ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЛЕОНТЬЕВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
(1903–1979),
психолог, доктор педагогических наук (1940), профессор (1932). Ученик и последователь Л. С. Выготского, в 1924–1931 гг. вел научную и преподавательскую работу в Москве, 1931–1935 гг. – в Харькове, в 1936–1952 гг. – в Институте психологии АПН. Главное научное достижение связано с разработкой общепедагогической теории деятельности. В области детской психологии исследовал различные формы активности ребенка в процессе усвоения, роль в нем предметной деятельности, оптимальные способы организации этой деятельности взрослым в ходе обучения. Сформулировал положение об определяющем влиянии ведущей деятельности ребенка на развитие его психики. Основные работы: “Развитие памяти” (1931), “Восстановление движения” (1945), “Очерк развития психики” (1947), “Умственное развитие ребенка” (1950), “Потребности, мотивы и эмоции” (1973), “Деятельность. Сознание. Личность” (1977), “Проблемы развития психики” (опубл. в 1981 г.).

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич (1903-1979)
психолог, действительный член АПН СССР (1950). Ученик и последователь Л.С. Выготского. В 1914-31 вел научную и преподавательскую работу в Москве, в 1931-35 - в Харькове. В 1936-52 в Институте психологии АПН. С 1941 профессор МГУ, с 1945 зав. кафедрой психологии, с 1966 декан факультета психологии. Академик-секретарь отделения психологии (1950-57), вице-президент (1959-61) АПН РСФСР. Экспериментальные и теоретические работы Л. посвящены гл.о. проблемам развития психики, проблемам инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и т.д. Гл. научное достижение Л. связано с разработкой общепсихологической теории деятельности. Выдвинул также гипотезу о возникновении в филогенезе чувствительности; положение о прижизненном формировании функциональных мозговых систем, составляющих физиологическую основу специфически человеческих способностей. В области детской психологии разрабатывал положение о развитии индивидуального сознания как процессе, основанном на усвоении ("присвоении") ребенком знаний, умений и норм, выработанных человечеством в ходе исторического развития и закрепленных в продуктах культуры и языке. Сформулировал положение об определяющем влиянии ведущей деятельности ребенка на развитие его психики.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич
5(18). 2.1903, Москва, — 21.1.1979, там же], психолог, д. ч. АПН СССР (1950), д-р пед. наук (1940), проф. (1932). В 1924 окончил ф-т обществ. наук Моск. ун-та. Ученик и последователь Л. С. Выготского. В 1924—31 вел науч. и преподавательскую работу в Москве (Ин-т психологии, АКБ им. Н. К. Крупской), в 1931—35 — в Харькове (Укр. психоневрологпч. академия, пед. ин-т). В 1936—52 — в Ин-те психологии АПН. В годы Вел. Отеч. войны нач. эксперим. госпиталя восстановления движений. С 1941 проф. МГУ, с 1945 зав. кафедрой психологии, с 1966 декан ф-та психологии МГУ. Акад.-секр. отделения психологии (1950—57) и вице-през. (1959—61) АПН РСФСР.
Эксперим. и теоретич. работы Л. посвящены гл. обр. проблемам развития психики (ее генезису, биол. эволюции и обществ.-ист. развитию, развитию психики ребенка), проблемам инж. психологии, а также психологии восприятия, мышления и т. д. Гл. науч. достижение Л. связано с разработкой общепсихол. теории деятельности. Выдвинул также гипотезу о возникновении в филогенезе чувствительности; положение о прижизненном формировании функцион. мозговых систем, составляющих физиол. основу специфически человеческих способностей, и др.
В области дет. психологии разрабатывал положение о развитии индивидуального сознания как процессе, основанном на усвоении («присвоении») ребенком знаний, умений и норм, выработанных человечеством в ходе ист. развития и закрепленных в продуктах культуры и языке. Исследовал разл. формы активности ребенка в процессе усвоения, роль в нем предметной деятельности, оптимальные способы организации этой деятельности взрослым в ходе обучения. Разрабатывал вопросы психологии дет. игры, психол. проблемы сознательности учения, формирования у человека нравств. качеств. Сформулировал положение об определяющем влиянии ведущей деятельности ребенка на развитие его психики.
Соч.: Избр. психол. произв., т. 1 — 2 М., 1983; Развитие памяти, М., 1931; Вое становление движения, М., 1945 (соавт.) Очерк развития психики, [М.], 1947; Психол. развитие ребенка в дошк. возрасте, в кн. Вопросы психологии ребенка дошк. возраста М. — Л., 1948; Ощущение, восприятие и вни мание детей мл. шк. возраста, в кн.: Очерки психологии детей. (Мл. шк. возраст), М. 1950; Умственное развитие ребенка, М., 1950 Психология человека и техн. прогресс, М. 1962 (соавт.); Потребности, мотивы и эмоции М., 1973; Деятельность. Сознание. Личность M.; Проблемы развития психики, М. .
Лит.: А. Н. Леонтьев и совр. психология, М., 1983 (библ.).

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
2.45 мб

Алексей Николаевич Леонтьев: комментарии к биографии

Леонтьев А. А., Леонтьев Д. А.
"О статье, написанной сынок и внуком российского психолога А.Н.
Читать PDF
254.38 кб

Алексей Николаевич леонтьев — педагог, ученый, руководитель

Иванников Вячеслав Андреевич