ИНТЕРЕС
это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости, и эмоциональной привлекательности.
Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003
Интерес
отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по усвоению окружающего предметного содержания.
Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ИНТЕРЕС
стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности;буквально означает “быть среди чегото”.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
ИНТЕРЕС
познавательная направленность человека на предметы и явления действительности, связанная с положительным эмоциональным переживанием.
Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017
Интерес
эмоционально окрашенное потребностное отношение или мотивационное состояние, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
Интерес
форма проявления потребности, обеспечивающая направленность внимания на осознание целей деятельности, на углубленное изучение объекта интереса.
Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы
ИНТЕРЕС
одна из форм направленности личности, заключающаяся в сосредоточенности внимания, мыслей, помыслов на определенном предмете [61, c. 51; 66, c.138; 67, c. 146; 80, c. 202; 82, c. 284].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
ИНТЕРЕС
(лат. interest – имеет значение, важно) – реальная причина социального действия, лежащая в основе непосредственных побуждений (мотивов, идей и т. п.) участвующих в нем индивидов, социальных групп, классов.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
Интерес
избирательная направленность человека на отдельные предметы и явления окружающего мира, возбуждаемые чем-либо значительным, привлекательным. В учебно-воспитательном процессе, например, познавательный интерес.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
ИНТЕРЕС
форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и этим способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, лучшему отражению действительности.
Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.
ИНТЕРЕС
побудительная форма направленности личности – форма побуждения к мотивированной деятельности, отличающаяся проявлением познавательных потребностей и сосредоточением внимания на определенном предмете, явлении. Литература: [49].
Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.
Интерес
избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действительности, реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений – мотивов, идей и т. д. как отдельных индивидов, так и социальных групп.
Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007
Интерес
активная направленность человека на какой-либо предмет или явление действительности, представляющая собой относительно постоянную черту личности, способствующую расширению кругозора, обогащению знаний и более эффективному выполнению своих социальных функций.
Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии
Интерес
стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности, носящее избирательный характер и выступающее одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора. При наличии И. знания усваиваются основательно, прочно. В его основе лежат потребности человека.
Источник: Основные понятия. Педагогические технологии
ИНТЕРЕС
отношение личности к предмету как к чему-то для н ее ценному, привлекательному. Содержание и характер интереса связаны как со строением и динамикой мотивов, так и с характером форм и средств освоения действительности, которыми владеет студент. Целенаправленное формирование интереса имеет важное значение в процессе воспитания и обучения.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
Интерес
одна из форм направленности личности, заключающаяся в сосредоточенности внимания, мыслей, помыслов на определенном предмете. И. – проявление не только познавательной, но и других потребностей. И. – активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанная обычно с положительным эмоционально окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью. (Современный словарь по педагогике. 2001. С. 284.)
Источник: Модельная программа подготовки андрагогов.
ИНТЕРЕС
Окрашенное эмоциями сосредоточение внимания на определенном объекте; одна из форм направленности личности. И. является важным стимулом приобретения знаний, расширения кругозора, повышения познавательной активности человека. При наличии И. учебный материал усваивается прочно, при отсутствии – часто формально, с трудом. Для поддержания И. большое значение имеет как поведение преподавателя на уроке (его умение заинтересовать учащихся в учебном материале), так и качество учебных материалов в пособии, использование средств наглядности.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Интерес
англ. interest) - потребностное отношение или мотиваци-онное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. В условиях формирующейся познавательной деятельности содержание И. может все более обогащаться, включая в себя новые связи предметного мира. Эмоциональный и волевой моменты И. выступают специфично - как интеллектуальная эмоция и усилие, связанное с преодолением интеллектуальных трудностей. И. тесно связан с собственно человеческим уровнем освоения действительности в форме знаний.
Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Интерес
лат. – имеет значение) – форма направленности личности, состоящая в стимулировании познавательной активности, внимании к объекту познания. Интерес всегда окрашен положительными эмоциями. Он нередко выступает мотивом деятельности. При наличии интереса человек легче преодолевает трудности. Понятие интерес интерпретируется также как любопытство к кому-то, к чему-то, как желание достичь чего-то. Интересы могут быть самыми разными как по объекту, так и по глубине и силе. В учебной деятельности интерес играет огромную роль во всем учебном процессе и нередко определяет его эффективность.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ИНТЕРЕС
от лат. interest — имеет значение, важно) — 1) социал., ж. реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений — мотивов, идей и т. п. индивидов, социальных групп, классов; объективное основание интереса — экономические отношения данного общества, отношение класса или социальной группы к совокупности материальных и духовных ценностей; 2) психол. отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. Содержание и характер интереса связаны как со строением и динамикой мотивов и потребностей человека, так и с характером форм и средств освоения действительности, которыми он владеет. Целенаправленное формирование интереса имеет важное значение в процессе воспитания и обучения.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ИНТЕРЕС
форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознавание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Удовлетворение И. не ведет к его угасанию, а вызывает новые И., отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Различают непосредственный И., вызываемый привлекательностью объекта, и опосредствованный И. к объекту как средству достижения целей деятельности. Устойчивость И. выражается в длительности его сохранения и интенсивности. В педагогике проблема И. воспитанника в процессе его обучения и воспитания всегда была и остается актуальной. Пробуждение и сохранение И. у учащихся в учебно-воспитательном процессе способствует его гуманизации и продуктивности.
Источник: Педагогический словарь
ИНТЕРЕС
избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действительности, реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений – мотивов, идей и т.д. как отдельных индивидуумов, так и социальных групп.
Интерес познавательный — 1) отношение личности к учебному предмету как к чему-то ценному, привлекательному; 2) эмоционально окрашенное проявление познавательных, исследовательских и практических потребностей личности; форма выражения активности, которая обеспечивает направленность личности и помогает становлению ориентиров поведения.
Интерес социальный — одна из движущих сил поведения личности, группы, класса, нации и общества в целом. Столкновение интересов с особенной остротой проявляется в политической сфере, так как в политических интересах воплощается отношение конкретного класса или социальной группы к политической власти в обществе.
Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.
ИНТЕРЕС
форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. Удовлетворение И. не ведет к его угасанию, а вызывает новые И., отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. И. формируется и развивается в процессе игровой, учебной, трудовой, общественной деятельности человека и зависит от условий его жизни, обучения и воспитания. Поверхностные, случайные и неустойчивые И., вызываемые внешней занимательностью объектов, постепенно уступают место более глубоким, устойчивым и действенным И. Перед образовательными учреждениями стоит задача на основе уже имеющихся у учащихся И. пробуждать, формировать и развивать новые социально ценные И., а также И., наиболее соответствующие индивидуальным возможностям и способностям учащихся. Огромную роль в пробуждении и развитии И. к учению играют личность учителя, качество преподавания (в частности, эмоциональная яркость и живость). Один из осн. путей воспитания положительных, устойчивых и действенных познавательных И. - понимание учащимися значения изучаемого материала.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ИНТЕРЕС
от лат. interest — имеет значение, важно), стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. И. носит избират. характер, выступает одним из наиб. существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе. При наличии И. знания усваиваются основательно, прочно; при его отсутствии уч. материал усваивается с трудом, часто формально.
В основе И. лежат потребности человека. Существенную роль в качестве физиол. основы И. играет ориентировочный рефлекс.
И. может характеризоваться со стороны содержания, широты, устойчивости, силы и действенности. Содержание И.— объект, на к-рый он направлен (к технике, спорту и т. д.). По содержанию И. оценивается с точки зрения его обществ. значимости. Всестороннее развитие личности предполагает широту и разносторонность интересов при наличии основного, «стержневого» И.
Устойчивые И., закрепляясь, становятся особенностями личности; неустойчивые И. носят характер кратковременного, часто меняющегося явления. Степень настойчивости человека в познании определенной области, преодолении трудностей говорят о разл. силе И. Близко к понятию силы И. понятие действенности И. Действенными, в отличие от пассивных, наз. интересы, оказывающие глубокое влияние на жизнь и деятельность человека, побуждающие его к систематич. и целеустремленным действиям в определенном направлении, активным и инициативным поискам источников удовлетворения И. Оценка широты или узости И. в конечном счете определяется его содержательностью и значимостью для личности. Различают также прямые (непосредственные) и косвенные (опосредованные) И. Первые вызываются самим содержанием знаний или деятельности, на к-рые они направлены; вторые — тем значением, к-рое объект И. имеет для познания др. объекта или для выполнения к.-л. другой интересующей человека деятельности.
И. формируется и развивается в процессе игровой, уч., трудовой, обществ. деятельности человека и зависит от условий его жизни, обучения и воспитания. Поверхностные, случайные и неустойчивые И., вызываемые внеш. занимательностью объектов, постепенно уступают место более глубоким, устойчивым и действенным И.
Особое значение в развитии детей имеет познават. И. Элементарные проявления неосознанного познават. И. наблюдаются у детей на первом году жизни, когда они начинают ориентироваться в окружающем мире. Объектами таких И. являются яркие, красочные, а также подвижные или издающие звуки предметы. Ребенок непроизвольно обращает на них внимание, испытывает чувство удовлетворения при созерцании их или при манипулировании ими. Обогащение жизненного опыта, общение с окружающими, овладение речью определяют дальнейшее формирование и развитие познават. И. ребенка сначала в элементарных, затем во все более усложняющихся формах. Примерно с 2 лет дети начинают задавать взрослым огромное кол-во вопросов по поводу предметов и явлений окружающего мира (возраст 3—5 лет так и называется: «возраст почемучки»). В развитии познават. И. у детей дошк. возраста особая роль принадлежит книгам, радио и телевидению. Примерно с 3 лет начинает проявляться, а вскоре и доминировать И. к игре.
С поступлением в школу И. ребенка постепенно переключаются с игровой деятельности на учение (И. к нему может проявиться уже в дошк. возрасте). Первоначально И. возникает ко всем видам уч. работы, в дальнейшем он начинает дифференцироваться. Уже в младшем шк. возрасте И. к процессу деятельности начинает сменяться И. к ее содержанию; И. к фактам — И. к первонач. обобщениям, причинам, закономерностям (от описания к объяснению). Повышается И. к творческой стороне работы. Меняется зависимость И. от успеха в том или ином виде деятельности: И. направляются на преодоление трудностей. И. подростков отличаются большей устойчивостью, активностью, действенностью; расширяется область И.
В ср. шк. возрасте углубляются собственно познават. И. У подростка они очень избирательны: он может отдавать явное предпочтение одним уч. предметам и проявлять безразличие к другим. Часто познават. И. выходят за пределы шк. программ. Для подростков и старших школьников, особенно для мальчиков, характерен И. к технике, связанный с конструированием и моделированием. В этом возрасте формируется и укрепляется осознанный И. к спорту, худож. лит-ре, кино. Заметное развитие в подростковом и особенно юношеском возрасте приобретают обществ.-полит. И., что связано с расширением кругозора учащихся, участием их в обществ. жизни школы. Старшие школьники начинают глубоко и систематично интересоваться определенными областями науч. знания.
Проявляется И. к мировоззренч. вопросам, проблемам морали. И. к труду развивается тогда, когда ученик видит и осознает, что результат его труда имеет обществ. ценность, когда труд является инициативным и творческим, посильным, требует от них самодеятельности и самоорганизации. В связи с перспективой жизненно-трудового самоопределения (часто на основе уч. И.) у школьников развивается И. к профессиям.
Перед школой стоит задача на основе уже имеющихся у учащихся И. пробуждать, формировать и развивать новые социально ценные И., а также И., наиб. соответствующие индивидуальным особенностям, возможностям и способностям учащихся. Огромную роль в пробуждении и развитии И. к учению, знаниям играют личность учителя, качество преподавания (в частности, эмоциональная яркость и живость). Один из осн. путей воспитания положит., устойчивых и действенных познават. И.— понимание учащимися значения изучаемого материала. Ученик на опыте должен убедиться в неразрывной связи приобретаемых знаний с практикой, «прочувствовать» их жизненную значимость. Др. путь — включение школьников в активную творческую деятельность путем подбора посильных, интересных, достаточно разнообразных, новых по содержанию или форме заданий, побуждающих к самостоят., активному размышлению. Важно, чтобы познание было связано с положит. эмоциональными переживаниями, с радостью (это вызывается осознанием своих успехов, достижений, преодолением трудностей, поощрениями). Иногда большая активность, любознательность школьника (особенно подростка), его стремление к знаниям могут привести к неустойчивости и разбросанности И., поэтому наличие многих И., их частая смена нежелательны. Необходимо сдерживать и перестраивать поверхностное любопытство ребенка. При многообразии И. необходимо выделять и воспитывать основной, стержневой И., стремясь к тому, чтобы устойчивый, положит. И. не становился помехой учению.
Лит.: Ананьев Б. Г., Познават. потребности и интересы, «УЗ ЛГУ. Сер. филос. наук», 1959, № 265, в. 16; Способности и интересы, М., 1962; Крутецкий В. А., Л у к и н Н. С., Психология подростка, М.; Соловейчик С. Л., От интересов к способностям, М., 1968; Формирование познават. интересов школьников, Л., 1968; Волостникова А. Г., Познават. интересы и их роль в формировании личности, Свердловск, 1971; Щукина Г. И., Проблема познават. интереса в педагогике, М., 1971; Прядехо А. П., Формирование тех. интереса и развитие творчества школьников, ч. 1, Смоленск, 1976; Пед. проблемы формирования познават. интересов учащихся, в. 1—3, 5, Л., 1975—79; Актуальные вопросы формирования интереса в обучении, под ред. Г. И. Шукиной, М., 1984; Бондаре в-ский В. Б., Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию, М., 1985; Формирование интереса к учению у школьников, под ред. А. К. Марковой, М., 1986. В. А. Крутецкий.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия