Интерес профессиональный
Интерес профессиональный
положительное эмоционально окрашенное отношение к предпочитаемому виду трудовой деятельности.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
сложный комплекс психических свойств и состояний, стимулирующих деятельность человека, связанную с избираемой профессией, и проявляющийся в избирательной познавательной, эмоциональной и волевой активности при встрече с различными объектами и явлениями окружающей действительности. При этом понятие «профессиональный интерес школьника» рассматривается не как интерес, возникающий на основе профессионального опыта, а как интерес к той или иной профессиональной деятельности, на основе которого может осуществляться в дальнейшем профессиональное самоопределение школьника (см. Развитие интересов, склонностей и способностей).
Понятие П.и. тесно связано с такими понятиями, как способности, мотивы, убеждения и т.п. П.и. ни в коей мере не следует рассматривать как сугубо врожденное «биологическое» свойство личности, главенствующими факторами в его формировании и возникновении остается социальная микро- и макросреда. П.и. как психическое явление образуется под влиянием социальных факторов в тесной связи с врожденным и приобретенным ранее.
В структуре П.и. выделяются познавательный, эмоциональный, волевой и потребностно- деятельностный компоненты: познавательный компонент П.и. обусловлен стремлением школьников глубже узнать о содержании профессиональной деятельности; эмоциональный компонент характеризует отношение школьников к определенному роду деятельности как положительное, устойчивое и длительное состояние; волевой аспект П.и. предполагает уверенность школьников в преодолении трудностей в овладении профессией;
Потребностно-деятельностный аспект включает не только потребность учащихся в конкретной деятельности, но и активность школьников в овладении профессией.
Таким образом, П.и. представляется как модель, сравнительно легко поддающаяся управлению посредством различных социальных и педагогических воздействий.
Факторы, влияющие на возникновение и формирование П.и., принято разделять на две группы: факторы «стихийного управления» и непосредственно профориентационные факторы. К «стихийным» относятся как объективные (факторы макросреды, демографические и экономические особенности региона), так и субъективные, связанные с особенностями личности. Первые из них определяют направление профориентационной работы, вторые – раскрываются, учитываются и изучаются в процессе подготовки к выбору профессии на комплексной, интерактивной основе.
К специфическим факторам профориентационного воздействия на формирование П.и. школьников относится система научно обоснованных педагогических средств, технологий, развивающих и обучающих процедур.
Выделяются различные уровни П.и. Первоначальный уровень, когда интерес является слабым, неглубоким, ситуативным и определяется, в основном, внешними факторами, легко возбуждается эмоциональными моментами, привлекательными сторонами профессиональной деятельности, но столь же быстро «угасает», не находя повторногоэмоционального подкрепления. Для среднего уровня интереса профессия воспринимается как важная и нужная, учащиеся соглашаются принимать участие в работе соответствующих кружков, факультативов, однако волевые усилия в овладении профессией отсутствуют. Таких учащихся необходимо обеспечить соответствующей посильной деятельностью (творческие и проблемные задания и т.п.), развивать у них соответствующие способности, помещать в благоприятную для развития интереса среду. Для высокого уровня П.и. характерна его непосредственная связь с жизненными планами и ценностными ориентациями школьника. С такими учащимися проводится работа по дальнейшему развитию их способностей для перевода интереса в склонность. Поскольку учащиеся обладают устойчивым стремлением приобрести соответствующую профессию, необходимо создать условия по получению соответствующего профессионального образования, помочь выбрать специализацию, развивать систему ценностных ориентаций учащихся.
Лит.: Крягжде С.П. Психология формирования профессиональных интересов. – Вильнюс, 1981.
Е.Н. Землянская
Понятие П.и. тесно связано с такими понятиями, как способности, мотивы, убеждения и т.п. П.и. ни в коей мере не следует рассматривать как сугубо врожденное «биологическое» свойство личности, главенствующими факторами в его формировании и возникновении остается социальная микро- и макросреда. П.и. как психическое явление образуется под влиянием социальных факторов в тесной связи с врожденным и приобретенным ранее.
В структуре П.и. выделяются познавательный, эмоциональный, волевой и потребностно- деятельностный компоненты: познавательный компонент П.и. обусловлен стремлением школьников глубже узнать о содержании профессиональной деятельности; эмоциональный компонент характеризует отношение школьников к определенному роду деятельности как положительное, устойчивое и длительное состояние; волевой аспект П.и. предполагает уверенность школьников в преодолении трудностей в овладении профессией;
Потребностно-деятельностный аспект включает не только потребность учащихся в конкретной деятельности, но и активность школьников в овладении профессией.
Таким образом, П.и. представляется как модель, сравнительно легко поддающаяся управлению посредством различных социальных и педагогических воздействий.
Факторы, влияющие на возникновение и формирование П.и., принято разделять на две группы: факторы «стихийного управления» и непосредственно профориентационные факторы. К «стихийным» относятся как объективные (факторы макросреды, демографические и экономические особенности региона), так и субъективные, связанные с особенностями личности. Первые из них определяют направление профориентационной работы, вторые – раскрываются, учитываются и изучаются в процессе подготовки к выбору профессии на комплексной, интерактивной основе.
К специфическим факторам профориентационного воздействия на формирование П.и. школьников относится система научно обоснованных педагогических средств, технологий, развивающих и обучающих процедур.
Выделяются различные уровни П.и. Первоначальный уровень, когда интерес является слабым, неглубоким, ситуативным и определяется, в основном, внешними факторами, легко возбуждается эмоциональными моментами, привлекательными сторонами профессиональной деятельности, но столь же быстро «угасает», не находя повторногоэмоционального подкрепления. Для среднего уровня интереса профессия воспринимается как важная и нужная, учащиеся соглашаются принимать участие в работе соответствующих кружков, факультативов, однако волевые усилия в овладении профессией отсутствуют. Таких учащихся необходимо обеспечить соответствующей посильной деятельностью (творческие и проблемные задания и т.п.), развивать у них соответствующие способности, помещать в благоприятную для развития интереса среду. Для высокого уровня П.и. характерна его непосредственная связь с жизненными планами и ценностными ориентациями школьника. С такими учащимися проводится работа по дальнейшему развитию их способностей для перевода интереса в склонность. Поскольку учащиеся обладают устойчивым стремлением приобрести соответствующую профессию, необходимо создать условия по получению соответствующего профессионального образования, помочь выбрать специализацию, развивать систему ценностных ориентаций учащихся.
Лит.: Крягжде С.П. Психология формирования профессиональных интересов. – Вильнюс, 1981.
Е.Н. Землянская
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.