суммарное число движений (локомаций) человека за определенний отрезок времени (час, сутки). Обычно нормируется суточное число движений (шагов).
Д.а. регулируется организмом, является биологической потребностью (кинезофилия) и зависит от пола и возраста человека. Так, мальчики 8–9 лет за сутки делают 21 С 0,5 тыс. шагов, 10–11-летние – 24 С 0,5 тыс., а 14–15-летние – 28,7 тыс. шагов. Объем выполненной работы при этом равен в 8–9 лет 57.750 кгм/сут, в 14–15 лет – 150.200 кгм/сут. Девочки отстают от мальчиков лишь в 14–15 лет: среднесуточное число шагов у них меньше, чем у юношей того же вазраста, на 4,9 тыс., объем работы – на 22.100 кгм/сут.
Возрастные особенности двигательной активности являются научной основой для нормирования нагрузок при организации физического воспитания детей и подростков.
Не всякий объем Д.а. благоприятно влияет на функциональное состояние организма, на здоровье. Различают оптимальную Д.а. (между минимально необходимым и максимально допустимым уровнями суточной Д.а.), недостаточную Д.а. – гипокинезию (гиподинамию) и чрезмерную Д.а. – гиперкинезию (гипердинамию). Двигательная активность, являясь незаменимым фактором жизнедеятельности человека, оказывает оздоровительное влияние только в диапазоне оптимальных величин.
Гипокинезия. Причины: малоподвижный образ жизни как следствие научно-технической революции; учебная перегрузка, негативное отношение к физической культуре, хронические заболевания и др.
Последствия: первоначально – перестройка организма на новый (более низкий) уровень функционирования, отрицательно сказывающаяся в экстремальных условиях, когда необходимо мобилизовать резервные возможности организма; затем – возможность возникновения предпатологического состояния, которое характеризуется снижением общей неспецифической резистентности (сопротивляемости) организма, быстрымутомлением при выполнении физических нагрузок, отставанием в развитии двигательных качеств, изменениями в физическом развитии (ожирение); в отдельных случаях возникает заболевание (гипокинезическая болезнь), характеризующееся комплексом расстройств (астенический синдром, нарушение регуляции артериального давления и ритма сердечных сокращений, недостатки в деятельности ЦНС и обмене веществ).
Предупреждение гипокинезии: строгое выполнение гигиенических рекомендаций по режиму дня, сокращение статического компонента при организации учебных занятий; увеличение динамического компонента в основных формах физического воспитания, трудового обучения и профессиональной подготовки; внедрение внеурочных форм физического воспитания (утренняя зарядка, физкультминутки и физкультпаузы во время занятий, динамические паузы между уроками, подвижные игры на переменах, производственная гимнастика и др.); привлечение к занятиям в спортивных секциях; пропаганда активного образа жизни, физического воспитания в семье; воспитание у детей и подростков положительного отношения к занятиям физической культурой.
Гиперкинезия. Причины: форсирование спортивной подготовки. Конечным итогом гиперкинезии в стадии «истощения» является нарушение гормональнаго регулирования, что приводит к снижению резистентности (сопротивляемости) организма, облегчает возникновение воспалительных процессов, к учащению простудных заболеваний, в отдельных случаях – к неблагоприятным изменениям в работе сердечно-сосудистой системы.
Предупреждение гиперкинезии – в правильной организации занятий физического воспитания и спорта, в соответствии с возрастно-половыми функциональными возможностями организма человека, особенно – детей и подростков.
Гигиеническая норма двигательной активности – количественная величина Д.а., полностью удовлетворяющая биологическую потребность организма в разнообразных движениях и способствующая укреплению здоровья. В таблице приводятся гигиенические нормы суточной двигательной активности в детском и подростковом возрасте (Сухарев А.Г., 1983).
Нормы Д.а. (число локомоций) нарастают с возрастом. Однако следует учесть, что у юношей и девушек (15–17 лет) естественные локомоции (шаги-ходьба) могут заменяться другими движениями, которые выполняются в процессе трудовой и спортивнойдеятельности. Продолжительность же двигательного компонента с возрастом наоборот уменьшается и свидетельствует при заданном объеме движений об увеличении их интенсивности в старших возрастных группах.
Непременными условиями рационально построенного двигательного режима являются неравномерность распределения Д.а. в течение суток и качественное разнообразие движений. Наибольшее число движений следует выполнять в периоды с 9 до 12 и с 15 до 18 ч. – в соответствии с суточными биологическими ритмами. Колебания суточной Д.а. на протяжении учебной недели и учебного года не должны выходить за пределы гигиенической нормы.
Лит.: А.Г. Сухарев. Гигиена физического воспитания // Гигиена детей и подростков / Под ред. акад. АМН СССР Г.Н. Сердюковской и проф. А.Г. Сухарева. – М., 1986.
Л.А. Леонова
231.92 кб
Двигательная активность в жизни человека
В данной статье рассматривается важность моторики в жизни человека, в особенности у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Приводятся примеры помощи детям, которые имеют трудности моторного развития.