотносят со мн. психич. процессами (сенсорная, мнемическая, мыслительная и др. виды Д.). Гл. основанием любой классификации является филос. и историко-социологич. подход к Д. Он позволяет рассматривать в качестве основания классификации трудовую Д. во всех ист. формах ее развития, а также вывести из этого основания все многообразие других видов Д., исторически возникающих в обществ. жизни людей. Ист. социология является той науч. дисциплиной, к-рая открывает, изучает и даже проектирует становление всех взаимосвязанных видов и форм Д. Она призвана объяснять место и роль каждой Д. в обеспечении целостной обществ. жизни людей. Другие дисциплины, изучающие Д., опираются на результаты историко-социологич. исследований; в свою очередь, материалы этих дисциплин используются для конкретизации историко-социологич. представлений о Д. С этим связана необходимость полидисциплинарного ее исследования.
Выявление общих закономерностей Д. выступает одной из основных задач психологии. Разработка общепсихол. теории Д. была начата отеч. психологами (среди к-рых важнейшая роль принадлежит А. Н. Леонтьеву и С. Л. Рубинштейну). Разл. варианты такой теории созданы в Германии (К. Хольцкамп), Финляндии (Ю. Энгештрем) и др. странах.
В психологии принято рассмотрение структуры Д., включающей следующие ее составляющие: потребность — мотив — задача — средства (решения задачи) — действия — операции. При этом задача включает единство цели и условий ее достижения, действие соответствует цели, операции — условиям. Целостная Д. в процессе ее осуществления постоянно трансформируется; напр., действие при изменении его цели может стать операцией и т. п.
Человек в своей многогранной жизни осуществляет разные конкретные виды Д., к-рые различаются между собой прежде всего своим предметным содержанием. Каждый вид Д. имеет вполне определенное содержание потребностей, мотивов, задач, средств, действий и операций. Одна из основных проблем исследования состоит в том, чтобы выявить предметное содержание каждого ее вида; лишь после этого то или иное социально-психол. образование, наблюдаемое у человека, можно определить в качестве конкретного вида его Д.
Первичной формой Д. является ее коллективное (совместное) выполнение. На основе совместной Д., имеющей коллективного субъекта, возникает индивидуальная Д. многих субъектов. Особенности и закономерности выполнения совместной и индивидуальной Д. различны, хотя их строение имеет нек-рые сходные черты. Становление индивидуальной Д. осуществляется в результате интериоризации.
Использование понятия Д. в психологии позволяет изучать сознание и личность человека в тесном единстве с исторически развивающейся Д. От уровня ее развития и конкретных особенностей ее предметного содержания зависят состав и функционирование сознания и способностей человека (его восприятия и воображения, мышления и памяти, чувств и воли и т. д.), характер межличностных отношений, черты и качества личности.
Комплексная исследовательская работа специалистов мн. отраслей науч. знания позволяет создавать полидисциплинарную теорию Д., способную оказать Значит. влияние на все сферы обществ. практики.
Лит.: Рубинштейн С. Л., Проблемы общей психологии, М. 1973; Каган М. С., Человеческая деятельность, М., 1974; Леонтьев А. Н., Деятельность. Сознание. Личность, M.; Деятельность: теории, методология, проблемы, М., 1990; Перре-Клермон А., Социальное взаимодействие и когнитивное развитие пер. с франц., М., 1990; H o l z k a m p K., Grundlagen der psychologischen Motivationsforschung. Fr./M.-N. Y., 1983; Engestrom Y., Learning by expanding. An activity-theoretical approach to developmental research, Hels., 1987. В. В. Давыдов.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия