Теория деятельности
ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ведущее в российской науке направление психологических исследований, восходящее к трудам школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии и изучающее характер и природу деятельности, ее структурную организацию, предметное содержание, включающее предмет, способы, продукт и результат деятельности. С позиции Т. д. в общем потоке деятельности выделяют: 1) деятельность по критерию различения побуждающих мотивов; 2) действия, т. е. процессы, подчиняющиеся сознательным целям; 3) операции, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели. Т. д. была использована в качестве основы теории речевой деятельности.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Теория деятельности
система научного описания деятельности, созданная отечественными психологами и педагогами. В основе ее лежат представления о строении деятельности, признание ее неразрывного единства с сознанием. Исходными положениями и принципами отечественной теории деятельности являются следующие: сознание и самосознание есть органическая часть деятельности; нельзя рассматривать поведение в отрыве от сознания, провозглашение принципа единства сознания и поведения; деятельность есть активный, целенаправленный процесс; действия предметны, они реализуют социальные цели, что выливается в принцип предметности деятельности и принцип социальной обусловленности. Различают деятельность внешнюю и внутреннюю, имеющие сходство по структуре, но различные формы протекания. Внутренняя деятельность есть интериоризация внешней. Теория деятельности «обслуживает» принцип деятельностного подхода к организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)