Эвристическая деятельность
Эвристическая деятельность
в широком смысле - наука о творчестве; в узком, более современном, - теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
образовательная технология, которая обеспечивает опережение и приоритет создания собственного образовательного продукта деятельности учащегося перед внешне заданной предметной программой. Эвристическая образовательная деятельность имеет целью участие ученика в конструировании всех элементов собственного образования: смысла, целей, содержания, оптимального выбора форм и методов обучения, индивидуальной траектории освоения образовательных областей. Внутренние потенции учащегося, его способности проявляются и формируются раньше, чем перед ним открываются соответствующие кладовые человеческого опыта.
Предметом первичной деятельности учащегося выступает непосредственно познаваемая реальность, а не соответствующие системы человеческих знаний о ней. Учащийся как субъект деятельности, познавая реальность, получает личный образовательный продукт, который затем сопоставляется с аналогичными продуктами человечества в данной области познания. Лишь затем ученик обогащается «знанием всех богатств», а его собственный результат (продукт) может быть включен в качестве элемента в общую систему знаний, т.е. в совокупный образовательный продукт обучаемого, который рефлексивно им осмысливается. Такой подход к обучению является эвристическим, т.е. открывающим, ориентированным на самореализацию ученика и развитие его креативных качеств.
Рассматривая эвристическое обучение в аспекте школьного образования, разграничим понятия «творческая деятельность» и «эвристическая деятельность» и определим структурные компоненты последней. Под творческой деятельностью, или творчеством, обычно понимается деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.
Эвристическая деятельность — более широкое понятие, чем творческая деятельность, поскольку включает:
– сами творческие процессы по созданию образовательной продукции в учебных предметах;
– познавательные процессы, неизбежные и необходимые для сопровождения творчества;
– организационные, методологические, психологические и иные процессы, которые обеспечивают творческую и познавательную деятельность. Другими словами, эвристическая деятельность включает не только творческую деятельность, но и метатворческую (от греч. «мета» — стоящее за), т.е. методологическую и когнитивную деятельности, которые «стоят за» творчеством и обеспечивают его реализацию.
В эвристической образовательной деятельности могут одновременно присутствовать эвристические и репродуктивные компоненты, и учителю важно различать их в целостном учебном процессе. Например, учитель предложил первоклассникам сформулировать себе домашнее задание; у одного из них возникает желание написать дома прописью сто одинаковых цифр, он ставит себе соответствующую цель и выполняет дома запланированную репродуктивную деятельность. Но сама постановка им данной цели относится к эвристической деятельности (если ее не подсказал ему учитель или другой ученик), то есть предметом эвристической деятельности здесь служит не математический, а организационно-деятельностный, методологический ее компонент. Аналогичным образом, задание учителя — изобразить с помощью всего одной цифры орнамент или рисунок на тетрадном листе, — вызывает творчество не столько математического, сколько композиционного или художественного плана.
В то же время, сто написанных одинаковых цифр в нашем примере — это новый внешний для ученика образовательный продукт по математике, которого ранее у него не было, и этому внешнему продукту соответствует внутренний — приобретение навыка написания определенной цифры. Однако степень творчества ученика при создании им данного продукта низкая, поскольку в данной деятельности он двигался не к новому творческому результату, а к заранее известному образцу. Продуктом такой деятельности является количество написанных цифр, то есть новый объем известного продукта. Продуктом эвристической деятельности является сформулированная ребенком цель, которой ранее у него не было и которая была найдена им как способ решения проблемы в возникшей учебной ситуации.
А.В.Хуторской
Литература: Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научнопрактического исследования // Педагогика. 1999, № 7. — С.15–22.
Хуторской А.В. Эвристическое обучение. Теория, методология, практика. — М., 1998.
Предметом первичной деятельности учащегося выступает непосредственно познаваемая реальность, а не соответствующие системы человеческих знаний о ней. Учащийся как субъект деятельности, познавая реальность, получает личный образовательный продукт, который затем сопоставляется с аналогичными продуктами человечества в данной области познания. Лишь затем ученик обогащается «знанием всех богатств», а его собственный результат (продукт) может быть включен в качестве элемента в общую систему знаний, т.е. в совокупный образовательный продукт обучаемого, который рефлексивно им осмысливается. Такой подход к обучению является эвристическим, т.е. открывающим, ориентированным на самореализацию ученика и развитие его креативных качеств.
Рассматривая эвристическое обучение в аспекте школьного образования, разграничим понятия «творческая деятельность» и «эвристическая деятельность» и определим структурные компоненты последней. Под творческой деятельностью, или творчеством, обычно понимается деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.
Эвристическая деятельность — более широкое понятие, чем творческая деятельность, поскольку включает:
– сами творческие процессы по созданию образовательной продукции в учебных предметах;
– познавательные процессы, неизбежные и необходимые для сопровождения творчества;
– организационные, методологические, психологические и иные процессы, которые обеспечивают творческую и познавательную деятельность. Другими словами, эвристическая деятельность включает не только творческую деятельность, но и метатворческую (от греч. «мета» — стоящее за), т.е. методологическую и когнитивную деятельности, которые «стоят за» творчеством и обеспечивают его реализацию.
В эвристической образовательной деятельности могут одновременно присутствовать эвристические и репродуктивные компоненты, и учителю важно различать их в целостном учебном процессе. Например, учитель предложил первоклассникам сформулировать себе домашнее задание; у одного из них возникает желание написать дома прописью сто одинаковых цифр, он ставит себе соответствующую цель и выполняет дома запланированную репродуктивную деятельность. Но сама постановка им данной цели относится к эвристической деятельности (если ее не подсказал ему учитель или другой ученик), то есть предметом эвристической деятельности здесь служит не математический, а организационно-деятельностный, методологический ее компонент. Аналогичным образом, задание учителя — изобразить с помощью всего одной цифры орнамент или рисунок на тетрадном листе, — вызывает творчество не столько математического, сколько композиционного или художественного плана.
В то же время, сто написанных одинаковых цифр в нашем примере — это новый внешний для ученика образовательный продукт по математике, которого ранее у него не было, и этому внешнему продукту соответствует внутренний — приобретение навыка написания определенной цифры. Однако степень творчества ученика при создании им данного продукта низкая, поскольку в данной деятельности он двигался не к новому творческому результату, а к заранее известному образцу. Продуктом такой деятельности является количество написанных цифр, то есть новый объем известного продукта. Продуктом эвристической деятельности является сформулированная ребенком цель, которой ранее у него не было и которая была найдена им как способ решения проблемы в возникшей учебной ситуации.
А.В.Хуторской
Литература: Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научнопрактического исследования // Педагогика. 1999, № 7. — С.15–22.
Хуторской А.В. Эвристическое обучение. Теория, методология, практика. — М., 1998.
Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005