Активность
Источник: Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования. Терминологический словарь. 2015
Источник: Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине “педагогические технологии”
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
Источник: Глоссарий по педагогике.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
- ситуативная активность. Она ежедневно вызывается к жизни для решения отдельных частных задач, но погашается по их решении. Следующий этап требует новой активности, новых решений;
- активность надситуативная – способность личности подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения текущей задачи;
- творческая активность – самостоятельная постановка проблем и их решение. Эти уровни активности можно выразить и по-другому, как три уровня деятельности:
- операционный – когда человек решает лишь частные задачи, выполняет лишь отдельные операции – уровень ситуативной активности;
- тактический – когда человек успешно использует всю совокупность наличных средств и способов деятельности для решения текущих задач в изменяющихся условиях. Тактический уровень наряду с овладением операционными умениями требует ряда других компонентов – способности к быстрой ориентировке в изменяющихся ситуациях, владение общими алгоритмами рационального построения действий и их последовательности, умения планирования, пользования справочной литературой, умения распределения ролей при коллективной организации деятельности и т. д. Таким образом, тактический уровень деятельности соответствует надситуативной активности; стратегический – когда человек свободно ориентируется в изменяющихся жизненных ситуациях, в экономических, технологических и общественных отношениях, самостоятельно определяет место и цели собственной деятельности в соответствии с общими целями коллектива. Стратегический уровень деятельности, наряду с овладением операционными и тактическими компонентами, требует развития еще и ряда других качеств личности: высокоразвитых познавательных умений, творческой активности, умения самоанализа процесса и результатов деятельности, широкого кру гозора, коммуникативности и т. д. Стратегический уровень деятельности соответствует творческой активности личности. Условно можно сказать так: операционный уровень – это человек-исполнитель; тактический – активный деятель; стратегический
- творческий человек, творец. Литература: [20, 32].
Важнейшее значение имеет направленность А., мотивы, которыми руководствуется человек в своей деятельности. Воспитание целеустремленной А. – необходимая составная часть воспитания.А. лишь тогда может стать свойством личности, когда учащийся постоянно вовлекается в разностороннюю деятельность коллектива профтехучилища, участвует в борьбе со всем, что мешает коллективу, что противоречит нормам нравственности.
Воспитание А. надо начинать с самого раннего возраста учащегося: «С первого года нужно так воспитывать, – писал А.С. Макаренко, – чтобы он мог быть активным, стремиться к чему-то, чего-то требовать, добиваться...» А. успешно формируется, если есть объективная необходимость в ее проявлении. Взрослые не должны сами удовлетворять все (разумные) желания и потребности учащегося, а создавать такую ситуацию, которая требовала бы от него активного поиска путей их удовлетворения. Иногда взрослые без участия детей разрабатывают план работы детского коллектива, продумывают способы его осуществления. Детям же отводится роль исполнителей. Это ведет к спаду А. детей, к разочарованию их в собственных силах. Требования, которые предъявляются к ребенку, должны усложняться, ибо иначе может наступить такой момент, когда все будет даваться ему слишком легко, не требовать новых знаний, новых умений, постановки новых целей. Но нельзя предъявлять непосильные требования. Это может привести ребенка в состояние подавленности, пассивности. Проявления А. только тогда становятся для ребенка объективно необходимыми, когда его труд, его усилия оказываются нужными и полезными. Ребенок, детский коллектив подчас нуждаются в помощи, чтобы завершить начатое дело.
А. подростков проявляется в самых разнообразных видах деятельности: в учении, труде, в техническом моделировании, в изобретательстве, в юннатской работе, спорте и т.д. Характерным для подростков является стремление к полной самостоятельности и вместе с тем нередко наблюдаемое неумение доводить до конца серьезные трудовые и учебные дела. Поэтому взрослый должен обязательно оказывать помощь подросткам в завершении начатых дел, в выполнении принятых решений. И в то же время эта помощь должна осуществляться незаметно, не подавлять самостоятельности подростков. Здесь нужен большой педагогический такт преподавателя, родителей.
А. учащихся ПУ в процессе производственного обучения проявляется в деятельности учащихся – учении, которая включает внешнюю и внутреннюю стороны. В процессе производственного обучения внешняя (практическая, процессуальная) сторона учения учащихся проявляется в выполнении приемов и операций, изготовлении изделий, наладке механизмов, управлении технологическими процессами и тому подобных производственных действиях. Внутренняя (умственная) сторона учебной деятельности включает восприятие и осмысление инструктивных указаний мастера, обдумывание и планирование предстоящей работы, способов контроля и самоконтроля, мысленный поиск наиболее рациональных способов выполнения работы, построение предложений, их проверку и т.п.
А. учащихся проявляется во внимательном слушании мастера, в сосредоточенном наблюдении показываемых мастером приемов и способов выполнения работы, в стремлении разобраться в их сущности и правильно выполнить на своих рабочих местах, в активном мыслительном процессе при выполнении практических действий, в стремлении выполнить работу самостоятельно, осознанно, в творческом поиске наиболее эффективного решения познавательных и практических задач. Характер и степень такой А. могут быть различными, но процесс обучения не может состояться, если учащиеся при этом будут пассивны.
Отсюда вытекает важнейшее дидактическое положение: усвоение знаний, формирование навыков и умений всегда является результатом собственной познавательной и практической деятельности учащихся. Процесс обучения представляет систему взаимодействия мастера и учащихся, где мастер занимает руководящее, направляющее положение, но конечный результат зависит от активной деятельности самих учащихся.
Е.С. Махлах, В.А. Скакун, Ю.А. Якуба
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.