ИНТЕРЕС к обучению

Найдено 1 определение
ИНТЕРЕС к обучению
один из доминирующих мотивов учения. И. определяется прежде всего содержанием изучаемого материала. Учащемуся интересно учиться тогда, когда он узнает для себя новое, ранее неизвестное. Этим новым могут быть не только неизвестные ранее факты, события, закономерности и т.д., но и новые аспекты уже изученного. Поддержание и развитие И. учащихся во многом зависит от общей обстановки ведения занятий, общей обстановки учения в целом. Очень важно, чтобы на всех уроках царил дух оптимизма, доброжелательности и бодрое настроение учащихся и их учителей. В плохом настроении учиться и трудно, и неинтересно, материал усваивается тяжело, быстро забывается, учащийся легко отвлекается от дела.
И. всегда связан с новым, с новизной. Новый учебный год, новый предмет, новый раздел учебного материала, новый способ работы, новый станок, новый инструмент, новое наглядное пособие или ТСО – все это непроизвольно вызывает И. и привлекает. Опытные педагогики как можно чаще сталкивают учащихся с новым, неожиданным, раскрывают новизну, всегда создают атмосферу ожидания нового, еще более интересного. Говоря о новом, следует особо подчеркнуть те огромные возможности для развития И. к учению, которые имеет перспектива широкого внедрения в учебный процесс современной электронно-вычислительной техники, компьютеров, обучение учащихся работать с их применением.
Важным средством возбуждения, поддержания и развития И. учащихся является использование «эффекта удивления», создание необычной ситуации. Опытные преподаватели обычно используют такие приемы при создании исходных проблемных ситуаций.
Особое место в решении проблемы познавательного И. принадлежит такому педагогическому средству, как занимательность. Занимательный материал не только внешне привлекает внимание, но и активизирует внутреннюю, познавательную деятельность учащихся. Работа с ним требует достаточно прочных знаний, обязательно сочетается с вопросами «Почему?», «Как?», «Что будет, если..?» Однако в любом случае занимательность не имеет ничего общего с развлекательностью, с желанием упростить предмет.
Интересно учить – это не только учить интересному. Педагогическое мастерство, искусство преподавателя в том, чтобы любое содержание предмета подать живо, убедительно, воздействовать при этом не только на ум, но и на чувства учащихся. Путь к развитию И. – только через чувство, через эмоции. И. и эмоции учащихся имеют двойную связь. Эмоциональные проявления являются верным признаком, показателем познавательного И. И наоборот, отсутствие эмоций свидетельствует об отсутствии И.
Эмоции учащихся, благоприятная эмоциональная обстановка их деятельности способствует возникновению И., обеспечивают эффективное протекание познавательного процесса.
Рассматривая средства поддержания и развития учебного И. учащихся, необходимо подчеркнуть тесную взаимосвязь познавательного И. и активности учащихся в процессе обучения. С одной стороны, И. к учению является внутренней причиной, побуждением к активной познавательной деятельности учащихся, с другой – интересно учиться только в условиях активной познавательной деятельности.
Вместе с тем далеко не всегда И. может и должен всецело предопределять движение учащихся к познанию, к овладению знаниями и умениями. Учение с увлечением – это вовсе не учение с развлечением. Учение – это тяжелый умственный труд, требующий большого упорства, настойчивости.
Лит.: Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. – М., 1971; Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. – М., 1985; Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. – М., 1986.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Похожие термины: