Интерес профессиональный

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Интерес профессиональный
положительное эмоционально окрашенное отношение к предпочитаемому виду трудовой деятельности.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
сложный комплекс психических свойств и состояний, стимулирующих деятельность человека, связанную с избираемой профессией, и проявляющийся в избирательной познавательной, эмоциональной и волевой активности при встрече с различными объектами и явлениями окружающей действительности. При этом понятие «профессиональный интерес школьника» рассматривается не как интерес, возникающий на основе профессионального опыта, а как интерес к той или иной профессиональной деятельности, на основе которого может осуществляться в дальнейшем профессиональное самоопределение школьника (см. Развитие интересов, склонностей и способностей).
Понятие П.и. тесно связано с такими понятиями, как способности, мотивы, убеждения и т.п. П.и. ни в коей мере не следует рассматривать как сугубо врожденное «биологическое» свойство личности, главенствующими факторами в его формировании и возникновении остается социальная микро- и макросреда. П.и. как психическое явление образуется под влиянием социальных факторов в тесной связи с врожденным и приобретенным ранее.
В структуре П.и. выделяются познавательный, эмоциональный, волевой и потребностно- деятельностный компоненты: познавательный компонент П.и. обусловлен стремлением школьников глубже узнать о содержании профессиональной деятельности; эмоциональный компонент характеризует отношение школьников к определенному роду деятельности как положительное, устойчивое и длительное состояние; волевой аспект П.и. предполагает уверенность школьников в преодолении трудностей в овладении профессией;
Потребностно-деятельностный аспект включает не только потребность учащихся в конкретной деятельности, но и активность школьников в овладении профессией.
Таким образом, П.и. представляется как модель, сравнительно легко поддающаяся управлению посредством различных социальных и педагогических воздействий.
Факторы, влияющие на возникновение и формирование П.и., принято разделять на две группы: факторы «стихийного управления» и непосредственно профориентационные факторы. К «стихийным» относятся как объективные (факторы макросреды, демографические и экономические особенности региона), так и субъективные, связанные с особенностями личности. Первые из них определяют направление профориентационной работы, вторые – раскрываются, учитываются и изучаются в процессе подготовки к выбору профессии на комплексной, интерактивной основе.
К специфическим факторам профориентационного воздействия на формирование П.и. школьников относится система научно обоснованных педагогических средств, технологий, развивающих и обучающих процедур.
Выделяются различные уровни П.и. Первоначальный уровень, когда интерес является слабым, неглубоким, ситуативным и определяется, в основном, внешними факторами, легко возбуждается эмоциональными моментами, привлекательными сторонами профессиональной деятельности, но столь же быстро «угасает», не находя повторногоэмоционального подкрепления. Для среднего уровня интереса профессия воспринимается как важная и нужная, учащиеся соглашаются принимать участие в работе соответствующих кружков, факультативов, однако волевые усилия в овладении профессией отсутствуют. Таких учащихся необходимо обеспечить соответствующей посильной деятельностью (творческие и проблемные задания и т.п.), развивать у них соответствующие способности, помещать в благоприятную для развития интереса среду. Для высокого уровня П.и. характерна его непосредственная связь с жизненными планами и ценностными ориентациями школьника. С такими учащимися проводится работа по дальнейшему развитию их способностей для перевода интереса в склонность. Поскольку учащиеся обладают устойчивым стремлением приобрести соответствующую профессию, необходимо создать условия по получению соответствующего профессионального образования, помочь выбрать специализацию, развивать систему ценностных ориентаций учащихся.
Лит.: Крягжде С.П. Психология формирования профессиональных интересов. – Вильнюс, 1981.
Е.Н. Землянская

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
561.70 кб

Содержание понятия «Профессиональный интерес»

Копытов А.Д.
Читать PDF
6.58 мб

Интересные факты о профессиональном образовании

Читать PDF
209.34 кб

Профессиональный интерес как педагогическая проблема

Потемкин А. Д.
В статье рассматривается влияние инновационной деятельности студентов на развитие профессиональных интересов, где профессиональный интерес выступает фактором развития личностных образований, что в свою очередь, влияет на совершенс
Читать PDF
254.61 кб

Сущность и структура понятия «Профессиональный интерес»

Байтимирова Айгуль Тохмииловна
В статье раскрываются сущность и структура понятия «профессиональный интерес». Дается анализ термина «интерес», предлагаются различные точки зрения ученых на трактование профессионального интереса.
Читать PDF
346.69 кб

Развитие профессионального интереса у сельских школьников

Бадашкеев М.В.
В данной статье рассматриваются проблемы развития профессионального интереса у сельских школьников к будущей профессиональной деятельности, выявляются организационно-педагогические условия процесса развития профессиональных интере
Читать PDF
96.92 кб

Становление стойкого интереса к профессиональной деятельности

Буякас Татьяна Марковна
В статье представлены результаты исследования, проведенного автором на основе студенческих работ, выполненных в рамках спецкурса «Психология самоопределения личности» на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Читать PDF
656.45 кб

Пути и средства формирования профессиональных интересов школьников

Копытов А.Д.
Читать PDF
553.58 кб

Сущность и основные понятия познавательно-профессионального интереса

Шамсиддинова Эльмира Мухаммаджоновна
В статье рассматриваются сущность и основные понятия познавательно-профессионального интереса к обучению и приобретаемой профессии у учащихся профессиональных колледжей. Раскрыто понятие «познавательно-профессиональный интерес».
Читать PDF
846.98 кб

Критерии реализации интересов человека в профессиональном образовании

Гринкруг Л. , Фишман Б.
Читать PDF
188.29 кб

Типы профессиональной направленности и познавательные интересы студентов

Коваленок Татьяна Петровна, Крыжановская И. В.
Рассматривается связь типа профессиональной направленности, диагностированного методикой Е.А.
Читать PDF
284.06 кб

Технология управления формированием профессиональных интересов студентов

Немыкина Анна Леонидовна
В статье рассматривается технологический подход к формированию и развитию профессиональных интересов студентов вузов.
Читать PDF
267.82 кб

Интерес к будущей профессиональной деятельности как категория педагогики

Кузьмин Андрей Михайлович, Сазонов Игорь Юрьевич, Тарасевич Игорь Владимирович
Целью представленного в статье исследования было изучение интереса к будущей профессиональной деятельности у студентов вуза.
Читать PDF
1.21 мб

РОЛЬ ИНТЕРЕСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО РАБОЧЕГО

Сторож Роман Иванович
В статье рассматриваются стадии профессионального становления человека, понятия профессионального интереса, личностного и профессионального самоопределения, а также роль профессионального интереса в профессиональном становлении кв
Читать PDF
4.29 мб

Профессиональный интерес курсантов как побудительная причина к самообразованию

Л.В. Озерная
Читать PDF
3.69 мб

О влиянии пола и порядка рождаемости на формирование профессионального интереса

Грошев Игорь Васильевич, Евдокимова Ирина Валерьевна
The article looks at the notion of vocational interest and the factors affecting its formation as well as professional choice. The authors conclude that gender differentiates interest in a certain profession.