Потребность
состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для их нормального существования.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
ПОТРЕБНОСТЬ
состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности [60, c. 422].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Потребность
нужда в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.
Источник: Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине “педагогические технологии”
ПОТРЕБНОСТИ
психические явления отражения объективной нужды организма в чемлибо (биологические, свойственные и человеку, и животным), или личности (социальные или духовные), свойственные только человеку.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Потребности
состояние нужды в том, без чего организм не может пребывать в стабильном («самотождественном» и сохраняемом) состоянии. Потребности выступают следствием деморфологизации части функциональной структуры организма.
Источник: Методологический словарь для стратегов
Потребность
объективная нужда организма в определенных условиях, обеспечивающих его жизнь и развитие; определенное состояние психики, отражающее недостаток веществ, энергии и других факторов, необходимых для непрерывного функционирования человека.
Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии
ПОТРЕБНОСТИ
форма связи живых организмов с внешним миром, источник их активности (поведения, деятельности). П. как внутренние сущностные силы организма побуждают его к осуществлению качественно определенных форм активности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода.
Источник: Словарь-справочник по специальному образованию
ПОТРЕБНОСТЬ
состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности. Потребности человека обусловлены процессом его воспитания. Выделяют три группы потребностей: биологические, социальные, духовные.
Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.
Потребность
состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности, организующее и направляющее познавательные процессы, воображение и поведение; переживаемая человеком нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то.
Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007
Потребность
состояние, обусловленное неудовлетворенностью требований организма, необходимых для его нормальной жизнедеятельности, и направленное на устранение этой неудовлетворенности. Это состояние предполагает нужду в предмете П. Она выражается в необходимости потребления, активного освоения предмета потребности, в необходимости деятельности.
Источник: Основные понятия. Педагогические технологии
ПОТРЕБНОСТИ
нужда в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития человеческой личности, общества в целом. П. делятся на биологические и соц., к-рые зависят от уровня экономики и культуры. Удовлетворение П. происходит в результате целенаправленной деятельности. Воспитание П. является одной из центральных задач формирования личности.
Источник: Педагогический словарь
Потребность
1) надобность, необходимость в чем-л., требующая удовлетворения; желание, стремление, жажда чего-л.; 2) нужда в ч.-л., объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. П. людей, в отличие от П. животных, являются результатом культурноисторического развития общества.
Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.
ПОТРЕБНОСТЬ
психическое состояние, при котором интенциональность проявляется в виде субъективной необходимости в ресурсах и условиях. Факт существования предмета (явления) и опыт его потребления создает у индивида соответствующую конкретную потребность. Потребности можно разделить на две основные группы: типичные и особые. Средством удовлетворения потребности являются блага (материальные и нематериальные). Литература: [28; 31].
Источник: Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования. Терминологический словарь. 2015
ПОТРЕБНОСТЬ
нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, жизни и деятельности человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Биологические потребности, в том числе у человека, обусловлены обменом веществ – необходимой предпосылкой существования любого организма. Потребности социальных субъектов – личности, социальных групп и общества в целом – зависят от уровня развития данного общества, а также от специфических социальных условий их деятельности. Потребности конкретизируются, опредмечиваются в мотивах. Литература: [20, 53, 65].
Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.
Потребности
форма связи живых организмов с внешним миром, источник их активности. П., как внутренние силы организма, побуждают его к осуществлению качественно определенных форм активности (деятельности), необходимых для сохранения и развития индивида и рода. В своих первичных биологических формах П. выступают как нужда, испытываемая организмом в чем-то. Специфика П. человека обусловлена тем, что он противостоит миру не как изолированный индивид, а как элемент различных социальных систем и человечества в целом. Высшие П. человека отражают поэтому, в первую очередь, его связи с социальными общностями разных уровней, а также условия существования и развития самих социальных систем. Главным основанием для выделения видов П. является характер деятельности, к осуществлению которой П. побуждают субъекта. По этому основанию выделяют оборонительные, пищевые, половые, познавательные, коммуникативные, игровые, творческие и др. П. Воспитание П. является одной из центральных задач командира подразделения по формированию личности воинов.
Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
ПОТРЕБНОСТЬ
исходная форма активности, движущая сила развития человека, организующая и направляющая его поведение, познавательные процессы, удовлетворение которой снимает напряжение, связанное с недостатком веществ, необходимых для его нормального существования, функционирования и развития индивида и рода. Потребности могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе освоения социальной действительности, они классифицируются по происхождению (биологические, психогенные, социальные), по объекту (материальные и духовные), по характеру деятельности субъекта (оборонительные, пищевые, половые, познавательные, коммуникативные, творческие, игровые), по характеру проявления (явные и скрытые) и т.д. Полноценное психическое и физическое развитие детей и взрослых может быть достигнуто на основе знания и учета учителем потребностей для каждого возраста (сензитивности развития того или иного периода, "зоны ближайшего развития "), создания условий, обеспечивающих реализацию возрастных и индивидуальных возможностей для каждого индивида.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
ПОТРЕБНОСТЬ
особое, сложное психологическое переживание, в основе которого лежит осознанное стремление к какой-либо деятельности, являющейся целью в системе ценностных ориентаций личности. Решение проблемы удовлетворения потребностей самым тесным образом сопряжено с процессом доставления личности комфортного состояния. Постоянное преодоление дискомфортного состояния является наиболее сущностным моментом бытия личности. Да, личность несомненным образом ориентирована на достижение каких-либо внешних благ, предопределенных условиями природной и культурной среды ее обитания. Вместе с тем, внешние блага не являются конечной целью бытия личности, хотя и составляют необходимый элемент в ее становлении. Основная функция личности заключена в создании духовных благ, олицетворяющих собой внутреннее состояние человека и определяющих все его творчество, конкретные дела и поступки. Нравственно-богословская наука всю палитру человеческих потребностей подразделяет на три основные категории: витально-органические или первичные; эгоцентрически-личностные; высшие.
Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи
Потребность
состояние субъекта, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах или состояниях, или отношениях, или переживаниях, объективно или субъективно необходимых для его существования и развития. Можно рассматривать разные классификации потребностей. Напр. классификация потребностей по А. Маслоу. Она включает след. потербности: 5. Самоактуализация (желание стать тем, кем хочешь стать, раскрывая свой потенциал, свои способности и таланты) 4. Самоуважение (уверенность, компетентность, достижения, независимость, свобода; престиж, признание, статус, оценка; чтобы быть «прочным», нужно стремиться к действительной значимости, а не строить свой престиж на искусственно созданном образе) 3. Принадлежность и любовь (привязанность к другим - иначе муки одиночества, отверженность, отсутствие друзей и любимых) 2. Безопасность и защита (организация, стабильность, закон и порядок, предсказуемость событий, защита от болезней, хаоса и страха) 1. Физиологические потребности (определяют биологическое выживание - пища, питье, кислород..., физическая активность, сон)
Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы
ПОТРЕБНОСТЬ
Нужда в чем-л. объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Различают биологические, или витальные, П. (в пище, сне и т. п.), социальные П. (стремление общаться, занять соответствующее положение в обществе и т. п.) и идеальные П. (стремление познать себя и окружающий мир). Высшим уровнем проявления социальных П. являются П. в самореализации, самоутверждении, т. е. в творческой деятельности. П. влияют на выбор мотивов, которые определяют направленность поведения в каждой конкретной ситуации общения. П. непосредственно связаны с мотивацией к учебе и должны учитываться при определении программы обучения конкретного контингента учащихся. Особым видом П. являются коммуникативные потребности. Они характеризуются по следующим параметрам: 1) коммуникативные задачи, которые предстоит решить; 2) используемые виды речевой деятельности при решении коммуникативных задач; 3) применяемые в процессе решения задач типы текстов и дискурсов; 4) осуществляемые речевые акты.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Потребность
1) внутреннее состояние, выражающее зависимость живого организма от конкретных условий существования; основной источник активности личности; 2) (в психологии) состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Потребность выступает как такое состояние личности, благодаря которому осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли человека. Потребности человека обусловлены процессом его воспитания в широком смысле, т.е. приобщения к миру человеческой культуры. Поскольку процесс удовлетворения Потребностей выступает как целенаправленная деятельность, Потребности являются источником активности личности. Если в Потребностях деятельность человека, по существу, зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется в виде собственной активности субъекта. Поэтому раскрывающаяся в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем Потребность, составляющая ее сущность. Воспитание Потребностей является одной из центральных задач формирования личности.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
Потребности
это такое состояние человека, коллектива или общества в целом, при котором они начинают осознавать зависимость своего развития, благополучия или состояния от каких-либо объективных условий своей жизнедеятельности. Потребность – это нужда в чем-то, поддерживающем жизнедеятельность и развитие организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Это исходная точка, с которой начинается формирование социальных систем. Духовные и материальные блага, а также безопасность являются исходными точками сферы жизненных потребностей человека. Удовлетворение потребностей людей есть движущая сила общественно-экономического и духовного развития. Рыночная экономика базируется на потребностях и их удовлетворении. Рынок борется за потребителя, за его деньги. Потребитель – человек, имеющий конкретные потребности, желающий их удовлетворить и имеющий возможности заплатить за их удовлетворение. Люди обладают огромной способностью к формированию своих личных потребностей. Для каждого человека в отдельности потребности – это особое сложное нравственное переживание, в основе которого лежит стремление к какой-либо деятельности. Потребности включают в себя ясное осознание цели, достижение которой связано с избавлением от дискомфорта. Личность осуществляет присвоение внешних благ, используя их как материал для построения своего внутреннего духовного мира. Потребность в переживании материального и духовного блага составляет основной принцип личной жизни. Виды потребностей: первичные – витально-органические, личные – эгоцентрические и высшие – духовные, куда входят религиозные, познавательные, этические, эстетические. У каждого человека, в зависимости от ценностных ориентаций, доминируют те или иные виды потребностей, что и определяет его бытие.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ПОТРЕБНОСТИ
1) Нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; побудитель активности. 2) Форма проявления интенциональной природы психики, в соответствии с которой живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Люди обладают огромной способностью к формированию своих личных потребностей. Потребности делятся на биологические, свойственные животным и человеку, и социальные, которые носят исторический характер, зависят от уровня экономики и культуры. Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их реализация – в виде оценочных эмоций. Потребности динамичны, изменчивы, на базе удовлетворенных возникают новые, более высокие, что связано с включением личности в различные сферы и формы деятельности. Американский психолог А. Х. Маслоу создал иерархическую модель, основанную на постулате врожденности и универсальности потребности, в которой выделил пять основных уровней: 1) физиологические потребности; 2) потребности в безопасности; 3) потребности в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе; 4) потребности в уважении и признании; 5) потребности в самоактуализации, которая представляет собой высший уровень иерархии мотивов. Он ввел предположение о том, что потребности более высокого уровня не могут быть удовлетворены, если предварительно не удовлетворены потребности нижележащих уровней. В силу этого потребности высшего уровня достигает не больше одного процента всех людей. В дальнейшем А. Маслоу видоизменил свою модель мотивации на основе идеи о качественном различии двух классов потребности: нужды и развития.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
ПОТРЕБНОСТИ
внутренние состояния, выражающие зависимость живого организма от конкретных условий существования; осн. источник активности личности. Возникновение П. побуждает личность к активному поиску путей их удовлетворения. П. становятся внутренними побудителями деятельности - мотивами. П. человека формируются в процессе его воспитания. Характерная особенность П. человека - их фактическая ненасыщаемость - нельзя удовлетворить к.-л. П. раз и навсегда. Будучи удовлетворенными, они возникают вновь, развиваются и при этом побуждают человека создавать все новые предметы материальной и духовной культуры. Потенциальная возможность безграничного расширения круга П. ставит вопрос о разумности тех или иных П. Разумными следует считать П., реализация которых ведет к полному и всестороннему развитию личности, к увеличению вклада личности в общество, культуру, общение с другими людьми. Удовлетворение П. не единственное условие развития личности и при отсутствии других формирующих условий (и среди них в первую очередь труда) возможность легко удовлетворить свои П. часто ведет к деградации личности. Паразитические П., не регулируемые трудом, могут стать источником антиобщественного и противоправного поведения. Обязательное условие формирования П. в той или иной деятельности - опыт этой деятельности, которая на ранних этапах развития осуществляется совместно со взрослым и может выступать как средство реализации других П. Правильно организуя деятельность детей и ее эмоциональное подкрепление, можно стимулировать развитие у них творческих П. и препятствовать укоренению нездоровых П. П. человека не являются неизменными, поэтому в число осн. задач воспитания входит не только удовлетворение растущих П., но и изменение самих П., их возвышение, направлением которого становится сдвиг П. с потребления на созидание. Для человека характерно то, что даже те его П., которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных П. животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих П. осуществляется за счет общественно обусловленного развития их предметов. П. подразделяют по характеру деятельности (оборонительная деятельность, пищевая, половая, познавательная, коммуникативная, игровая). Психологи выделяют и специфические П. Например, А. Адлер, З. Фрейд исследовали П. к агрессии и с помощью этого понятия пытались объяснить агрессивное поведение. Фрейд также рассматривал П. в наказании и считал, что это внутренняя потребность людей, склонных к самомазохизму (см.Мазохизм) и др.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ПОТРЕБНОСТИ
внутр. состояния, выражающие зависимость живого организма от конкретных условий существования; осн. источник активности личности.
В первичных биол. формах П. выступают как нужда, испытываемая организмом в чем-то, находящемся вне его и необходимом для его жизнедеятельности. Для человека нужда — это объективная необходимость, к-рая может быть неосознаваемой. Напр., новорожденный объективно нуждается во взрослом человеке, но субъективно он этого не осознает, не чувствует, не переживает. Только на 3-м мес жизни объективная нужда во взрослом преобразуется в субъективное психич. состояние — П. в общении. Эта П. в дальнейшем распространяется и на др. людей, развивается в любовь к близким, дружбу и т. д. Подрастающий человек начинает осознавать свое отношение к окружающим — П. в
общении отражается уже не только в переживаниях, но и в мыслях. Возникновение П. побуждает личность к активному поиску путей их удовлетворения, П. становятся внутр. побудителями деятельности — мотивами.
— Органич. П. (в пище, кислороде, воде, продолжении рода, самосохранении) есть и у человека, и у животных. Большинство П. животных имеет форму инстинктов, в к-рых от рождения зафиксированы не только свойства соответствующих потребности предметов, но и осн. последовательность поведенч. актов, необходимых для овладения ими. П. человека принципиально отличаются от П. животных. В ходе ист. развития П. меняются предметы и способы их удовлетворения. У человека органич. П. не определяют формы его жизнедеятельности, а напротив, способны трансформироваться в зависимости от высших, специфически человеческих форм жизнедеятельности. В отличие от животных человек сам производит продукты, удовлетворяющие его П. Общественно-личный характер П. человека выражается в том, что для удовлетворения П., имеющих внешне личный характер (напр., П. в пище), используются результаты обществ. разделения труда и исторически сложившиеся приемы. П. человека выражают не столько его личные запросы, сколько нужды общества, коллектива, группы, к к-рой человек принадлежит.
П. человека формируются в процессе его воспитания, т.е. приобщения к миру человеческой культуры. Природная вещь перестает являться простой добычей, т.е. иметь лишь биол. смысл (быть пищей). С помощью орудий человек способен видоизменять предмет, приспосабливая его к собств. П., к-рые являются продуктом ист. развития. Поэтому у человека процесс удовлетворения П. выступает как активный, целенаправленный процесс овладения формой деятельности, определенной обществ. развитием.
Характерная особенность П. человека
- их фактич. ненасыщаемость; нельзя удовлетворить к.-л. П. раз и навсегда. Будучи удовлетворенной, она возникает вновь, развивается и при этом побуждает человека создавать все новые предметы материальной и духовной культуры. Обществ. произ-во материальных благ и духовных ценностей обусловливает развитие обществ. П., к-рые присваиваются индивидами в процессе их социализации, вхождения в мир обществ. отношений, овладения материальной и духовной культурой человечества. Потенциальная возможность безграничного расширения круга П. ставит вопрос. о разумности тех или иных П. Разумными следует считать П., реализация к-рых ведет к более полному и всестороннему развитию личности, к увеличению вклада личности в общество, культуру, общение с др. людьми. Полное удовлетворение П. -одно из важнейших условий всестороннего развития личности, но оно не является единств, условием. При отсутствии др. формирующих условий (и среди них в первую очередь труда) возможность легко удовлетворять свои П. часто ведет к деградации личности. Паразитич. П., не регулируемые трудом, могут стать источником антиобщественного и противоправного поведения.
П. человека формируются в онтогенезе на основе врожденных предпосылок и необходимости в тех или иных формах активности. Обязат. условие формирования П. в той или иной деятельности — опыт этой деятельности, к-рая на ранних этапах развития осуществляется совместно со взрослым и может выступать как средство реализации др. П.
Психолого-пед. воздействие на формирование П. может быть эффективным на стадии, когда зарождающиеся П. имеют форму познават. интереса к соответствующей деятельности. Интерес может изменяться по мере опыта деятельности: он либо гаснет, либо перерастает в устойчивую П. Последнее зависит от того, какими эмоциями — положительными или отрицательными — сопровождается деятельность. Правильно организуя деятельность детей и ее эмоциональное подкрепление, можно стимулировать развитие у них творческих П. и препятствовать укоренению нездоровых П. Можно также воздействовать на направленность поведения в конкретной ситуации, актуализируя в ней социально одобряемые П. Залогом успешности воздействия во всех случаях выступает правильное понимание П., реально движущих конкретным человеком.
П. человека не являются неизменными. В число осн. задач воспитания входит не только обеспечение полного удовлетворения растущих П., но и в не меньшей степени — изменение самих П., их возвышение. Направление этого возвышения — сдвиг П. с потребления на созидание, не имеющее границ. П. человека в свободной созидательной и преобразовательной деятельности — признак его зрелости и духовного богатства, условие развития его личности, гармонии в отношениях личности и общества.
Лит.: Леонтьев А. Н., Потребности, мотивы, эмоции, М., 1971; Проблемы формирования социогенных потребностей, Тб., 1974; Дилигенский Г. Г., Проблемы теории человеческих потребностей, ВФ, 1976, № 9.
Д. А. Леонтьев.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия