Действие
элемент деятельности, цель которого не разлагается на более простые.
Источник: Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине “педагогические технологии”
Действие
произвольная, преднамеренная, опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.
Источник: Педагогическая психология
Действие
относительно законченный элемент деятельности. Действия выступают структурными элементами деятельности в ее процессуальном понимании [27, с. 23].
Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014
Действие
произвольная и преднамеренная активность субъекта, направленная на достижение осознаваемой цели; основная единица деятельности. Ср. деятельность.
Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.
Действие
существо драматургии, единственная форма развертывания темы, утверждения идеи самым наглядным, естественным образом, а не декларативными схемами.
Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007
Действие
единица деятельности, поведения, не детерминированная отдельной целью и мотивом, а подчиненная достижению общей цели и реализации мотивов деятельности.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Действие
основная структурная единица поведения, деятельности индивидуума, обеспечивающая взаимодействие человека с предметным миром [61, c. 33; 66, c.84; 67, c. 94; 80, c. 120; 82, c. 151].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Действие
относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели. Действие может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполняемым в уме.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
ДЕЙСТВИЕ
произвольная и преднамеренная активность субъекта, направленная на достижение поставленной и осознаваемой цели, включает совокупность определенных операций, подчиненных цели. Может быть произвольным и преднамеренным, охватывает ориентировочную, исполнительную и контрольную части. Основная структурная единица деятельности. См. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
ДЕЙСТВИЕ
Элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели, не разлагаемой на более простые. Подобно деятельности, Д. имеет психологическую структуру: цель – мотив – способ – результат. В зависимости от доминирующих в способах психических актов различают Д.: сенсорные, моторные, волевые, мыслительные, мнемонические (см. мнемоника). Последние объединяются термином «умственные Д.». Д. в результате упражнения становится автоматизированным навыком, подконтрольным сознанию. На занятиях по языку усилия преподавателей и учащихся сосредоточены на выполнении речевых Д., что ведет к формированию речевых навыков (фонетических, лексических, грамматических) и развитию речевых умений. Анализ преобразования внешних, практических Д. во внутренние, умственные был предпринят П. Я. Гальпериным (1966), который выдвинул теорию поэтапного формирования умственных действий и понятий.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
ДЕЙСТВИЕ
относительно законченный элемент деятельности, направленный на достижение промежуточных целей, подчиненный общему замыслу.
Действие социальное — локализованный в пространстве и времени конкретный акт деятельности социального субъекта по преобразованию социальной ситуации в нужном ему направлении. Оно направлено на изменение поведения других индивидов и включает: действующее лицо; предмет или объект действия; средства или орудия, методы (метод), технологию действий; реакцию объекта; результат действия.
Действие антиобщественное — действие несовершеннолетнего, выражающееся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.
Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.
ДЕЙСТВИЕ
структурная единица деятельности – процесс, мотив которого (т. е. то, ради чего оно совершается), не совпадает с его предметом (т. е. с тем, на что оно направлено). Мотив принадлежит той деятельности, в которую данное действие включено. Предмет действия есть его сознательная непосредственная цель. Структурной единицей действия является операция. Необходимо отметить, что в любой деятельности человека выстраивается целая иерархия действий. Например, рабочему необходимо отремонтировать электродвигатель. Это будет действие. Но чтобы отремонтировать двигатель, надо его разобрать – это тоже будет действие (действие подсистема). А чтобы разобрать двигатель, надо для начала снять крышку – опять же действие. И т. д. С другой стороны ремонт электродвигателя будет действием, входящим в более крупное действие (действие надсистему) по ремонту, допустим, какой-либо вентиляционной установки. То есть выстраивается иерархия действий. Необходимо также отметить, что граница между действием и операцией условна. В одних случаях данное, допустим движение, прием может считаться операцией, в других – действием. Литература: [20].
Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.
ДЕЙСТВИЕ
произвольный акт, направленный на достижение осознаваемой цели; структурная единица деятельности. В отечественной психологии представление о Д. как специфической единице деятельности введено С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым. Д. включает в себя ряд операций, посредством которых оно осуществляется. Характер Д. зависит от предметного содержания той деятельности, компонентом которой оно является, и определяется ее целями и мотивами. Конечная цель деятельности достигается посредством ряда Д., каждое из которых направлено на достижение частной цели. Д. бывают практическими, вызывающими изменения в реальной действительности, и познавательными, приводящими к возникновению новых образов и представлений. Анализ преобразования внешних, практических Д. во внутренние, умственные предпринят П.Я. Гальпериным, который выдвинул теорию поэтапного формирования умственных действий и понятий. Согласно Гальперину, любое Д. может быть описано путем указания степени сформированности его осн. характеристик - формы, обобщенности, развернутости и освоенности. Знание структуры, функций и осн. характеристик Д. позволяет моделировать наиболее рациональные требования к ним в конце обучения. Практическое применение теории поэтапного формирования умственных Д. в общем и специальном обучении позволяет существенно повысить качество формирования Д. и понятий. См. также Гальперин П.Я., Усвоение
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ДЕЙСТВИЕ
в психологии, произвольный, преднамеренный акт, направленный на достижение осознаваемой цели; структурная единица деятельности. В отеч. психологии представление о Д. как специфич. единице деятельности введено С. Л. Рубинштейном и А. Н. Ле-онтъевым. В качестве единицы анализа и предмета исследования понятие Д. используется при изучении перцептивных, двигательных, мнемич., умственных и др.
Д. определяется целью, на достижение к-рой оно направлено, и мотивом, побуждающим человека стремиться к данной цели. В целенаправленности Д. обнаруживается специфич. роль сознательного отражения действительности; сознание дает возможность человеку подчинять свои Д. возникающим представлениям и понятиям, а также действовать мысленно, «в уме». Цель Д. может быть задана в виде непосредственно воспринимаемого объекта или представления, мысли о нем. Д. включает в себя ряд операций, посредством к-рых оно осуществляется. Характер Д. зависит от предметного содержания той деятельности, компонентом к-рой оно является, и определяется ее целями и мотивами. Конечная цель деятельности достигается посредством ряда последовательно связанных между собой Д., каждое из к-рых направлено на достижение частной цели.
Д. может превратиться в деятельность, f наоборот. Если, напр., уч-ся выполняет вначале задание без интереса, им руководит только чувство долга, обязанность учиться и понимание невозможности решить без этих заданий другие, интересные для него задачи, то процесс решения каждого из этих заданий есть выполнение учеником Д. Если на каком-то этапе его заинтересовали эти задания сами по себе, появился познават. интерес по отношению к ним, то процесс выполнения этих же заданий стал деятельностью, т. к. мотив сместился на цель и совпал с нею. Если бы рассмотренные этапы ученик прошел в обратном порядке, он совершил бы переход от деятельности к Д.
В течение жизни человек усваивает общественно выработанные Д. (учебные, трудовые и др.) — Д- бывают практическими и познавательными. Они различаются по способам выполнения и результатам. Практическим наз. Д., вызывающее какое-то изменение в реальной действительности. Познават. Д. приводит к возникновению нового образа, представления, мысли; по своему содержанию оно может быть сенсорным, перцептивным, мнемическим, мыслительным и т. д. Различие между практич. и познават. (умственным) Д. относительно: во мн. видах деятельности человека познават. и практич. Д. переплетаются. Само возникновение мышления неразрывно связано с практич. деятельностью.
Анализ преобразования внешних, практич. Д. во внутренние, умственные предпринят П. Я. Гальпериным, к-рый выдвинул теорию поэтапного формирования умственных Д. Согласно Гальперину, любое Д. может быть описано путем указания степени сформированности его осн. характеристик — формы, обобщенности, развернутости и освоенности (автомати-зированность, быстрота и др.). Знание структуры, функций и осн. характеристик Д. позволяет моделировать наиб. рациональные виды познават. деятельности и намечать требования к ним в конце обучения. Д., прежде чем стать умственным, сокращенным и освоенным, проходит через переходные состояния. Основные из них и составляют этапы усвоения Д., каждый из к-рых характеризуется совокупностью изменений осн. свойств (параметров) Д. Практич. применение теории поэтапного формирования умственных Д. в общем и спец. обучении позволяет существенно повысить качество формируемых Д. и понятий у учащихся при Значит. сокращении сроков их подготовки.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия